Изучение ситуационной задачи « Как бороться с подделками на российском рынке»

Методические указания

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Универсальным методом стандартизации является упорядочение объектов стандартизации, связанное с сокращением многообразия.

Целью стандартизации является достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области, посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих и потенциальных задач.

Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» стандартизация осуществляется в целях:

– повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества повышения уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

– обеспечения конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств, технической и информационной совместимости;

– содействия соблюдению требований технических регламентов;

– создания систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), содействия проведению работ по унификации.

Объектами стандартизацииявляются: продукция, работы, процессы и услуги, подлежащие или подвергшиеся стандартизации.

Субъекты стандартизации – это межгосударственные, национальные, отраслевые органы и службы стандартизации.

Средствами стандартизации являются все разновидности нормативной документации (стандарты, руководящие документы, методические указания, рекомендации, инструкции, правила, технические условия, классификаторы).

Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития. Различают организационные и научные принципы стандартизации.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

ü добровольного применения стандартов;

ü максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

ü применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

ü недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;

ü недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

ü обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Порядок выполнения работы

Ознакомиться с содержанием ФЗ О техническом регулировании, расположенном в «КонсультантПлюс» на сайте www.consultant.ru. Ответить в письменном виде на контрольные вопросы, приведенные ниже.

1. Привести определения следующих понятий:

ü стандарт;

ü международный стандарт;

ü национальный стандарт;

ü свод правил.

2. Ответить на контрольные вопросы (с обязательным указанием статьи и пункта Федерального закона).

ü Какая структура утверждает национальный орган по стандартизации?

ü Может ли гражданин другого государства являться разработчиком национального стандарта?

ü Кто входит в состав технических комитетов и возможно ли посещение заседаний средствами массовой информации?

ü При обнаружении противоречий между требованиями стандарта и технического регламента, какой документ подлежит упразднению?

ü Технический регламент определяет тип упаковки продукции?

ü Какая структура утверждает национальные стандарты РФ?

ü Допускает ли закон издание технического регламента без его публичного обсуждения?

ü Стандартизация предполагает обеспечение рационального использования ресурсов?

ü При разработке национальных стандартов предполагается ли учет требований международных нормативных документов?

ü Каким образом разрабатываются, утверждаются и учитываются стандарты организаций? Проводится ли экспертиза проектов стандартов организаций?

Вопросы для самоконтроля:

1. Технические регламенты (ТР). Цели принятия ТР.

2. Дать определение общих и специальных технических регламентов.

3. Что понимать под потребительским качеством продукции?

4. Какие структуры в государстве отвечают за качество товаров и услуг?

5. Что является определяющим фактором конкурентоспособности товаров на рынке?

6. Через что (как) стандартизация, метрология и сертификация влияют на качество продукции и услуг?

7. Объяснить цели стандартизации.

8. Какой из нормативных документов является обязательным для исполнения в системе стандартизации?

9. Когда международные стандарты можно использовать на предприятиях в РФ?

10. Перечислить уровни стандартизации и их подчиненность.

11. Что такое объект и область стандартизации?

12. Какие вы знаете стандарты по функциональному назначению?

13. В каком случае допускается не учитывать требования ГОСТа при выпуске новой продукции?

14. Когда альтернативные требования стандарта могут стать обязательными?

15. В каком случае импортируемая в РФ продукция запрещена для реализации?

16. Перечислить виды ответственности за неисполнение требований стандарта.

Пример написания вывода по занятию:

Вывод: На основе изучения ФЗ О техническом регулировании были закреплены основные термины, определения, и способы выбора нормативных документов в области стандартизации, а так же ____________________________________________

Самостоятельная работа студентов:

1. Повторение лекционного материала.

2. Законспектировать в тетрадь основные положения ФЗ «О техническом регулировании».

3. Ответить письменно на вопросы для самоконтроля.

Практическое занятие 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

При составлении задачи использованы материалы журналов «Стандарты и качество», «Сертификация», «Законодательная и прикладная метрология».

Задание 1: Изучить ситуационную задачу «Как бороться с подделками на российском рынке?»

Рыночные реформы кардинально изменили ситуацию на отечественном рынке, обеспечив обилие и разнообразие товаров. Однако сегодняшнее состояние рынка очень хорошо характеризует известная поговорка «Много — не значит хорошо».

