Системы и схемы сертификации: область применения

Система сертификации– совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.

Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Для регистрации системы добровольной сертификации в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию представляются:

· свидетельство о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя;

· правила функционирования системы добровольной сертификации;

· изображение знака соответствия, применяемое в данной системе добровольной сертификации, если применение знака соответствия предусмотрено, и порядок применения знака соответствия;

· документ об оплате регистрации системы добровольной сертификации.

Регистрация системы добровольной сертификации осуществляется в течение пяти дней с момента представления документов, предусмотренных для регистрации системы добровольной сертификации, в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. Порядок регистрации системы добровольной сертификации и размер платы за регистрацию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Плата за регистрацию системы добровольной сертификации подлежит зачислению в федеральный бюджет.

Отказ в регистрации системы добровольной сертификации допускается только в случае непредставления соответствующих документов или совпадения наименования системы и (или) изображения знака соответствия с наименованием системы и (или) изображением знака соответствия зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации. Уведомление об отказе в регистрации системы добровольной сертификации направляется заявителю в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в регистрации этой системы с указанием оснований для отказа. Отказ в регистрации системы добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке.

Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Порядок применения такого знака соответствия устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации. Применение знака соответствия национальному стандарту осуществляется заявителем на добровольной основе любым удобным для заявителя способом в порядке, установленном национальным органом по стандартизации.

При сертификации процедура проверки соответствия продукции стандартам может проводиться по различным схемам в зависимости от того, насколько детально участники сертификации желают проконтролировать результат работы. Отличие схем друг от друга состоит в том, что отдельные доказательства соответствия продукции стандартам применяются в разной комбинации. Контрольные испытания могут проводиться с выборкой образцов или с контролем каждого образца. Может параллельно с контролем образцов проводиться контроль производства. Образцы могут отбираться либо со склада на производстве, либо у продавца. Таким образом, можно определить, как влияет процесс транспортировки или хранения на качество продукции. При сертификации может быть предусмотрен периодический инспекционный контроль с целью выявления стабильности показателей качества производства.

В таблице 1 приведены различные схемы сертификации, в которых жесткость испытаний, а значит надежность и стоимость, возрастают при переходе от схемы № 1 к последующим схемам – до схемы № 8.

Таблица 1 – Схема сертификации продукции



Номер схемы Испытания Проверка производства Инспекторский контроль
Испытания типового образца
Испытания типового образца Анализ состояния производства
Испытания типового образца Испытания образцов, взятых у продавца
Испытания типового образца Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у продавца. Анализ состояния производства
Испытания типового образца Испытания образцов, взятых у изготовителя
За Испытания типового образца Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у продавца. Анализ состояния производства
Испытания типового образца Испытания образцов, взятых у продавца и у изготовителя
Испытания типового образца Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у продавца и у изготовителя. Анализ состояния производства
Испытания типового образца Сертификация производства или системы качества у изготовителя Испытания образцов, взятых у продавца и у изготовителя. Контроль функционирования системы качества.
Рассмотрение заявки-декларации с прилагаемыми документами Сертификация системы качества у изготовителя Контроль за стабильностью системы качества
Испытания партии
Испытания каждого образца
Рассмотрение декларации о соответствии
Рассмотрение заявки-декларации с прилагаемыми документами Анализ состояния производства
Рассмотрение заявки-декларации с прилагаемыми документами Испытания образцов, взятых у изготовителя и продавца
10а Рассмотрение заявки-декларации с прилагаемыми документами Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у продавца и у изготовителя. Анализ состояния производства

Схемы 1-6 и 9а-10а применяются при сертификации серийно выпускаемой продукции, схемы 7, 8, 9 – при сертификации выпускаемой партии или единичного изделия. Схему 1 рекомендуют использовать при ограниченном объеме реализации и выпуска продукции. Схемы 1а, 2а, За, 4а, 9а и 10а рекомендуют применять вместо схем 1, 2, 3, 4, 9 и 10, если у органа сертификации нет информации о возможности изготовителя обеспечить стабильность характеристики продукции. Схема 5 является наиболее жесткой. Ее применяют в случае, если установлены повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемой продукции.

Схемы За, 4а и 5 обычно используют при проведении работ по добровольной сертификации продукции.

