Анализ цветовых решений упаковки

6.1. Тональный разбор

Очень важно четко разбить упаковку по тону. Если он отсутствует, то только цветовыми средствами трудно добиться хорошего восприятия упаковки. Для определения тонального решения изделия необходимо разбить изображение на три основные группы тонов:

А — самые светлые тона;
Б — средние (и/или основные) тона;
В — самые темные тона.

Тональную композицию можно определить, обрисовав (на кальке или в компьютерной программе) места расположения этих трех групп тонов. При анализе следует помнить, что сближенные тона без тональных акцентов либо наличие многочисленных тональных акцентов в равной степени работают против заметности упаковки в магазине.

Наиболее существенной является изучение расположения изобразительных элементов самых светлых и самых темных тонов. Расположение тональных групп по горизонтали придает изделию ощущение стабильности и уверенности, надежности и солидности, по вертикали — возвышенности, изящества и превосходства, духовной силы и великолепия, по диагонали — динамики движения, напора, активной энергии и скорости. Расположение тональных групп должно быть четко структурировано. Например, основная масса светлых пятен должна находиться в районе композиционного центра и активно участвовать в его функции по привлечению внимания. Общее развитие композиции тональных пятен должно иметь выраженное направление: горизонталь, вертикаль или диагональ.

Отсутствие выраженного композиционного центра, соподчиненности, четко просматриваемой структуры и осмысленного развития динамики тональных пятен безошибочно указывает на слабый дизайн. Бывают, правда, случаи, когда вышеуказанные требования специально нарушаются и, тем самым, игнорируют логику восприятия. Но и задача при этом ставится иная — отвлечь внимание от объекта или зрительно «уничтожить» его форму и целостность. Защитная маскировочная окраска способна спрятать от глаз заинтересованного наблюдателя даже такие массивные объекты, как танк или бронетранспортёр. Что уж тут говорить о покупателе, выбирающем товар в магазине?!

6.2. Цвета и форма

Светлые объекты кажутся ближе и крупнее, чем темные. Объекты теплых цветов воспринимаются ближе, чем такие же объекты холодных цветов. Эти особенности следует учитывать при разработке цветовых решений рельефных элементов и расположении этикеток на поверхности формы. Также необходимо осознавать, что светотень в большей степени заметна на светлом объекте, а темные тона приглушают нюансы светотени. Поэтому для лучшей «читаемости» деталей формы рекомендуется использовать светлые тона, причем ближние грани должны быть теплыми по цвету. Недаром украшающая фасады лепнина делается, как правило, из гипса, светлого камня и крашеного дерева. Для тех частей формы, которые находятся на заднем плане (или которые мы хотим визуально отдалить от зрителя), рационально будет выбрать тёмные тона и холодную гамму.

Цветовым и тональным решением можно как усилить, так и ослабить восприятие формы покупателем. Неудачное колористическое решение может свести на нет старания разработчиков сложной, интересной формы. И очень жаль — произвести упаковку нетрадиционной формы технически непросто, да и затраты на это достаточно высоки.

Основные критерии оценки вариантов упаковки

Первый шаг в оценке — это рассмотрение по «принципу исключения», выявление явно негативных моментов. Необходимо ответить на вопросы:

  • Возникает ли дискомфорт при взгляде на упаковку (зрительный или эстетический)?
  • Что вызывает раздражение, подсознательно или сознательно?
  • Что вызывает основное недоумение?

Причины возникновения дискомфорта при восприятии упаковки изложены в таблице ниже.

Таблица Причины возникновения дискомфорта при восприятии упаковки

Причина возникновения Недостатки дизайна дискомфорта
Информация на упаковке не читается или читается с трудом Использованы сложно читаемые шрифты. Надпись теряется на фоне. Надписи расположены под углом, неудобным для чтения
Продукт "не удерживает«взгляд Изображен набор разрозненных элементов, композиция не сбалансирована. Акценты расположены вблизи границ. Расположение цветовых и тональных пятен не структурировано
Упаковка имеет «дешевый» вид Использованы неудачные сочетания цветов. Много ахроматических тонов (оттенки серого). Неудачно подобраны шрифты. Качество фотографий и рисунков низкое. Применены стандартные, часто используемые фактуры, заливки и символы из библиотек Corel Draw, других широко доступных программных продуктов

Далее можно производить более детальную оценку по следующим критериям:

Выбор типа композиции

Выбор композиционного решения должен быть осознанным. Существуют два основных типа композиции (табл.):

1. Симметричная — базируется на устойчивом равновесии составляющих элементов (симметричные архитектурные объекты и геометрические орнаменты, строение некоторых минералов). Симметричная композиция с элементами асимметрии — равновесие с элементами динамики (такой тип композиции присущ человеческому телу и большинству животных).