Качество товаров и услуг — вот одна из серьезнейших проблем российского рынка. По данным статистики, 8% исследованных проб ввозимой в Россию продукции не соответствуют требованиям стандартов, санитарным нормам. Да и отечественные производители в последние годы по объективным причинам значительно ослабили внимание к проблеме качества. В борьбе с этим злом значительная роль отводится органам по сертификации, многое делающим для того, чтобы некачественная продукция не попадала на рынок. Однако некачественный товар все-таки проникает в продажу и причин тому несколько:

· подделки сертификатов

· и недобросовестность поставщиков, которые ради выгоды берут товар, срок годности которого истекает, и другие причины. Ловкие дельцы всеми правдами и неправдами, минуя таможню, везут товар, не оформляя требуемых документов, прямо на оптовые и стихийные рынки, где продают его с рук, с машин, с лотков.

Но существует и еще одна проблема, ставшая весьма злободневной для отечественного рынка, — подделки под качественный товар известных фирм с использованием их товарного знака. Специалисты отмечают, что фальсификация товаров наносит значительный экономический и социальный вред. Это и материальный ущерб для обманутого покупателя, и потеря в имидже для производителя, выпускающего качественную продукцию. Сказывается эта ситуация и на снижении доверия к системе обязательной сертификации, поскольку фальсифицированные товары сопровождаются в ряде случаев сертификатами безопасности.

Теневой бизнес производства фальшивок активно развивается, поскольку очень выгоден, да к тому же удобен нечистоплотным на руку дельцам: не надо тратиться на дорогостоящую рекламу, организовывать сбытовую сеть, поддерживать имидж фирмы и совершенствовать качество товара. Гораздо проще фабриковать подделки под хорошо известную покупателям продукцию, причем именно ту, качеству которой они привыкли доверять.

Чаще всего фальсифицируют спиртные напитки, сливочное масло, колбасные и кондитерские изделия, чай, кофе, обувь, косметику, сложную бытовую технику. Еще два-три года назад на отечественном рынке можно было встретить телевизоры — подделки такой известной фирмы, как Самсунг, были подделки даже литовской «Банги». Причем специалисты отмечали, что если телевизор «Банга» заводской сборки имел 5—7% брака, то «липовая» продукция — до 40%, что сильно подорвало репутацию этой некогда авторитетной у потребителя марки.

Постоянно наводняют рынок фальсификаты алкогольных напитков. Зачастую вместо шампанского продается обыкновенное итальянское вино, а в упаковке 100%-ных соков обнаруживаются фруктовые напитки. Известны случаи подделок чая «Липтон», шоколадных батончиков «Марс», кроссовок «Рибок», французских духов «Клима», продукции всемирно известной компании BIC.

Правоохранительными органами был выявлен склад и арестовано 600 тыс. шт. поддельных шариковых ручек индийского производства.

Считается, что распознать подделку на вид довольно сложно, однако, увидев рядом натуральный и поддельный товар, убеждаешься в обратном. Признаков, выдающих подделку, довольно много. Например, упаковка фальшивого кофе обычно делается из картона, легкой жести или полиэтилена с наклеенной бумажной этикеткой, как пра- вило, блеклых тонов. Она разительно отличается от упаковки подлинной продукции известных фирм. На подделке — минимум информации, «производитель» ограничивается одним названием или броской надписью, например, made in USA. Правда, почти на всех банках стоит штрих-код, но и тут случается обман — зная, что в кодах наш потребитель разбирается пока плохо, проставляются цифры, которых вообще в таблице не существует, например, мифическая цифра 746. Или поступают более хитро — берут цифры из резервных номеров с 20 по 29, которые пока никакой стране не принадлежат.

Настоящий же кофе в большинстве случаев помещают в металлические или стеклянные банки с яркой красочной этикеткой, на которой максимум полезной информации:

· название кофе, его определение (сублимированный, гранулированный, порошкообразный),

· сорт, страна-производитель,

· сроки годности,

· штрих-код,

· многие фирмы проставляют и дату выработки.

· Иногда указывается, что из данного продукта удален кофеин.

· Текст на этикетке, как правило, переведен на русский язык.

Вывод прост — чем больше информации, тем солиднее фирма-производитель.

