Сертификация услуг в национальной системе подтверждения соответствия республики беларусь
Основные понятия в области сертификации услуг
Мировая экономика переживает революцию в сфере услуг. Объем торговли услугами растет в два-три раза быстрее, чем объем торговли продукцией, особенно это касается бытовых услуг, услуг связи, торговли, общественного питания, образования, жилищно-коммунальных услуг.
На конец ушедшего тысячелетия доля сектора услуг в валовом национальном продукте составила в экономике Японии 58 %, Европейского союза — 60, США — 74 %. Доля услуг в структуре международной торговли достигла 20 %. Число видов услуг на мировом рынке превышает 600. Наибольшее значение в мировой торговле услугами в настоящее время имеют туризм (включая деловые поездки), транспорт, информационно-коммуникационные и страховые услуги. Увеличивается доля сектора финансовых услуг, в том числе экспортного кредитования.
В нашей стране этот сектор экономики за последние годы стремительно расширяется, что приводит к увеличению доли услуг в валовом национальном продукте. При этом к традиционной сфере добавляются новые для белорусской экономики услуги: риэлтерские, информационно-компьютерные, рекламные, финансовые (кредитование, обмен валюты, налоговые). В структуре экспорта республики доля услуг составила 11%. Безопасность и качество предоставляемых услуг в настоящее время стали одним из основных и определяющих факторов развития этой сферы. Основной целью усиления контроля государства за
деятельностью рынка услуг, а также государственного регулирования безопасности услуг является защита человека, его имущества и природной среды от недобросовестных исполните лей услуг, отрицательных последствий современного научно-технического развития, а также создание условий для честной конкурентной борьбы. Объективная оценка и подтверждение соответствия (сертификация) услуг являются основой государственного регулирования безопасности и качества предоставления услуг. Организация деятельности по подтверждению соответствия, выбор процедуры и средств подтверждения того, что услуги соответствуют установленным требованиям, — все это определяется соответствующими ТНПА Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.
Все возрастающие запросы потребителей услуг, конкуренция в условиях современной рыночной экономики ставят качество и безопасность предоставляемых услуг в число важнейших рыночных характеристик услуг. Поэтому работы в области стандартизации развернутой номенклатуры показателей качества и безопасности различного вида услуг, а также порядка проведения подтверждения соответствия (сертификации) этим показателям начаты в республике в
1994 г.
В настоящее время в рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь установлены как общие требования к порядку сертификации услуг, так и требования к порядку сертификации группы однородных услуг.
Номенклатура нормативных терминов в области сертификации услуг установлена ГОСТ 30335—95:
• услуга — результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные:
- материальная — услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг. Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам могут быть отнесены: бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий; жилищно-коммунальные; услуги общественного питания; транспорта и др.;
- социально-культурная — услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя. Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены: медицинские, услуги культуры, туризма, образования и др.;
• обслуживание — деятельность исполнителя при непосредственном контакте с потребителем услуги;
• предоставление услуги - деятельность исполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуги;
• технологический процесс исполнения услуги — основная часть процесса предоставления услуги, связанная с изменением состояния объекта услуги;
• заказ на услугу - договор между потребителем и исполнителем услуги, определяющий юридические, экономические и технические отношения сторон;
• правила обслуживания — документ, содержащий требования и нормы, регламентирующие порядок и условия обслуживания;
• условия обслуживания совокупность факторов, воздействующих на потребителя услуги в процессе обслуживания;
• стандарт на услугу - стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга, чтобы обеспечить соответствие ее назначению. Стандарт на услугу может быть разработан в таких областях, как химическая чистка, стирка белья, гостиничное хозяйство, связь, страхование, банковское дело, торговля, услуги транспорта, автосервиса и др.;
• качество услуги — совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя;
• контроль качества услуги (обслуживания) — совокупность операций, включающая проведение измерений, испытаний, оценки одной или нескольких характеристик услуги (обслуживания) и сравнения полученных результатов с установленными требованиями;
• идентификация услуги - процедура, обеспечивающая в сфере предоставления услуг однозначное распознавание определенной услуги среди подобных по отличительным признакам.
Правила сертификации услуг
Общие требования к сертификации услуг на территории Республики Беларусь установлены в ТКП 5.1.04—2004. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации услуг. Основные положения. Они включают следующее.
1. Сертификация услуг осуществляется аккредитованными в Системе аккредитации Республики Беларусь органами по сертификации услуг.
2. Если исполнитель классифицируется по категориям (разрядам), то одновременно с сертификацией услуг может проводиться отнесение их к соответствующим категориям (разрядам).
