Последовательность отделов тонкой кишки
Последнее задание скорее похоже на вариант со свободно конструируемым ответом, чем на задание с ограничениями, в котором невозможны различные продолжения, приводящие к логически несоразмерным, подобранным по разным основаниям ответам. Конечно, при использовании подобного задания в тесте у преподавателей всегда возникают проблемы с оценкой результатов учеников.
Возможны ситуации, когда ответы в большинстве своем будут отличаться от планируемого эталона, но незначительно, поэтому их нельзя оценить как полностью неправильные. К тому же в ситуации неопределенности здесь виноват разработчик, а неконтролируемый ученик. Для коррекции задания в его текст необходимо внести уточнения, связанные с сужением объема проверяемого понятия и уменьшением за счет этого количества дополняемых слов в ответе. В результате подобных уточнений разработчик, несомненно, добьется ясности смыслового содержания заданий, но проиграет в краткости. Однако это неизбежно, поскольку каждое задание на дополнение 'с ограничениями с необходимостью должно порождать единственный правильный ответ.
Несмотря на видимые преимущества по сравнению с закрытой формой, основной сферой применения заданий на дополнение остается текущий контроль. Реже они используются в итоговом контроле из-за трудностей с проверкой, которая становится крайне трудоемкой, довольно субъективной и требует привлечения большого количества педагогов в случаях массового тестирования учеников.
4.4. задания на установление соответствия
В заданиях на соответствие преподаватель проверяет знание связей между элементами двух множеств. Слева обычно приводятся элементы задающего множества, содержащие постановку проблемы. Справа — элементы, подлежащие выбору, хотя возможно и иное расположение, как, например, в книге [43].
К заданиям прилагается стандартная инструкция, состоящая из двух слов: установите соответствие.
Например:
УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ
Назначение ![]() |
Задание 1
Название
1. Простая функция
аргументах
2. Сложная функция
аргументах
3. Неявная функция
4. Параметрически
заданная функция
Ответы: 1_ , 2__ , 3__ , 4__
![]() |
Ответы: 1) _, 2)_, 3)_, 4)_ |
Задание 2
Задание 3
Для случая, если радиус-вектор частицы определяется выражением
Характеристики Их числовое значение
1) путь частицы
за первые 2 с, м а) 20
2) модуль перемещения ' б) 500
за первые Юс, м в) 10
3) модуль скорости частицы г) 40
в момент времени/=1с,м/с д)300
Ответы: !)__, 2)__, 3)_
Задание 4
Моменты инерции относительно оси, проходящей через центр масс
1) однородного шара радиуса R
2) однородного шара радиуса R (ось перпендикулярна плоскости диска)
3) обруча радиуса R (ось перпендикулярна плоскости обруча)
Ответы: 1) _, 2)_, 3)_
Их числовые значения
б) mR3/2
в) mR2/3
г) 2mR2/5
д) mR2/2
е) mR4/5
Каждое задание завершается строкой ответов, в которой испытуемый проставляет на месте прочерков буквы, соответствующие выбранным элементам из правого множества. Как правило, одному элементу левого множества соответствует только один элемент правого, хотя возможны и другие варианты.
Иногда специфика содержания дисциплины приводит к соответствию, когда на один элемент левого множества приходится два, три и более правильных ответов из правого столбца. Например, в задании
Задание 5
Орган
1.Воздухоносные пути
2.Легкие
3.Воздухоносные околоносные пути
Ответы: 1__ , 2_ , 3
Функция
A. Звуковой резонатор Б. Газообмен
B. Голосообразование Г. Очищение воздуха Д. Проведение воздуха Е. Увлажнение воздуха Ж. Согревание воздуха
один и тот же орган может выполнять несколько функций, поэтому на каждую позицию в строке ответов можно вписать несколько букв.
Иногда встречаются попытки расширения соответствия на три и большее число множеств, как, например, в задании
Задание 6 Вид термообработки I. Отжиг |
Среда охлаждения А. Вода |
II. Нормализация Б. Воздух |
III. Отпуск |
В. Масло Г. Печь Д. Раствор соли |
Назначение
1.Снижение хрупкости закаливанием стали
2.Увеличение прочности
3.Увеличение твердости
1. Снижение твердости
2. Увеличение пластичности
Ответы: I _ и___ , II и___ , III и ___________
С одной стороны, приведенное выше задание ценно тем, что позволяет проверить умение испытуемого устанавливать связи между тремя множествами элементов. С другой стороны, задание довольно громоздко. Для его выполнения необходимо не только умение устанавливать связи, но и простая внимательность, которой так часто недостает даже знающим ученикам.
В определенном смысле задания на установление соответствия довольно близки к заданиям в закрытой форме. И в том, и в другом случае при их выполнении ученик совершает одно и то же действие — выбирает из числа предложенных преподавателем правильный ответ. Не случайно задания на соответствие легко переделываются в ряд заданий закрытой формы, а закрытые задания в том случае, когда они имеют к нескольким содержательным основам одно и то же множество ответов, можно трансформировать в два множества для установления соответствия.
Например, в задании на соответствие можно преобразовать закрытую форму фасетного задания 47 из разд. 4.1.
Задание 7
Картина
1) «Явление Христа народу»
2) «Демон»
3) «Отказ от исповеди»
Ответы: 1__ , 2_ , 3
Автор картины
A)И. Репин Б) А. Рублев
B)А. Иванов Г) М. Врубель
Интересен пример из англоязычной тестовой литературы [23], где ряд закрытых заданий 8-11 (правильный ответ отмечен звездочкой) преобразуется в задания на установление соответствия между двумя множествами.
Задание 8