Субъектами переговорного процесса при коллективно-договорном регулировании трудовых отношений являются
1) объединения работодателей, профсоюзы, органы исполнительной власти
2)Государственная Дума
3)Совет Федерации
где в обоих случаях внимание ученика неизбежно останавливается на первом ответе. Казалось бы, по сходной причине неудачно задание 124.
Задание 124
В нем наблюдается рассогласование между глаголом основной части и правильным ответом. Однако это кажущееся сходство недостатков приводит к несколько иным последствиям.
В задании правильным является третий ответ, а первый и второй — дистракторы. В процессе выполнения задания для исключения второго ответа из рассмотрения достаточно одной наблюдательности и вовсе не требуется умение ученика решать логарифмические уравнения, так как множественное число в основной постановочной части помогает ученику сразу же отбросить второй ответ. Причем, что интересно, о просчетах такого рода ученики никогда не сообщают преподавателю, а просто пользуются недосмотром разработчика теста.
Помимо неработающего дистрактора в примере есть другой более серьезный недостаток, указывающий на необходимость переделки задания или удаления его из теста. Легко предсказать несостоятельность профиля ответов на задание еще до момента апробации теста. Причина несостоятельности — рассогласование между содержательной основой задания и правильным третьим ответом. В то время как основная часть предполагает существование корней, уравнение их не имеет, и потому в случае правильного решения ученик должен выбрать третий, противоречащий условию ответ.
В процессе коррекции задание можно изменить и сформулировать в другом виде:
Задание 125
Уравнение log х - г (2х — 3) — 1 корни
1) имеет
2) не имеет
Правда, такое изменение на первый взгляд сопровождается некоторой потерей качества задания, поскольку уменьшение числа дистракторов увеличивает вероятность угадывания правильного ответа, но первое впечатление отчасти ошибочно, так как на самом деле в результате изменения задание даже улучшится. Если в первом случае учащемуся было достаточно поставить данные корни в уравнение и отбросить первый и второй ответы на основании определения логарифмической функции, то во втором случае ему необходимо решить уравнение и только тогда выбрать правильный ответ.
В следующем примере для устранения случаев рассогласования автор попытался предложить набор различных окончаний, что только отчасти улучшило формулировку, а может, наоборот, ухудшило ее.
Задание 126
Создателями крупного индустриального производства России начала XX века был(о, а, и)
1)государство
2) иностранный капитал
3) русская буржуазия
4)русские помещики
Прием, конечно, довольно неудачный, и потому его лучше избегать при разработке заданий теста. Для исключения случаев рассогласования обычно достаточно слегка переформулировать условие, введя слова: «считают, относят, полагают...». Например, задание 122 можно сформулировать в виде:
Задание 127
К приоритетным направлениям интеграции относят
1) научно-техническую сферу
2) сельское хозяйство
3) производство товаров роскоши
4)не координированное развитие внешней торговой политики
или в виде:
Задание 128
Приоритетное направление интеграции — это
1) научно-техническая сфера
2) сельское хозяйство
3) производство товаров роскоши
4) не координированное развитие внешней торговой политики
Часто выбору правильного ответа с помощью догадки способствуют вербальные ассоциации, которые случайно могут встретиться в тексте заданий теста. Например, в задании 129 вполне явно просматривается правильный первый ответ.
Задание 129
Знаменитая икона «Троица» была написана Андреем Рублевым для
1) Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре
2) Андроникова монастыря
3) Благовещенского собора в Московском Кремле
4) Успенского собора во Владимире
В задании 130 успех ученика менее очевиден, поскольку при выборе ему придется принимать во внимание первый и третий ответы, из которых как раз первый является верным.
Задание 130