Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ
ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)
ОДОБРЕНА Ученым советом Академии ВЭГУ 31 августа 2016, протокол №8 | УТВЕРЖДЕНА приказом ректора Академии ВЭГУ от 31 августа 2016 № 104/а |
Рабочая программа дисциплины
СОЦИАЛЬНАЯ КВАЛИМЕТРИЯ, ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И СТАНДАРТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
С 2016-2017 учебного года
Кафедра:социально-культурной работы
Направление подготовки:39.03.02. Социальная работа
Квалификация (степень) выпускника:бакалавр
Профиль подготовки:психосоциальная работа с населением,социальная работа в системе социальных служб
Общая характеристика
Наименование
Данная учебная дисциплина называется «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг», включена в Реестр автономных дидактических компонентов Академии ВЭГУ и реализуется в рамках ООП Академии ВЭГУ: 39.03.02. Социальная работа (профиль: психосоциальная работа с населением,социальная работа в системе социальных служб) по очной форме обучения, в т.ч. с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и сетевой формы реализации образовательных программ.
Цели реализации
1.2.1 В результате освоения данной дисциплины обучающиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками в рамках формирования следующих профессиональных компетенций: способностью к осуществлению оценки и контроля качества оказания социальных услуг, социального обеспечения и мер социальной помощи на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации (ПК-4).
1.2.2 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен знать:
-основы стандартизации в социальной работе;
1.2.3 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен уметь:
- оценивать качество социального обслуживания в соответствии со стандартами;
1.2.4 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен владеть:
- приемами и методами стандартизации социального обслуживания населения;
Место в структуре ООП
1.3.1 Данная дисциплина относится к базовой части (Б1.Б.25) и изучается по очной форме на 8 семестре (на 4курсе) обучения, по заочной форме на 7семестре (на 4курсе).
1.3.2 Логически и содержательно-методически данная дисциплина связана с такими автономными дидактическими компонентами данной ООП как: Теория социальной работы, Технология социальной работы, Правовое обеспечение социальной работы, Социальная защита инвалидов, Экономические основы социальной работы, Управление в социальной работе, Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций, Социальная политика, Кадровое обеспечение деятельности социальных служб, Социальная статистика.
1.3.3 Изучению данной дисциплины должно предшествовать освоение обучающимся программы: Теория социальной работы, Технология социальной работы, Правовое обеспечение социальной работы, Социальная защита инвалидов, Экономические основы социальной работы, Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций, Кадровое обеспечение деятельности социальных служб, Социальная статистика.
1.3.4 Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для прохождения обучения по программам: Управление в социальной работе, Социальная политика.
Объем
1.4.1 Общий объем данной дисциплины (трудоемкость учебной нагрузки обучающегося при освоении программы, включающая в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения) составляет 3зачетные единицы или 108 академических часа вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации с использованием сетевой формы, реализации по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении.
Виды учебной деятельности | Объем, в академических часах | |
по очной форме обучения | по заочной форме обучения | |
Занятия лекционного типа | ||
Занятия семинарского типа | ||
Самостоятельная работа обучающегося | ||
Аттестация | - | |
Всего |
2. Структура и содержание
Содержание разделов и тем
Разделы и темы | Содержание (дидактические единицы) | Учебные занятия | |||||
№ п/п | Наименование | очная форма | заочная форма | ||||
виды | Объем, академических часов | виды | Объем, академических часов | ||||
1. | Квалиметрия – научная дисциплина, изучающая методологию и проблематику комплексного количественного оценивания качества объектов. | 1. Введение в социальную квалиметрию. Объект, предмет, структура, принципы. 2. Социальная квалиметрия как наука об измерении и оценки качества объектов и процессов, входящих в пространство ценностного мироосвоения человека. 3. Квалиметрия в социальной работе. Методология социальной квалиметрии. 4. Социальный кругооборот качества. Качество общества и его критерии: система показателей качества жизни; качества образования; качества населения; качества жизненных сил и т.д. Теория качества жизни, физического, психического и социального здоровья. | Занятия лекционного типа | Занятия лекционного типа | |||
Занятия семинарского типа | Занятия семинарского типа | ||||||
