Для болта с резьбой М20 нужна гайка
1)М24 2)М20 3)М18
Хотя пример может показаться невероятным, но он взят из жизни, такое задание действительно имело место у одного из авторов при создании теста.
Есть и другая крайность, когда задание чрезмерно усложняется. При этом теряются явные технологические преимущества тестового задания, и оно превращается в громоздкое контрольное задание без четко определенных эталонов правильного ответа. Именно по этому пути пошел автор теста по истории, фрагмент из которого — одно задание — приводится далее. При ближайшем рассмотрении каждому становится понятно, что задание не состоялось, хотя разрабатывалось, по замыслу автора, в форме закрытого задания теста.
Задание 146
Определите период, в котором имели место следующие исторические события:
1) 1917-1920 гг. 5) 1953-1964 гг.
2) 1921 -1929 гг. 4) 1940-1952 гг. 3)1930-1939 гг.
A. Корниловский мятеж с целью свержения Временного правительства А.Ф. Керенского.
Б. Провозглашение Н.С. Хрущевым лозунга «Догнать и перегнать Америку по производству мяса и молока».
B. Расстрел большевиками мирной народной демонстрации в поддержку Учредительного собрания.
Г. Смерть Сталина и арест Берии. Д. Образование СССР. Е. Дело «кремлевских врачей». Ж. Введение продналога и начало НЭПа. 3. Строительство завода «Уралмаш». И. Капитуляция Франции перед армией Гитлера. К. Введение продразверстки и политики «военного коммунизма».
И наконец, к неудачным можно отнести закрытые задания, для правильного ответа на которые требуется слишком много времени, хотя они, казалось бы, являются вполне тестовыми с точки зрения правильности формы. Эти, образно говоря, тестоподобные задания могут существенно усложнить работу ученика и не потому, что они слишком трудны, просто их выполнение либо требует обширных вычислений, либо связано с дополнительными выводами формул или доказательствами.
Если в тесте оказались такие задания и нет никаких временных ограничений на выполнение каждого задания теста, то вряд ли можно надеяться на то, что индивидуальные баллы учеников будут отражать их действительный уровень знаний. Это объясняется тем, что время, отпущенное на выполнение теста, обычно очень невелико, поэтому к выполнению части заданий ученики просто не успеют приступить, хотя вполне возможно, что в других условиях они успешно бы справились с пропущенной частью заданий теста.
Создание тестоподобных заданий, как правило, вызвано ошибочными представлениями разработчика о том, что любые фрагменты содержания учебной дисциплины можно отобразить в закрытой форме, хотя абсолютизировать возможности любой тестовой формы, в том числе и закрытой, нет никаких оснований. Например, не поддаются трансформации в форму тестовых задания, требующие обширных вычислений, доказательств, многословных описаний.
В некоторых случаях громоздкие традиционные контрольные задания до преобразования в тестовую форму необходимо предварительно упростить. Работа по упрощению обычно предполагает разукрупнение заданий с сохранением основных знаний и умений, необходимых для выполнения задания в его традиционной постановке.
Разукрупнение часто отождествляют с неким примитивизмом, не позволяющим, по мнению противников тестового контроля, осуществить углубленную проверку знаний и умений испытуемых, выявить знание причинно-следственных связей и проверить ряд сложных умений. На самом деле это не так. Если тестовое задание примитивно, то это следует отнести не к недостаткам тестового контроля, а к отсутствию должного уровня профессионализма у разработчика теста. Когда разработчик обладает достаточным опытом, в его заданиях проверяются различные умения.
Нередко в хороших тестах с помощью нескольких слов формулируются вопросы, для ответа на которые ученику приходится задействовать нестандартное мышление и осуществлять перенос знаний в незнакомую ситуацию, работать на продуктивном уровне и давать нестандартные ответы.
4.3. задания на дополнение
В заданиях на дополнение готовые ответы не даются: их должен придумать или получить сам ученик. Как и в случае закрытой формы, здесь также встречается разночтение при выборе названия. Иногда вместо термина «задания на дополнение» используют термины: «открытые задания» или «задания с конструируемым ответом», правда, последние два варианта, пожалуй, менее удачны.
