Л.23-24 Принципы сигнализации в ТФОП – 2 часа
Классификация протоколов сигнализации
Сигнализация – совокупность аппаратно-программных средств, обеспечивающих обмен сообщениями, связанными с управлением сетью в течение сеанса связи.
Приём, передача, обработка линейных и управляющих сигналов при взаимодействии коммутационных станций друг с другом является основным содержанием процесса установления соединения, выполняемого управляющими устройствами коммутационных систем.
Протокол сигнализации – набор правил, в соответствии с которым осуществляется обмен сигналами управления сетью.
Обслуживание вызова включает в себя три области применения сигнализации (рисунок 7.1):
1) абонентская – на участке между оконечным устройством и коммутационной системой;
2) внутристанционная – между различными блоками внутри коммутационной системы;
3) межстанционная – между различными коммутационными системами в сети.
Рисунок 7.1 – Виды сигнализации в телефонных сетях
Сигналы, передаваемые по телефонным каналам по своему функциональному назначению подразделяются на три группы:
1) линейные – сигналы, которые определяют этапы установления соединения (занятие, ответ, отбой);
2) управляющие (регистровые или сигналы маршрутизации) – сигналы, передающие адресную информацию для маршрутизации вызовов к месту назначения (информация о номере вызываемого абонента, информация о категории и номере вызывающего абонента и др.);
3) информационные акустические – сигналы, извещающие абонента о том, на каком этапе находится процесс установления соединения (ответ станции, посылка вызова, контроль посылки вызова, занято и др.).
Любое сообщение характеризуется:
1) способом передачи или физическим носителем (видом электрических сигналов, в которых сообщение отображено);
2) семантикой – смысловым содержанием, которое представлено кодом.
В существующих системах сигнализации можно проследить использование кодов:
· декадный (ДК), в котором значение сигнала определяется по количеству импульсов в десятичной системе счисления;
· полярно-числовой (ПЧК), в котором значение сигнала определяется по количеству и полярности элементарных посылок (импульсов постоянного тока);
· многочастотный код (МЧК), в котором значение сигнала определяется по составу частот (например, код «2 из 6», код DTMF («2 из 8»)).
В таблицах 7.1 и 7.2 показаны типы и область применения линейной и регистровой сигнализации.
Таблица 7.1 – Типы линейной сигнализации
Тип сигнализации | Применение |
2ВСК для раздельных пучков | ГТС |
2ВСК для универсальных двухсторонних СЛ | СТС |
1ВСК индуктивный код | СТС |
Одночастотная сигнализация | Внутризоновые и ведомственные сети |
Двухчастотная сигнализация | Междугородная сеть |
Таблица 7.2 – Типы регистровой сигнализации
Тип сигнализации | Применение |
Многочастотная «импульсный челнок» | Везде |
Многочастотная «безынтервальный пакет» | Между АТС и АМТС (пакет АОН) |
Многочастотная «импульсный пакет» | Между ЦСК и АМТСЭ |
Декадный код | Везде |
Полярно-числовой код | Между АТСК 100/2000 |
Абонентская сигнализация
7.2.1 Взаимодействие оконечного устройства системой с коммутации Абонентская сигнализация применяется на участке между оконечным устройством и коммутационной системой. На данном участке могут передаваться следующие сигналы:
1) линейные:
· вызов станции (занятие), который соответствует переходу абонентского шлейфа из разомкнутого состояния в замкнутое состояние при снятии телефонной трубки абонентом;
· ответ абонента, который соответствует переходу абонентского шлейфа из разомкнутого состояния в замкнутое состояние при снятии трубки вызываемым абонентом;
· отбой – соответствует переходу абонентского шлейфа в разомкнутое состояние при возвращении трубки на рычаг телефонного аппарата;
2) управляющие – адресные сигналы;
3) информационные акустические:
· ответ станции (ОС) – информирует абонента о возможности набора номера (непрерывный тональный сигнал частотой (425+25) Гц);
· посылка вызова (ПВ) – информирует вызываемого абонента о входящем вызове (посылка вызывного тока в виде периодической передачи сигнала частотой (25+2) Гц, периодом 5 секунд и напряжением (95+5) В;
· контроль посылки вызова (КПВ) – информирует вызывающего абонента о том, что линия вызываемого абонента свободна (тональный сигнал частотой (425+25) Гц, периодом 5 секунд);
· занято – информирует абонента о том, что попытка установления соединения по различным причинам окончилась неудачей или абонент на противоположной стороне повесил трубку (прерывистый тональный сигнал частотой 425Гц, периодом 0,3 секунды);
· информационные сигналы, которые передаются абонентам при предоставлении дополнительных видов обслуживания (ДВО) (например, сигнал уведомления о входящем вызове).
На рисунке 7.2 представлена диаграмма последовательности обмена сигналами в процессе обслуживания внутристанционного вызова.
Рисунок 7.2 – Диаграмма обмена сигналами в процессе обслуживания внутристанционного вызова