Информационное наполнение и использование сводной модели
Область применения
1.1 Настоящий стандарт предназначен для проектных организаций и групп, участвующих в разработке информационных моделей объектов инфраструктуры с помощью инструментов Autodesk Infrastructure Design Suite (AutoCAD Civil 3D, AutoCAD Map 3D, Autodesk InfraWorks, Autodesk Navisworks) и других решений компании Autodesk. При этом стандарт не ограничивает применение каких-либо других программных средств.
1.2 Настоящий стандарт содержит общие требования к информационным моделям объектов инфраструктуры и уровням их проработки, а также общие требования к координатному обеспечению работ.
1.3 Положения настоящего стандарта носят рекомендательный характер и могут быть использованы проектными организациями и группами для разработки собственных стандартов.
1.4 Цели разработки настоящего стандарта:
· аккумулировать лучшие мировые практики в области стандартизации BIM и максимально адаптировать эти знания для их практического применения в РФ;
· определить стандарты, параметры и практические рекомендации, обеспечивающие высокое качество и единообразное представление проектной информации;
· обеспечить правильность структуры папок и файлов проекта для организации эффективного обмена данными при коллективной работе.
1.5 Предполагается, что исполнение положений стандарта будет осуществляться специалистами, обладающими необходимым опытом и квалификацией.
1.6 Все положения настоящего стандарта носят рекомендательный характер и должны быть тщательно проанализированы перед их внедрением в текущие рабочие процессы. Авторы не несут ответственности за использование данных процедур и руководств.
Нормативные ссылки
При разработке настоящего стандарта использованы следующие стандарты и руководства по BIM:
· ISO/TS 12911:2012 Framework for building information modelling (BIM) guidance;
· BS 1192:2007 Collaborative production of architectural, engineering and construction information. Code of practice;
· Common InfraBIM requirements YIV2015 Vol. 1 – 3, Vol. 5.2;
· INTERIM ADVICE NOTE 184/14. Highways Agency Data & CAD Standard. Instructions on naming conventions, file types and data structures for the delivery and transfer of CAD / BIM files to the Highways Agency and its supply chain;
· Building Component Catalogue with Level of Development Specification (LOD), Version 2.0 / June 2015, MT Højgaard;
· ЗНАКИ ДЛЯ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ ПЛАНОВ. Масштабы 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500. – М.: Недра, 1989;
· ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в РФ. Стандарты организаций. Общие положения»;
· ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации».
3 Термины и определения
Информационная модель объекта инфраструктуры (BIM-модель): цифровое представление физических и функциональных характеристик объекта при помощи совокупности графических элементов и информации, служащее коллективным ресурсом знаний о проектировании в строительстве, эксплуатации и модернизации инфраструктурного объекта и представленное в структурированном и взаимосвязанном виде.
BIM-проект: проект инфраструктурного объекта, разработанный с применением технологий информационного моделирования (BIM).
Объекты инфраструктуры: рельеф, автомобильная дорога, инженерные сети, искусственные и гидротехнические сооружения.
Уровень проработки объекта (LOD): определяет полноту проработки объекта инфраструктуры в отношении состава и свойств элементов объекта.
Элементы объекта: части информационной модели объекта, представляющие компонент, систему или сборку (трассы, коридор, откосы, профиль, бордюры, элементы конструкции автомобильной дороги, элементы объектов искусственных и гидротехнических сооружений и прочее).
Сводная модель: модель, состоящая из соединенных между собой, но независимых друг от друга информационных моделей объектов инфраструктуры.
Среда общих данных (Common Data Environment – CDE):единый источник достоверной информации для всех участников проекта. CDE основана на процедурах и регламентах, обеспечивающих эффективное управление итеративным процессом разработки информационной модели и выпуска проектной документации для достижения полной интеграции и пространственной координации данных/информации от всех участников и от всех источников этой информации.
Рабочие данные: область среды общих данных, над которыми в данный момент ведется работа, которые еще не достигли уровня проработки, при котором файлы могут быть доступны и использованы как ссылка или задание, и которые еще не проверены и не утверждены для использования специалистами смежных дисциплин.
Общие данные: область среды общих данных, содержащая выверенные данные, предназначенные для постоянного обмена информацией на разных стадиях работы со специалистами смежных дисциплин. Данные из этой области используются для междисциплинарной координации и обнаружения коллизий.