Отсутствие маркировки, необходимых данных, невзрачный внешний вид и низкая цена должны вызывать подозрение в подлинности товара. Например, банка настоящей черной икры не может стоить 30— 60 руб., а кроссовки «Рибок» — 20 долл. Однако такие факты известны.

Иногда горе-производители идут на примитивный обман. Немного изменив ставшее привычным для нашего уха название товара, его смело выбрасывают на рынок, умело используя пристрастие россиян к «фирменным» товарам. Вот примеры подобной игры с покупателем: Nesscoffe вместо Nescafe, Povasonic и Livi's вместо Panasonic и Levis, Kickers вместо Snickers, «Дова» и «Дарк» вместо «Дав». Если же этот товар «известной» фирмы имеет броскую упаковку и невысокую цену, то покупатель почти сражен — такой товар быстро раскупается.

Товарная фальсификация крайне негативно сказывается и на производителе, создавая порой весьма сложные ситуации. Например, в прессе недавно прошло сообщение о том, что кофе Elite Classic не является натуральным продуктом. И тот, кто дал такую информацию, действовал в общем-то правильно: купив банку кофе в розничной торговле, сдал ее на экспертизу в известную и пользующуюся авторитетом фирму «Союзэкспертиза». Эксперты выдали заключение, что это некачественный, ненатуральный продукт. Однако при покупке не было проверено наличие сертификата на кофе, а перед проведением испытаний не определялась принадлежность проверяемого образца именно той фирме, которая была указана на этикетке, т.е. соответствует ли содержимое товарному знаку фирмы. Кстати, действующим порядком проведения сертификации от органа, проводящего сертификацию, это и не требуется. В результате — антиреклама. А когда организовали в той же «Союзэкспертизе» повторную проверку (проверялось несколько обезличенных образцов различного кофе, среди которых были и Elite Classic), то специалисты дали положительное заключение и подтвердили высокое качество фирменного кофе. В результате публикация нанесла фирме-производителю моральный и материальный ущерб от органа, первоначально заказавшего «Союзэкспертизе» проведение испытаний.

Задание 2: Проанализировать изученную ситуацию и ответить на вопрос: Так что же это было? Просто подделка с целью получения незаконной прибыли или сознательная фальсификация с целью дискредитации фирмы, успешно работающей на нашем рынке?

Задание 3: Определить роль стандартизации, сертификации и метрологии в предотвращении поступления некачественных товаров и подделок на российский рынок применительно к описанной ситуации. Поясните, как именно стандартизация, сертификация (подтверждение соответствия), метрология работают в этом направлении.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Дизайн интерьера - план или замысел по художественному оформлению внутренних помещений вашего дома. Как правило, это выработка единой концепции, стилистики помещений. Дизайн интерьера это функциональное зонирование, подбор цветовой гаммы, пространственное решение, подбор стройматериалов, а также световое решение для помещения, например ремонт квартиры.

Дом вызывает у каждого свои чувства, но это должно быть чувство уюта. Ваш дом это место, где вы посвящены себе и своей семье. Именно дома мы чувствуем себя наиболее комфортно и защищено. Для каждого понятие уюта это свое, для кого-то это подбор удобной мебели, для других подбор красок и оттенков. Каждый желает иметь в своем доме, что-то свое уникальное, неповторимое. Но именно дизайн интерьера придает «настроение» дома, делает его по-настоящему уютным и близким вашему сердцу.

Создать проект, в котором гармонично сочетаются современные тенденции дизайна, определенная стилистика и индивидуальные требования заказчика, совсем не просто. Профессионалы всегда работают на совесть, они вкладывают в проект свою душу и заинтересованы, чтобы их идеи воплотились в жизнь не кое-как, а именно таким образом, как было задумано. Заказчик хочет того же.

Задачи авторского надзора

Не случайно уделяется огромное внимание организации авторского надзора. Практика показывает, что систематический контроль над ходом выполнения ремонтно-строительных работ позволяет избежать любых отклонений от предусмотренных в рабочей документации чертежей. Кроме того, могут возникать ситуации, когда дизайнер должен вносить корректировки в рабочую документацию по ходу выполнения строительно-монтажных работ, и только он сможет сделать это оптимальным образом, чтобы не нарушилась гармоничная связь между всеми элементами будущего загородного дома или интерьера.

