О Mystery Shopping в мире и у нас

Стандарты сервиса

Для того, чтобы добиться одинаково высокого сервиса во всех сервисных локациях, компания разрабатывает единые СТАНДАРТЫ СЕРВИСА. В стандартах прописаны правила работы с клиентом, все требования к работе персонала, к внешнему виду сотрудников и локации, к дисциплине и другим аспектам. Сборник стандартов служит главным документом, описывающим, каким должен быть сервис в этой компании и как персоналу необходимо вести себя с клиентом.

Часто стандарты делятся на операционные и межличностные стандарты.

Операционные стандарты определяют оформление торговой точки, выкладку товара, температуру блюд и т.п.

Например:

1. “ценники на товарах должны быть чистыми, не измятыми и без пыли”

2. “освещение в торговом зале магазина должно функционировать полностью, не освещенных участков быть не должно”

Оценить операционные стандарты просто, для их оценки не требуется глубокой подготовки Таинственного Покупателя.

Межличностные стандарты гораздо сложнее. Они описывают процесс личного, персонального обслуживания клиента. Часто они предполагают использование специальных приемов техники продаж, установления контакта, создания атмосферы доверия, преодоления возражений и пр.

Например:

1. “продавец-консультант должен демонстрировать искреннее стремление помочь клиенту”

2. “продавец-консультант должен внимательно и вежливо выслушивать возражения клиента, ни в коем случае не вступая в спор и пререкания ”

Кроме того, стандарты могут быть объективными и субъективными.

Объективные стандарты – стандарты, выполнение которых является фактом, фактическим действием, которое можно увидеть или услышать, записать на видео- или аудио-носитель.

Примеры критериев оценки объективных стандартов:

* Продавец поздоровался с Вами

* Продавец улыбнулся Вам

* Сотрудник ресторана предложил Вам новинку из меню ресторана

* Сотрудник АЗС предложил Вам протереть стекла и фары автомобиля

* В зале кинотеатра было чисто

* Когда Вы выселялись из гостиницы, портье предложил Вам вызвать такси

* Эксперт банка передал Вам свою визитную карточку

Фиксация выполнения объективных стандартов не зависит от личных впечатлений и ощущений Таинственного Покупателя. Вы либо увидели выполнение стандарта, либо нет. Это самые надежные в измерении стандарты.

Субъективные стандарты – стандарты, связанные с впечатлениями и ощущениями клиента от обслуживания. Их выполнение нельзя однозначно проверить с помощью аудио или видеозаписи. Но они являются очень важной составляющей качественного обслуживания, так как именно субъективное впечатление клиента определяет, насколько он удовлетворен сервисом и захочет ли вернуться вновь.

Примеры критериев оценки субъективных стандартов:

* Приветствие продавца было доброжелательным

* Улыбка продавца была искренней

* Сотрудник ресторана был услужлив, внимателен

* В зале ресторана было уютно

* Кресла в кинотеатре удобные

* Сотрудник АЗС доброжелательно пожелал Вам счастливого пути

* Портье стремился создать атмосферу гостеприимства для Вас

* Эксперт банка искренне старался помочь Вам, проявлял заинтересованность в Вашей проблеме

При измерении субъективных стандартов Таинственный Покупатель оценивает свои ощущения и впечатления с точки зрения реального клиента. Оценивая эти стандарты, также очень важно оставаться честным и выдержанным, не позволять своему настроению и эмоциям влиять на оценку. Важно помнить, что Вы оцениваете работу другого человека, а не свое собственное эмоциональное состояние.

Как правило, оценочные формы (анкеты), которые заполняет Таинственный Покупатель, состоят большей частью из объективных критериев оценки, и небольшого количества субъективных.

Многие стандарты повторяются в разных программах Mystery Shopping. Это происходит потому, что многие правила сервиса уместны в любой компании - например, вежливость персонала или опрятный внешний вид. Иногда повторяются и более сложные в измерении стандарты, например, применение 3-х шаговой модели выявления потребностей клиента или установление раппорта с клиентом. Поэтому мы всегда стремимся работать с опытными Таинственными Покупателями, которые уже доказали качество своей работы и владеют техникой оценки большинства распространенных стандартов сервиса.