Опубликованные данные:область среды общих данных, содержащая проверенные и утвержденные проектные данные, полученные из области общих данных.
Архивные данные: область среды общих данных, содержащая копии всех версий данных проекта.
Выявление коллизий:процесс обнаружения ошибок в проекте, возникших в результате геометрических пересечений, нарушения допустимых расстояний между элементами, логических связей между элементами, нормируемых параметров и др.
Кодирование информации: процесс преобразования и (или) представления данных. Применяется при наличии в организации системы классификации и кодирования объектов и элементов инфраструктурных проектов.
Код: система представления информации в виде данных, состоящая из набора условных знаков и правил присвоения им значений; числовое или символьное обозначение, определяющее тип объекта или элемента.
Поверхность:цифровое представление площадного участка, существующего или проектного рельефа.
Трасса:положение геометрической оси дороги в пространстве, отвечающее ее проектному положению на местности и определяемое горизонтальной проекцией (планом).
Конструкция: представленная в виде поперечного разреза сборка из типовых и/или пользовательских элементов, описывающих структуру дороги или любого линейно-протяженного объекта и его изменение на различных участках.
Коридор:3D-модель, пространственное положение которой обычно определяется взаимосвязанными друг с другом трассами, продольными профилями и конструкциями.
Цифровая модель местности (ЦММ):совокупность цифровой модели рельефа и ситуационного плана местности.
Пользовательский элемент конструкции: нестандартный элемент конструкции AutoCAD Civil 3D, созданный в Autodesk Subassembly Composer или с помощью инструментов программирования. Параметры поведения этого элемента конструкции определяет пользователь, создавший элемент.
Autodesk Subassembly Composer (SAC): дополнительный модуль AutoCAD Civil 3D, позволяющий создавать пользовательские элементы конструкции и тем самым существенно расширяющий функционал указанного программного обеспечения.
Файлы PKT: файлы, создаваемые в Autodesk Subassembly Composer (SAC), которые содержат в себе данные о пользовательских элементах конструкций. Файлы PKT импортируются в AutoCAD Civil 3D для получения пользовательских конструкций в модели AutoCAD Civil 3D.
Блок-схема SAC: совокупность элементов SAC, расположенных в Flowchart или в Sequence, имеющих связи и определяющих поведение пользовательского элемента конструкции.
Коды SAC: коды, задаваемые элементам блок-схемы, которые в AutoCAD Civil 3D фигурируют как коды точек, звеньев, фигур. Синтаксис записи кодов определяется кавычками (‘КОД’).
Тела AutoCAD (AutoCAD Solid): трехмерные объекты AutoCAD, полученные из различных программных комплексов.
LandXML:открытый стандартный формат представления данных на основе XML, применяемый в строительстве и геодезических работах. LandXML предоставляет пользователю формат данных для долгосрочного хранения в архивах и представления проектов в электронном виде. LandXML позволяет специалистам в области строительства обмениваться данными между различными приложениями на различных этапах проектирования и строительства.
DWG: формат файла, используемый для хранения двухмерных (2D) и трехмерных (3D) проектных данных и метаданных. Является основным форматом для системы автоматизированного проектирования Autodesk AutoCAD.
NWC: формат файла Autodesk Navisworks, через который осуществляется связь со сторонними форматами, такими как RVT, DWG, IFC и др. Формат NWC является ретранслятором информации из других форматов в усваиваемом для Autodesk Navisworks виде.
ADSK: файлы обмена информацией между продуктами Autodesk Revit и AutoCAD Civil 3D с одной стороны и Autodesk Inventor и Autodesk Revit – с другой.
DWT:файл шаблона AutoCAD Civil 3D.
4 Общие требования к информационной модели
4.1 Все BIM-модели должны быть разработаны с использованием только объектно-ориентированных элементов, таких как трассы, коридор, откосы и т.д., содержащих соответствующую параметрическую информацию.
4.2 Классификация объектов и элементов по типам должна быть выполнена с помощью кодирования этих объектов и элементов (при наличии в организации системы классификации и кодирования объектов и элементов инфраструктурных проектов).
4.3 Все объекты и элементы BIM-модели должны иметь габаритные размеры, соответствующие фактическим строительным элементам (исключение составляют элементы, представленные схематично в виде условных обозначений).