Авторский надзор – гарантия точной реализации проекта! Для заказчика архитектурный проект дома или дизайн проект интерьера является документом, на основании которого он получает представление о том, как будут выглядеть помещения дома или дом после строительства или отделки, где будут проходить инженерные коммуникации, располагаться осветительные приборы и места их подключения.

Для строителей проект – это план, в соответствии с ним мастера осуществляют все виды строительных работ, соблюдая технологические требования, количественные и качественные показатели, используя выбранные автором материалы. Постоянный авторский надзор является гарантией того, что при выполнении работ ни один показатель (деталь, элемент) не будет нарушен.

Если по каким-либо причинам происходит отклонение от проектных решений по инициативе мастера (прораба), реализация проекта дома или дизайна интерьера в первоначальном (задуманном) виде может стать невозможной. Поэтому основная цель авторского надзора за строительством – предупреждение неправильных действий исполнителя, которые могут привести к искажению выбранного заказчиком стиля или снижению уровня комфортности проживания.

Форма учетного листа

УЧЕТНЫЙ ЛИСТ N ___ ----T-------------T-----------T----------T----------T------------¦Да-¦Выявленные ¦Указания об¦Подпись ¦С записью ¦Отметка о ¦¦та ¦отступления ¦устранении ¦специа- ¦ознакомлен¦выполнении ¦¦ ¦от проектно- ¦выявленных ¦листа, ¦представи-¦указаний: ¦¦ ¦сметной ¦отступлений¦осуществ- ¦тель: ¦а) подрядчи-¦¦ ¦документации,¦или наруше-¦ляющего ¦а) подряд-¦ ка; ¦¦ ¦нарушения ¦ний и сроки¦авторский ¦ чика; ¦б) заказчикদ ¦требований ¦их выполне-¦надзор, ¦б) заказ- ¦(фамилия, ¦¦ ¦строительных ¦ния ¦выполнив- ¦ чика ¦инициалы, ¦¦ ¦норм и правил¦ ¦шего ¦(фамилия, ¦должность, ¦¦ ¦и технических¦ ¦запись ¦инициалы, ¦дата) ¦¦ ¦условий по ¦ ¦(фамилия, ¦должность,¦ ¦¦ ¦производству ¦ ¦инициалы, ¦дата) ¦ ¦¦ ¦строительно- ¦ ¦должность)¦ ¦ ¦¦ ¦монтажных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦работ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦+---+-------------+-----------+----------+----------+------------+¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦+---+-------------+-----------+----------+----------+------------+¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦+---+-------------+-----------+----------+----------+------------+¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦.

ДОГОВОР АВТОРСКОГО НАДЗОРА

г. Уфа "____"___________ 2013 г.

________________________________________________________________ именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны, и ___________________________________________ именуемое в дальнейшем «Подрядчик», с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика, а Заказчик обязуется оплатить комплекс мероприятий по осуществлению авторского надзора на объекте по адресу:____________________________________________________________________________

1.2. Авторский надзор включает в себя:

- регулярный выезд архитектора на объект (не более 4-х визитов в месяц);

- внесение в рабочие чертежи корректировок, возникших после демонтажа старых и возведения новых перегородок, после выравнивания полов, стен и потолков;

- консультации и контроль за соблюдением выполнения данного проекта;

- заказ отделочных материалов (от имени и по поручению Заказчика);

- иные действия, не выходящие за рамки указанного договора.

ЦЕНА ДОГОВОРА

2.1. Цена осуществления авторского надзора ___________ рублей за квадратный метр, что при площади помещения равной ____________ кв.м. составляет ______ рублей.

УСЛОВИЯ ПЛАТЕЖА

3.1. Заказчик оплачивает выполненные Подрядчиком работы в следующем порядке:

- авансовый платеж в размере 50% от суммы, указанной в п.2.1. производится при подписании договора;

- окончательный расчет производится по окончании производства комплекса ремонтно-отделочных работ, предусмотренных проектом.

3.2. Форма оплаты — наличный расчет.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

5.1. Подрядчик обязуется своими силами и средствами выполнить все работы в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Договором.

5.2. Заказчик обязуется:

5.2.1. Предоставлять Подрядчику доступ на объект в течение действия договора.