Хронология обслуживания

Обслуживание клиента обычно включает несколько этапов. Чем сложнее продукт или услуга, тем сложнее визит, больше этапов клиент и сотрудник проходят вместе в ходе взаимодействия.

Основные этапы сервиса:

Встреча Клиента, установление контакта:

Основная задача этого этапа для сотрудника – поприветствовать клиента (поздороваться), проявить готовность предоставить внимание и помощь. Также важно задать позитивный тон общения, создать располагающую атмосферу. Другими словами, сотрудник должен встретить Вас, поздороваться, быть под рукой, когда Вы осматриваете товар. Он не должен быть безразличен к Вам, стоять спиной, либо, наоборот, «набрасываться» на Вас с предложениями.

Выявление потребностей Клиента:

На данном этапе сотрудник обязан понять, за чем пришел клиент в магазин (банк, автосалон и т.д.). Понять это он может исключительно путем задавания вопросов. Вопросы должны касаться товара – какой цвет, вкус, дизайн, материал, производитель, марка. Также обычно необходимо выяснить предпочтения, ценности самого клиента – что важно для клиента: престиж, качество, доступная цена, состав и др. Главный результат для сотрудника – понять, какой именно товар и как предложить клиенту, чтобы клиент был впоследствии доволен своим выбором.

Консультирование, презентация товара, помощь в выборе:

Данный этап – кульминация обслуживания. От того, как сотрудник проконсультирует клиента, зачастую зависит и результат – продажа, а также общее впечатление клиента от обслуживания. Потому на данном этапе сотрудник должен так предложить Вам товар и рассказать о нем, чтобы Вы приняли решение о покупке. В частности, он должен предоставить Вам 2-5 вариантов товара/услуги, предложить выбор, не перегружая Вас информацией. Сотрудник должен продемонстрировать товар в действии (если товар это предполагает), а также обязательно привести несколько аргументов в пользу покупки. Сотрудник должен быть компетентным, разбираться в товаре/услуге. Также он должен демонстрировать позитивное отношение к товару/услуге и заведению, в котором он работает. Но главное – это интересная, запоминающаяся презентация, в ходе которой Вы поймете, что данный товар – именно то, что Вы хотели!

Преодоление Возражений Клиента:

Несмотря на профессиональную презентацию, любой клиент всегда имеет в запасе пару возражений. Это могут быть вопросы по цене («Почему так дорого?»), или сомнения в качестве («А у моего знакомого сломалось/отклеилось»), или др. Возражения могут быть искренние или просто отговорки. Однако задача сотрудника – не спорить с Вами, а понять Ваши сомнения и спокойно, аргументировано ответить на них. Напр., «Это дорого, на рынке дешевле» - «Да, вы правы, на рынке цена может быть ниже, однако на рынке Вам не предоставят сертификат на товар и гарантийное обслуживание». Результат – клиент, сомнения которого о целесообразности покупки развеялись в ходе общения с сотрудником.

Продажа, оформление покупки/сделки:

В конце общения сотрудника и клиента наступает момент, когда нужно принимать решение о покупке/заказе. Задача сотрудника – помочь клиенту принять решение. При этом строго запрещено агрессивно склонять клиента к покупке. Такая навязчивость может завершиться неудовлетворенностью клиента и возвратом товара. Потому сотрудник должен быть корректен на этапе продажи.

В случае если клиент принимает решение о покупке, то будет уместно предложить ему дополнительный товар или аксессуар к товару, который он покупает. Очень важно, чтобы сотрудник поддержал клиента, подтвердил правильность выбора, особенно если речь идет о дорогостоящем товаре.

На этапе оформления покупки и документации действия сотрудника должны быть быстрыми, слаженными. Клиента нельзя заставлять ждать или бегать от сотрудника к сотруднику в надежде получить свою покупку. Также недопустимы ошибки в расчетах и оформлении документов.

Если клиент решает не делать покупку, сотрудник должен быть максимально дружелюбно сделать все, чтобы клиент вернулся в магазин еще. Сотрудник не имеет права проявлять недовольство, разочарование, др. негативные эмоции потому, что клиент не купил. Наоборот, он должен быть вежлив, может сказать: «Я Вас понимаю, такая покупка не делается сразу». Он может привести дополнительную причину для покупки – это самая популярная в сезоне модель, ее быстро разбирают, в магазине скоро будет распродажа и др. Главное – создать такую атмосферу, чтобы клиент захотел вернуться.

