Компоненты (элементы) процесса
Приводится описание компонентов (элементов), из которых состоит процесс, и их взаимосвязей.
Типовыми компонентами процесса являются:
- входы (сырье, материалы, заготовки, тара, данные и т.п.);
- выходы (результаты функционирования процесса, готовая продукция).
Кроме того, процесс включает ресурсы и информацию, необходимые для поддержки процесса, например:
- используемая технология;
- персонал (рабочие, служащие, должностные лица и т. п.);
- технологическое оборудование (технологические линии, станки, инструменты и т. п.);
- метрологическое оборудование;
- транспортные средства;
- энергоресурсы и т. п.
- 2.2. Требования к составным частям процесса
- К составным частям процесса могут (должны) быть определены требования, например:
- - требования к входам, промежуточным результатам и выходам процесса
- - стандарты, технические условия и т.п.;
- - требования к другим компонентам процесса (персоналу, оборудованию, инфраструктуре, рабочей среде, энергоресурсам и т. п.).
- 3. Процесс как элемент системы процессов
-
- 3.1. Процессы, которым подчинен данный процесс
- Процесс в системе процессов предприятия может быть вспомогательным для других процессов (более высокого уровня). Приводится перечень таких процессов.
- 3.2. Поставщики входов и компонентов процесса, а также получатели выходов процесса
- Примечание 1 к п. 3.4.1 стандарта ИСО 9000:2000 фиксирует один из возможных вариантов взаимосвязи процессов, когда «входами одного процесса ... являются выходы других процессов». Это положение может быть расширено, например: - входами процесса могут быть выходы других процессов, а также другие процессы или их описания; - выходами процесса могут являться другие процессы или их описания; - компоненты процесса или их описания могут быть входами/выходами других процессов. Следует описать подобные связи.
- 3.3. Другие взаимосвязи и взаимодействия данного процесса с другими процессами
- Описываются взаимосвязи и взаимодействия данного процесса с другими процессами, отличные от "стыковок" процессов по входам, выходам и компонентам, например, сообщения, которыми обменивается данный процесс с другими процессами
- 3.4. Описание способа осуществления процесса
- Способ осуществления процесса может быть описан по-разному, например:
- произвольный текст со ссылками на определенные выше компоненты процесса и другие документы;
- перечень вспомогательных операций (функций), которые в СМК не имеют статуса процесса, с описанием их назначения, способов выполнения;
- перечень вспомогательных (низшего уровня) процессов;
- описания последовательности вспомогательных процессов или операций и их взаимодействия и т. п.
- 3.5. Типовые процессы, которые имеют особенности описания
- Для некоторых типов процессов оговаривают особенности их описания. К таким процессам относятся:
- - процесс проектирования и разработки;
- - процесс закупок;
- - процесс, подвергающийся валидации;
- - процесс управления устройствами для мониторинга и измерения.
- 4. Процесс как объект управления
-
- 4.1. Планирование процесса
- К объектам планирования можно отнести, например, объемы потребляемых процессом ресурсов, результативность и эффективность процесса.
- 4.1.1. Наличие документов, необходимых для обеспечения эффективного планирования процесса
- Приводится перечень соответствующих документов.
-
- 4.1.2. Методы планирования
- Описываются методы планирования или приводятся ссылки на соответствующие описания.
- 4.2. Мониторинг процесса
- Описываются методы мониторинга, демонстрирующие способность процесса достигать запланированных результатов.
- 4.3.Измерение процесса
- Определяются ресурсы и информация, необходимые для измерения процесса, например:
- измеряемые параметры процесса и требования к ним;
- применяемое измерительное оборудование;
- методики проведения измерений;
- квалификация персонала, осуществляющего измерения и т.п.
- 4.4. Контроль процесса
- Определяются, что и как контролируется в процессе, а также действия, которые необходимо предпринять в случае обнаружения отклонений.
-
- 4.5. Анализ процесса
- Описываются цели и методы анализа процесса, а также приводится перечень используемых данных о процессе, в частности, данные о его характеристиках и тенденциях, включая возможности проведения предупреждающих действий.
- 4.6. Улучшение процесса
- Приводятся данные, являющиеся доказательствами постоянного улучшения процесса.
-
- 4.7. Критерии, необходимые для обеспечения результативности при управлении процессом
- Формулируются соответствующие критерии применительно к различным функциям управления.
-
- 4.8. Методы, необходимые для обеспечения результативности при управлении процессом
- Описываются соответствующие методы или даются ссылки на их описания