4.4 Объекты инфраструктуры различных дисциплин должны быть скоординированы относительно опорных точек.
4.5 Единицы измерения должны быть одинаковыми для всех информационных моделей объектов инфраструктуры. В качестве стандартной принимается метрическая система.
5 Общие требования к исходным данным
5.1 Все исходные материалы должны передаваться в согласованных с заказчиком форматах данных, допускающих полноценную работу с ними по чтению, печати и редактированию.
5.2 В качестве основного формата передачи данных в AutoCAD Civil 3D следует использовать LandXML.
5.3 Исходные данные должны предоставляться в форматах, с которыми может работать AutoCAD Civil 3D, и быть координированными относительно глобальной системы координат проекта.
5.4 Если данные не могут быть получены в нужном формате, их необходимо преобразовывать.
Геодезические данные
6.1 Геодезические данные следует представлять в виде файла или объектов AutoCAD согласно таблице 1.
Таблица 1. Исходные данные по геодезии
Вид исходных данных | Содержание исходных данных |
Файл | Номер точки Отметка земли Север Восток |
3D-грани | 3D-грани (3D faces) |
Горизонтали | Полилинии с присвоенной высотой |
Точки | Точки с присвоенной высотой |
6.2 В информационной модели геодезическая информация используется для создания поверхностей и элементов ситуации. В результате разработки данные объединяются в ЦММ.
Топографические символы
7.1 Для нанесения топографических символов и фигур на план данные должны быть представлены в виде текстовых файлов.
7.2 Топографические знаки кодируются в соответствии с документом «ЗНАКИ ДЛЯ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ ПЛАНОВ. Масштабы 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500» (М.: Недра, 1989).
7.3 В файлах необходимо указывать данные для каждого знака согласно таблице 2.
Таблица 2. Исходные данные для топографических символов
Вид исходных данных | Содержание исходных данных |
Точечный | Номер точки Отметка земли Север Восток Код |
Объектный (контурный) | Номер точки Связь Север Восток Отметка |
7.4 Данные о топографических знаках могут поступать в том же файле, что и геодезические данные.
Геологические данные
8.1 Геологические данные должны быть представлены в BIM-модели в виде поверхностей.
8.2 Необходимыми данными для формирования геологических поверхностей являются:
· номер/имя колонки;
· заглубление верха грунтового слоя;
· заглубление низа грунтового слоя;
· север;
· восток;
· уровень земли в точке;
· уровень грунтовых вод.
8.3 Дополнительно могут использоваться следующие данные:
· глубина колонки;
· состав (глина, песок и т.п.).
8.4 Каждому материалу грунта должен быть присвоен уникальный цвет. Цвета для грунтов задаются в дополнительном документе или техническом задании.
8.5 Геологические поверхности должны формироваться для низа и верха элемента колонки (грунта).
8.6 Формат имени поверхности следует назначать по следующей схеме:
<Поле1> _<Поле2> _<Поле3>
Поле1 – код (опционально);
Поле2 – название грунта. Допускается использование пробелов.
Поле3 – обозначение, указывающее на низ или верх слоя грунта.
Пример:
6001_Глина_низ
9 Требования к стадийности моделирования
и уровням проработки
9.1 Настоящий стандарт предполагает стадийную разработку информационных моделей объектов инфраструктуры на основе последовательных преобразований, приведенных в таблице 3.
9.2 Готовность BIM-модели определяется уровнем проработки объекта/элемента инфраструктуры согласно спецификации LOD (см. приложение A).
9.3 Готовность сводной модели, состоящей из множества специализированных BIM-моделей, определяется стадией разработки сводной модели.
9.4 Каждой стадии соответствует определенный тип(ы) BIM-моделей объектов, которые приведены в таблице 3.
9.5 Каждая стадия считается законченной, если объекты сводной модели соответствуют уровням проработки, приведенным в таблице 3.
Правила именования
Следующие правила и схемы именования представляют собой общий подход и рекомендации по разработке системы именований.
11.1 Рекомендации по классификации и кодированию объектов и элементов
11.1.1 Рекомендуется согласовать с заказчиком либо ввести внутри организации список объектов и элементов, которым необходимо присваивать коды с целью дальнейшего использования кодированной информации для проведения количественных и стоимостных расчетов. В этот список обязательно включаются следующие объекты и элементы:
· модели поверхностей;
· модели трасс;
· модели коридоров;
· модели сетей;
· произвольные модели.