2. Асимметричная — основана на динамическом равновесии, когда динамика одного элемента уравновешивается динамикой другого (характерна для растительного мира и большинства объектов неживой природы).

Композиция, использованная на упаковке товара, должна говорить не только о товаре, но и нести информацию о производителе.

Таблица Восприятие композиционных решений упаковки

Вид композиции Восприятие
Симметричная
  • Приверженность производителя традициям, соблюдение старинных рецептов и способов изготовления товара; консерватизм, не— подвластность изменчивой моде
  • Любовь к порядку, серьезность, продуманность
  • Постоянство и ответственность, солидность, надежность, требо— вательное отношение производителя к своей продукции, устойчи— вое положение на рынке
  • Официальность, идеи державности (большинство государственных гербов симметричны)
Асимметричная
  • Свобода, раскованность, динамичность, энергия, напор, активность
  • Сила, агрессивность
  • Новизна, революционность
  • Изящность, легкость, утонченность, богемная элитарность
  • Сладострастность, выраженное гендерное начало (женственность или мужественность)
  • Кратковременность выгодного предложения (в сочетании с со— общением о большем объеме упаковки за ту же цену, информаци— ей о лотереях)
  • Творческий поиск, стремление производителя к новизне и пере— менам или непостоянство, метания
  • Неформальный подход

Рекомендации по использованию информационных и изобразительных элементов

Таблица Информационные и изобразительные элементы на упаковке продукта

Информационные элементы Изобразительные элементы
1. Название продукта. 2. «Материнская» марка. 3. Информация о производителе. 4. Информация о свойствах продукта (стандартизирована). 5. Информация об особенностях продукта. 6. Информация о специальных предложениях («33% бесплатно», «новая экономичная упаковка», «1, 5 литра по цене 1-го»). 7. Особенности потребления продукта (рецепты, новые возможности). 8. Легенда, связанная с продуктом. 9. Рассказ, обращение или история производителя 1. Геометрические фигуры, составляющие композицию (с помещением в них информации). 2. Фирменный знак. 3. Изображение самого продукта (куски рулета, конфеты). 4. Награды продукта. 5. Сюжетные изображения (картинки или фотографии, показывающие потребление продукта, натюрмортные композиции, пейзажи и пр.). 6. Различные символы. 7. Фон и фактуры

3.6.6 Анализ конструкции упаковки

3.6.7 Анализ дизайна штрих - кодирования

.6.8 Социальный опрос

Выводы

Концепция упаковок должна отвечать общему фирменному стилю продукции или в целом предприятия. Художественное оформление упаковки должно быть типично и ассоциироваться с данным видом изделия. Это достигается за счет цвета, формы, размера, текстуры материала, а так же, с необходимой текстовой информацией.

Умение красиво предоставлять товар, в некоторой степени, можно сравнить с искусством. Чем оригинальнее и интереснее выглядит упаковка, тем больше шансов появляется для того, чтобы данная продукция была замечена на прилавках и витринах магазинов. Упаковка идентифицирует изделие, выделяет его из ряда подобных и привлекает к нему внимание потенциальных покупателей. Грамотно разработанная упаковка должна давать целевой аудитории представление о наиболее привлекательных аспектах продукции или услуги, например ее пользе, качестве (или соотношении цены и качества) или о ее физических характеристиках (вкус или аромат).

Дизайн упаковки, как известно, определяет первое впечатление потребителя о товаре. Положительное или отрицательное отношение к продукту может сформироваться, если цветовое решение упаковки соответствует/не соответствует жизненным установкам и убеждениям человека.

Функции упаковки и рекламы во многом схожи, поэтому подход к созданию упаковки товара должен строиться на основе нужд, восприятий и ожиданий потребителей. Реализация возможностей эмоционального воздействия на покупателя путем грамотного дизайна упаковки не только стимулирует выбор непосредственно в магазине. Более важно укрепление лояльности покупателей к продукту и марке и формирование положительного образа производителя в глазах потребителей. В создании имиджа самого продукта и продвижении в местах розничной торговли упаковка товара является мощным оружием;

Рекомендуемая литература

1. Ефремов Н.Ф. Тара и ее производство. –М.: МГУП, 2001.

2. Жиряева Е.В. Товароведение.- С.-Петерб.: Питер., 2002.

3. Журнал «Тара и упаковка». –М., 1999-2003 гг.

