Статья 29. Условия ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
1. Для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с её назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона.
Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенный режим отказа в пользу государства.
Для целей таможенного оформления продукции списки продукции, на которую распространяется действие абзаца первого на-стоящего пункта, с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации на основании технических регламентов.
2. Продукция, определяемая в соответствии с положениями абзаца второго п. 1 настоящей статьи, подлежащая обязательному подтверждению соответствия, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемая под таможенные режимы, которыми не предусмотрена возможность её отчуждения, выпускается таможенными органами Российской Федерации на территорию Российской Федерации без представления указанных в абзаце первом п. 1 настоящей статьи документов о соответствии.
3. Порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия и определяемой в соответствии с положениями абзаца второго п. 1 настоящей статьи и с учетом положений п. 2 настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации.
Комментарии.
1. Импортная продукция, на которую распространяется действие технических регламентов, должна иметь подтверждение соответствия по тем же правилам, что и продукция российских производителей.
В случае помещения продукции под таможенный режим отказа в пользу государства представление соответствующих документов не требуется.
Списки такой продукции, содержащие коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), утверждаются Правительством Российской Федерации.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности принята в качестве основы системы регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе таможенной статистики.
Коды ТН ВЭД являются обязательными реквизитами унифицированных форм документации при
- регистрации участников внешнеэкономической деятельности,
- лицензировании,
- квотировании,
- декларировании товаров,
- внешнеторговой статистической отчетности,
- таможенной статистике и в других документах
и основан на "Гармонизированной системе описания и кодирования товаров" и "Комбинированной номенклатуре ЕЭС".
ТН ВЭД представляет собой многоцелевой классификатор товаров, обращающихся в сфере внешнеэкономических связей и пересекающих таможенную границу Российской Федерации.
Общий объем ТН ВЭД в настоящее время составляет около 15 тысяч позиций.
2. Исключением из правила о необходимости подтверждения соответствия является продукция, которая не поступает в торговлю.
3. Правительство Российской Федерации определяет
- порядок ввоза импортируемой продукции, на которую требуется представление декларации о соответствии или сертификата соответствия, включающий срок хранения товаров под таможенным контролем,
- правила заполнения соответствующих реквизитов таможенной декларации,
- а также действия должностных лиц таможенных органов.
Статья 30. Признание результатов подтверждения соответствия
Полученные за пределами территории Российской Федерации документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Комментарии.
С целью сокращения времени и материальных затрат, необходимых для подтверждения соответствия, международным договором Российской Федерации могут предусматриватьсямеры доверия к результатам, полученным при подтверждении соответствия, осуществленном в стране-импортере.
В этом случае документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений могут быть признаны в нашей стране.
Глава 5.Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)
Статья 31. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)
1.Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется в целях:
- подтверждения компетентностиорганов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;
- обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
- создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).
2. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе принципов:
- добровольности;
- открытости и доступности правил аккредитации;
- компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;
- недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
- обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;
- недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;
- недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.
3. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Комментарии.
1. Аккредитация как признание, что физическое лицо или организация обладает достаточной компетенцией для выполнения конкретных работ в области оценки соответствия, - важнейший фактор функционирования системы оценки соответствия.
Он важен
- как для государственных органов, которые заинтересованы в высоком уровне доверия к сертификатам и иным документам, применяемым в этой области,
- так и для самих органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), которым необходимо демонстрировать свою честность, техническую оснащенность и компетентность.
Аккредитация - гарантия непредвзятости, независимости и компетентности.
2. Представленные в законе принципы, на основе которых осуществляется аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), обусловливают предъявление к аккредитующему органу ряда требований.
Это
- необходимость иметь определенный юридический статус, финансовую стабильность, права и ответственность, обеспечивающие защиту всех сторон, участвующих в деятельности по сертификации;
- необходимость располагать помещениями и средствами труда, необходимыми для его деятельности;
- иметь соответствующую организационную структуру, включающую систему обеспечения качества,
- располагать штатным персоналом, соответствующим направлению и объему работ по аккредитации.
Система обеспечения качества аккредитующего органа должна соответствовать области распространения системы аккредитации.
Она регламентируется Руководством по качеству, которое постоянно актуализируется ответственным сотрудником, подчиняющимся руководству аккредитующего органа.
Аккредитующий орган определяет порядок проведения аккредитации и регистрационных записей, процедуру рассмотрения жалоб.
3. Порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Создаваемая на основе закона система аккредитации в стране будет интегрирована в целях облегчения внешней торговли в европейскую и мировую системы.