– проработка конспекта лекции; – анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц); – подготовка к практическому занятию; – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, практики т.д.; – подготовка списка литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике, их изучение и т.д.) Темы рефератов: 1. Внедрение квалиметрических методов в сферу общественного потребления в условиях рыночной экономики. 2. Потребность в создании системы мониторинга социально-экономической результативности бюджетных расходов с помощью качественных и количественных индикаторов. 3. Услуга как экономическая категория, вид экономической деятельности, экономическое благо. 4. Предоставление социальных услуг в рамках бюджетного финансирования в целях исполнения государством конституционных обязанностей. | Самостоятельная работа обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | |||||
Социальное обслуживание населения как процесс, нуждающийся в совершенствовании на основе соотнесения со стандартами и потребностями личности в услугах | 1. Понятие услуги как социальной, экономической, психологической категории. 2. Содержание социальных услуг в зависимости от их назначения. 3. Нормативно- правовые основы становления и развития социального обслуживания населения. 4.Основные тенденции в развитии сети учреждений социального обслуживания. | Занятия лекционного типа | Занятия лекционного типа | ||||
Занятия семинарского типа | Занятия семинарского типа | ||||||
– проработка конспекта лекции; – анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц); – подготовка к практическому занятию; – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, практики т.д.; – подготовка списка литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике, их изучение и т.д.) Темы рефератов: 1. Понятие услуги как социальной, экономической, психологической категории. 2.Содержание социальных услуг в зависимости от их назначения. 3.Социально-бытовые услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту. 4.Социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и улучшение здоровья. 5.Социально-психологические услуги, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в обществе. 6.Социально-педагогические услуги, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб. 7.Социально-экономические услуги, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня. 8.Социально-правовые услуги, направленные на поддержание или изменение правового статуса. | Самостоятельная работа обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | |||||
Клиент как потребитель социальной услуги. | 1. Обобщенная характеристика групп клиентов, нуждающихся в социальных услугах. 2. Характеристика профессиональных практических задач, решаемых социальной службой. Типы трудной жизненной ситуации. | Занятия лекционного типа | Занятия лекционного типа | ||||
Занятия семинарского типа | Занятия семинарского типа | ||||||
– проработка конспекта лекции; – анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц); – подготовка к практическому занятию; – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, практики т.д.; – подготовка списка литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике, их изучение и т.д.) Темы рефератов: 1. Предоставление клиенту конкретных социальных услуг на основе учета интересов, состояния здоровья, специфики трудной жизненной ситуации, кратковременности или долговременности потребности в них. 2.Обобщенная характеристика групп клиентов, нуждающихся в социальных услугах. 3. Социальные риски и способы их минимизации. | Самостоятельная работа обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | |||||
Стандарты в области социального обслуживания населения. | 1. Изменение социальных стандартов под влиянием изменений социальной среды. 2. Минимальные социальные стандарты, обеспечивающие возможность выявления наиболее социально уязвимых категорий населения. | Занятия лекционного типа | Занятия лекционного типа | ||||
Занятия семинарского типа | Занятия семинарского типа | ||||||
– проработка конспекта лекции; – анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц); – подготовка к практическому занятию; – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, практики т.д.; – подготовка списка литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике, их изучение и т.д.) Темы рефератов: 1. Стандарты социальных услуг как инструмент учета основных параметров социального обслуживания. 2. Изменение социальных стандартов под влиянием социальной среды. 3. Прожиточный минимум как критерий установления государственных гарантий получения социальных услуг. | Самостоятельная работа обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | |||||
Показатели качества социальных услуг | 1. Качество социальных услуг. Факторы, определяющие качество социальных услуг. 2. Единичные, комплексные, интегральные и базовые показатели качества социальной услуги. 3. Количественные и качественные показатели качества социальных услуг. 4. Критерии оценки качества социальных услуг: полнота предоставления услуги в соответствии с требованиями документов, ее своевременность и результативность (эффективность) предоставления услуги (материальная, нематериальная). 5. Контроль качества социальных услуг. 6. Стандартизация социальных услуг. Национальные и государственные стандарты социального обслуживания. | Занятия лекционного типа | Занятия лекционного типа | 0,2 | |||