11.1.2 Коды задаются для типов объектов или элементов в форме, приведенной
в таблице 4.
Таблица 4. Форма для записи списка кодов
Код | Тип объекта или элемента | Описание |
Пример кодирования:
Код | Тип объекта или элемента | Описание |
Черная поверхность | Поверхность, отражающая существующий рельеф | |
Трасса – осевая | Осевая линия |
11.1.3 Формат представления кодов должен согласовываться с заказчиком.
11.2 Правила именования объектов и элементов
11.2.1 В данном разделе приведены правила именования основных объектов и элементов.
11.2.2 Поверхность:
<Поле1>_<Поле2>_<Поле3>
Поле1 – код (опционально);
Поле2 – порядковый номер поверхности;
Поле3 – название поверхности.
Пример:
1000_1_Черная
11.2.3 Коридор:
<Поле1>_<Поле2>_<Поле3>
Поле1 – код (опционально);
Поле2 – порядковый номер коридора;
Поле3 – название коридора.
Пример:
3001_1_Главный
11.2.4 Трасса:
<Поле1>_<Поле2>_<Поле3>_<Поле4>
Поле1 – код коридора, в который включена трасса (опционально);
Поле2 – код трассы (опционально);
Поле3 – порядковый номер трассы;
Поле4 – имя трассы.
Пример:
3001_3011_1_Главная
11.2.5 Сети:
<Поле1>_<Поле2>
Поле1 – код (опционально);
Поле2 – порядковый номер сети.
Пример:
4001_1
11.2.6 Требования к именованию других объектов и элементов согласовываются с заказчиком.
11.3 Именование слоев
11.3.1 Система именования слоев сохраняется во всех шаблонах, разработанных для различных разделов и специальностей.
11.3.2 В имя слоя объекта или элемента обязательно включаются код и номер объекта, которому принадлежит слой.
Например, для характерной линии коридора:
<Поле1>_<Поле2>_<Поле3>
Поле1 – код коридора, к которому принадлежит данная характерная линия (опционально);
Поле2 – номер коридора, к которому принадлежит данная характерная линия.
11.3.3 Данные, записываемые в разделе <Поле3>, согласовываются в соответствии с внутренним стандартом организации относительно именования слоев. В случае отсутствия такого стандарта в <Поле3> следует включать описание элементов в слое.
Пример: 3001_1_Ось
11.4 Именование стилей
11.4.1 В процессе разработки шаблона AutoCAD Civil 3D редактируемые или создаваемые заново стили должны получать новые имена.
11.4.2 Имена формируются путем добавления префикса с сокращенным названием организации, для которой формируется шаблон. Разделителем между префиксом и названием стиля служит подчеркивание:
<Поле1>_<Поле2>
Поле1 – сокращенное название организации;
Поле2 – название стиля. Допускается использование пробелов.
Пример:
XXX_ Горизонтали проектные
11.4.3 При необходимости внести изменения или создать новый стиль не допускается редактировать существующий стиль. Для этого необходимо скопировать наиболее подходящий стиль и дать ему новое имя. Имя формируется путем добавления фамилии редактирующего сотрудника между префиксом названия организации и названием стиля:
<Поле1>_<Поле2>_<Поле3>
Поле1 – сокращенное название организации;
Поле2 – фамилия сотрудника, внесшего изменения;
Поле3 – название стиля. Допускается использование пробелов.
Пример:
XXX_ Иванов _ Горизонтали проектные
11.4.4 В случае создания нового стиля его имя формируется по той же схеме, что и для редактируемого стиля. Допускается добавление пояснительного суффикса к названию стиля через подчеркивание:
<Поле1>_<Поле2>_<Поле3>_<Поле4>
Поле1 – сокращенное название организации;
Поле2 – фамилия сотрудника, внесшего изменения;
Поле3 – название стиля. Допускается использование пробелов;
Поле4 – пояснительный суффикс.
Пример:
ХХХ_ Иванов _Горизонтали проектные_0.1м
11.5 Именование элементов конструкций (файлов PKT)
11.5.1 Для именования элементов конструкций используется три вида имен:
· имена в строке Subassembly Name в SAC;
· имена в названии файлов PKT;
· имена в Инструментальной палитре в AutoCAD Civil 3D.