3. В Системе проводится обязательная и добровольная сертификация услуг.
4. Обязательная сертификация проводится на основании законодательных актов Республики Беларусь.
Перечень показателей (характеристик) услуг, подтверждаемых при обязательном подтверждении соответствия требованиям ТНПА, на соответствие которым проводится сертификация, устанавливается в порядке сертификации конкретного вида услуг в соответствии с Перечнем продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия.
При обязательной сертификации услуг схема сертификации устанавливается органом по сертификации.
5. Добровольная сертификация услуг проводится по инициативе заявителя на подтверждение соответствия услуг, обязательная сертификация которых не предусмотрена.
При добровольной сертификации заявитель самостоятельно выбирает ТНПА и определяет номенклатуру показателей, контролируемых при добровольной сертификации. В номенклатуру этих показателей обязательно включаются показатели безопасности, если они установлены в ТНПА на данную услугу.
При добровольной сертификации услуг схема сертификации определяется заявителем по согласованию с органом по сертификации.
6. Основные схемы сертификации услуг приведены в табл. 18.1.
7. Применение схем сертификации услуг:
• схема 1 - для сертификации услуг, качество и безопасность которых обусловлены мастерством и (или) квалификацией персонала, оказывающего услуги;
• схема 2 — для сертификации услуг, качество и безопасность которых обусловлены стабильностью процесса предоставления услуг;
• схема 3 — для сертификации услуг, качество и безопасность которых обусловлена мастерством и (или) квалификацией персонала, оказывающего услуги, и стабильностью процесса предоставления услуг;
• схема 4 — при сертификации системы управления качеством исполнителя услуг.
Таблица 18.1
Схемы сертификации услуг
Номер схемы | Оценка исполнителя услуг (персонала) | Оценка процесса предоставления услуг | Сертификация системы управления качеством исполнителя услуг | Выборочная проверка результата услуг | Инспекционный контроль сертифицированных услуг и систем управления качеством | ||
+ | + | Выборочная проверка и (или) контроль исполнителя услуг (персонала) | |||||
+ | + | Выборочная проверка и (или) контроль процесса предоставления услуг | |||||
+ | + | + | Выборочная проверка и (или) контроль исполнителя услуг (персонала), и/или процесса предоставления услуг | ||||
+ | + | Выборочная проверка и (или) контроль системы управления качеством исполнителя услуг | |||||
Примечание. — Знак «+» означает, что процедура проводится,
Порядок проведения сертификации услуг следующий.
Подача и рассмотрение заявки.Заявка по установленной форме (прил. 26) с прилагаемыми документами с исходной информацией о безопасности и качестве услуг и персонале, оказы-
вающем услуги, подается заявителем в орган сертификации услуг. В течение не более двух недель после регистрации заявки орган по сертификации проводит ее анализ и представленных документов (проверяются правильность заполнения заявки, достаточность представленных документов, правильность согласования и утверждения документов, их регистрации). Кроме анализа ТНПА, проводится идентификация услуг (устанавливается заявитель услуги, принадлежность его к заявленной сфере предоставления услуг согласно ОКЭД, принадлежность объекта оценки соответствия к заявленной сфере услуг, соответствие сертифицируемых услуг представленным техническим документам на услуги и т.д.).
Результатом является принятие решения по заявке, в котором устанавливается целесообразность (нецелесообразность) проведения сертификации (выбор схемы). Решение в письменном виде направляется заявителю.
Проведение проверки услуг. Проверка услуг проводится комиссией органа по сертификации, формируемой из экспертов-аудиторов, с привлечением при необходимости компетентных специалистов из органов исполнительной власти, органов государственного надзора и контроля и других организаций по согласованию с ними. В зависимости от схемы сертификации проверка включает:
• оценку исполнителя услуги, т.е. проверку наличия документов, подтверждающих профессиональную подготовку персонала, его квалификацию, практический опыт работы, мастерство, профессионализм, этичность поведения персонала, знания законодательных и ТНПА, технических документов, точность, своевременность и полноту исполнения услуг, соблюдение требований, обеспечивающих безопасность жизни, здоровья, наследственности человека при предоставлении ему услуг;
• оценку процесса предоставления услуг, в том числе проверку наличия и состояния ТНПА, технологической документации на проведение работ, необходимого оборудования, инструмента и приспособлений, метрологического обеспечения, соблюдения требований по обеспечению безопасности жизни, здоровья и наследственности человека при предоставлении услуг, системы контроля и оценки безопасности и качества услуг
ипроцессов их предоставления, наличия квалифицированного персонала, организации взаимодействия с потребителем услуг, обеспечения условий обслуживания потребителей;
• проверку (испытания) результата услуг. Процедуры проверки (испытаний) результата материальных услуг и отбора
образцов устанавливаются в порядке сертификации конкретного вида услуги, а результаты оформляются протоколом. Проверка результатов социально-культурных услуг проводится
- экспертных оценок экспертами-аудиторами органа по сертификации и (или) приглашенными компетентными специалистами на соответствие установленным требованиям;
- социологических обследований, проведенных органом по
сертификации;
- анализа информации о безопасности и качестве услуг (акты проверок, заключения органов государственного надзора и контроля, информация общества защиты потребителей, претензии и жалобы потребителей и т.д.).