Схемы 9-10а введены недавно на основании опыта сертификации за рубежом. Если полученные в декларации вне сертификации документы прямо или косвенно подтверждают соответствие продукции установленным требованиям, то орган по сертификации может выдать сертификат на основе представленных документов и декларации соответствия без проведения дополнительных испытаний.

В процедурах оценки качества услуг должны приниматься несколько иные критерии, чем при оценке качества продукции.

Сертификация услуг осуществляется в той же последовательности, что и сертификация продукции, и предусматривает следующие этапы:

1. Подача заявки на сертификацию услуги.

2. Рассмотрение и принятие решения по заявке.

3. Оценка соответствия услуг установленным требованиям.

4. Принятие решения о возможности выдачи сертификата.

5. Выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия.

6. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.

Сравнивая содержание этапов сертификации продукции и сертификации услуг, в первую очередь следует обратить внимание на сущность этапа 3 (табл. 2) – оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям. Она включает в себя оценку выполнения работ и оказания услуг и проверку результатов работ и услуг. Итоги первой процедуры отражают в актах, итоги второй – в протоколах испытаний.

Если при сертификации продукции использовалось 16 схем, то при сертификации услуг используют всего лишь семь схем, приведенных в таблице 2.

Таблица 2 – Схемы сертификации работ и услуг

Номер схемы Оценка выполнения работ, оказания услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Инспекционный контроль
Оценка мастерства исполнителя работ и услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль мастерства исполнителя
Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг
Анализ состояния производства Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль состояния производства
Оценка организации предприятия Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль соответствия установленным требованиям
Оценка системы качества Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль системы качества
б Оценка системы качества Рассмотрение заявки-декларации с прилагаемыми документами Контроль качества выполнения работ, оказания услуг
Оценка системы качества Рассмотрение заявки-декларации с прилагаемыми документами Контроль системы качества

По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя работ и услуг и контролируют его при инспекционном контроле. Данную схему применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлено мастерством исполнителя (например, экскурсовода, парикмахера, массажиста, педагога и т.д.).

По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг и контролируют процесс выполнения работ, оказания услуг при инспекционном контроле. В зависимости от сложности процесса оценивают:

· полноту и актуализацию документации, устанавливающей требования к процессу;

· оснащение необходимым оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и другими, а также их соответствие установленным требованиям;

· метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, материальное, правовое, техническое и другое обеспечение;

· безопасность и стабильность процесса;

· профессиональную компетентность исполнителей работ и услуг, обслуживающего и производственного персонала.

Схему 2 применяют для оценки работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены стабильностью процесса выполнения работ и оказания услуг (например, услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, услуг химической чистки и крашения, услуг по перевозке пассажиров, медицинских услуг, услуг средств размещения, услуг общественного питания и др.).

По схеме 3 анализируют состояние производства, в том числе при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг. Данную схему применяют при сертификации производственных услуг.

По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) - исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям государственных стандартов. Итогом оценки организации (предприятия) может быть присвоение ему определенной категории (звезда гостиницы, класс ресторана, разряд ателье и др.).

По схеме 5 оценивают систему качества и контролируют ее при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг. Оценку системы качества (схемы 5 и 7) проводит эксперт по сертификации систем качества в соответствии с нормативными документами.

Схему 5 применяют при сертификации потенциально опасных работ и услуг (медицинских, туристских, по перевозке пассажиров и др.).

При наличии сертификата качества его учитывают при сертификации работ и услуг.

Схемы 6,7 основаны на использовании декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие работ и услуг установленным требованиям.

В декларации о соответствии исполнитель работ и услуг в лице руководителя организации или индивидуального предпринимателя заявляет, что выполняемые работы и оказываемые услуги соответствуют установленным требованиям.

Схему 6 применяют при сертификации работ и услуг, оказываемых по индивидуальным (неповторяющимся) заказам, выполняемых в небольших объемах организациями (предприятиями), зарекомендовавшими себя на отечественном или мировом рынках, как исполнители работ и услуг высокого уровня качества.

Схему 7 применяют при наличии у исполнителя системы оценки качества, включающей контроль всех требований, проверяемых при сертификации, что подтверждается выпиской из акта оценки системы качества.