11.5.2 Для всех трех видов имен рекомендуется использовать один и тот же тип именования (Базовое имя), но с учетом технических особенностей.
11.5.3 Базовое имя следует задавать по следующим правилам:
<Поле1>_<Поле2>
Поле1 – краткое описание функционала, вместо пробелов – подчеркивание. В случае включения этих элементов в список для кодирования в данное поле записывается код;
Поле2 – версия конструкции.
Пример без кода: ВыходНаРельефСКюветом_v1.01
Пример с кодом:
6011_v1.01
11.5.4 Для имен в строке Subassembly Name в SAC(вкладка Packet Settings) базовое имя должно быть изменено в соответствии с техническими ограничениями SAC. В частности, не допускается использование пробелов, точек, запятых и т.п. Поэтому базовое имя должно быть преобразовано в следующий вид: ВыходНаРельефСКюветом_v101.Если используется код, то изменений не требуется.
11.5.5 Для имен файлов PKT имеются ограничения, накладываемые только операционной системой. Соответственно допускается использование базового имени, без изменений.
11.5.6 В именах в Инструментальной палитре AutoCAD Civil 3D по умолчанию наследуются имена из строки Subassembly Name в SAC. Для максимальной наглядности и читаемости рекомендуется изменять имена в Инструментальной палитре путем замены подчеркивания на пробелы и другие знаки пунктуации:
Пример без кода: Выход на рельеф с кюветом v1.01
Пример с кодом:
6011 v1.01
11.6 Именование геодезических данных
11.6.1 Геодезия представляется объектами Civil 3D «Точка». Все точки чертежа должны быть сформированы в группы.
Для группы:
<Поле1>_<Поле2>
Поле1 – номер группы;
Поле2 – описание группы.
Для точки:
<Поле1>_<Поле2>
Поле1 – номер группы;
Поле2 – номер точки.
Номер группы соответствует группе, в которой будет расположена точка.
11.7 Именование свойств объектов и элементов
11.7.1 Любые нестандартные свойства, добавляемые к BIM-модели или элементу, должны именоваться соответственно их содержанию:
<Поле1>
Поле1 – название свойства.
Пример:
Этажи
Высота
11.7.2 Стандартными свойствами являются свойства, описанные в руководстве по работе с AutoCAD Civil 3D.
11.8 Именование материалов
11.8.1 Библиотека материалов имеет древовидную структуру:
Первый уровень:
<Поле1>
Поле1 – раздел библиотеки.
Пример:
Основная библиотека
Дополнительная библиотека
Второй уровень:
<Поле1>
Поле1 – категория.
Пример без кода:
Бетон
Трава
11.8.2 Вместо имен на втором уровне может использоваться код – в случае включения этих элементов в список для кодирования:
<Поле1>
Поле1 – код.
Пример с кодом:
4111
4211
11.8.3 Внутри категории может быть создано несколько подкатегорий.
Третий уровень:
<Поле1>
Поле1 – наименование элемента.
Пример без кода:
Рифленый
Блок
11.8.4 В случае использования кодов на втором уровне для элементов третьего уровня дерева коды наследуются:
<Поле1>_<Поле2>
Поле1 – код;
Поле2 – наименование элемента.
Пример с кодом:
4111_ Рифленый
4211_ Блок
12 Пространственное расположение
и координация
12.1 Инженерно-геодезические изыскания выполняются в системе координат, установленной в техническом задании. В практике инженерных изысканий в качестве системы плоских прямоугольных координат (Х, Y) применяют системы СК-42, СК-63, СК-95, МСК-хх и для высотной характеристики (Н) – единую Балтийскую систему высот 1977 года.
12.2 В настоящее время официально действующими системами координат в РФ являются СК-95 – для выполнения геодезических работ и МСК-хх – для выполнения кадастровых работ.
12.3 Переход в/из системы координат проекта
12.3.1 Для перехода из разных систем координат необходимо использовать функционал AutoCAD Map 3D, встроенный в интерфейс AutoCAD Civil 3D.
12.3.2 Алгоритм перехода из одной системы координат в другую должен осуществляться в следующей последовательности:
a) Создание текущей системы координат, если ее нет в библиотеке систем координат AutoCAD Map 3D.
b) Создание целевой системы координат в библиотеке систем координат AutoCAD Map 3D.
c) Назначение текущей системы координат в чертеже с текущими данными.
d) Назначение целевой системы координат в пустом чертеже.
e) Вставка данных из чертежа с исходными данными в пустой чертеж через инструмент запроса AutoCAD Map 3D.