Обнаруженные несоответствия оформляются протоколами несоответствий с установлением сроков их устранения.
Выдача сертификата соответствия на услугу. После завершения всех процедур, предусмотренных схемой сертификации, орган по сертификации проводит анализ актов, протоколов, сертификатов на систему управления качеством и других документов, подтверждающих соответствие безопасности и качества услуг установленным требованиям. При положительных результатах анализа орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия (прил. 27), при отрицательных — письменно информирует заявителя об отказе с указанием причин. Срок действия сертификата соответствия устанавливается на три года. Одновременно с выдачей сертификата соответствия заключается соглашение по сертификации, устанавливающее обязанности органа по сертификации и владельца сертификата. Владельцу сертификата соответствия предоставляется право использования знака соответствия на сопроводительной документации, информационных и рекламных материалах.
Инспекционный контроль за сертифицированными услугами. Проводится органом по сертификации, выдавшим сертификат, в форме плановых и внеплановых проверок для подтверждения соответствия оказываемых услуг, соответствия категориям (разрядам) и правильности применения знака соответствия установленным требованиям. Одновременно может проводиться отнесение исполнителя услуг к другим категориям (разрядам), если это предусмотрено ТНПА. Плановый инспекционный проводится не реже одного раза в год по программе, разработанной органом по сертификации. В общем случае он предусматривает:
• создание комиссии;
• анализ поступившей информации о качестве и безопасности сертифицированных услуг;
• разработку программы инспекционного контроля;
• проведение инспекционного контроля;
• оформление протокола несоответствий;
• контроль корректирующих мероприятий по устранению выявленных несоответствий;
• анализ и оформление результатов инспекционного контроля;
• принятие решения.
По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата и соглашения по сертификации. Также основанием для этого могут быть:
• отрицательные результаты проверок сертифицированных услуг органами государственного надзора;
• поступление информации от потребителей о несоответствии сертифицированных услуг требованиям безопасности;
• изменение ТНПА на услуги или методы их проверки.
Кроме того, приостановление действия сертификата возможно при невыполнении владельцем сертификата обязательств, предусмотренных соглашением но сертификации, и отказе от проведения и оплаты инспекционного контроля.
Решение о приостановлении действия сертификата и соглашения по сертификации принимается в том случае, когда возможно устранение причин обнаруженных несоответствий. После выполнения владельцем сертификата корректирующих мероприятий и при положительных результатах их контроля орган по сертификации возобновляет действие сертификата и снимает запрет на применение знака соответствия.
Решение об отмене действия сертификата принимается при невыполнении владельцем сертификата корректирующих мероприятий в срок, наличии реальной угрозы безопасности жизни и здоровья граждан или окружающей среде.
Информация о приостановленных и отмененных сертификатах доводится до сведения владельца сертификата, национального органа, а также органов государственного надзора и других заинтересованных организаций.
Продление срока действия сертификата соответствия. Владелец сертификата не менее чем за 1,5 месяца до окончания его срока действия направляет в орган по сертификации, выдавший сертификат, письменное обращение о продлении срока действия, к которому прилагает:
• справку о наличии (отсутствии) рекламаций к предоставляемым услугам и их причины;
• результаты проверок (акты, протоколы и др.) безопасности и качества услуг уполномоченными на то органами в период действия сертификата.
В зависимости от результатов анализа представленных документов орган по сертификации принимает решение о продлении срока действия сертификата или о назначении инспекционного контроля, результаты которого станут основанием для принятия решения о продлении (непродлении) срока действия сертификата.
Срок действия сертификата продлевается на три года, а информация об этом вносится в Реестр Системы.
Рассмотрение апелляций. При несогласии с отрицательными результатами сертификации, инспекционного контроля и невозможностью их разрешения заинтересованными сторонами в соответствии с предусмотренными процедурами заявитель в установленный срок может подать апелляцию в Национальный орган или в Апелляционный совет Системы.