Один из первых древнерусских монастырей, основанных братьями Антонием и Феодосией Печерскими,— это
A. Киево-Печерская лавра Б. Ильинский монастырь
B. Пскове-Печорский монастырь Г. Троице-Сергиева лавра
Зато в следующих трех примерах, где правильный ответ вынесен на первое место, успех ученика, обладающего сообразительностью, вполне закономерен.
Задание 131
Относительно законченный элемент деятельности"!
A. Действие Б.Движение
B. Мимика
Г. Перемещение
Задание 132
Политика «открытых дверей» японского менеджмента — это прежде всего
A. Открытые каналы общения с сотрудниками Б. Свобода инвестирования капитала
B. Создание новых филиалов и набор новых сотрудников Г. Лояльность и преданность всех сотрудников
Задание 133
Анализ религии как любой научной дисциплины требует подхода
A. Научно-исследовательского Б. Атеистического
B. Богооткровенного Г. Идеологического
В отдельных ситуациях вербальные ассоциации могут быть не вредны, а, наоборот, полезны. Одно дело, когда они способствуют угадыванию правильного ответа, и совсем другое дело, когда они привлекают внимание незнающих испытуемых к дистракторам, затрудняя угадывание правильного ответа, как, например, в задании 134.
Задание 134
Первые остатки австралопитеков были найдены в
1)Африке
2)Азии
1) Австралии
Здесь вопреки ожиданиям незнающих учеников правильным является не третий, а первый ответ. Удачно составлено задание 135.
Задание 135
«Приказами» называли
1) органы центрального управления
2) рассылаемые царем указы
3) документы, в которых записывались решения Земского собора
4) распоряжения Боярской думы
Здесь правильным является первый ответ, а вербальная ассоциация просматривается со вторым, неправильным ответом.
Конечно, в формулировках заданий встречаются и другие, менее типичные ошибки. Иногда попадаются случаи неудачного подбора дистракторов, как в задании 136.
Задание 136
Чтобы вскипятить чай, в электрический чайник налили 2 кг воды при температуре 20 °С. Сколько времени потребуется для этого, если сопротивление нагревательного элемента чайникав 100 Ом, а напряжение в сети 220 В? (Потерями энергии пренебречь.) Варианты ответов
1)140 с 2) 1400 с 3)25 мин.
4) 30 мин. 5) 0,5 ч
В нем четвертый и пятый ответы задают одно и то же время, выраженное в различных единицах измерения. Здесь намечается явное противоречие, поскольку с точки зрения требований формы не допускаются дистракторы, вытекающие один из другого и тем более совпадающие, как в данном примере. Улучшить задание довольно просто: достаточно исключить один из совпадающих дистракторов либо заменить его на другое значение ответа.
Задание 137
Кто является правопреемницей ГАТТ
A. ВТО
Б. ЮНКТАД
B. ООН Г. МВФ
Недостаток этого задания вполне очевиден: оно трудно читаемо. Благодаря сокращениям задание обрело краткость, но утратило валидность. Практический опыт применения подобных заданий говорит о том, что часть знающих правильный ответ испытуемых не справится с заданием из-за сокращений в формулировке условия и ответов. Таким образом, корректная постановка задания предполагает исключение условных сокращений, малопонятных и редко употребляемых слов, неизвестных ученикам символов — словом, всего того, что может затруднить восприятие смысла.
В целом восприятие заданий и понимание их смысла осложняется рядом недоработок, связанных с нечёткостью инструкций, отсутствием разнообразия шрифтов, неумелым расположением ответов. В приведенном выше задании 136 совершенно лишними являются слова «Варианты ответов». Подобные недоработки приводят к так называемым технологическим ошибкам, смещающим реальные оценки знаний учеников.
Во избежание искусственного запутывания испытуемых в тех случаях, когда есть опасность смешения номера ответа и численного значения ответа, номер ответа лучше заменить буквой. Например, в задании
Задание 138
Относительная молекулярная масса оксида меди (II) равна
1.16, 2.64, 3.80, 4.96.
для упорядочения ответов необходимо использовать буквы:
Задание 139 .
Относительная молекулярная масса оксида меди (II) равна
а) 16, 6)64, в) 80, г) 96.
Буквам вообще нередко отдают предпочтение при упорядочении ответов к заданиям теста, так как они помогают четче и быстрее в условиях дефицита времени отделить метку ответа от содержания ответа.
При расположении номеров ответов в следующем примере автором сделана недопустимая ошибка.
Задание 140
УКАЖИТЕ ОШИБКУ В ДАННЫХ
Средняя плотность населения
Россия: 8,7 чел. на 1 кв. км (1)
Европейская территория России: 29 чел. на 1 кв. км (2)
Сибирь: . 2,5 чел. на 1 кв. км. (3)
Московская область: 35 чел. на 1 кв. км. (4)
Эвенкийский автономный округ: 0,03 чел. на 1 кв. км (5)
Несомненно, задание нуждается в коррекции. Номера ответов необходимо перенести в начало, на привычное место.
Довольно сложно воспринимается формулировка задания 141, где как раз номера ответов использованы удачно. Здесь для упорядочения ответов буквы явно непригодны: они сольются при чтении задания с самими ответами.
Задание 141
В пищевой цепи, состоящей из организмов: а) горностай, б) слизень, в) обыкновенный уж, г) лягушка, д) листья — консументом первого порядка является
1)а, 2)6, 3)в, 4) г, 5) д.
Несмотря на правильную нумерацию, ответы трудно читаемы, поскольку в процессе выполнения задания приходится неоднократно мысленно возвращаться к условию, чтобы установить организмы, соответствующие различным буквам ответа. Для облегчения процесса чтения задания формулировку его ответов лучше слегка изменить:
Задание 142 ,