12.3.3 Необходимо учитывать, что копирование данных из чертежей с разными системами координат не дает результата. Допускается только выполнение запроса AutoCAD Map 3D.
Рекомендации к шаблонам чертежа
13.1 Все данные о проекте в AutoCAD Civil 3D хранятся в DWG-чертеже. Поэтому схема хранения настроек AutoCAD Civil 3D имеет общую структуру с AutoCAD и заключается в работе с DWT-шаблоном.
13.2 Ключевым моментом для глобальных настроек системы является настройка расположения DWT-шаблонов для создания нового чертежа.
13.3 Не допускается расположение DWT-шаблонов на локальном рабочем месте.
13.4 Все шаблоны должны быть расположены в общедоступной сетевой папке. Права на редактирование может иметь только BIM-менеджер/координатор.
13.5 В глобальных настройках AutoCAD каждого рабочего места пользователя необходимо назначить сетевую папку расположения DWT-шаблонов и шаблона, на основе которого будет по умолчанию создаваться пустой DWG-чертеж.
13.6 В глобальных настройках AutoCAD необходимо указать шаблон для создания чертежа по умолчанию (команда БСОЗДАТЬ).
Типы DWT-шаблона
14.1 Рекомендуется создавать шаблоны на основе шаблонов из состава пакета адаптации для РФ AutoCAD Civil 3D (Russian Country Kit).
14.2 Не допускается разработка единого шаблона для всех специальностей. Рекомендуется разбивка шаблонов на следующие разделы:
· Изыскания. Префикс сокращения – ОИ;
· Генеральный план. Префикс сокращения – ГП;
· Автомобильные дороги. Префикс сокращения – АД;
· Железные дороги. Префикс сокращения – ЖД;
· Инженерные сети. Префикс сокращения – ИС;
· Базовый. Без префикса;
· Общий. Без префикса.
14.3 В качестве основы при создании шаблонов для специальностей, перечисленных
в п. 14.2, рекомендуется использовать следующие шаблоны из состава пакета адаптации для РФ AutoCAD Civil 3D (Russian Country Kit):
· ОИ – Survey_RUS.dwt
· ГП – GP_Roads_RUS.dwt
· АД – GP_Roads_RUS.dwt
· ЖД – Rails_RUS.dwt
· ИС – Pipes_RUS.dwt
14.4 Каждый из блоков должен включать в себя один шаблон или более. В состав шаблонов должны входить только те стили и совокупность настроек, которые необходимы вышеописанным специальностям.
14.5 Шаблон «Общий» состоит из всех стилей, всех актуальных шаблонов. Не рекомендуется к применению, необходим лишь для задач управления проектами.
14.6 Шаблон «Базовый» необходим для работ в рамках индивидуальных задач BIM-менеджера/координатора, направленных на получение нетиповых данных. В частности, для формирования различных однотипных объектов с полным отключением всех других объектов. Для этого в «Базовом» шаблоне все стили объектов выведены на слой «0». BIM-менеджер/координатор уже на основе этого шаблона формирует слои и методику именования нужных ему объектов, исходя из конкретной задачи.
Рекомендации по созданию пользовательских элементов конструкций в Autodesk Subassembly Composer
16.1.1 Для разработки пользовательских элементов конструкций рекомендуется применять дополнительный модуль AutoCAD Civil 3D – Autodesk Subassembly Composer (далее – SAC).
16.1.2 Каждый замкнутый элемент конструкции, для которого будет необходимо считать объемы, следует разрабатывать в отдельном Sequence или Flowchart с соответствующим именованием.
16.1.3 В обязательном порядке следует назначать коды для всех верхних Звеньев–элементов конструкции.
16.1.4 Коды Звеньев/Точек должны отражать назначение соответствующего элемента в модели дороги.
16.1.5 Коды элементов Фигур должны соответствовать стилям штриховки для фигур конструкции Civil 3D, сформированных в наборах кодов в AutoCAD Civil 3D.
16.1.6. Если подразумевается постоянное создание пользовательских элементов конструкций в SAC, рекомендуется создать в AutoCAD Civil 3D наборы кодов, учитывающие существующие и перспективные коды.
