Сертификации и оценки соответствия
Последняя четверть XX в. характеризовалась глобальными изменениями в рыночных отношениях и революционными изменениями в технике. Рынок стал требовать снижения рисков покупки, разработки новой продукции с лучшими характеристиками, но относительно низкими ценами. При обилии товаров и жесточайшей конкуренции качество продукции как соответствие заявленным характеристикам стало неотъемлемым условием успеха не только организаций, но и государства в целом.
Поэтому повышение качества и конкурентоспособности белорусских товаров и услуг и расширение их ассортимента имеют первостепенное значение для выхода наших производителей на зарубежные рынки, интеграции страны в мировую экономическую систему и присоединения к ВТО.
В связи с этим государственная политика в области качества выпускаемой продукции и выполняемых в стране услуг направлена:
• на создание условий для разработки и производства качественных, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках продукции и услуг, соответствующих требованиям международных стандартов и стандартов развитых стран мира и удовлетворяющих требования потребителей;
• содействие повышению экспортного потенциала отечественных товаропроизводителей путем устранения технических барьеров в торговле с зарубежными странами и решение на этой основе проблемы интеграции Республики Беларусь в мировую экономику, а также задач социально-экономического развития страны (рис. 13.1).
В связи с тем, что современная рыночная экономика предъявляет высокие требования к качеству продукции, а также учитывая острую конкурентную борьбу за рынки сбыта, во всех странах мира существует объективная необходимость подтверждения производителем своей способности выпускать продукцию стабильного качества.
По этой причине в отечественной практике и за рубежом подтверждение соответствия продукции (работ, услуг) систем менеджмента установленным или заявленным требованиям относится к числу наиболее эффективных средств повышения их качества и конкурентоспособности, а также расширения экспортных возможностей производителей.
Наличие у производителя сертификата соответствия на продукцию (работу, услугу), подтверждающего ее безопасность и качество, а также на систему менеджмента является решающим фактором при выборе поставщика и зачастую необходимым условием заключения контракта либо участия в тендере. При этом стоимость, например, машиностроительной продукции, экспортируемой без сертификата на систему менеджмента качества изготовителя, снижается на 30—40 % уровня мировых цен на аналогичную продукцию.
В решении проблемы повышения конкурентоспособности отечественной продукции и экспортных возможностей отечественных товаропроизводителей очень важным является постоянная гармонизация национальных систем подтверждения соответствия и аккредитации с европейскими и международными требованиями, расширение сотрудничества с зарубежными организациями по сертификации, что будет способствовать признанию на международном уровне работ по сертификации и аккредитации, проводимых в республике.
Для предприятий нашей страны, поставляющих свою продукцию в страны ЕС, актуальным является решение проблемы маркировки своей продукции знаком «СЕ» (рис. 13.2), подтверждающим выполнение производителем всех требований Директив Европейского сообщества по безопасности, относящихся к данной продукции, что является для многих видов продукции необходимым условием допуска их на рынок ЕС.
СЄ
Рис. 13.2. Знак соответствия европейским нормам
Поэтому на государственном уровне разработан комплекс мер, обеспечивающих возможность для белорусских производителей получения права маркировки своей продукции знаком «СЕ» с указанием модифицированного в ЕС органа по сертификации на основании признания белорусских сертификатов соответствия и протоколов испытаний. Данные меры повысят уровень доверия европейских потребителей к белорусской продукции при минимальных затратах валюты на проведение процедуры подтверждения соответствия.
Учитывая тот факт, что основными импортерами белорусской продукции являются Российская Федерация и страны СНГ, предусматривается также комплекс мер, обеспечивающих гармонизацию правил и процедур подтверждения соответствия с действующими в Российской Федерации, в государствах—участниках соглашений о таможенном союзе и в странах СНГ.
Очевидно, что одной из главных проблем повышения конкурентоспособности промышленной продукции является обеспечение ее соответствия международным стандартам. Поэтому государственная политика в области стандартизации и сертификации направлена на повышение эффективности реформирования промышленного комплекса Республики Беларусь и обеспечение устойчивого его функционирования.
С этой целью предусматривается:
• поэтапный переход на общепризнанную мировую практику государственного регулирования вопросов качества, безопасности продукции (работ, услуг) для жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды в соответствии с принципами ВТО;
• дальнейшая гармонизация требований государственных стандартов с международными и европейскими нормами и требованиями;
• совершенствование систем менеджмента качества на базе международных стандартов;
• совершенствование Национальной системы подтверждения соответствия.
Первым итогом осуществления этих мер стало принятие в январе 2004 г. Закона Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» от 05.01.2004 г., № 269-3. В соответствии с Законом оценка соответствия осуществляется в виде аккредитации и подтверждения соответствия (рис. 13.3)
Цели деятельности по оценке соответствия в нашей стране следующие:
• обеспечение защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;
• повышение конкурентоспособности продукции (услуг);
Основными принципами осуществления деятельности по оценке соответствия являются гармонизация, идентичность правил и процедур, конфиденциальность.