При проверке результатов работ и услуг наиболее широко используются социологические и экспертные методы оценки. Для оценки материальных услуг широко используются инструментальные методы. Одной из особенностей сертификации работ и услуг является возможное отсутствие такого звена, как испытательная лаборатория. Такая ситуация часто встречается в сфере нематериальных услуг и в отдельных материальных услугах.

Аккредитация — это процедура, посредством которой уполномоченный орган официально признает возможность выполнения испытательной лабораторией или оуполномоченный орган официально признает возможность выполнения испытательной лабораторией или органом сертификации конкретных работ в заявленной области.

Аккредитация Региональных центров и Отраслевых органов сертификации ССК производится с целью установления готовности организаций, учреждений, общественных объединений — любых юридических лиц проводить работы по сертификации на необходимом уровне соответственно требованиям Системы ССК.

Целесообразно добиваться установления обязательного порядка проведения сертификации качества для производств:

· временно и тем более постоянно занимающих монопольное положение на рынке продукции данного региона (при наличии на рынке менее трех производителей) или

· назначающих гарантийный срок своей продукции менее 12 месяцев или

· бюджетно финансируемых или

· не проявляющих открыто для потребителя в рекламе, в другой форме — достаточно ясной и сопоставимой — все положительные и отрицательные свойства продукции. При этом разряд предприятия целесообразно указывать на вывесках, в рекламе и т.д.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется органами сертификации, испытательными лабораториями и центрами.

Орган по сертификации (ОС) выполняет следующие функции:

· привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в порядке, установленном Правительством РФ;

· осуществляет контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором;

· ведет реестр выданных им сертификатов соответствия;

· информирует соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;

· приостанавливает или прекращает действие выданного им сертификата соответствия;

· обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;

· устанавливает стоимость работ по сертификации на основе утвержденной Правительством РФ методики определения стоимости таких работ.

ОС несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертификации.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации (в России — Госстандарт) выполняет следующие функции:

· формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них;

· проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации;

· опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;

· готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;

· представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации и как национальный орган Российской Федерации по сертификации осуществляет межотраслевую координацию в области сертификации.

В работах по сертификации участвует ряд федеральных органов исполнительной власти. Госстандарт как национальный орган по сертификации осуществляет координацию их деятельности в этом направлении. Координация, как правило, проводится в форме соглашения, в котором регламентируется выбор системы сертификации, объекта сертификации, аккредитующего органа и пр. Например, такими органами, занимающимися вопросами сертификации, являются: Госсанэпидемнадзор Минздрава России, Департамент ветеринарии Минсельхозпрода РФ, Госстрой России, Госкомсвязи России, Госпожарнадзор МВД России, Российский Морской Регистр, Российский Речной Регистр, Российский Авиарегистр и пр.

Для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции или группы услуг создаютсяцентральные органы систем сертификации (ЦОС).

Например, функции ЦОС в системе сертификации систем качества и производства выполняет Технический центр Регистра систем качества, действующий в структуре Госстандарта России. Функции ЦОС по добровольной сертификации на соответствие требований государственных стандартов в Системе сертификации ГОСТ Р возложены на ВНИИ сертификации.

В обязанности ЦОСа входит:

· организация, координация работы и установление правил процедуры в возглавляемой системе сертификации;

загрузка...

· рассмотрение апелляций заявителей по поводу действия ОС, ИЛ (центров).

Главным участником работ по сертификации является эксперт — лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.От его знаний, опыта, личных качеств, то есть компетентности, зависят объективность и достоверность решения о возможности выдачи сертификата.

Добровольная сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации.

Органом по добровольной сертификации может быть юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, образовавшие систему добровольной сертификации, а также юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации на условиях договора с юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем, образовавшими данную систему.

Орган по добровольной сертификации:

· осуществляет подтверждение объектов добровольного подтверждения соответствия;

· выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;

· предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если присвоение знака соответствия предусмотрено системой добровольной сертификации;

· приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.

ИЛ несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям НД, а также за достоверность и объективность результатов.

Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром. Так, в стране широко известна деятельность Российского центра испытаний и сертификации «Ростест — Москва».

Принципы проведения сертификации продукции

В начале 90-х годов российский внутренний рынок стреми­тельно заполнялся различными товарами, в основном зарубеж­ного производства. Нередко обнаруживались случаи несоответ­ствия их качества российским требованиям и нормам, а также и недоброкачественность. Такая ситуация потребовала дейст­венных мер, и как единственная форма подтверждения соот­ветствия была введена обязательная сертификация. Практика, показав, что эта мера сыграла положительную роль, выявила и немало недостатков российской системы сертификации. Но следует учесть, что если сертификация за рубежом существует десятки лет, то в России ее возраст исчисляется шестью годами.

Потребность общества в радикальных переменах в эконо­мике, форсируемый переход к рыночным отношениям не дава­ли возможности быстро перестроить принципы сертификации сообразно современным международным правилам и нормам, хотя как правовое обеспечение, так и нормативное базирова­лось на рекомендациях и руководствах ИСО/МЭК. В послед­ние годы стало очевидным, что отставание практики россий­ской сертификации, ее организации, применение сертифика­ции в качестве единственного способа подтверждения соответ­ствия превратились в тормоз интеграции страны в мировую хозяйственную систему. Требования, предъявляемые к России в связи с вступлением в ВТО, также касались и сертификации.

Для решения данной проблемы разработаны меры, изло­женные в Концепции совершенствования системы сертифика­ции и перехода к механизму подтверждения соответствия*. Реа­лизация концепции дает возможность:

· найти приемлемый баланс между риском потребителя и издержками на сертификацию,

· создать благоприятный климат для добросовестных и за­конопослушных производителей и поставщиков товаров,

· обеспечить необходимые условия для вступления России в ВТО и др.

* Анализ Концепции и перспективных задач сертификации см. в гл. 17.

Положительным итогом сертификации в России является создание инфраструктуры сертификации и испытаний, которые базируются на Системе государственной стандартизации. Это важно потому, что переход к подтверждению соответствия пу­тем декларации изготовителя, по мнению специалистов Гос­стандарта, не потребует дополнительных бюджетных средств. Нужны время и осознание изготовителями их полной ответст­венности за свои заявления и декларации, что, видимо, и со­ставляет основную проблему.

Переход на новые принципы подтверждения соответствия потребует надлежащей правовой базы, внесения ряда дополне­ний и изменений во все законодательные акты, касающиеся сертификации, принятия этих актов, пересмотра нормативной базы сертификации и внедрения ее в практику. Конечно, для этого потребуется определенный период, в течение которого будет действовать нормативная база, обеспечивающая серти­фикацию, введенную в России в 1992 г.

Рассмотрим ее организационные и методические принципы:

· обеспечение достоверности информации об объекте сер­тификации;

· объективность и независимость от изготовителя и потре­бителя;

· профессиональность испытаний;

· исключение дискриминации по отношению к иностран­ным заявителям;

· право заявителя выбирать орган по сертификации и ис­пытательную лабораторию; ответственность участников сертификации;

· открытость информации о результатах сертификации или о прекращении срока (отмене) сертификата (знака) соответ­ствия;

· многообразие методов испытаний с учетом особенностей объекта сертификации, его производства и потребления;

· использование в деятельности по сертификации реко­мендаций и правил ИСО/МЭК, региональных организа­ций, положений международных стандартов и других международных документов;

· признание аккредитации зарубежных органов по серти­фикации и испытательных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия в РФ на основе многосторонних и двусторонних соглашений, в которых участвует Россия;

· соблюдение конфиденциальности информации, состав­ляющей коммерческую тайну;

· привлечение в необходимых случаях к работам по серти­фикации обществ потребителей.

На сегодняшний день сертификация охватывает более 75% наименований производимой в стране продукции.