4. Локс Ф. Упаковка и экология. –М.: МГУП, 1999.

5. Технология упаковочного производства /Под ред. Э.Г. Розанцева. –М.: Колос, 2002.

6. ГОСТ 12302-83 «Пакеты из полимерных и комбинированных материалов. ОТУ»-М.: Издательство стандартов, 1999.

7. ГОСТ 12303-80 «Пачки из картона, бумаги и комбинированных материалов. ОТУ».-М., Издательство стандартов, 1999.

8. ГОСТ 13479-82 «Банки картонные и комбинированные. ОТУ». –М., Издательство стандартов, 1999.

9. ГОСТ 17527-2003 «Упаковка. Термины и определения». –М., Издательство стандартов, 2003.

10. ГОСТ Р 51474-99 «Упаковка. Маркировка, указывающая на способ обращения с товарами».-М., Госстандарт России, 2000.

11. Р 50.3.002-96 Порядок проведения сертификации тары и упаковочных материалов для пищевых продуктов. Изменения 2000 г. –М., Издательство стандартов, 2002.

12. ГОСТ 5981-88 «Банки металлические для консервов. ТУ».-М., Издательство стандартов, 1999.

13. ГОСТ 7247-90 «Бумага для упаковывания пищевых продуктов на автоматах. ТУ».-М., Издательство стандартов, 1999.

14. ГОСТ Р 51475-99 «Бутылки стеклянные для пищевых жидкостей. ОТУ». –М., Издательство стандартов, 2000.

15. ГОСТ 15844-92 «Бутылки стеклянные для молока и молочных продуктов. ТУ». – М., Издательство стандартов , 1998.

16. ГОСТ 5717-91 «Банки стеклянные для консервов. ТУ».-М., Издательство стандартов, 1999.

17. ГОСТ Р 51476-99 «Бутылки стеклянные для пищевых жидкостей. Типы, параметры и основные размеры».-М.: Издательство стандартов, 2000.

18. ГОСТ Р 51756-2001 «Банки алюминиевые глубокой вытяжки с легковскрываемыми крышками. ТУ». –М., Издательство стандартов, 2001.

19. ГОСТ 50370-97 «Фляги металлические для молока и молочных продуктов. ТУ».-М., Издательство стандартов, 1998.

20. ГОСТ 51675-2000 «Ящики полимерные многооборотные для бутылок с пищевыми жидкостями. ТУ». –М., Издательство стандартов, 2000.

21. ГОСТ Р 51720-2001 «Мешки из полимерных пленок. ОТУ». –М., Издательство стандартов, 2001.

22. Амблер Т. Практический маркетинг. — СПб.: Питер, 1999.

23. Ефимов А.В. Колористика. — М.: Стройиздат, 1990.

24. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение. — М.: Б.С.К, 2000.

25. Критсотакис Я.Г. Торговые ярмарки и выставки. — М.: Ось-89, 1997.

26. Энджел Д., Блэкуэлл Р., Миниард П. Поведение потребителей". — СПб.: Питер, 2000.

27. Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. — М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1959.

28. Хайн Т. Все об упаковке. — М.: Арт-Родник, 1997.

29. Райс Э., Траут Дж. Маркетинговые войны. — СПб.: Питер, 2000.

30. Graphis Packaging 8. An international Compilation of Package Design, 2001.

31. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. — М.: Инфра-М, 2001.

32. Леви М., Бейтс Б. Основы розничной торговли. — СПб.: Питер, 2000.

Приложение А
(информационное)

Примерная тематика исследовательских работ


Приложение Б (обязательное)

Титульный лист

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГБОУ СПО «Уфимский государственный колледж технологии и дизайна»

Анализ цветовых решений упаковки - student2.ru Экспертиза качества дизайна упаковки современных моющих средств

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Руководитель работы к.т.н. _____________Л.Н.Серая

Разработал Д.А. Николаева
студент группы__________
______________________

2016
Приложение Б

Пример содержания исследовательской работы

Введение 3

1 Сущность стандартизации, ее роль в повышение качества продукции 6

2 Роль упаковки в маркетинге. Функции упаковки 7

2.1 Требования к упаковке товаров 16

2.2 Нормативные документы на упаковку.
Соответствие требованиям стандартов 17

2.3 Основные эргономические требования, предъявляемые к упаковке. Надежность упаковки. Эстетические свойства упаковки 19

2.4 Безопасность упаковки: для потребителя и окружающей среды 24

2.5 Факторы, формирующие качество упаковки. Характеристика основных методов, используемых при контроле качества упаковки. 25