Вышеназванный Закон устанавливает, что оценке соответствия подлежат:
• продукция и процессы ее жизненного цикла;
• оказание услуг;
• системы менеджмента;
• компетентность юридического лица при выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции;
• профессиональная компетентность персонала при выполнении определенных работ, услуг;
• иные объекты.
К документальным свидетельствам оценки соответствия относятся аттестат аккредитации, сертификат соответствия, декларация о соответствии и сертификат компетентности, а также знаки соответствия Системы аккредитации Республики Беларусь и Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.
Для однозначного понимания аспектов сертификации как одной из форм подтверждения соответствия необходимо привести основные термины с соответствующими определениями, которые приняты в международной практике:
• соответствие - соблюдение заданных требований к продукции, процессу или услуге (ИСО/МЭК Руководство 2:1996);
• подтверждение соответствия любая деятельность, связанная с прямым или косвенным определением того, что соответствующие требования соблюдаются (ИСО/МЭК Руководство 2:1996);
• система подтверждения соответствия — система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для осуществления подтверждения соответствия
(ИСО/МЭК
Руководство 2:1996);
• доступ к системе подтверждения соответствия — возможность для соискателя получить подтверждение соответствия согласно правилам системы (ИСО/МЭК Руководство 2:1996);
• третья сторона - лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе (ИСО/МЭК Руководство 2:1996);
• аккредитация — процедура, посредством которой авторитетный орган официально признает правомочность лица или органа выполнять конкретные работы (ИСО/МЭК Руководство
2:1996);
• оценивание соответствия — проверка степени соответствия продукции (процесса или услуги), подчиняющаяся определенной системе, заданным требованиям (ИСО/МЭК Руководство 2:1996);
• контроль соответствия — оценивание соответствия путем наблюдения и выводов, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями и калиброванием (ИСО/МЭК Руководство 2:1996);
• испытание типа — испытание на соответствие выпускаемой продукции на основе оценивания одного или нескольких образцов, являющихся ее типовыми представителями (ИСО/МЭК Руководство 2:1996);
• надзор за соответствием — оценивание соответствия с целью определения, что продукция (процесс или услуга) продолжает соответствовать заданным требованиям (ИСО/МЭК Руководство 2:1996);
• сертификация - процедура, посредством которой третья сторона письменно удостоверяет, что продукция (процесс или услуга) соответствуют заданным требованиям (ИСО/МЭК Руководство 2:1996);
• убеждение в соответствии деятельность, осуществляемая с целью сделать заявление, дающее уверенность в том, что продукция (процесс или услуга) соответствуют заданным требованиям. Применительно к продукции данное заявление может быть в виде документа, этикетки или другого эквивалентного средства. Оно может быть напечатано в товаросопроводительной и эксплуатационной документации или каталоге продукции (ИСО/МЭК Руководство 2:1996);
• заявление поставщика о соответствии — процедура, посредством которой поставщик письменно удостоверяет, что продукция (процесс или услуга) соответствуют заданным требованиям. Во избежание путаницы не следует использовать термин «самосертификация» (ИСО/МЭК Руководство 2:1996);
• сертификат соответствия -- документ, выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция (процесс или услуга) соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу (ИСО/МЭК Руководство 2:1996);
• знак соответствия (в области сертификации) — документ выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция (процесс или услуга) соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу (ИСО/МЭК Руководство 2:1996);
• орган по сертификации орган, проводящий сертификацию. Орган по сертификации может проводить испытания и контроль соответствия или же осуществлять надзор за этой деятельностью, проводимой по его поручению другими органами (ИСО/МЭК Руководство 2:1996);
• регистрация - процедура, посредством которой какой-либо, орган указывает соответствующие характеристики продукции (процесса или услуги) или особенности органа или лица в соответствующем общедоступном перечне (ИСО/МЭК Руководство 2:1996);
• продукция - - результат процесса (СТБ ИСО 9000—2000);
• аттестация эксперта-аудитора по качеству - - оценка компетентным органом квалификации эксперта-аудитора по качеству с целью определения его соответствия установленным требованиям (ИСО/МЭК Руководство 2:1996);
• безопасность — отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба (ИСО/МЭК Руководство 2-?1996).
Деятельность по оценке соответствия в нашей стране регулируется государством. Одним из видов государственного регулирования является контроль за соответствием объектов оценки соответствия установленным требованиям, который осуществляется Госстандартом Республики Беларусь. Нарушение законодательства Республики Беларусь об оценке соответствия влечет ответственность, установленную законодательством.
Глава 14