Занятия семинарского типа | Занятия семинарского типа | ||||||
– проработка конспекта лекции; – анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц); – подготовка к практическому занятию; – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, практики т.д.; – подготовка списка литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике, их изучение и т.д.) Темы рефератов: 1. Количественные и качественные показатели качества социальных услуг. 2. Технологии управления качеством социального обслуживания. | Самостоятельная работа обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | |||||
6. | Методики комплексного количественного измерения качества. | 1. Экспертные методики, основанные на мнениях специалистов. 2. Социологические методики, основанные на сборе и анализе мнений фактических или возможных потребителей социальной услуги 3. Документальное оформление системы качества. Организация работы по внедрению системы качества в учреждении. | Занятия лекционного типа | Занятия лекционного типа | 0,2 | ||
Занятия семинарского типа | Занятия семинарского типа | ||||||
– проработка конспекта лекции; – анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц); – подготовка к практическому занятию; – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, практики т.д.; – подготовка списка литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике, их изучение и т.д.) Темы рефератов: 1. Методика экспертной оценки, основанная на использовании обобщенного опыта, квалификации и интуиции эксперта. | Самостоятельная работа обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | |||||
Методики оценки уровня качества социальной услуги. | 1. Дифференциальная методика оценки, нацеленная на сопоставление единичных показателей услуги с показателями базового образца. 2. Методика комплексной оценки, предусматривающая использование обобщающего показателя. 3. Методика экспертной оценки, основанная на использовании обобщенного опыта, квалификации и интуиции эксперта. Система качества учреждения. Основные факторы, влияющие на качество услуг, и порядок их использования при формировании системы качества учреждения. | Занятия лекционного типа | Занятия лекционного типа | ||||
Занятия семинарского типа | Занятия семинарского типа | ||||||
– проработка конспекта лекции; – анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц); – подготовка к практическому занятию; – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, практики т.д.; – подготовка списка литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике, их изучение и т.д.) Темы рефератов: 1. Дифференциальная методика оценки, нацеленная на сопоставление единичных показателей услуги с показателями базового образца. 2. Методика комплексной оценки, предусматривающая использование обобщающего показателя. | Самостоятельная работа обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | |||||
Квалиметрическая процедура как звено управленческой деятельности. | 1. Технологии разработки и реализации управленческого решения на основе мониторинга качества социальных услуг. 2. Позиция социального работника в процессе анализа и оценки материалов социальной квалиметрии. | Занятия лекционного типа | Занятия лекционного типа | ||||
Занятия семинарского типа | Занятия семинарского типа | ||||||
– проработка конспекта лекции; – анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц); – подготовка к практическому занятию; – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, практики т.д.; – подготовка списка литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике, их изучение и т.д.) Темы рефератов: 1. Технологии мониторинга. 2. Технологии разработки и реализации управленческого решения на основе мониторинга качества социальной услуги. 3. Соответствие между данными мониторинга, осуществляемого сотрудниками учреждения, и результатами независимого обследования. 4. Позиция социального работника в процессе анализа данных социальной квалиметрии, предполагающая соблюдение чувства меры при использовании формальных методов исследования, осмотрительное обращение со статическими величинами и математическим моделированием. | Самостоятельная работа обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | |||||
Перечень обеспечения СРС
Обучающемуся предлагается выполнить следующие виды самостоятельной работы:
– проработка конспекта лекции;
– анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц);
– подготовка к практическому занятию;
– проведение научных исследований;
– выполнение домашней контрольной работы, письменное или устное решение задач, разбор конкретных ситуаций;
– подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, практики т.д.;
– подготовка списка литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике, их изучение и т.д.).