В связи с этим комплект документов, регламентирующих систему аккредитации, должен быть гармонизирован с европейскими стандартами серии ЕN 45000.
Серия европейских стандартов ЕN 45000 имеет большое значение для ведения работ по сертификации.
Европейские стандарты этой серии определяют деятельность испытательных лабораторий, органов по сертификации продукции, систем качества, аттестации персонала и изготовителя, заявляющего о соответствии продукции требованиям стандартов.
Стандарты используют для укрепления доверия к лабораториям, органам по сертификации и декларациям поставщика о соответствии качества оборудования стандартам.
Европейский стандарт ЕN 45001 "Общие требования к деятельности испытательных лабораторий" базируется на руководствах ИСО/МЭК.
Стандарт предусматривает следующие требования для испытательных лабораторий:
- обязательное определение юридического статуса испытательных лабораторий;
- организации должны быть беспристрастными, независимыми и неприкосновенными;
- испытательные лаборатории должны быть компетентными для проведения соответствующих испытаний;
- в рамках организационной структуры они должны иметь технического руководителя, несущего ответственность за выполнение всех задач;
- наличие документированного положения, содержащего направления деятельности лаборатории;
- наличие специалистов, имеющих соответствующее образование, технические знания и опыт.
Лаборатории вменяется располагать всей необходимой документацией, касающейся опыта, уровня подготовки и степени квалификации персонала.
Лаборатория
- должна быть оснащена оборудованием для проведения испытаний,
- должна применять методы и процедуры, установленные в документах, в соответствии с которыми испытывают изделия;
- должна иметь систему регистрации результатов испытаний, расчетов, протоколов и систему, устанавливающую правила обращения с образцами, конфиденциальности и безопасности;
- должна сотрудничать с заказчиками и органами по аккредитации, предоставлять возможность их доступа при проведении испытаний и проверок.
Аккредитация регламентируется нормами на процесс ее выполнения и требованиями, предъявляемыми к органу по аккредитации.
Процесс аккредитации органов по сертификации установлен в стандарте ЕN 45002 "Общие требования при оценке (аттестации) испытательных лабораторий".
Деятельность органов по аккредитации регламентируется в стандарте ЕТ 45003 "Общие требования к органам по аккредитации лабораторий".
Стандарт ЕТ 45011 "Общие требования к органам по сертификации, проводящим сертификацию продукции" основан на международных документах по сертификации продукции.
Стандарт устанавливает основные положения, которым должен соответствовать орган по сертификации, чтобы быть признанным на национальном или европейском уровне.
Орган по сертификации должен быть беспристрастным и иметь:
- организационную схему, определяющую взаимодействие между испытательными, контрольными и сертификационными функциями;
- сведения об источниках финансирования;
- документированное описание учрежденных им систем сертификации, включающих основные правила и процедуры;
- документацию, определяющую его юридический статус.
Орган по сертификации должен
- иметь сведения о подготовке и профессиональном опыте персонала,
- иметь систему регистрации и протоколирования каждой процедуры сертификации, включая отчеты об испытаниях и инспекционном контроле.
Деятельность по испытаниям, которую осуществляет орган по сертификации, должна удовлетворять требованиям стандартов ЕN 45001 и ЕN 45002.
Орган по сертификации действует на основе руководства по качеству и обязан контролировать использование выданных им лицензий, сертификатов и знаков соответствия.
Обязательным условием функционирования органов по сертификации и испытательных лабораторий является соответствие нормам, регламентирующим их деятельность.
Требования к органам по сертификации заложены в стандарте ЕN 45012 "Общие требования к органам по сертификации, проводящим сертификацию систем обеспечения качества".
Стандарт ЕТ 45013 "Общие требования к органам по сертификации, проводящим аттестацию персонала" устанавливает общие требования, которые орган по аттестации должен соблюдать при аттестации персонала.
Орган по аттестации должен иметь:
- организационную схему, которая устанавливает связь между функциями по оценке и аттестации;
- сведения об источниках финансирования;
- документацию внутренней системы качества;
- документацию, определяющую его юридический статус.
Орган по аттестации должен располагать письменной информацией о квалификации, подготовке и профессиональном опытекаждого сотрудника.
Орган по аттестации должен иметь систему документации, регистрации каждой процедуры аттестации и контроля за аттестованным персоналом и руководство по качеству.