2.6 История ловли кальмаров в России. Рецепт сушеных кальмаров. 30

3 Исследовательский раздел 33

3.1 Анализ состояния качества продукта по каждому виду с точки зрения соответствия ГОСТ или другой НД. Выявление содержания вредных ГМО. 33

3.2 Анализ соответствия маркировки товаров требования, предъявляемые к информации для потребителей 38

3.2.1 Современная технология упаковывания. Маркировка упаковки. Требования к маркировке. Структура товарной маркировки.
Виды маркировки 48

3.2.2 Анализ пиктограмм маркировки: товарные знаки, знаки соответствия и качества, манипуляционные знаки, предупредительные или знаки безопасности, экологические, социальные. 50

3.3 Анализ дизайна упаковки 51

3.3.1 Соответствие бренду. Психологическое воздействие.
Цвето-графическая концепция упаковки 51

3.3.2 Цвет и шрифт 55

3.3.3 Сюжетная характеристика, стилистическое решение упаковки. 58

3.3.4 Визуальное впечатление 60

3.3.5 Анализ конструкции упаковки 61

3.3.6 Социальный опрос 61

4 Исследовательский раздел (анализ пяти различных марок товара / продуктов питания)

4. 1 Качество продукции. Показатели и оценка качества. Нормативные документы на изучаемый товар или продукт

4.2 Анализ состояния качества товара (продукта) по каждому виду
(наименованию) с точки зрения соответствия ГОСТ или другой НД

4.3 Выявление содержания вредных ГМО, «Е» для организма человека

4.4 Штриховое кодирование

Выводы 63

Список литературы 65

Приложение А (обязательное) Образцы упаковок 67

Приложение В
(информационное)

Пример оформления списка литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богданова Н. В., Методические рекомендации по оформлению курсовых и дипломных проектов (работ) на ПЭВМ: для студентов очной и заочной формы обучения (дата обращения: 10.03.2015)

2. Роль этикетки и упаковки в продвижении товаров. [Электронный ресурс]. URL: markerovka.ru/state/rol_etiketki_i_upakovki.html (дата обращения: 6.02.2015)

3. Понятие и показатели качества товаров. [Электронный ресурс].
URL: www.grandars.ru/college/tovarovedenie/kachestvo-tovarov.html (дата обращения: 09.02.2015)

4. Функции и требования, предъявляемые к упаковочным материалам и таре, [Электронный ресурс]. URL: www.znaytovar.ru/s/Funkcii_i_tre-bovaniya_pre-dyavl.html (дата обращения: 10.02.2015)

5. Факторы формирующие качество товаров, [Электронный ресурс].
URL: www.znaytovar.ru/new2573.html (дата обращения: 11.02.2015)

6. Основополагающие требования к упаковке, [Электронный ресурс].
URL: tovaroveded.ru/upakovka-i-khranenie-pishchevykh-produktov/226-osno-vopolagayuschie_trebovaniya_k_upakovke.html (дата обращения: 11.02.2015)

7. Основные функции упаковки, [Электронный ресурс].
URL: tovaroveded.ru/upakovka-i-khranenie-pishchevykh-produktov/225-osnovnye_funkcii_upakovki.html (дата обращения: 11.02.2015)

8. Эстетические и потребительские свойства упаковки,
[Электронный ресурс]. URL: www.marketingway.ru/maws-276-1.html (Дата обращения: 12.02.2015)

9. Анализ качества продукции, [Электронный ресурс].
URL: center-yf.ru/data/Menedzheru/Analiz-kachestva-produkcii.php
(дата обращения: 13.02.2015)

10. Ефимова Анна, Упаковка мяса и мясопродуктов. Современные упаковочные технологии. Часть 1., [Электронный ресурс].
URL: www.merpasa.ru/articles.php?id=29 (дата обращения: 15.02.2015)

11. Основы товароведения. Маркировка товара, [Электронный ресурс]. URL зачётка.рф/book/5283/233661/Маркировка%20товара.html (дата обращения: 22.02.2015)

12. Маркировка упаковки, [Электронный ресурс]. URL www.qgc.ru/blog/markirovka-upakovki/ (дата обращения: 22.02.2015)

13. Требования к упаковке и маркировке продовольственных товаров, [Электронный ресурс]. URL allrefs.net/c42/46gs2/p8/?full (дата обращения: 22.02.2015)

14. Чем вреден глутамат натрия (Е621) , [Электронный ресурс]. URL gotpower.ru/chem-vreden-glutamat-natriya-e621/ (дата обращения: 23.02.2015)


Наши рекомендации