При выполнении самостоятельной работы, обучающемуся предоставляется следующее учебно-методическое обеспечение:
- информационные ресурсы, перечисленные в разделе 4: Информационные ресурсы данной программы;
- материалы, размещенные в разделах Диск, Задачи, Обсуждение, Сообщение, Wiki, ПГ Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг Кампуса ВЭГУ 24;
- электронные курсы, размещенные в вертикальном меню Кампуса ВЭГУ;
- материалы лекционных и практических занятий по дисциплинам бакалавриата 39.03.02. Социальная работа, расположенные по адресу http://cp.insto.ru/extranet/ebs/irbis.php
Фонд оценочных средств
Информационные ресурсы
4.1 Основная учебная литература
№ п/п | Выходные данные основной учебной литературы | Адрес доступа к полнотекстовому варианту в Электронно-библиотечной системе Академии ВЭГУ |
Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг [Электронный ресурс] : Учебник для бакалавров / И. С. Романычев, Н. Н. Стрельникова, Л. В. Топчий и др. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. — 184 с. | http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=511977 |
4.2 Дополнительная учебная литература
№ п/п | Выходные данные дополнительной учебной литературы | Адрес доступа к полнотекстовому варианту (в ЭБС Академии ВЭГУ или других ресурсах в сети «Интернет») |
Энциклопедия социальных практик [Электронный ресурс] / Под редакцией Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 660 с. | http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=430523 | |
Мусина-Мазнова, Г. Х. Инновационные методы практики социальной работы [Электронный ресурс] : Учебное пособие для магистров / Г. Х. Мусина-Мазнова, И. А. Потапова, О. М. Коробкова и др. - М.: Дашков и К, 2014. - 320 с. | http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=450843 | |
Технология социальной работы [Электронный ресурс] : Учебник для бакалавров / Под редакцией Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой. - М.: Дашков и К, 2013. - 478 с. | http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=415582 | |
Проблемы управления в социальных системах | http://www.iprbookshop.ru/8429 | |
Вестник Калужского университета | http://www.iprbookshop.ru/27140.html | |
Учёные записки Забайкальского государственного университета. Серия Философия. Культурология. Социология. Социальная работа. № 4 | http://www.iprbookshop.ru/23333.html |
Ресурсы сети «Интернет»
№ п/п | Наименование ресурса | Адрес доступа к полнотекстовому варианту (в ЭБС Академии ВЭГУ или других ресурсах в сети «Интернет») |
Научная электронная библиотека | http://elibrary.ru/titles.asp | |
Российская государственная библиотека | http://elibrary.rsl.ru/ | |
Библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова | http://www.nbmgu.ru/ | |
Электронно-библиотечная система Znanium.com | http://cp.insto.ru/extranet/ebs/znanium.php | |
Электронно-библиотечная система IPRbooks | http://cp.insto.ru/extranet/ebs/iprbooks.php | |
Электронно-библиотечная система Академии ВЭГУ | http://cp.insto.ru/extranet/ebs/irbis.php | |
Электронно-библиотечная система IBooks | http://cp.insto.ru/extranet/ebs/ibooks.php | |
Российская газета | http://www.rg.ru/ | |
Экспресс-хроника | http://www.online.ru/sp/chronicle/ |
Информационные технологии
АСО Академии ВЭГУ
Образовательный процесс по данной дисциплине в Академии ВЭГУ ведется с широким использованием Автоматизированной системы обучения. В частности, применяются следующие составные части (модули) АСО:
№ п/п | Наименование модуля АСО | Область применения в образовательном процессе |
1. | Программное обеспечение «1С- Битрикс: внутренний портал учебного заведения» | Платформа для интеграции всех сервисов и создания виртуальных рабочих кабинетов участников образовательного процесса. 1. Создание ЭИОС для обучающегося: - редактирование индивидуального учебного плана обучающегося; - изучение материалов по доступным дисциплина (модулям) (электронный курс, материалы для самоконтроля и прохождение аттестации, расписание трансляций лекций, очных занятий и вебинаров, просмотр видео материалов); - средства электронных коммуникаций (форумы, комментарии, чат) для общения с участниками процесса обучения (в учебной и предметных группах); - просмотр электронной зачётной книжки; - получение информации о набранных кредитах (оценках); - автоматическое зачисление в предметные и учебные группы; -формирование портфолио обучающегося (данные по IMS ePortfolio Specification (http://www.imsglobal.org/ep/); -биллинговая система (on-line оплата обучения, просмотр истории оплаты). 2. Создание ЭИОС для обучающего: - получение информации по нагрузке; - планирование и проведение вебинаров; - разработка и экспертиза контрольно-измерительных материалов (КИМ); - проверка эссе обучающихся; - средства электронных коммуникаций (форумы, комментарии, чат) для общения с участниками процесса обучения (в учебных и предметных группах); - публикация мультимедийного обучающего контента; - формирование персонального портфолио. 3. Для организаторов образовательного процесса: - система мониторинга (получение информации об активности пользователей; организация опросов пользователей); - участие в группах (учебных, предметных, общих); - поддержка основных элементов коммуникаций (форумы, комментарии); - оценивание и организация объектов социальной сети; - отслеживание рейтингов и достижений; - публичное портфолио пользователя; - работа с заявками (отправка, отслеживание выполнения). |