5.2.2. Оплатить Подрядчику работы, предусмотренные п.1, а так же в размерах и в сроки, предусмотренные настоящим Договором.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

6.1. За нарушение сторонами сроков исполнения обязательств по Договору виновная сторона уплачивает другой стороне неустойку в размере 0,1% цены Договора за каждый день просрочки, но не более 10%.

6.2. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон иных обязательств по настоящему Договору виновная сторона возмещает другой стороне убытки.

6.3. Уплата неустойки не освобождает стороны от исполнения обязательств или устранения нарушений.

ДЕЙСТВИЕ НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ

7.1. Ни одна из сторон не несет ответственности перед другой стороной за задержку или невыполнение обязательств, обусловленные обстоятельствами, возникшими помимо воли и желания сторон и которые нельзя предвидеть или избежать, включая гражданские волнения, наводнения, пожары, и другие стихийные бедствия.

ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

8.1. Любые спорные вопросы, разногласия или претензии, возникшие в ходе исполнения настоящего договора, разрешаются сторонами путем переговоров, и возникающие договоренности в обязательном порядке фиксируются дополнительным соглашением сторон, становящимся с момента его подписания неотъемлемой частью настоящего договора.

8.2. Если, по мнению одной из сторон, не имеется возможности разрешать возникший между сторонами спор в порядке, описанном в п.8.1 настоящего договора, то он разрешается судом в установленном порядке.

Форма учетного листа

УЧЕТНЫЙ ЛИСТ № ___

Дата Выявленные отступления от проектно-сметной документации, нарушения требований строительных норм и правил и технических условий по производству строительно-монтажных работ Указания об устранении выявленных отступлений или нарушений и сроки их выполнения Подпись специалиста, осуществляющего авторский надзор, выполнившего запись (фамилия, инициалы, должность) С записью ознакомлен представитель: а) подрядчика; б) заказчика (фамилия, инициалы, должность, дата) Отметка о выполнении указаний: а) подрядчика; б) заказчика (фамилия, инициалы, должность, дата)
           
           

Практическое занятие 4

Штриховое кодирование

Цель работы:изучение требований, предъявляемых к информации, приобретение умений в разработке информационных материалов для потребителей товаров. Изучение видов кодов, структуры, расчета и проверки правильности штрихового кода но контрольному числу штрихового кодирования

Литература:

ГОСТ Р 51127 Непродовольственные товары. Информация для потребителя.

План работы:

1. Изучение ГОСТ Р 51127 Непродовольственные товары. Информация для потребителя. Определить соблюдение требований ГОСТ при маркировке изделий.

2. Определение основных и дополнительных элементов маркировки предложенных изделий на основе ГОСТ Р 51127. Оценка выполнения требований ГОСТ Р 51127, предъявляемые к маркировке.

3. Определение штрих кода товаров

4. Ответы на контрольные вопросы.

5. Формулировка выводов.

Контрольные вопросы:

1. Какими законами государство обеспечивает гражданам право на безопасность?

2. Какими документами устанавливаются обязательные требования по безопасности товара?

3. Какой документ удостоверяет, что свойства товара соответствует требованиям по безопасности?

4. Какие товары запрещается продавать?

5. Перечислите общие требования к информации для потребителя в соответствии с ГОСТ Р 51127 Непродовольственные товары. Информация для потребителя.

6. Перечислите способы представления информации для потребителя и требования к качеству ее исполнения.

7. Что такое штрих-код товара и зачем он нужен?

Содержание отчета:

В рабочей тетради должны быть:

5. Наименование и цель работы.

6. Порядок выполнения работы.

7. Письменные ответы на контрольные вопросы.

8. Письменные ответы на задания.

9. Общие выводы по работе.

Методические указания

Задание 1. Изучение ГОСТ Р 51127 Непродовольственные товары. Информация для потребителя.

Дать определение терминам

1. непродовольственный товар:

2. потребитель:

Покупатель

Изготовитель

5. продавец:

Конкретный товар

Товарный знак

Дата изготовления

Срок годности (или службы)

Маркировка

Задание 2Используя ГОСТ Р 51127, определить основные и дополнительные элементы маркировки предложенных изделий. Оценить, насколько выполнены требования ГОСТ Р 51127, предъявляемые к маркировке. Результаты работы оформляются в произвольной форме.

Задание 3.Определить по штрих коду контрольное число, изучив приведённую ниже информацию по штриховому кодированию.

