Стандартизация психодиагностических методик
Диагностическая методика отличается от любой исследовательской тем, что она стандартизирована.
Стандартизация (по Анастази) –это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Таким образом, стандартизация рассматривается в двух планах: как выработка единых требований к процедуре эксперимента и как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.
Стандартизация процедуры эксперимента подразумевает унификацию инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования.
Требования к проведению эксперимента:
инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же сло-вами, понятными для всех, в одинаковой манере;
ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;
в процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения;
эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое по возможности время дня, в сходных условиях;
временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми и так далее.
Другим наиболее важным этапом в стандартизации методики является выбор критерия, по которому следует проводить сравнение результатов диагностических испытаний, поскольку диагностические методики не имеют заранее определённых стандартов успешности или неудачи в их выполнении.
Стандартизация методики осуществляется путем ее проведения на большой репрезентативной выборке такого типа, для которого методика предназначена. Относительно этой группы испытуемых вырабатываются нормы, указывающие не только средний уровень выполнения, но и относительную вариативность выше и ниже среднего уровня.
Для выполнения статистической нормы применяются приемы математической статистики х ± σ (х – среднее арифметическое, σ - станд. отклонения). x ± 5 σ
Процентиль –это процентная доля индивидов из выборки стандартизации.
Под руководством Гуревича разрабатываются тесты, в которых в качестве точки отсчета выступает независимый от результатов испытания, объективно заданный социально-психологический норматив. Он реализуется в совокупности заданий составляющих тест. Сам тест в полном его объеме и является таким нормативом.
При разработке и применении любой точки отсчета следует обратить внимание на выборку испытуемых. В математической статистике различают генеральную совокупность (популяция) и выборку. Всякая большая совокупность людей относительно которой мы собираемся делать выводы называется генеральной совокупностью.
Выборка –это часть, или подмножество, совокупности. Проводить исследования для популяции не принято. Обычно из нее выделяется группа людей – выборка стандартизации, которая реально подвергается тестированию, и с ее помощью оценивается генеральная совокупность. Чтобы оценки носили достоверный характер выборка должна быть репрезентативна, представительна для рассматриваемой популяции, то есть ее вероятные свойства должны совпадать или быть близкими к свойствам генеральной совокупности.
Один из способов обеспечения репрезентативности выборки является ограничение популяции (пол, возраст, профессия, здоровье, социально-эконом. статус и др.). Такая популяция определяется как специфическая.
Отбор испытуемых в выборку стандартизации
Определение популяции с выделением в ее структуре переменных значимых, малозначимых (возраст, пол)
Популяция делится на части в зависимости от значимых переменных.
Испытуемые отбираются в случайном порядке и пропорционально численности каждой значимой части совокупности. Минимальный порог выборки – 200 человек.
Статистическая норма –критерий, по которому проводят сравнение результатов диагностических методик.
Возрастная норма –как показатель, который появляется в тестах Бене-Симона (норма – сделать все задания).
Внешний критерий –критерий выполнения.
Процентиль –это процентная доля индивидов из выборки стандартизации, первичный результат которому ниже данного первичного показателя. Процентили указывают на относительное положение индивида в выборке стандартизации. Чем ниже процентиль, тем хуже позиция индивида. Процентили нельзя смешивать с обычными процентными показателями, которые являются первичными показателями и представляют собой процент правильно выполненных заданий, тогда как процентиль – это производный показатель, указывающий на долю от общего числа членов группы.
26.