По данным Госстандарта, номенклатура потенциально опасной продукции составляет 90%. Если базироваться на этих данных, то масштаб обязательной сертификации в России при­обрел бы совершенно несоизмеримую с мировой практикой ве­личину не только по объему, но и по затратам. Согласно зада­чам, которые определены Концепцией, к товарам, подлежащим обязательной сертификации, теперь будут отнесены только те, которые обладают наибольшей потенциальной опасностью. Очевидно, что для их выявления необходимо провести соответ­ствующую работу. На сегодняшний день в номенклатуру про­дукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, включены только те объекты, которые в соответствии с законо­дательством проходят сертификацию в системе ГОСТ Р под ру­ководством Госстандарта РФ. В номенклатуру входят товары для личных нужд граждан, продукция производственно-технического назначения и услуги тех же профилей. Головной организацией, которая составляет номенклатуру и вносит в нее требуемые коррективы, является ВНИИС.

загрузка...

Правила по проведению сертификации

Правила по проведению сертификации устанавливают об­щие рекомендации, которые применяются при организации и проведении работ по обязательной и добровольной сертифика­ции. Эти правила распространяются на все объекты сертифи­кации российского и зарубежного происхождения, а также мо­гут служить основой для организации систем сертификации однородной продукции.

Для обеспечения возможности признания российских сер­тификатов и знаков соответствия за рубежом правила и реко­мендации составлены в соответствии с действующими между­народными нормами и правилами, изложенными в руково­дствах ИСО/МЭК, международных стандартах ИСО, европей­ских стандартах, документах других международных и регио­нальных организаций, осуществляющих сертификацию.

Правила включают положения, касающиеся участников сер­тификации, проведения работ в области сертификации, систем сертификации однородной продукции.

Основные функции участников сертификации. Национальный орган по сертификации — Госстандарт России формирует госу­дарственную политику в области сертификации и устанавливает общие правила сертификации, проводит государственную реги­страцию систем сертификации, знаков соответствия, ведет их Государственный реестр. В ведении Госстандарта находятся все публикации, касающиеся официальной информации по всем вопросам сертификации.

Правила определяют основные действия и функции, кото­рые осуществляет Госстандарт РФ и другие государственные органы управления по созданию и работе систем сертификации однородной продукции. Они устанавливают процедуры прове­дения сертификации в рамках создаваемой системы, выбирают схемы сертификации, определяют центральные органы системы (если сами не выполняют функции центральных органов), раз­рабатывают правила аккредитации и выдачи лицензий, если система относится к обязательной сертификации; аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории и вы­дают им соответствующие лицензии.

Указанные выше государственные органы управления осуществ­ляют и контрольные функции: в их ведении находятся организация и проведение государственного контроля и надзора, а также оп­ределение порядка инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией. Госстандарт России выполняет функции и по международным связям в области сертификации: готовит предложения о присое­динении к международным (региональным) системам сертификации; имеет право заключать соглашения с международными и региональными организациями о взаимном признании результа­тов сертификации, а также сертификатов и знаков соответствия, протоколов испытаний. Госстандарт, как уже сказано выше, представляет Российскую Федерацию в международных и ре­гиональных организациях, занимающихся вопросами сертифи­кации.

Федеральные органы исполнительной власти, создавшие свои системы обязательной сертификации, имеют право выда­вать сертификаты соответствия и лицензии на использование знаков соответствия. При формировании систем обязательной сертификации Госстандарт РФ и другие государственные орга­ны управления решают вопросы состава, количества и геогра­фического размещения органов по сертификации и испыта­тельных лабораторий.

Организация работы по формированию системы сертифи­кации однородной продукции и руководство ею, а также коор­динация работы органов по сертификации и испытательных ла­бораторий в составе системы — основные задачи центрального органа каждой системы сертификации. Центральный орган так­же обязан разработать предложения по номенклатуре продук­ции, которая может сертифицироваться в руководимой им сис­теме; по совершенствованию фонда используемых в системе нормативных документов. В его компетенцию входит рассмот­рение апелляций, содержащих претензии к действию органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также веде­ние учета сертификатов, лицензий на использование знака со­ответствия, обеспечение информацией о системе.

Обязанности органа по сертификации включают: сертифика­цию продукции, выдачу сертификатов и лицензий на примене­ние знака соответствия; проведение инспекционного контроля за сертифицированной продукцией; отмену (приостановление) действия выданных им сертификатов и лицензий; формирование и обнов­ление фонда нормативных документов, на соответствие которым в системе сертифицируется продукция; предоставление заявителю запрашиваемой им информации.