Штриховое кодирование

Целью этого этапа работы является исследование штрихового кодирования на упаковке, определение вида кода, его структуры, расчет и проверка правильности штрихового кода по контрольному числу.

Штриховой код (ШК) –совокупность чередующихся темных и светлых полос – штрихов и пробелов различной ширины. Заданная ширина полос (штрихов), а также их сочетания являются носителем информации. Самый узкий штрих принимается в качестве базового, его называют модулем. Все остальные поперечные линейные размеры штрихов и пробелов кратны целому числу этих модулей. Существует несколько десятков видов различных штрихкодов: UPS, EAN, ШК 39 и др.

Наибольшее распространение получили коды UPS (универсальный торговый код) в США и Канаде и EAN (Европейская система кодирования товаров) – в Европе. Последняя система в мире наиболее предпочтительна.

В коде EAN 3 формата – 13-значный (EAN -13), а также EAN-8 и EAN- 14.

Изображение кодового слова начинается и заканчивается знаками ограничителями и знаком-разделителем на две части (для удобства считывания указанные знаки имеют удлиненные штрихи).

Товарный код EAN -13 разбит на 4 группы цифр (рис. 2.1).

Первая группа цифр состоит из двух или трех цифр и указывает страну, где зарегистрирован этот штриховой код. Вторая – состоит из пяти (при двузначном коде страны) или четырех (при трехзначном коде) и показывает номер предприятия - изготовителя товара. Третья содержит пять цифр номера данного товара. Четвертая - состоит из одной цифры и является контрольным числом.

Изучение ситуационной задачи « Как бороться с подделками на российском рынке» - student2.ru  
   
   
   
   
   
   
Рисунок 2.1 - 13-разрядный товарный код EAN

Контрольное число используется для проверки правильности считывания штрихового кода сканером. Расчет этого числа производится по первым двенадцати цифрам кода по алгоритму, приведенном в следующем примере:

Пример:

Суммируем четные цифры кода начиная с 12-й
(в обратном порядке, см.. рис. 2, 3):

0+8+6+4+2+6=26.

Изучение ситуационной задачи « Как бороться с подделками на российском рынке» - student2.ru
Рисунок 3- Фрагмент 13-разрядного товарного кода

Умножаем полученный результат на 3:

26×3=78.

Суммируем нечетные цифры кода:

9+7+5+3+1+4=29. ......

Складываем результаты

78+29=107.

Контрольным числом для данного кода будет то, которое необходимо добавить к этой сумме, чтобы получить число, кратное десяти, - т. е. 3.

При каждом считывании этого кода в компьютер вводятся все тринадцать цифр кода. Затем по первым двенадцати подсчитывается контрольное число и сравнивается со считанной тринадцатой цифрой. При совпадении этих цифр код «пропускается» в компьютер. При несовпадении - нет. Тем самым обеспечивается гарантия достоверности считываемой информации. Таким кодом маркируется 80% продукции в мире.

В табл. 2.1. приводится перечень некоторых стран и их штриховых кодов (префиксов).

Таблица 2.1 - Перечень стран и соответствующих штрих-кодов (префиксов)

Код Страна Код Страна
00-13 США и Канада Польша
30-37 Франция Румыния
Болгария Венгрия
400-440 Германия Египет
45+50 Япония Финляндия
460-469 Россия 690-692 Китай
Эстония Норвегия
Латвия Израиль
Литва Швеция
Украина Швейцария
Молдова 80-83 Италия
Армения Испания
Грузия Куба
Гонконг Словакия
Великобритания Чехия
Греция Югославия
Кипр Турция
Ирландия Нидерланды
Бельгия и Люксембург Индия
Португалия 90-91 Австрия
Дания Австралия

Нужно помнить, что штриховой код является визитной карточкой товара. С 1993 года все товары, ввозимые в Европу, обязательно должны иметь ШК. За последнее время в России штриховое кодирование получило широкое распространение. Штриховые коды стали применяться не только при маркировке разных товаров народного потребления, но и в системах пропускного режима, в личных, медицинских, кредитных и других карточках, а также в библиотечном деле.

В Российской Федерации и других странах СНГ код изготовителю присваивает Ассоциация «ЮНИСКАН/ЕАМ Россия», которая представляет интересы своих членов в Международной ассоциации ЕАN. Став членом Ассоциации ЮНИСКАН, предприятие или фирма включается в мировую систему товарной нумерации, получая уникальный по своим качествам номер в международной системе ЕАN, который можно распознать в любой точке земного шара.

