Компоненты (элементы) процесса

Приводится описание компонентов (элементов), из которых состоит процесс, и их взаимосвязей.

Типовыми компонентами процесса являются:

- входы (сырье, материалы, заготовки, тара, данные и т.п.);

- выходы (результаты функционирования процесса, готовая продукция).

Кроме того, процесс включает ресурсы и информацию, необходимые для поддержки процесса, например:

- используемая технология;

- персонал (рабочие, служащие, должностные лица и т. п.);

- технологическое оборудование (технологические линии, станки, инструменты и т. п.);

- метрологическое оборудование;

- транспортные средства;

- энергоресурсы и т. п.

- 2.2. Требования к составным частям процесса

- К составным частям процесса могут (должны) быть определены требования, например:

- - требования к входам, промежуточным результатам и выходам процесса

- - стандарты, технические условия и т.п.;

- - требования к другим компонентам процесса (персоналу, оборудованию, инфраструктуре, рабочей среде, энергоресурсам и т. п.).

- 3. Процесс как элемент системы процессов

-

- 3.1. Процессы, которым подчинен данный процесс

- Процесс в системе процессов предприятия может быть вспомогательным для других процессов (более высокого уровня). Приводится перечень таких процессов.

- 3.2. Поставщики входов и компонентов процесса, а также получатели выходов процесса

- Примечание 1 к п. 3.4.1 стандарта ИСО 9000:2000 фиксирует один из возможных вариантов взаимосвязи процессов, когда «входами одного процесса ... являются выходы других процессов». Это положение может быть расширено, например: - входами процесса могут быть выходы других процессов, а также другие процессы или их описания; - выходами процесса могут являться другие процессы или их описания; - компоненты процесса или их описания могут быть входами/выходами других процессов. Следует описать подобные связи.

- 3.3. Другие взаимосвязи и взаимодействия данного процесса с другими процессами

- Описываются взаимосвязи и взаимодействия данного процесса с другими процессами, отличные от "стыковок" процессов по входам, выходам и компонентам, например, сообщения, которыми обменивается данный процесс с другими процессами

- 3.4. Описание способа осуществления процесса

- Способ осуществления процесса может быть описан по-разному, например:

- произвольный текст со ссылками на определенные выше компоненты процесса и другие документы;

- перечень вспомогательных операций (функций), которые в СМК не имеют статуса процесса, с описанием их назначения, способов выполнения;

- перечень вспомогательных (низшего уровня) процессов;

- описания последовательности вспомогательных процессов или операций и их взаимодействия и т. п.

- 3.5. Типовые процессы, которые имеют особенности описания

- Для некоторых типов процессов оговаривают особенности их описания. К таким процессам относятся:

- - процесс проектирования и разработки;

- - процесс закупок;

- - процесс, подвергающийся валидации;

- - процесс управления устройствами для мониторинга и измерения.

- 4. Процесс как объект управления

-

- 4.1. Планирование процесса

- К объектам планирования можно отнести, например, объемы потребляемых процессом ресурсов, результативность и эффективность процесса.

- 4.1.1. Наличие документов, необходимых для обеспечения эффективного планирования процесса

- Приводится перечень соответствующих документов.

-

- 4.1.2. Методы планирования

- Описываются методы планирования или приводятся ссылки на соответствующие описания.

- 4.2. Мониторинг процесса

- Описываются методы мониторинга, демонстрирующие способность процесса достигать запланированных результатов.

- 4.3.Измерение процесса

- Определяются ресурсы и информация, необходимые для измерения процесса, например:

- измеряемые параметры процесса и требования к ним;

- применяемое измерительное оборудование;

- методики проведения измерений;

- квалификация персонала, осуществляющего измерения и т.п.

- 4.4. Контроль процесса

- Определяются, что и как контролируется в процессе, а также действия, которые необходимо предпринять в случае обнаружения отклонений.

-

- 4.5. Анализ процесса

- Описываются цели и методы анализа процесса, а также приводится перечень используемых данных о процессе, в частности, данные о его характеристиках и тенденциях, включая возможности проведения предупреждающих действий.

- 4.6. Улучшение процесса

- Приводятся данные, являющиеся доказательствами постоянного улучшения процесса.

-

- 4.7. Критерии, необходимые для обеспечения результативности при управлении процессом

- Формулируются соответствующие критерии применительно к различным функциям управления.

-

- 4.8. Методы, необходимые для обеспечения результативности при управлении процессом

- Описываются соответствующие методы или даются ссылки на их описания

Наши рекомендации