Задания на дополнение бывают двух заметно отличающихся видов. Первый — с ограничениями, налагаемыми на ответы, возможности получения которых соответствующим образом определены по содержанию и форме представления. Второй — задания со свободно конструируемыми ответами, в которых учащиеся должны составить развернутый ответ в виде полного решения задачи с пояснениями или дать ответ в виде микросочинения — эссе.
В заданиях с ограничениями заранее определяется, что однозначно считается правильным ответом, и задается степень полноты представления ответа. Обычно он бывает достаточно кратким — одно слово, число, символ и т.д. Иногда — более длинным, но не превышающим двух-трех слов. Естественно, что регламентированная краткость ответов выдвигает определенные требования к сфере применения, поэтому задания первого вида в основном используются для оценки достаточно узкого круга умений учеников. Обычно с их помощью проверяют умения воспроизводить и применять знания в знакомой ситуации, а также выявляют уровень понимания изученного материала. В принципе, они годятся для оценки интеллектуальных умений учеников, хотя в последнем случае возникает ряд проблем в процессе разработки таких заданий теста.
Отличительная особенность заданий с ограничениями на дополняемые ответы заключается в том, что они должны порождать только один, запланированный разработчиком правильный ответ. Добиться этого зачастую трудно даже опытным разработчикам открытых заданий теста, хотя внешне создание заданий этой формы теста выглядит достаточно просто [ 11,43].
Автор мысленно формулирует вопрос, затем записывает четкий и краткий ответ, в котором на месте ключевого слова, символа или числа ставится прочерк. В силу однозначности правильного ответа, по крайней мере в тех случаях, когда ее удается реализовать, проверка результатов выполнения носит довольно объективный характер. Однако одно дело — теория, а совсем другое дело — практика. На практике неоднозначность ответов нередко затрудняет проверку результатов выполнения заданий на дополнение с ограничениями, налагаемыми на ответы.
Задания на дополнение кажутся ученикам более трудными, так как в них исключается догадка. Действительно, легче выбрать правильный ответ из предложенных, основываясь не столько на знаниях, сколько на интуиции, чем самому его сформулировать или найти в процессе решения поставленных проблем. Но именно это свойство делает задания на дополнение исключительно привлекательными для педагогов, особенно для тех, кто привык в своей работе опираться на традиционные средства контроля и не доверяет тестам.
Есть и недостатки. Они особенно заметны тем, кто занимается массовым тестированием в режиме компьютерной выдачи или проверки результатов выполнения теста. Эти недостатки связаны с трудностями, возникающими при оценке ответов учеников. Дописывая ответ на месте прочерка, ученик может выбрать синонимы пропущенного запланированного разработчиком слова или изменить порядок следования элементов в пропущенной формуле, что значительно затрудняет проверку и оценку результатов учеников.
При выполнении открытых заданий часто появляются частично правильные и правильные в разной степени ответы, поэтому к проверке приходится привлекать педагогов вместо использования технических средств и разрабатывать специальные соглашения об оценках.
Задания второго вида со свободно конструируемым ответом не имеют никаких ограничений на содержание и форму представления ответов. За отпущенное время ученик может писать что угодно и как угодно. Однако тщательная формулировка подобных заданий предполагает наличие эталона, в качестве которого обычно выступает наиболее правильный ответ с описывающими его характеристиками и признаками качества.
Несомненно, задания со свободным ответом во многом близки к традиционным контрольным заданиям и потому воспринимаются положительно абсолютным большинством педагогов. Они интересны и разнообразны в содержательном плане. С их помощью можно оценить умения, характеризующие познавательную деятельность учащихся разного уровня, выявить способы решения учебных задач, вычленить этапы мыслительного процесса и подвести итоги отдельных этапов, что особенно важно для анализа типичных ошибок учеников.
Характерные отличия двух видов открытой формы хорошо просматриваются на примере, где в форму заданий со свободным и ограниченным ответами закладывается один и тот же содержательный элемент.
Задание с ограниченным ответом:
Задание 1