Аккредитованная испытательная лаборатория занимается испытаниями конкретных видов продукции либо специализи­руется на проведении определенного типа испытаний, распо­лагая для этого нужным оборудованием, а также оформлением и выдачей протоколов испытаний.

Изготовители (продавцы, исполнители) продукции как участ­ники сертификации также должны знать и исполнять свои функции: составление заявки на проведение сертификации; представление продукции и необходимой документации к ней в соответствии с правилами той системы, где будет проводиться сертификация. Основное требование к изготовителям — обес­печение соответствия реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она серти­фицирована. На основании законодательных актов России, правил системы сертификации и выданной им лицензии изго­товители применяют знак соответствия, маркируя им свой то­вар. По истечении срока действия сертификата и знака соответ­ствия изготовитель (продавец) приостанавливает реализацию про­дукции, а если она не отвечает требованиям стандарта, на со­ответствие которому она сертифицирована, — прекращает (приостанавливает) ее производство.

Если изготовитель продукции вносит изменения в технологию производства и это отражается на параметрах качества сертифи­цированного товара, подлежащих обязательной сертификации, он обязан сообщить об этом органу по сертификации.

При проведении работ в области сертификации Госстандарт РФ рекомендует придерживаться следующих правил:

· Допускается аккредитация в качестве органов по обяза­тельной сертификации и испытательных лабораторий организаций любых форм собственности: частных, госу­дарственных, муниципальных и др. К этим организациям предъявляются требования компетентности и независимо­сти, что должно полностью исключить влияние со стороны изготовителя и потребителя на результаты испытаний и сертификации.

· Аккредитацию организуют и осуществляют Госстандарт России и другие федеральные органы исполнительной власти на основании результатов аттестации организаций, претендующих выполнять функции сертификацион­ных органов. Аттестацию проводят комиссии, в состав которых включают экспертов, представителей изготови­телей и обществ потребителей, научно-исследовательских организаций, территориальных органов Госстандарта, дру­гих государственных органов управления. Документ, кото­рый оформляется по результатам аккредитации, называ­етсяаттестатом аккредитации.

· В системе может быть аккредитовано несколько органов по сертификации одной и той же продукции. В таком случае заявителю предоставлено право выбора органа, который будет заниматься сертификацией его продукции.

· Орган по сертификации однородной продукции устанав­ливает схемы, по которым возможно сертифицировать продукцию в соответствующей системе.

· При положительных результатах сертификации орган по сертификации выдает сертификат соответствия и лицензию на применение знака соответствия. Последний может быть нанесен на тару (упаковку) самого товара, сопроводитель­ную документацию, а также на техническую документа­цию, которая поступает к покупателю вместе с товаром (инструкции по использованию и т.п.).

· Инспекционный контроль за центральными органами, органами по сертификации и испытательными лаборато­риями входит в функции Госстандарта и других государ­ственных органов управления, как уже отмечено выше. Если же схема сертификации включает инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, то его про­водят органы, осуществившие сертификацию. Общие правила инспекционного контроля за конкретными видами продукции содержатся в документах по системам сертифи­кации однородной продукции.

· Вся информация о центральных органах по сертификации, аккредитованных органах и испытательных лабораториях, утвержденных системах сертификации однородной про­дукции, аттестованных экспертах и т.п. содержится в Го­сударственном реестре, который ведет Госстандарт РФ.

Правила проведения работ по сертификации предусматри­вают возможность возникновения спорных ситуаций. В таких случаях любой участник сертификации имеет право обратиться в Госстандарт и другие федеральные органы исполнительной власти по профилю системы сертификации, в центральный орган или орган по сертификации однородной продукции с апелляцией. Апелляция должна содержать те вопросы, которые могут рассматривать указанные организации сообразно их ком­петенции, например, претензии к деятельности органов по сер­тификации и испытательных лабораторий, экспертов, вопросы выдачи и отмены сертификатов, лицензий на применение знаков соответствия и т.п.

Правила содержат отдельное положение по добровольной сертификации, четко оговаривающее функции юридического лица, которое выступает в роли органа по сертификации. Это юридическое лицо формирует струк

Наши рекомендации