Он должен вести перечень аттестованных сотрудников, который должен быть доступен общественности с указанием области аттестации для каждого сотрудника, а также осуществлять контроль за использованием своих сертификатов компетентности.
Европейский стандарт ЕN 45014 "Общие требования к декларации поставщика о соответствии" устанавливает определенные требования к декларациям поставщиков.
Согласно этому стандарту поставщик может заявлять под свою ответственность о том, что его продукция находится в соответствии с конкретно обозначенным стандартом.
Поставщик должен контролировать все виды своей деятельности, влияющие на качество продукции, чтобы обеспечить безусловное выполнение всех требований нормативных документов, на которые он ссылается в декларации.
Декларирование производителя о соответствии товара требованиям установленных норм приобретает все большее значение.
Глава 6.Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов
Статья 32. Органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов
1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется
- федеральными органами исполнительной власти,
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
- подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора)).
2. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Комментарии.
1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется проведением проверок федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с планами проверок.
При составлении планов проверок учитываются
- установленные целевые задания и приоритетные направления государственного контроля (надзора),
- информация потребителей,
- информация реестров о продукции, прошедшей сертификацию.
2. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляют должностные лица органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 33. Объекты государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов
!1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
2. В отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.
3. При осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для соответствующих технических регламентов в порядке, предусмотренном п. 11 ст. 7 настоящего Федерального закона.
Комментарии.
1. В понятие "техническое регулирование" входят оценка соответствия продукции, процессов, работ и услуг установленным нормам, а также контроль за их соблюдением.
Оценкусоответствия продукции требованиям технических регламентов осуществляют уполномоченные органы на основе контрольных исследований (испытаний) и измерений исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
При этом может проверяться
- наличие декларации о соответствии или сертификата соответствия,
- их подлинность,
- правильность оформления и регистрации,
- срок действия,
- наличие документов о результатах инспекционного контроля,
- правильность применения знака обращения на рынке и
- доведение информации об оценке соответствия до потребителя продукции.
Нарушение изготовителем правил подтверждения соответствия может привести к реализации продукции без такого подтверждения соответствия, после истечения срока действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, приостановления или прекращения действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в реализации продукции, не соответствующей требованиям по безопасности, на соответствие которым она проверялась.
!2. Государственный контроль (надзор) осуществляется исключительно на стадии обращения продукции, т. е. в процессе её хранения,перевозки и реализации.
3. При осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов применяются те правила и методы исследований (испытаний) и измерений, которые установлены для соответствующих технических регламентов в порядке, предусмотренном п. 11 ст. 7 настоящего Федерального закона.
Статья 34. Полномочия органов государственного контроля (надзора)
1. На основании положений настоящего Федерального закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе:
- требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;
- осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;
- принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;
- приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;
- привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;
- принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.
2. Органы государственного контроля (надзора) обязаны:
- проводить в ходе мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, информировать о существующих технических регламентах;
- соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну;
- соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов и оформления результатов таких мероприятий, установленный законодательством Российской Федерации;
- принимать на основании результатов мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов;
- направлять информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в соответствии с положениями главы 7 настоящего Федерального закона;
- осуществлять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.
Комментарии.
1. Появление закона "О техническом регулировании" резко сужает сферу деятельности контрольных и надзорных органов.
Обязательному контролю и надзору будет подлежать соблюдение только нормативов, установленных техническими регламентами.
Настоящий закон предоставляет органам государственного контроля (надзора) право требоватьсоблюдения положений технических регламентов и на основе обнаруженных нарушений принимать решения.
В зависимости от характера обнаруженных нарушений этими решениями могут быть:
- требование от изготовителя документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов;
- проведение необходимых исследований (испытаний) и измерений;
- выдача предписания об устранении нарушений в установленный срок;
- запрет передачи продукции (после хранения на перевозку, после перевозки на реализацию), полное или частичное приостановление процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
- приостановка или прекращение действия декларации о соответствии или сертификата соответствия.
При выявлении органами контроля (надзора) существенных нарушений материалы проверок направляются в общественные организации или в соответствующие органы исполнительной власти.
Если эти нарушения повлекли причинение вреда здоровью человека, то согласно ст. 238 Уголовного кодекса Российской Федерации, к виновным может быть применено уголовное наказание.
2. Настоящая статья закона обязывает органы государственного контроля (надзора):
- проводить разъяснительную работу по применению законодательства о техническом регулировании, информировать общество о существующих технических регламентах;
- поскольку деятельность контроля может быть сопряжена с необходимостью работы с конфиденциальными сведениями, то контрольные органы должны соблюдать коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
- соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов;
- принимать меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов;
- направлять заинтересованным лицам информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов.