Завершение обслуживания, прощание с клиентом:

Не всегда обслуживание завершается решением о покупке. В ресторане или кинотеатре эти этапы выглядят в несколько иной последовательности. Однако всегда важно не испортить впечатления на финальном этапе. Сотрудник должен вежливо попрощаться с Вами, и обязательно пригласить приходить еще. Сотрудник должен быть вежливым, искренним, дружелюбным. Если Вы сделали покупку, он должен поблагодарить Вас за Ваш выбор. Иногда сотрудник может проводить Вас до выхода, или по-другому проявить свое расположение.

Главный результат работы сотрудника – это клиент, который выбрал и купил именно тот товар/услугу, который ему был нужен/нужна, и при этом получил удовольствие от обслуживания.

Примеры компаний, предоставляющих “многоступенчатые” услуги:

1. магазин, торгующий товарами длительного пользования

2. коммерческий банк

3. страховая компания

4. автосалон

5. медицинский центр

6. туристическое агентство,

7. ресторан (кроме фаст-фуд),

8. фитнесс-центр

История Mystery Shopping

Первая волна – проверка честности

Mystery Shopping выделился как самостоятельное направление исследований примерно в 1940-1950 прошлого столетия в США. Использование методологии было в первую очередь связано с проверкой честности сотрудников, т.н. integrity shopping. В рамках программ integrity mystery shopping руководство розничных сетей выясняло, выдают ли продавцы чек при покупке, соответствует ли цена товара официально установленной, не обвешивают ли продавцы покупателей и пр. Integrity shopping во многом напоминает сегодняшние проверки налоговых служб - “контрольные закупки” - с той лишь разницей, что первые инициированы компанией, проверяющей честность своих собственных работников. Программы integrity shopping выполняются и сегодня. Часто integrity shopping является лишь частью комплексной оценки сервиса в компании.

Вторая волна – век электроники

Вторая волна имела место в семидесятые годы в Европе и США. Появление большого числа сложных электронных товаров – телевизоров, музыкальных центров, компактных приемников, электронных музыкальных инструментов и т.п. – вызвало проблемы в способности продавцов-консультантов в рознице адекватно презентовать товар и консультировать клиентов, которые разбирались в новом классе техники еще меньше. Поэтому компании производители (Sony, Philips, Panasonic, Bosch) прибегли к помощи Mystery Shopping, чтобы оценить уровень знаний продавцов и определить, в каких регионах, розничных сетях, магазинах, для каких продавцов и по каким товарам необходимо провести дополнительное обучение. Век электроники застал многих врасплох, и без Mystery Shopping обеспечить техническую грамотность армии продавцов в розничных сетях было невозможно. В тот период основными пользователями Mystery Shopping были компании-производители, и именно в то время в США появились первые специализированные агентства Mystery Shopping.

Третья волна – век Интернет

Развитие Mystery Shopping в его современном виде совпало во времени с развитием Интернет в странах Запада, особенно в США. Крупные сетевые компании, такие как Wal-Mart, Citibank, MacDonald’s, Shell получили, наконец, возможность по приемлемой цене и каждый день с помощью Интернет получать оперативную информацию об уровне обслуживания клиентов в каждом из тысяч своих магазинов, филиалов, ресторанов или автозаправочных станций. Эту информацию для них собирала настоящая армия Таинственных Покупателей, работающих на специализированные агентства Mystery Shopping. Последние в начале 90-х стали появляться как грибы после дождя, опять-таки, в основном в США, где таких агентств сегодня около 500. В Европе индустрия Mystery Shopping делает только первые шаги, и крупнейшим агентствам сегодня часто не более 5-ти лет.

Пост-советская история Mystery Shopping

С распадом СССР и освобождением предпринимательской инициативы бывших советских граждан, в регионе начала развиваться конкуренция. Спустя несколько лет после появления в Восточной Европе крупных сервисных компаний: розничных сетей, банков, ресторанов, сетей АЗС, конкуренция между ними стала смещаться из области тарифов, ассортимента и покрытия территорий в область качественного обслуживания. Мечта бывших советских граждан о европейском сервисе начала сбываться.