2. | Конфигурация «Компас-В» на платформе «1С: Предприятие 8.2» | Автоматизирует работу: - приёмной комиссии (ведение базы абитуриентов, зачисление на обучение, финансовые и маркетинговые отчёты); - деканата (документооборот приказов по движению обучающихся, репозиторий документов обучающихся, оповещение обучающихся по электронной почте, SMS); - учебно-методического управления (ведение базы преподавателей, формирование и учёт учебной нагрузки). |
3. | Программный комплекс «Автоматизированная среда аттестации АСА» | Автоматизирует процедуры: - разработки, экспертизы и публичной экспертизы контрольно-измерительных материалов; - формирования и использования фонда оценочных средств по конкретным программам, дисциплинам (модулям, предметам, видам учебной работы); - проведения обучения с использованием балльно-рейтинговой системы (БРС); - допуска, проведения приема экзаменов, зачетов, письменных аттестационных работ; - видеопротоколирования процесса аттестации; - оформления документации по процессам аттестации (аттестационных ведомостей, заявлений на оплату выполненной обучающими работы, отчетов); - контроля успеваемости обучающихся; - мониторинга удовлетворенности обучающимися качеством контрольно-измерительных материалов и процедурами аттестации. |
4. | Программа «WebSoft CourseLab» | Разработка электронных курсов в формате SCORM 1.2. |
5. | Система программных продуктов LMS Moodle | Используется для: - публикации электронных курсов; - просмотра результата прохождения электронного курса и последующего его учёта в рамках БРС. |
6. | Система автоматизации библиотек ИРБИС64 | Используется для: организации доступа к электронной библиотеке для: просмотра полнотекстовых вариантов основной и дополнительной литературы; просмотра учебно-методических комплексов дисциплин. |
7. | Программный продукт Автоматизированная информационная система центра контента «Электронная библиотека» | Используется для организации процесса разработки и обновления полнотекстовых электронных версий учебных материалов и рабочих программ дисциплин. |
8. | Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM | Используется для организации доступа к электронной библиотеке для просмотра полнотекстовых вариантов основной и дополнительной литературы в режиме on-line и off-line. |
9. | Электронно-библиотечная система IPRbook | Используется для организации доступа к электронной библиотеке для просмотра полнотекстовых вариантов основной и дополнительной литературы в режиме on-line и off-line. |
10. | Прикладное программное обеспечение Comdi | On-line сервис интегрированный в АСО, используется для: - организации и проведения вебинаров, интерактивных занятий, on-line консультаций и лекций; - просмотра записей вебинаров. |
11. | Веб-сайт видео-обмена YouTube | Видеохостинг для размещения видео контента, с последующим встраиванием в АСО. |
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ
ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)
ОДОБРЕНА Ученым советом Академии ВЭГУ 31 августа 2016, протокол №8 | УТВЕРЖДЕНА приказом ректора Академии ВЭГУ от 31 августа 2016 № 104/а |
Рабочая программа дисциплины
СОЦИАЛЬНАЯ КВАЛИМЕТРИЯ, ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И СТАНДАРТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
С 2016-2017 учебного года
Кафедра:социально-культурной работы
Направление подготовки:39.03.02. Социальная работа
Квалификация (степень) выпускника:бакалавр
Профиль подготовки:психосоциальная работа с населением,социальная работа в системе социальных служб
Общая характеристика
Наименование
Данная учебная дисциплина называется «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг», включена в Реестр автономных дидактических компонентов Академии ВЭГУ и реализуется в рамках ООП Академии ВЭГУ: 39.03.02. Социальная работа (профиль: психосоциальная работа с населением,социальная работа в системе социальных служб) по очной форме обучения, в т.ч. с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и сетевой формы реализации образовательных программ.
Цели реализации
1.2.1 В результате освоения данной дисциплины обучающиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками в рамках формирования следующих профессиональных компетенций: способностью к осуществлению оценки и контроля качества оказания социальных услуг, социального обеспечения и мер социальной помощи на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации (ПК-4).
1.2.2 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен знать:
-основы стандартизации в социальной работе;
1.2.3 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен уметь:
- оценивать качество социального обслуживания в соответствии со стандартами;
1.2.4 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен владеть:
- приемами и методами стандартизации социального обслуживания населения;
Место в структуре ООП
1.3.1 Данная дисциплина относится к базовой части (Б1.Б.25) и изучается по очной форме на 8 семестре (на 4курсе) обучения, по заочной форме на 7семестре (на 4курсе).