16.1.7 BIM-менеджеру/координатору рекомендуется создать методологию кодирования пользовательских элементов конструкций, которая учитывала бы все потребности проекта/организации. Полученная методология становится обязательной для всех конструкций, попадающих в библиотеку пользовательских конструкций проекта/организации.
16.1.8 Target и Input/Output параметры именуются в соответствии с их назначением.
16.1.9 Имена всех объектов, создаваемых в SAC, должны быть на русском языке либо на официальном языке проекта. Многоязычное именование запрещено. В именовании точек, звеньев и фигур допускается использование сокращений на английском языке, формируемых программой по умолчанию и/или неизменяемых. В частности:
· для точек: P1, P2, P3…
· для вспомогательных точек: AP1, AP2, AP3…
· для звеньев: L1, L2, L3…
· для вспомогательных звеньев: AL1, AL2, AL3…
· для фигур: S1, S2, S3…
· геометрия отступа (Offset Geometry): O1, O2, O3…
· цикл (Loop): LO1, LO2, LO3…
В то же время все эти элементы должны иметь коды на русском языке или на официальном языке проекта.
16.1.10 Для конструкций, входящих в библиотеку элементов конструкций, не допускается наличие точек, звеньев и фигур без кодов.
16.1.11 Методология именования точек, звеньев и фигур должна быть разработана BIM-менеджером/координатором в соответствии с требованиями проекта.
16.1.12 Элемент Decision имеет два решения: True и False. Оба они обязательно должны иметь имена-сценарии, обозначающие собой произошедшее событие.
16.1.13 Из-за технических ограничений SAC в именах целевых параметров (Target Parameters) и входящих/исходящих параметров (Input/Output Parameters) необходимо выставлять вместо пробелов нижнее подчеркивание «_». В связи с этим требуется всегда заполнять поля DisplayName развернутыми именами параметров, без нижнего подчеркивания.
16.2 Группировка объектов SAC
16.2.1 Для максимальной наглядности и читаемости блок-схемы конструкций обязательной является группировка объектов SAC. В частности, в элемент Flowchartдолжны быть помещены объекты блок-схем с ветвлениями и другими сложными элементами. А в элемент Sequence должны быть помещены блок-схемы со строго последовательным расположением элементов – например, слой пирога дорожной одежды, с фигурой.
Соответственно, в основном Subassembly Flowchart не рекомендуется располагать элементы из следующих групп:
· Geometry;
· Advanced Geometry;
· Auxiliary.
Все они должны быть сгруппированы в Flowchart или Sequence.
16.3 Внесение в библиотеку, хранение и сортировка элементов конструкций
16.3.1 Конструкции могут разрабатываться как BIM-менеджером/координатором, так и другими участниками проекта.
Внесение в библиотеку элементов конструкций, имеющих любое событие-предупреждение во вкладке EventViewer в SAC, запрещено!
Перед внесением любая конструкция проходит тестирование BIM-менеджером/координатором и проверяется на соответствие методологии кодирования.
16.3.2 Для постоянного доступа к библиотеке элементов конструкций хранение элементов конструкций должно быть организовано в сети, в общедоступной папке. Права на редактирование предоставляются только BIM-менеджеру/координатору.
На каждом рабочем месте должна быть создана отдельная палитра для работы с элементами библиотеки. Рекомендуется разбивать элементы по типу решаемых задач и каждый из типов располагать на отдельной вкладке-палитре.
Область применения
1.1 Настоящий стандарт предназначен для проектных организаций и групп, участвующих в разработке информационных моделей объектов инфраструктуры с помощью инструментов Autodesk Infrastructure Design Suite (AutoCAD Civil 3D, AutoCAD Map 3D, Autodesk InfraWorks, Autodesk Navisworks) и других решений компании Autodesk. При этом стандарт не ограничивает применение каких-либо других программных средств.
1.2 Настоящий стандарт содержит общие требования к информационным моделям объектов инфраструктуры и уровням их проработки, а также общие требования к координатному обеспечению работ.
1.3 Положения настоящего стандарта носят рекомендательный характер и могут быть использованы проектными организациями и группами для разработки собственных стандартов.
1.4 Цели разработки настоящего стандарта:
· аккумулировать лучшие мировые практики в области стандартизации BIM и максимально адаптировать эти знания для их практического применения в РФ;
· определить стандарты, параметры и практические рекомендации, обеспечивающие высокое качество и единообразное представление проектной информации;
· обеспечить правильность структуры папок и файлов проекта для организации эффективного обмена данными при коллективной работе.
