Общая характеристика опросников. Проблема достоверности личностных опросников

Опросник – стандартизованная процедура получения информации, заключающаяся в предъявлении испытуемому вопросов в письменном виде и основанная на определенном способе интерпретации его ответов. Ответы на них позволяли оценить некое свойство или состояние индивида. Эти сгруппированные вопросы, называемые шкалами, различаются по наименованию изучаемого свойства личности (шкалы тревожности, лидерства, агрессивности и пр.). Полученные после опроса данные переводятся с помощью специальных статистических процедур в стандартизованные баллы, в виде графика.

Факторы, искажающие результат.

1. Факторы, связанные с искажениемответов.

1) Возможность фальсификации ответов.

2) Установки на определенные ответы. - Установка на социально-желательные ответы, т.е. ответы, которые предписываются общественными или групповыми нормами. Подобные установки чаще влияют на ответ неосознанно и связаны с желанием выглядеть не хуже других, естественной потребностью в самозащите, в поддержании позитивного «Я-образа» и в самоуважении.

2. Факторы, связанные с искажениями в понимании вопросов.

Можно выделить чисто когнитивный и психологический аспекты понимания вопроса. Сложности когнитивного понимания исправляются посредством коррекция, упрощения вопросов.

Методики

14)Методика Мюррей и Моргана «ТАТ», Собчик «РАТ»

Тематический апперцептивный тест — проективная психодиагност. методика, 1930

Цель - исследование движущих сил личности: внутренних конфликтов, влечений, интересов и мотивов, нарушений в эмоциональной сферы

Стимульный материал: 30 картин - чёрно-белые рисунки, изображены люди в бытовых ситуациях. чувства и действия ко­торых выражены с различной степенью ясности.

Испытуемому даем белый лист, на котором может вызвать путём воображения любую картину, какую захочет.

ПроцедураИз 31 рисунка предъявляется последовательно 20.

Из них 10 - всем, остальные в зависимости от пола и возраста - возможность наибольшей идентифи­кации испытуемым с персона­жем на рис., так легче.

Исследование - в два сеанса, разделенные од­ним/несколькими днями, в каждом из которых предъявля­ются последовательно в определенном порядке 10 рисунков. Модификации: целиком в один раз с 15-минутным пе­рерывом /используют часть рисунков - ис­следование за 1 ч.

Инструкция. Рассмотрите каждый рисунок по очереди, не ограничивая фантазию, сочините по каждому из них небольшой рассказ, в котором будет отражено следующее:

Что происходит в данный момент?

Кто эти люди?

О чем они думают и что чувствуют?

Что привело к этой ситуации и чем она закончится?

Не используйте известные сюжеты, из книг, кинофильмов — придумайте что-либо свое.

Фиксация.Ответы за­писывать дословно, паузы, интонации, восклица­ния, мимика…(стенография, магнитофон). Испытуемый не знает о значении своих ответов, касающихся посторон­них объектов - он раскроет аспекты своей личности более свободно, с меньшим соз­нательным контролем, чем при прямом расспросе.

Интерпретация: сопоставлять результаты с фактами жизни личности исследуемого, полученные другими средствами. Значение - подготовка и опыт (методика) психолога. Варианты ТАТ для разных возрастных групп

1)Детский апперцептивный тест (CAT) Л.Беллака. Картины с животными. 3—10 лет

2)Мичиганский рисуночный тест (МРТ) для детей 8—14 лет. конфликты в семье, в шкоые, конфликты с авторитетами, проблемы агрессии

3)Тест рассказов по рисункам П.Саймондса (SPST) для подростков 12 - 18 лет.

4) Геронтологический апперцептивный тест (GAT) Уолка и апперцептивный тест для старшего возраста (SAT) Л.Беллака и С.Беллак

Варианты TAT для разных этнокультурных групп

1)ТАТ С.Томпсона для негров (Т-ТАТ). определение расистских установок и негры и белые

2)Южноафриканский тест анализа рисунков (SAPAT) 5 -13 лет. На картинах обыкновенные люди, короли и королевы, гномы, эльфы и феи, очеловеченные животные.

Варианты ТАТ для решения разных прикладных задач

1)Профессиональный апперцептивный тест (VAT) Выявление индикаторов мотивов и установок, релевантных пяти профессиональным сферам.

2)Тест групповой проекции (TGP) 5 таблиц для оценки групповой динамики. Члены группы должны совместно составлять рассказы по таблицам.

3)Тест семейных установок Л.Джексон (TFA) 6 - 12 лет. Варианты для мальчиков и девочек полностью различны, по 7 таблиц с изображениями критических семейных ситуаций. Интерпретация результатов свободная, формализованная система обработки отсутствует, равно как и данные по валидности и надежности.

4)Школьный апперцептивный метод (SAM) 22 рисунка с изображениями типичных школьных ситуаций и предназначен для школьных психологов.

5)Тест школьной тревоги (SAT) Е.Хусляйн 10 таблиц - пять возможных классов тревоги в школьных ситуациях.

Варианты ТАТ для измерения отдельных мотивов

Рисованный апперцептивный тест (РАТ) — это компактный модифицированный тест, требующий меньше времени на обследование, чем ТАТ, приспособленный к условиям работы практического психолога.

Стимульный материал – 8 контурные сюжетные картинки с 2-3 человеч. фигурами. НЕ ясен пол, возраст, соц. статус.

Области применения

С 12-лет. Обследование школьников, семейное консультирование, проблема трудных подростков. Можно проводить на группе детей в классе.

Обоснование

Вид проективных методик, д/диагностики личности.

Выявляются глубинные переживания, стороны внутреннего конфликта и сферы нарушенных межличностных отношений. Позы и жесты – конфликтная м/л ситуация.

Работа психолога

Анализ почерк ребенка, стиль письма, манеру изложения, культуру языка, словарный запас. Сам подросток не смог бы рассказать о себе лучше: самопонимание и жизненный опыт - на низком уровне. Плохое осознание своей роли в сложных житейских ситуациях - высокий уровнь невротизации, эмоционально неустойчивых, импульсивных.

Оценка эффективности

Целенаправленный выбор психокоррекционного подхода с ориентацией на содержательную сторону и сферу переживаний испытуемого, учет языкового барьера интеллектуально-культурного уровня личности ребенка.

15)Методика ШТУР

Наши рекомендации