Европейская Ассоциация Провайдеров Mystery Shopping

В США, Европе, Латинской Америке и Азии функционируют региональные ассоциации провайдеров Mystery Shopping, например Европейская Ассоциация Провайдеров Mystery Shopping (MSPA Europe, www.mspa-eu.org), или Североамериканская Ассоциация Провайдеров Mystery Shopping (MSPA North America, www.mysteryshop.org).

Европейская Ассоциация Провайдеров Mystery Shopping была создана в 2002 году для защиты интересов участников рынка и повышения качества услуг агентств Mystery Shopping в Европе. Деятельность Ассоциации включает разработку и усовершенствование стандартов качества в Mystery Shopping, продвижение этических стандартов на рынке, лоббирование законов и нормативных актов, поддерживающих и регулирующих отрасль.

В настоящее время MSPA Europe создает в Европе инфраструктуру обучения и сертификации Таинственных Покупателей, аналогичную действующей уже несколько лет в США.

В конце этого курса Вам будет предложен кодекс MSPA Europe – Вы внимательно изучите и примите его, обязавшись следовать этическим принципам и стандартам качества Таинственного Покупателя, как этого требует Европейская Ассоциация Провайдеров Mystery Shopping. Только после этого Вы можете быть занесены в базу наших Таинственных Покупателей.

Розничные сети

В розничной торговле качество работы обслуживающего персонала часто определяет, совершит ли посетитель покупку и станет ли делать покупки в этом магазине в будущем. На некоторых розничных рынках качество сервиса - наилучшая возможность для торговой сети выделится среди конкурирующих компаний. Успешная продажа некоторых товаров невозможна без качественной консультации со стороны продавца.

Особенностью обслуживания в розничном секторе является, во-первых, необходимость помощи клиенту в совершении выбора из большого количества альтернатив, представленных в ассортименте магазина и, во-вторых, четкая зависимость между выполнением персоналом стандартов сервиса и решением (позитивным или негативным) клиента о покупке. Грамотное применение техник продажи в розничной торговле особенно актуально.

В обеспечении качества сервиса в розничной сети постоянная программа Mystery Shopping является незаменимым инструментом. Можно смело утверждать, что без Mystery Shopping эффективное управление сетью из более чем 5-ти магазинов невозможно, особенно для торговли товарами длительного пользования. Крупнейшие розничные сети Украины уже несколько лет пользуются Mystery Shopping для контроля выполнения стандартов сервиса в сети и мотивации обслуживающего персонала. Некоторые из них рассматривают регулярные программы Mystery Shopping, своим конкурентным преимуществом.

Стандарты сервиса в розничной сети, измеряемые в рамках Mystery Shopping, обычно включают такие разделы:

1. Встреча покупателя

2. Выявление потребностей

3. Консультирование, подведение к продаже

4. Работа с возражениями

5. Совершение сделки

6. Внешний вид персонала

7. Чистота в магазине

8. Другое

Основная часть стандартов сервиса в розничной торговле связана с работой персонала, и небольшое количество - с чистотой, освещением в магазине, музыкальным фоном и пр. Количество стандартов обычно составляет 120-180, и большая их часть измеряется с помощью Mystery Shopping. Вот фрагмент стандартов обслуживания в розничной сети:

Результаты контроля обслуживания в магазинах используются для начисления заработной платы персонала магазинов, как продавцов, так и руководителей, помогают сфокусировать обучение тренинги на выявленных проблемах в сервисе. В крупной розничной сети при внедрении программы Mystery Shopping очень важно обеспечить доверие персонала магазинов к оценкам Таинственных Покупателей, добиться принятия сотрудниками программы как полезного и необходимого инструмента, а не способа выявить и наказать виновных. Важно с самого начала правильно определить способы использования информации Mystery Shopping в управлении обслуживающим персоналом компании.

Растущие розничные сети часто сталкиваются со сложностями в обеспечении качества сервиса в сети, и эти сложности тем больше, чем крупнее сеть магазинов. Регулярная программа Mystery Shopping может стать основным решением для поддержания конкурентного преимущества по качеству обслуживания.

Рестораны

Качественное обслуживание в ресторане - это суть услуг ресторана и условие его успешности. Ассортимент, вкусовые качества блюд, цены, дизайн, имидж, местоположение важны, но они никогда не компенсируют в глазах клиента невнимательного и небрежного обращения со стороны персонала. С другой стороны, ресторан, сумевший предоставить клиентам отличный сервис, получает сильнейшее конкурентное преимущество.

Услугам ресторана присуща сложная структура - они складываются из большого числа компонентов и параметров, разных по своей природе и значимости для клиента. Это делает улучшение и поддержание качества обслуживания особенно сложным. И сложности нарастают по мере роста ресторанной сети.

Решить задачу поддержания качества обслуживания в растущей ресторанной сети и призван Mystery Shopping. Особенно это относится к форматам заведений fast-food и quick-service, где Mystery Shopping является идеальным инструментом контроля большого числа корпоративных стандартов сервиса. В отличие от большинства других сервисных отраслей, в ресторанном бизнесе программа Mystery Shopping является основной формой контроля операционной деятельности подразделений. Mystery Shopping в ресторане охватывает не только персональное обслуживание, но и массу других аспектов.

Отдельного рассмотрения требуют дорогие рестораны, классифицируемые как "fine dining". Здесь также присутствует потребность в системном контроле сервиса, однако совсем другими будут стандарты обслуживания - акцент на персональном внимании к клиенту, тщательном выяснении потребности, возможно, консультировании. Работа персонала в дорогом ресторане является важным инструментом поддержания имиджа ресторана, включая рассказы об истории ресторана, способы и традиции приготовления блюд и напитков, особое внимание постоянным клиентам и т.д. В странах Запада рестораны fine dining пользуются Mystery Shopping наравне с сетями быстрого питания, но критерии оценки сервиса и сценарии обслуживания Таинственных Покупателей кардинально отличаются.

Для ресторана быстрого обслуживания типичная структура стандартов сервиса такова:

1. Внешний вид ресторана

2. Интерьер ресторана

3. Чистота

4. Мерчендайзинг

5. Работа персонала

6. Внешний вид персонала

7. Качество блюд

8. Атмосфера

9. Другое

Каждый компонент может объединять под своей "крышей" десятки конкретных стандартов. Программа Mystery Shopping в ресторане будет направлена на измерение 150-250 критериев, большей частью объективных и наблюдаемых. Вот пример стандартов сервиса в ресторане быстрого питания (сформулированных как вопросы в анкете Mystery Shopping):

Стандарты обслуживания в сети ресторанов служат основой регулярной программы Mystery Shopping. Собранная информация используется в системе вознаграждения персонала, используется для фокусировки обучения и позволяет оперативно диагностировать проблемы в операционной деятельности ресторанов.

Mystery Shopping в ресторане динамичен, особый акцент делается на скорости получения оценок и скорости их использования. Типичной организационной формой управления информацией Mystery Shopping в ресторане быстрого питания будет еженедельное собрание персонала ресторана с анализом поступивших через Интернет оценок, с корректировкой фокуса усилий коллектива - например, со скорости обслуживания на поддержание чистоты пола и столов. Большое количество "заметных со стороны" аспектов сервиса, которые необходимо поддерживать на должном уровне и на которые обязательно обратит внимание клиент (особенно если с ними что-то не так), делают программу Mystery Shopping с ее объективностью и оперативностью почти панацеей для системного и эффективного управления сетью ресторанов.

Ресторанные сети на Западе являются самыми активными заказчиками Mystery Shopping, и программа Mystery Shopping рассматривается в них как ключевой инструмент управления сетью. Учитывая традиционно высокую текучесть кадров в ресторанной отрасли, особенно для ресторанов fast food, поддерживать дисциплину и мотивацию постоянно обновляющегося персонала без системы регулярного внешнего контроля их работы попросту невозможно. При этом важно, что в Mystery Shopping контроль осуществляется "глазами клиента", и помогает поднять эффективность работы ресторана в первую очередь в тех аспектах, с которыми сталкивается клиент.

Гостиницы

Услуги гостиницы связаны с обеспечением "гостеприимства" клиентам, проводящим длительное время под ее крышей. И качество персонального взаимодействия сотрудников гостиницы с клиентом -единственный инструмент создания у клиента ощущения гостеприимства и внимания в выбранной им гостинице.

Помимо персонального обслуживания, в гостиничном бизнесе значительную роль играют "операционные" стандарты, связанные с чистотой, опрятностью, комплектацией номеров, освещением, внешним и внутренним дизайном гостиницы, функционированием оборудования. При этом поддержание операционной части сервиса в идеальном состоянии никогда не компенсирует равнодушного и недоброжелательного отношения со стороны персонала. Клиенты не станут возвращаться даже в самую великолепную и современную гостиницу, сверкающую чистотой и убранством номеров, если персонал в ней груб и негостеприимен.

Услуги гостиницы, пожалуй, имеют наиболее сложную и многоплановую структуру среди всех сервисных отраслей. Огромное количество визуальных и операционных аспектов сервиса, различные категории обслуживающего персонала, с которыми сталкивается клиент (портье, горничные, администраторы), время, которое он проводит в отеле, дополнительные сервисы (ресторан, конференц-зал) - все это выделяет услуги гостиницы в особый, сложный класс в управлении качеством обслуживания.

Сегодня в России очень мало компаний, управляющих сетью гостиниц, и единых сетевых брэндов. Большинство операторов управляют одним отелем - в отличие от стран Запада, где функционируют огромные гостиничные сети (напр., Мариотт, Ритц, Рэдиссон, сеть мотелей Вингейт Инн), включающие сотни отелей по всему миру. Однако сетевой принцип развития гостиничного бизнеса все же будет применен, как отечественным инвестором, так и собственно иностранными сетями.

В обеспечении сервиса в сети гостиниц, равно как в единичном отеле, вне зависимости от его "звездности", важна тщательная стандартизация услуг, контроль выполнения стандартов, мотивация персонала к качественному обслуживанию клиентов, система обучения персонала и коммуникаций с персоналом в контексте качества сервиса - все, что обозначается как "система сервис-менеджмента". И, как в любой крупной сервисной структуре, мониторинг выполнения стандартов сервиса - Mystery Shopping - является ключевой частью этой системы.

Программы Mystery Shopping поменяются в западном гостиничном бизнесе повсеместно. Их особенностью является небольшая частота визитов (обычно 1-3 посещения Таинственным Покупателем гостиницы в месяц), высокая стоимость оценки, поистине огромное количество измеряемых стандартов сервиса и сложный пошаговый сценарий. Оценить гостиничный сервис возможно лишь при проживании в гостинице, и пользовании большей частью ее услуг, поэтому работа "гостиничного" Таинственного Покупателя будет связана с поездками и путешествиями. Так, молодая пара в США может устроить себе круиз по штатам с проживанием в отелях, стоимость которого будет потом компенсирована агентством, в обмен на оценку качества сервиса.

Классическая структура стандартов сервиса в гостиничной отрасли такова:

1. Бронирование номера

2. Парковка у гостиницы

3. Рецепция

4. Вселение в номер

5. Комплектация/чистота номера

6. Услуги горничной

7. Сервис в ресторане

8. Внешний вид сотрудников

Количество стандартов для гостиницы составляет 250-400, примерно 50% которых регламентирует правила персонального обслуживания клиентов, и 50% - визуальные и операционные аспекты, и все необходимо регулярно оценивать в рамках программы Mystery Shopping. Фрагмент структуры стандартов сервиса для гостиницы:

Информация о качестве обслуживания в гостинице, собранная Таинственными Покупателями, используется для мотивации и обучения персонала. Основные направления использования данных Mystery Shopping включают поощрение лучшей практики в области сервиса - награждение сотрудников разных категорий, оценка эффективности руководителей подразделений (ресторан, обслуживание в номерах), диагностика проблемных зон в сервисе для обучения персонала, ревизия действующих операционных стандартов и др.

Mystery Shopping в гостинице позволяет постоянно держать фокус внимания обслуживающего персонала на сервисе и строить сервис-ориентированную среду в коллективе. Для гостиничных сетей информация о выполнении стандартов сервиса используется в системе оценки эффективности руководителей гостиниц и принятии решений о продвижении руководителей по карьерной лестнице - менеджер, которому лучше других удалось обеспечить качественный сервис во вверенной ему гостинице, имеет шансы повторить результат для всей сети.

В Европе и США практически все гостиницы используют Mystery Shopping на регулярной основе, от транснациональных сетей до локальных единичных гостиниц.

Mystery Shopping сегодня

Mystery Shopping в мире

Объем рынка услуг Mystery Shopping в мире составляет до 2 млрд. долл. По некоторым данным, в США до миллиона граждан зарегистрированы общенациональной базе Таинственных Покупателей.

Услуги Mystery Shopping обычно предоставляются специализированными агентствами, которых в мире сегодня более 1000. Как правило, Mystery Shopping не предоставляется агентствами, выполняющими полный цикл маркетинговых исследований, по причине значительной специфики Mystery Shopping и близости Mystery Shopping к HR-функциям, к чему маркетинговые исследовательские компании не имеют прямого отношения и не обладают экспертными знаниями в этой области.

Базовое различие между маркетинговыми исследованиями и Mystery Shopping часто определяется так: "маркетинговые исследования выявляют потребности и пожелания клиента, в то время как Mystery Shopping помогает узнать, выполняются ли эти пожелания в повседневной работе компании".

Рост спроса на услуги Mystery Shopping в регионе обычно коррелирует с усилением конкуренции сервисных компаний по критерию качества обслуживания. Согласно исследованиям, все крупнейшие розничные и ресторанные сети в США выполняют программы Mystery Shopping на основе аутсорсинга, с помощью внешних агентств, и никогда - самостоятельно. Тенденция к аутсорсингу Mystery Shopping объясняется специализацией и более высоким качеством работы агентств Mystery Shopping. Крупной сервисной сети практически невозможно организовать и координировать программу Mystery Shopping своими силами, достигая при этом цели проекта - улучшения качества обслуживания.

В США, Европе, Латинской Америке и Азии функционируют региональные ассоциации провайдеров Mystery Shopping, например Европейская Ассоциация Провайдеров Mystery Shopping (MSPA Europe), в которой состоит 4Serviceтм, или Североамериканская Ассоциация Провайдеров Mystery Shopping (MSPA North America).

В Азиатско-Тихоокеанском регионе Mystery Shopping пока не получил особого распространения, возможно, по причине сильных традиций качественного сервиса и высокой трудовой дисциплины в конфуцианской культуре - иллюстрацией может быть японская поговорка "покупатель - бог".

Mystery Shopping в странах Запада стал для многих частью житейских будней. Объем рынка Mystery Shopping в США столь велик, что любой потребитель может найти вакансии поблизости своего дома или офиса. Например, заказ на оценку АЗС, мимо который он проезжает каждое утро, отвозя ребенка в школу, или магазинов, рядом с которыми он обедает каждый день. Семейная пара может устроить себе круиз по штатам с проживанием в отелях - стоимость круиза будет компенсирована агентством в обмен на оценку качества услуг каждого из отелей. Существуют также профессиональные Mystery Shoppers, работающие полный день, чей годовой доход иногда достигает $40-60 тыс.

Mystery Shopping в Западной Европе

В Европе индустрия Mystery Shopping делает только первые шаги, и крупнейшим агентствам сегодня часто не более 5-ти лет. Для Центральной и Восточной Европы характерна ситуация, когда в стране работает только 1-2 специализированных в Mystery Shopping агентства, с небольшим объемом деятельности. В Западной Европе специализированных компаний больше, часто там работают филиалы агентств американского происхождения. В Центральной Европе и СНГ транснациональные агентства Mystery Shopping работают редко - по причине неразвитого законодательства, низкого уровня проникновения Интернет (7-15%) и низкой емкости рынка.

Европейская Ассоциация Провайдеров Mystery Shopping (http://www.mysteryshop.org/europe) была создана в 2002 для защиты интересов участников рынка и как инструмент повышения качества услуг агентств Mystery Shopping в Европе. Деятельность Ассоциации включает разработку и усовершенствование стандартов качества в Mystery Shopping, продвижение этических стандартов на рынке Mystery Shopping, создание независимых центров обучения и сертификации Таинственных Покупателей, лоббирование законов и нормативных актов, поддерживающих и регулирующих отрасль. Сегодня в MSPA Europe состоят 67 компаний, чей центральный офис расположен в Европе.

Кто может стать ТП?

Стать Таинственным Покупателем может любой человек, вне зависимости от возраста, пола, социального положения, степени занятости и т.д. Обычно Таинственными Покупателями работают люди, занятые на основной (другой) работе, и выполняющие задания по скрытой оценке сервиса в свободное время.

Таинственными Покупателями работают люди самых разных занятий и профессий: преподаватели в школе или ВУЗе, сотрудники государственных учреждений, студенты, пенсионеры, частные предприниматели, сотрудники коммерческих организаций, домохозяйки, бизнесмены и другие. Наиболее удобна профессия ТП людям с гибким графиком работы, которые могут выполнять оценки между основной работой.

Чтобы стать Таинственным Покупателем, необходимо желание и настойчивость. Проявляйте инициативу, соглашайтесь на участие в максимальном количестве проектов, которые Вам будут предложены. Для того, чтобы активно работать как ТП, получать значительное количество заданий с наилучшими условиями оплаты, необходимо также работать качественно. Ваши первые оценки, которые мы увидим, определят, будете ли Вы приглашаться к новым проектам в дальнейшем.

Чтобы стать ТП, этого нужно соответствовать 9-ми основным требованиям , которым соответствует большинство людей. Речь о 9-ти требованиях пойдет в последующих разделах.

Готовы ли Вы?

Чтобы стать профессиональным ТП, необходимо тщательно выполнять требования к работе ТП, которые Вам сообщаются в ходе данного курса, а также в процессе учебных мероприятий по каждому проекту. Эти требования – не просто формальность. Именно от их выполнения зависит, будет ли Ваша оценка важным звеном в построении качественного обслуживания в конкретной компании, либо она станет объектом претензий и недоразумений, и подорвет доверие к методу Mystery Shopping.

Специфика Mystery Shopping заключается в необходимости внимания к деталям. Наилучшие ТП обладают определенной педантичностью, они внимательны, скрупулезны и настойчивы при подготовке к выполнению оценок. Точность и еще раз точность в следовании инструкциям – главное профессиональное и моральное качество Таинственного Покупателя - солдата на войне за качественное обслуживание.

Опытные ТП часто испытывают "искушение отличника" - они и так знают, что будет написано в инструкциях, поэтому зачем их внимательно изучать? И как зазнавшиеся отличники, неожиданно проваливают задание - их узнает обслуживающий персонал, они не могут толком рассказать свою легенду и объяснить потребность, путаются в тестах и т.д.

Спросите себя - готовы ли Вы набраться терпения и скрупулезно изучать, а затем придерживаться инструкций и сценария, и так проект за проектом (инструкции никогда не повторяются, как нет двух одинаковых сервисных компаний). Готовы ли Вы - ради того, чтобы сервис в этой стране стали лучше?

Но, в целом, бояться не стоит - большинство людей способны справиться с ролью Таинственного Покупателя. Сегодня сотни тысяч, а возможно, и миллионы людей работают Таинственными Покупателями во всем мире. И все у них получается :)

Честно ли это?

Существует распространенное заблуждение, что задача Таинственного Покупателя - шпионить и доносить на продавцов, которые после "доноса" могут быть уволены. Это полнейшая глупость. Во-первых, первым правилом использования Mystery Shopping является запрет на любые репрессии в отношении продавцов только на основании анкеты Таинственного Покупателя. Если продавец действительно нерадив, это будет видно не только из анкеты. Во-вторых, Ваши анкеты нужны продавцам - это для них возможность получить честную независимую оценку со стороны, шанс отличиться, заработать признание руководства и коллег, а иногда и дополнительный заработок (премию, бонус). В третьих, анкета ТП помогает продавцам развиваться и совершенствовать свои навыки. Возможно, продавец просто не замечает каких-то моментов в своем поведении - и анкета помогает ему осознать проблемы.

Кроме того, продавцы ВСЕГДА знают о том, что в магазинах идет программа Mystery Shopping. Этическим принципом нашей компании является информирование всех сотрудников сервисных локаций о том, что ТП делают оценку их работы. Т.е. все сотрудники знают о Вашем визите в роли ТП. Хотя, конечно, они не знают, КОГДА Вы придете, КАК Вы выглядите. Они знают только о том, что каждый день в их магазин может прийти ТП. Потому работа ТП – это не «шпионаж» и не «слежка». Это обратная связь сервисным сотрудникам о том, как они обслу<

Наши рекомендации