В пищевой цепи, состоящей из организмов: горностай, слизень, обыкновенный уж, лягушка, листья — консументом первого порядка является
1)горностай
2) слизень
3) обыкновенный уж
4)лягушка
5) листья
При разработке любого тестового задания всегда заранее определяется то, что однозначно считается правильным ответом, и выбирается степень полноты ответов. Стремясь улучшить задание, неопытный разработчик часто делает правильный ответ более длинным или описывает его более полно. Причем эта тенденция к полноте правильных ответов, как правило, носит не единичный, случайный характер, а встречается в большинстве заданий теста.
Есть и другая крайность: разработчик делает правильные ответы предельно краткими, а в дистракторы добавляет дополнительную, часто избыточную информацию с целью затруднить испытуемому выбор и увести его в сторону от правильного ответа. Если эти тенденции носят стойкий характер, то они становятся понятны испытуемому после выполнения нескольких первых заданий теста. Как правило, ученики очень быстро улавливают разницу и выбирают правильный ответ с помощью догадки по признаку его полноты или краткости.
Если трудно написать все варианты ответов одинаковой длины, то лучше верный вариант сделать короче других, как, например, в задании 143, где правильным является достаточно короткий первый ответ. Явно выделяется четвертый вариант ответа, который приблизительно в пять раз длиннее остальных. В задании он выполняет функцию дистрактора, хотя, по-видимому, довольно неудачно, поскольку и по длине, и по конструкции существенно отличается от правильного первого ответа.
Задание 143
Сверхпроводящее состояние при данной температуре можно разрушить
А. Сильным магнитным полем
Б. Ударом в вертикальном положении В. Воздействием ультразвука
Г. Сверхпроводящее состояние, так же как и радиоактивность, от внешних условий не зависит, оно зависит лишь от вещества
Особого внимания заслуживают случаи, когда один из ответов сформулирован в виде «все перечисленные выше», или «все утверждения верны», или «ни один из перечисленных ответов», как, например, в задании 144, где неудачная формулировка предваряет ответы, хотя, по замыслу автора, должна была бы завершать.
Задание 144
Человек представляет собой
A. Все утверждения верны
Б. Субъект управленческой деятельности
B. Один из объектов исследования систем управления Г. Один из возможных элементов исследования
Источник появления подобных формулировок вполне понятен — это затруднения разработчиков с подбором нужного числа дистракторов к заданиям теста. И, как во всех остальных случаях, где дистракторы носят явно надуманный характер, подобные формулировки ухудшают качество заданий теста. Причины снижения эффективности заданий становятся вполне понятными, если проанализировать возможный ход рассуждений учеников, выполняющих задания теста, подобные приведенному выше.
При выполнении такого задания на выбор одного правильного ответа сообразительному ученику достаточно проанализировать лишь часть информации. Как только два правильных ответа найдены, остальные можно не читать и смело выбирать опцию «все ответы верны».
Возможна другая ситуация, когда ученик увидел в задании хотя бы один неправильный ответ. Тогда опция «все ответы верны» просто исключается из рассмотрения, и задание работает не с гипотетическим, а с меньшим числом ответов.
Аналогичные проблемы возникают при использовании в заданиях ответа «ни один из перечисленных». В этом случае возможны две ситуации, когда это словосочетание выполняет функции либо правильного, либо неправильного ответа. В первой ситуации, когда это правильный, искомый ответ, задание крайне неинформативно. Оно ничего не говорит о знаниях ученика, а лишь характеризует его способность исключить из рассмотрения заведомо неправильные ответы. Во второй ситуации, когда словосочетание играет роль дистрактора, оно, как правило, никем не выбирается, поскольку обычно любому ученику достаточно заметить в задании правильный или хотя бы похожий на правильный ответ.
В целом, конечно, тестовое задание не должно быть тривиальным, хотя, как показывает опыт общения с авторами заданий, некоторые считают тривиальность неотъемлемой чертой заданий в тесте. Как правило, эта точка зрения принадлежит противникам тестовых методов, которые в большинстве своем просто не знакомы со всеми возможностями тестов. По-видимому, к их числу принадлежал автор следующего задания.
Задание 145