Органы сертификации и испытательные лаборатории

Орган сертификации - организация (юридическое лицо), официально признанная путем аккредитации на компетентность и независимость от первой и второй сторон, имеющая право выполнять сертификацию однородной продукции в определенной области аккредитации. Область аккредитации устанавливается в соответствии с номенклатурой сертифицируемой продукции и нормативными документами, подтверждающими ее качество и безопасность. Если орган сертификации относится к системе обязательной сертификации, то его аккредитует Госстандарт или другой государственный орган управления (министерство).

Заявку на аккредитацию в качестве органа сертификации могут подавать предприятия любых форм собственности, но в обязательной сертификации могут участвовать только некоммерческие организации (государственные организации).

Требования к аккредитуемым организациям в качестве органа сертификации:

1. Главное - быть третьей стороной.

2. Подтвердить техническую компетентность в заявленной области.

3. Иметь необходимые измерительные средства и документированные процедуры испытания.

4. Располагать квалифицированным, специально обученным персоналом.

5. Обладать фондом стандартов и других нормативных документов.

6. Иметь возможность проводить не только сертификацию, но и инспекционный контроль, причем для этого иметь аккредитованную лабораторию.

Обязанности органа сертификации

1. Проводить сертификацию в пределах сертификации.

2. Выдавать лицензии на применение знака соответствия.

3. Прекращать (приостанавливать) деятельность в случае отмены действия аттестата аккредитации.

4. Создавать условия для инспекционного контроля со стороны вышестоящей организации.

5. Представлять информацию в аккредитирующий орган о своей деятельности (изменения в нормативной базе, измерительной базе).

Соблюдать конфиденциальность сведений, относящихся к коммерческой тайне заявителя.

Функции органа сертификации

1. Распределение обязанностей, ответственность и взаимодействие сотрудников органа сертификации.

2. Составление методических разработок по обеспечению правильного выбора процедуры и схемы сертификации.

3. Комплектование и обновление фонда нормативных документов и стандартов, обеспечивающих процедуру сертификации.

4. Проведение сертификации, выдача лицензии на использование знака соответствия, их приостановление и отмена.

5. Регистрация сертификатов, протоколов испытательных лабораторий, учет зарубежных сертификатов.

6. Инспекционный контроль, если этого требует схема сертификации.

7. Обеспечение всех заинтересованных сторон информацией о результатах сертификации и выявленных несоответствиях.

8. Информация всех заявителей об услугах, которые может предоставить орган сертификации.

Требования к персоналу органа сертификации

1. Руководитель органа сертификации назначается по согласованию с аккредитующим органом.

2. Персонал органа сертификации должен быть стабильным, постоянным. Условия работы персонала должны полностью исключать влияния первой и второй стороны.

3. Специалист органа сертификации должен знать свои функции, степень ответственности (законодательство), изучать и своевременно обновлять все процедуры и нормативные документы.

4. Каждый специалист органа сертификации должен быть экспертом системы сертификации в заявленной области аккредитации.

Процедура аккредитации органа сертификации

Заявитель (организация) подает в аккредитацию органов сертификации заявку, которая содержит:

1. Заявляемую область аккредитации.

2. Знание способов действия системы аккредитации.

3. Подготовленность к исполнению своих обязанностей по процедуре аккредитации (принять комиссию, оплатить расходы, наличие НТД, наличие экспертов, которые рекомендуются аккредитирующий организацией).

Испытательные лаборатории

Испытательные лаборатории как самостоятельная единица или в составе органа сертификации, если имеются аттестованные метрологической службой приборы, подготовленный персонал и все нормативно технические документы для проведения проверки соответствия.

Обязанности испытательных лабораторий:

1. Проводить только те испытания, которые подтверждены аккредитацией.

2. Прекращать деятельность при истечении срока аккредитации.

3. Информировать аккредитирующий орган об изменении в технологии, проведении контроля испытаний.

При заключении договоров с заказчиками указывать, что протоколы испытаний гарантируют качество только испытуемой продукции, а за остальные отвечает изготовитель, получивший сертификат.

4.6. Система сертификации федерального железнодорожного
транспорта (ССФЖТ)

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте», подвижной состав, в том числе специализированный, и контейнеры, элементы верхнего строения железнодорожных путей и другие технические средства и механизмы, поставляемые железнодорожному транспорту, а также услуги, предоставляемые пассажирам, должны соответствовать требованиям безопасности движения, охраны труда и экологической безопасности, установленным соответствующими актами, и подлежат обязательной сертификации на соответствие указанным требованиям.

Соответствие объектов ЖТ обязательным требованиям нормативных документов по безопасности подтверждается сертификатом соответствия.

Все вновь разрабатываемые ведомственные и межведомственные нормативные акты и документы, устанавливающие порядок проведения работ по сертификации и контроля за соответствием сертифицированных объектов ЖТ установленным требованиям безопасности, не должны противоречить настоящим Правилам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте» проведение работ по обязательной сертификации осуществляется участниками Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (РФ).

Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте создается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта – ОАО «РЖД» и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», Федеральными законами «О федеральном железнодорожном транспорте» и «Об энергосбережении», Основами законодательства Российской Федерации об охране труда, а также с ориентацией на нормативные документы Международного Союза железных дорог (МСЖД), Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК).

ССФЖТ взаимодействует на основе соглашений с международными, региональными и национальными системами сертификации ведущих в области железнодорожного транспорта зарубежных стран, а также с другими национальными системами сертификации в смежных областях деятельности. Для обеспечения признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом ССФЖТ строится в соответствии с действующими международными нормами и правилами. При этом в максимальной степени используется проверенный практикой отечественный положительный опыт в области обеспечения безопасности движения на федеральном железнодорожном транспорте.

Участники Системы сертификации обязаны обеспечивать конфиденциальность информации, получаемой в процессе проведения работ по сертификации и аккредитации и составляющей коммерческую тайну, за исключением информации, непосредственно относящейся к выполнению требований безопасности.

Федеральные органы исполнительной власти РФ осуществляют взаимодействие с CСФЖТ по вопросам сертификации посредством заключения соответствующих соглашений и участия в работе Совета по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Взаимодействие ССФЖТ с другими системами сертификации в РФ осуществляется на основе соответствующих соглашений.

Основные цели Системы сертификации. Основными целями ССФЖТ являются:

- подтверждение соответствия объектов ЖТ требованиям безопасности движения, охраны труда и экологической безопасности, установленным на федеральном железнодорожном транспорте (ФЖТРФ);

- создание условий для эффективней деятельности ФЖТРФ;

- защита интересов государства, общества и его граждан от недобросовестности предприятий и организаций промышленности, производящих железнодорожные технические средства, предприятий и учреждений железнодорожного транспорта и других юридических и физических лиц, деятельность которых связана с осуществлением и обеспечением железнодорожных перевозок;

- подтверждение показателей качества объектов ЖТ, заявленных изготовителями (исполнителями, поставщиками) при добровольной сертификации;

- содействие повышению качества и конкурентоспособности отечественных железнодорожных технических средств;

- содействие юридическим и физическим лицам, осуществляющим и обеспечивающим железнодорожные перевозки, в эффективном участии в международном научно-техническом сотрудничестве; содействие потребителям в компетентном выборе работ и услуг.

Наши рекомендации