1.5 Предполагается, что исполнение положений стандарта будет осуществляться специалистами, обладающими необходимым опытом и квалификацией.
1.6 Все положения настоящего стандарта носят рекомендательный характер и должны быть тщательно проанализированы перед их внедрением в текущие рабочие процессы. Авторы не несут ответственности за использование данных процедур и руководств.
Нормативные ссылки
При разработке настоящего стандарта использованы следующие стандарты и руководства по BIM:
· ISO/TS 12911:2012 Framework for building information modelling (BIM) guidance;
· BS 1192:2007 Collaborative production of architectural, engineering and construction information. Code of practice;
· Common InfraBIM requirements YIV2015 Vol. 1 – 3, Vol. 5.2;
· INTERIM ADVICE NOTE 184/14. Highways Agency Data & CAD Standard. Instructions on naming conventions, file types and data structures for the delivery and transfer of CAD / BIM files to the Highways Agency and its supply chain;
· Building Component Catalogue with Level of Development Specification (LOD), Version 2.0 / June 2015, MT Højgaard;
· ЗНАКИ ДЛЯ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ ПЛАНОВ. Масштабы 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500. – М.: Недра, 1989;
· ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в РФ. Стандарты организаций. Общие положения»;
· ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации».
3 Термины и определения
Информационная модель объекта инфраструктуры (BIM-модель): цифровое представление физических и функциональных характеристик объекта при помощи совокупности графических элементов и информации, служащее коллективным ресурсом знаний о проектировании в строительстве, эксплуатации и модернизации инфраструктурного объекта и представленное в структурированном и взаимосвязанном виде.
BIM-проект: проект инфраструктурного объекта, разработанный с применением технологий информационного моделирования (BIM).
Объекты инфраструктуры: рельеф, автомобильная дорога, инженерные сети, искусственные и гидротехнические сооружения.
Уровень проработки объекта (LOD): определяет полноту проработки объекта инфраструктуры в отношении состава и свойств элементов объекта.
Элементы объекта: части информационной модели объекта, представляющие компонент, систему или сборку (трассы, коридор, откосы, профиль, бордюры, элементы конструкции автомобильной дороги, элементы объектов искусственных и гидротехнических сооружений и прочее).
Сводная модель: модель, состоящая из соединенных между собой, но независимых друг от друга информационных моделей объектов инфраструктуры.
Среда общих данных (Common Data Environment – CDE):единый источник достоверной информации для всех участников проекта. CDE основана на процедурах и регламентах, обеспечивающих эффективное управление итеративным процессом разработки информационной модели и выпуска проектной документации для достижения полной интеграции и пространственной координации данных/информации от всех участников и от всех источников этой информации.
Рабочие данные: область среды общих данных, над которыми в данный момент ведется работа, которые еще не достигли уровня проработки, при котором файлы могут быть доступны и использованы как ссылка или задание, и которые еще не проверены и не утверждены для использования специалистами смежных дисциплин.
Общие данные: область среды общих данных, содержащая выверенные данные, предназначенные для постоянного обмена информацией на разных стадиях работы со специалистами смежных дисциплин. Данные из этой области используются для междисциплинарной координации и обнаружения коллизий.
Опубликованные данные:область среды общих данных, содержащая проверенные и утвержденные проектные данные, полученные из области общих данных.
Архивные данные: область среды общих данных, содержащая копии всех версий данных проекта.
Выявление коллизий:процесс обнаружения ошибок в проекте, возникших в результате геометрических пересечений, нарушения допустимых расстояний между элементами, логических связей между элементами, нормируемых параметров и др.
Кодирование информации: процесс преобразования и (или) представления данных. Применяется при наличии в организации системы классификации и кодирования объектов и элементов инфраструктурных проектов.
Код: система представления информации в виде данных, состоящая из набора условных знаков и правил присвоения им значений; числовое или символьное обозначение, определяющее тип объекта или элемента.
Поверхность:цифровое представление площадного участка, существующего или проектного рельефа.
Трасса:положение геометрической оси дороги в пространстве, отвечающее ее проектному положению на местности и определяемое горизонтальной проекцией (планом).
Конструкция: представленная в <