Статья 35. Ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов
1. Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лицорганов государственного контроля (надзора), органы государственного кон-роля (надзора) в течение месяца обязаны сообщить юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.
Комментарии.
1. Настоящей статьей закона введены положения об ответственности должностных лиц органов государственного контроля (надзора) за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей за соблюдением требований технических регламентов и в случае совершения противоправных действий (бездействия).
2. Закон обязывает органы государственного контроля (надзора) сообщать лицам, права и законные интересы которых были нарушены в процессе проведения контроля, о мерах, принятых в отношении виновных лиц.
Это положение с учетом обязанностей заявителя, перечисленных в статье 28, на законодательном уровне создает предпосылки для делового сотрудничестваконтролирующей и контролируемой сторон, защищает заявителя от предъявления к нему завышенных требований.
Глава 7. Информация о нарушении требований технических регламентов и отзыв продукции
Статья 36. Ответственность за несоответствие продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов
1. За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. В случае неисполнения предписаний и решений органа государственного контроля (надзора) изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. В случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Обязанность возместить вред не может быть ограничена договором или заявлением одной из сторон.
Соглашения или заявления об ограничении ответственности ничтожны.
Комментарии.
1. В статье отмечено, что изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя, далее в комментариях - изготовитель) за нарушение требований технических регламентов несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает, что при неисполнении предписаний и решений органа государственного контроля (надзора) изготовитель несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. В статье конкретизируются нарушения, подпадающие под действие законодательства Российской Федерации, которые отражают специфику деятельности в области контроля выполнения требований технических регламентов.
К ним относятся:
- нарушение требований технических регламентов;
- неисполнение предписаний и решений органа государственного контроля (надзора);
- причинение вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате нарушения требований технических регламентов;
- угроза причинения такого вреда.
При этом изготовитель обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде.
4. Закон устанавливает, что обязанность возместить вред не может быть ограничена договором или заявлением одной из сторон и никакиесоглашения или заявления потерпевшихне могут её отменить.
Статья 37. Информация о несоответствии продукции требованиям технических регламентов
1. Изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, обязан сообщить об этом в орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней с момента получения указанной информации.
Продавец (исполнитель, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), получивший указанную информацию, в течение десяти дней обязан довести ее до изготовителя.
2. Лицо, которое не является изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, вправе направить информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в орган государственного контроля (надзора).
При получении такой информации орган государственного контроля (надзора) в течение пяти дней обязан известить изготовителя (продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) о её поступлении.
Комментарии.
1. Лицо, имеющее отношение к изготовлению и реализации продукции - исполнитель, продавец или иностранный изготовитель, при получении информации о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов обязано в течение десяти дней с момента получения указанной информации сообщить об этом в орган государственного контроля (надзора).
Продавец (исполнитель, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), получивший указанную информацию, в течение десяти дней обязан довести ее до изготовителя.
2. Лицо, не имеющее отношения к изготовлению (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) и реализации продукции, например, приобретатель, общество по защите прав потребителя, которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, имеет право доводить информацию до сведения органа государственного контроля (надзора).
Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы граждане имеют в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Статья 38. Обязанности изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов
1. В течение десяти дней с момента получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, если необходимость установления более длительного срока не следует из существа проводимых мероприятий, изготовительобязан провести проверку достоверности полученной информации.
По требованию органа государственного контроля (надзора) изготовитель обязан представить материалы указанной проверки в орган государственного контроля (надзора).
В случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель обязан принять необходимые меры для того, чтобы до завершения проверки, предусмотренной абзацем первым настоящего пункта, возможный вред, связанный с обращением данной продукции, не увеличился.
2. При подтверждении достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель в течение десяти дней с момента подтверждения достоверности такой информации обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать её с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией.
Программа должна включать в себя мероприятия по оповещению приобретателей о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, а также сроки реализации таких мероприятий.
В случае, если для предотвращения причинения вреда необходимо произвести дополнительные расходы, изготовитель обязан осуществить все мероприятия по предотвращению причинения вреда своими силами, а при невозможности их осуществления объявить об отзыве продукции и возместить убытки, причиненные приобретателям в связи с отзывом продукции.
Устранение недостатков, а также доставка продукции к месту устранения недостатков и возврат её приобретателям осуществляются изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного