Тема 9. Организация работ по стандартизации в РК
Цель лекции:изучить основу организации работы по стандартизации в РК
Вопросы лекции:
1.Планирование работ по стандартизации.
2. Порядок разработки стандартов
3. Технические комитеты по стандартизации
1. Организационно методическое руководство планированием работ по стандартизации в республике осуществляет Комитет по техническому регулированию. Планы и программы работ по стандартизации на основании предложений государственных органов, технических комитетов по стандартизации, физических и юридических лиц Республики Казахстан с учетом приоритетных направлений в отраслях экономики Республики Казахстан утверждаются в порядке, установленном уполномоченным органом.
Планы разрабатывают с целью организации и координации работ по стандартизации, в части разработки, пересмотра и внесения изменений в действующие стандарты. При разработке планов и программ работ по государственной стандартизации учитываются требования, установленные нормативными правовыми актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, планы социального и экономического развития Республики Казахстан и научно-исследовательских работ, годовых и долгосрочных государственных и отраслевых научно-технических программ.
Структура плана состоит из двух частей: государственной стандартизации; межгосударственной стандартизации. В план включают: разработку государственных и межгосударственных стандартов на основополагающие нормы и требования в области стандартизации, метрологии и сертификации, общетехнические нормы и нормы безопасности продукции, процессов ( работ) и услуг для жизни и здоровья населения, имущества (охраны) и окружающей среды, постановку продукцию на производство, классификацию, терминологию, правила приемки, отбор проб и методы контроля качества продукции, правила упаковки, маркировки, транспортирования и хранения продукции; гармонизацию государственных стандартов с международными требованиями. В качестве заказчиков разработки государственных стандартов могут выступать заинтересованные органы государственного управления, научно технические, инженерные и другие общественные объединения, физические и юридические лица. План разрабатывается на 1 год и является постоянно действующим в этот период документом, содержащим намечаемых к выполнению работ по государственной и межгосударственной стандартизации. План формируется уполномоченным органом по стандартизации, метрологии и сертификации на основе предложений заинтересованных органов государственного управления, научно технических, инженерных и других общественных объединений, и других физических и юридических лиц, исходя из приоритетных направлений по стандартизации, метрологии и сертификации на планируемый период. Предложения на планируемый период предоставляются в срок до 15 июля текущего года. Предложения к плану, в части разработки представляют заинтересованные национальные организации по стандартизации стран СНГ, МТК, секретариаты которых ведет РК или по согласованию с ними другие организации. Уполномоченный орган анализирует поступившие предложения, и формирует проект не позднее 1 сентября года предшествующего планируемому, и направляет проект плана заинтересованным органам государственного управления и другим, физическим и юридическим лицам. После получения отзывов уполномоченный орган формирует окончательную редакцию проекта плана для принятия решения о его утверждении или возврате на доработку в срок не позднее 1 октября года предшествующего планируемому. К окончательной редакции прилагаются поступившие заявки и пояснительная записка с аналитическим обзором запланированных работ, устанавливаемых приоритетных направлений, категории и видов нормативных документов, видов работ, сроков выполнения работ разработчиком, источников финансирования в пояснительной записке указывают общее количество поступивших заявок на разработку, количество не принятых заявок с указанием причин, переходную тематику разработок. Проект плана рассматривается на заседании научно – технического совета (НТС) уполномоченного органа после рассмотрения проекта плана уполномоченный орган при необходимости, принимает решение о дополнительном согласовании окончательной редакции проекта плана с заинтересованными органами государственного управления и другими юридическими или физическими лицами. Доработанный план с учетом предложений заинтересованных сторон представляется на рассмотрение и утверждение в срок до 1 декабря текущего года. Информация плана размещается на веб – сайте уполномоченного органа. В месячный срок, после утверждения уполномоченным органом, план работ публикуется в полном объеме в очередном ежемесячном информационном указателе стандартов РК (ИУ СТ. РК)
Контроль за выполнением плана осуществляет уполномоченный орган. Организации – разработчики стандартов несут ответственность за выполнение работ, включенных в план по их предложениям. Решение споров между разработчиками государственных и межгосударственных стандартов, включенных в план, осуществляющим планирование работ и контроль за выполнением утвержденного плана на этапе сдачи приемки работ должно осуществляться на согласительном совещании. Предложения по внесению изменений в план относительно названия, категории нормативного документа, вида работ, сроков подачи на утверждение, организации разработчика, организации – соисполнителя, приостановлению работ по разным объективным причинам, в том числе, из- за прекращения финансирования, направляются на рассмотрение уполномоченному органу. Уполномоченный орган в двухнедельный срок рассматривает предложения, готовит по ним проект решения и передает на утверждение. Принятое решение сообщается в срок, не превышающий 1 месяца со дня подачи предложений по разработке стандартов. Изменение в план вносится с письменного разрешения при наличии обоснования и согласования его с заинтересованными организациями, после чего доводятся до заинтересованных сторон.
Источниками финансирования работ по плану являются: средства, выделяемые из госбюджета на реализацию государственных и межгосударственных программ, планов НИР, разработку государственных стандартов и других нормативных документов; другие источники финансирования; за счет средств разработчика; заказчика, производителя и др.
2. Порядок разработки стандартов
- Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, процессы (работы) и услуг.
- Разработку стандартов осуществляют государственные и межгосударственные технические комитеты по стандартизации ( далее ТК ), другие заинтересованные юридические лица республики в соответствии с заданиями планов ( программ ) государственной стандартизации или в инициативном порядке.
- Заказчиками разработки стандартов могут быть органы государственного управления, изготовители и потребители продукции, общественные организации и объединения, другие заинтересованные лица республики.
- Разработка стандартов, для государственных нужд осуществляется на конкурсной основе, в соответствии с законом РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН " О государственных закупках" и правилами, устанавливаемыми заказчиком.
С разработчиками стандартов заключаются договора на их разработку.
- С целью исключения дублирования разрабатываемых и действующих в республики стандартов (в т. ч. межгосударственных, международных, зарубежных), информация о разработке стандартов, не вошедших в планы (программы) государственной стандартизации, должна направляться в уполномоченный орган государственного управления в области стандартизации, метрологии и сертификации для координации проводимых работ.
- Требования, устанавливаемые в стандартах должны основываться на результатах научно - исследовательских, опытно - конструкторских и проектных работ, патентных исследовании, иной официальной информации о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.
- При разработке стандартов применяются международные технические регламенты и стандарты или их проекты в стадии завершения, национальные стандарты зарубежных стран (далее международные стандарты), представляющие интерес для Республики Казахстан, кроме случаев, когда они не соответствуют требованиям безопасности для жизни и здоровья людей, их имущества, охраны окружающей среды и обязательными техническим нормам, принятым для применения Республике Казахстан.
- Порядок применения международных стандартов должен соответствовать СТ. РК 1.9.
- Информация о государственных стандартах, разрабатываемых по государственному заказу, включенных в план государственной стандартизации должна быть размещена на Web - site Госстандарта.
- Положение разрабатываемых стандартов не должны противоречить положениям взаимосвязанных законодательных, иных нормативных правовых актов и технических регламентов, а также стандартов и документов, на которые в них даны ссылки.
- При отсутствии международных стандартов или несоответствии разрабатываемых стандартов международным требованиям на ранней стадии их разработки на Web - site Госстандарта публикуется уведомление о разработке таких стандартов и имеющихся различиях в техническом содержании стандартов.
- Разработку стандартов осуществляют, как правило, в следующем порядке:
1 стадия - организация разработки;
2 стадия - разработка проекта стандарта (первая редакция) и рассылка его на рассмотрение и согласование;
3 стадия - разработка окончательной редакции проекта стандарта и представление на утверждение;
4 стадия - утверждение и государственная регистрация ;
5 стадия - издание;
Примечание - В обоснованных случаях допускается совмещать или вводить дополнительные стадии разработки стандартов (вторая и последующие редакции).
- Построение, изложение, оформление и содержание стандартов должны соответствовать СТ. РК 1.5.
- Стандарты, разрабатываемые в рамках проводимых тендеров на закупку государственных стандартов, могут быть сняты с разработки на любом этапе первого проекта не были реализованы цели, предусмотренные на этапе проведения тендера.
3. Технические комитеты по стандартизации.
3.1. Технические комитеты по стандартизации создаются в отраслях экономики по предложениям государственных органов и заинтересованных сторон для проведения работ по стандартизации на межотраслевом уровне. В состав технических комитетов по стандартизации включаются представители государственных органов и заинтересованных сторон.
В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 31-V (см. стар. ред.)
3.2. К компетенции технических комитетов по стандартизации относятся:1) подготовка предложений по определению основных направлений развития государственной системы технического регулирования по закрепленным объектам и направлениям деятельности; 2) участие в разработке и экспертизе национальных стандартов, предварительных национальных стандартов и классификаторов технико-экономической информации, международных, региональных стандартов, стандартов иностранных государств и классификаторов технико-экономической информации иностранных государств и изменений к ним в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования;3) подготовка предложений к программам развития государственной системы технического регулирования по разработке технических регламентов и национальных стандартов.
4.3. Порядок создания, работы, ликвидации технических комитетов по стандартизации устанавливается уполномоченным органом.