1.3.2 Логически и содержательно-методически данная дисциплина связана с такими автономными дидактическими компонентами данной ООП как: Теория социальной работы, Технология социальной работы, Правовое обеспечение социальной работы, Социальная защита инвалидов, Экономические основы социальной работы, Управление в социальной работе, Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций, Социальная политика, Кадровое обеспечение деятельности социальных служб, Социальная статистика.
1.3.3 Изучению данной дисциплины должно предшествовать освоение обучающимся программы: Теория социальной работы, Технология социальной работы, Правовое обеспечение социальной работы, Социальная защита инвалидов, Экономические основы социальной работы, Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций, Кадровое обеспечение деятельности социальных служб, Социальная статистика.
1.3.4 Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для прохождения обучения по программам: Управление в социальной работе, Социальная политика.
Объем
1.4.1 Общий объем данной дисциплины (трудоемкость учебной нагрузки обучающегося при освоении программы, включающая в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения) составляет 3зачетные единицы или 108 академических часа вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации с использованием сетевой формы, реализации по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении.
Виды учебной деятельности | Объем, в академических часах | |
по очной форме обучения | по заочной форме обучения | |
Занятия лекционного типа | ||
Занятия семинарского типа | ||
Самостоятельная работа обучающегося | ||
Аттестация | - | |
Всего |
2. Структура и содержание
Содержание разделов и тем
Разделы и темы | Содержание (дидактические единицы) | Учебные занятия | ||||
№ п/п | Наименование | очная форма | заочная форма | |||
виды | Объем, академических часов | виды | Объем, академических часов | |||
1. | Квалиметрия – научная дисциплина, изучающая методологию и проблематику комплексного количественного оценивания качества объектов. | 1. Введение в социальную квалиметрию. Объект, предмет, структура, принципы. 2. Социальная квалиметрия как наука об измерении и оценки качества объектов и процессов, входящих в пространство ценностного мироосвоения человека. 3. Квалиметрия в социальной работе. Методология социальной квалиметрии. 4. Социальный кругооборот качества. Качество общества и его критерии: система показателей качества жизни; качества образования; качества населения; качества жизненных сил и т.д. Теория качества жизни, физического, психического и социального здоровья. | Занятия лекционного типа | Занятия лекционного типа | ||
Занятия семинарского типа | Занятия семинарского типа | |||||
– проработка конспекта лекции; – анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц); – подготовка к практическому занятию; – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, практики т.д.; – подготовка списка литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике, их изучение и т.д.) Темы рефератов: 1. Внедрение квалиметрических методов в сферу общественного потребления в условиях рыночной экономики. 2. Потребность в создании системы мониторинга социально-экономической результативности бюджетных расходов с помощью качественных и количественных индикаторов. 3. Услуга как экономическая категория, вид экономической деятельности, экономическое благо. 4. Предоставление социальных услуг в рамках бюджетного финансирования в целях исполнения государством конституционных обязанностей. | Самостоятельная работа обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | ||||
Социальное обслуживание населения как процесс, нуждающийся в совершенствовании на основе соотнесения со стандартами и потребностями личности в услугах | 1. Понятие услуги как социальной, экономической, психологической категории. 2. Содержание социальных услуг в зависимости от их назначения. 3. Нормативно- правовые основы становления и развития социального обслуживания населения. 4.Основные тенденции в развитии сети учреждений социального обслуживания. | Занятия лекционного типа | Занятия лекционного типа | |||
Занятия семинарского типа | Занятия семинарского типа | |||||
– проработка конспекта лекции; – анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц); – подготовка к практическому занятию; – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, практики т.д.; – подготовка списка литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике, их изучение и т.д.) Темы рефератов: 1. Понятие услуги как социальной, экономической, психологической категории. 2.Содержание социальных услуг в зависимости от их назначения. 3.Социально-бытовые услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту. 4.Социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и улучшение здоровья. 5.Социально-психологические услуги, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в обществе. 6.Социально-педагогические услуги, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб. 7.Социально-экономические услуги, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня. 8.Социально-правовые услуги, направленные на поддержание или изме |