Таким образом, идентификация, классификация и кодирование широко используются в отечественной и зарубежной практике стандартизации для работ с информацией.

Практическое занятие № 5

Осуществление контроля промышленной продукции и предметно - пространственных комплексов на предмет соответствия требованиям стандартизации и сертификации.

Цель занятия: изучение организации контроля промышленной продукции и предметно - пространственных комплексов на предмет соответствия требованиям стандартизации и сертификации, закрепить основные теоретические положения по организации сертификации в РФ.

Литература:

Стандарты ИСО серии 9000:

ИСО 9000 «Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества. Руководство для выбора и применения»;

ИСО 9001 «Система качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже (установке) и обслуживании»;

ИСО 9002 «Система качества. Модель обеспечения качества при производстве и монтаже (установке)»;

ИСО 9003 «Система качества. Модель обеспечения качества в процессе контроля и испытания готовой продукции»;

ИСО 9004 «Управление качеством и элементы системы качества. Основные направления».

Порядок выполнения работы:

1. Ознакомиться с должностной инструкцией дизайнера. Выявить роль действующих стандартов и технических условий в компетенциях современного специалиста.

2. Изучить основные положения Государственной системы управления качеством продукции в Российской Федерации.

3. Ознакомиться со стандартами ИСО серии 9000.

4. Выписать в тетрадь основные понятия качества продукции/услуг. Выполнить конспект основных положений по теме «Качество промышленной продукции и ее показатели» и определить роль дизайнера в решении задач качества. Показать роль маркетинга в решении проблем качества промышленной продукции.

5. Ответить на контрольные вопросы.

6. Сформулировать общие выводы по работе.

Содержание отчета:

В рабочей тетради должны быть:

1 Наименование и цель работы.

2 Порядок выполнения работы.

3 Ответы на задания.

4 Ответы на контрольные вопросы.

5 Общие выводы по работе.

Контрольные вопросы:

1 Что такое авторский надзор?Что входит в понятие «авторский надзор»?

2 Перечислите особенности авторского надзора за качеством выпускаемой продукции.

3 В чем заключается сущность процессов стандартизации?

4 Перечислите задачи сертификации.

5 Что понимают под сертификацией продукции?

6 Что понимают под терминами – соответствие, оценка соответствия?

7 Какие стороны участвуют в оценке соответствия?

8 Кто заполняет декларацию о соответствии продукции, по чьей инициативе и когда декларация становится документом, подтверждающим соответствие?

9 Какие системы оценки соответствия вы знаете?

10 Какая продукция подлежит обязательной сертификации и как поставщик (продавец) узнаёт, что продукция подлежит обязательной сертификации?

11 На каком основании и кто выдает знак соответствия?

12 О чем говорит потребителю наличие знака соответствия на упаковке продукции или в сопроводительных документах?

13 Что понимать под испытанием продукции, кто их проводит и по чьей инициативе?

14 Что понимают под идентификацией продукции?

15 С какой целью и по чьей инициативе проводится добровольная сертификация? Кто выбирает нормативные документы для добровольной сертификации?

16 Перечислить способы информирования покупателя о соответствии продукции.

17 Перечислите нормативно-правовую базу сертификации.

18 Перечислите основные принципы сертификации.

19 Объясните, что устанавливает порядок проведения сертификации.

20 Объясните процедуру сертификации.

21 Что является основанием для выдачи сертификата органом сертификации?

22 Чем определяется выбор схемы сертификации?

23 Какими компетенциями должен обладать человек, занимающийся разработкой дизайна промышленной продукции? Определить роль дизайнера в решении задач качества. Сформулируйте ваши предложения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Сущность авторского надзора базируется на тезисе, что никто лучше автора идеи не может проследить за адекватностью ее воплощения. Говоря более официальным языком, авторский надзор — это комплекс мероприятий, осуществляемых для обеспечения соответствия технологических, архитектурно-стилистических, строительных и других технических решений и показателей вводимого в эксплуатацию объекта решениям и показателям, предусмотренным в утвержденной заказчиком проектной документации.

Задание 1. Изучение организации контроля промышленной прод

Наши рекомендации