Меры по предупреждению травматизма от занятий физической культурой
Для предупреждения травматизма во время занятий физической культурой следует для начала определить причины, условия и обстоятельства получения травм обучающимися во время выполнения различных упражнений, а затем выработать травмоисключающие поведенческие рекомендации. Чаще всего встречаются легкие спортивные травмы, которые не доставляют пострадавшим больших неприятностей. Как правило, это обычные травмы, такие же как и в повседневной жизни. Но есть травмы, которые характерны только для спортсменов. Они могут быть различной тяжести, в том числе и тяжелыми, требующими оперативного вмешательство медицинских специалистов. Следует выделить три основных фактора, влияющих на травматизм: индивидуальные особенности занимающихся физической культурой; условия проведения занятий, наличие и качество инвентаря (снаряжения); особенности конкретного вида спортивной деятельности и тип физической активности. Среди индивидуальных особенностей людей, занимающихся физической культурой и спортом, наибольшее значение имеют возраст, состояние нервной системы, темперамент, психологическую зрелость и практический опыт. В образовательных учреждениях наибольшее количество травм наблюдается в начале и в конце учебного года, когда учащиеся еще функционально не готовы к нагрузкам или уже находятся в перенапряженном состоянии. Резко возрастает риск получения травм при инфекционных заболеваниях, часто сопровождающихся различными осложнениями. Важное значение, для предупреждения травматизма имеют условия проведения занятий, спортивный инвентарь и снаряжение. Так, неблагоприятная погода и недостаточное освещение значительно увеличивают риск получения травмы. К травмам могут привести также недоброкачественный или не подходящий по размеру или для данного вида спорта инвентарь, недооценка специального защитного снаряжения. В равной степени надо учитывать особенности конкретного вида спортивной деятельности и тип физической активности. Некоторые виды спорта предъявляют свои особые требования к занимающимся. Их особенности могут привести к специфическим для этих видов спорта травмам. Неодинаковые требования к занимающимся предъявляют и различные виды физической активности. Для предотвращения травм на занятиях физической культурой и спортом каждому занимающемуся рекомендуется выполнять следующие правила:
— иметь для занятий соответствующие одежду, обувь, инвентарь и снаряжение;
— не стремиться сразу же к рекордным результатам, а улучшать свои спортивные показатели постепенно, без ущерба для здоровья;
— перед каждым занятием непременно выполнять разминочные упражнения, чтобы уменьшить вероятность растяжения и разрыва мышц, связок и сухожилий;
— обязательно пользоваться в необходимых случаях защитным снаряжением (щитками, шлемами, очками).
20. Цели, задачи и содержание спортивно-массовой работы.
Концептуальными основами организации такой спортивно-массовой работы в высшем образовательном учреждении, другими словами целью этой работы, является формирование политики, создание условий, определение путей и механизмов, показателей улучшения физической подготовленности студентов вуза, успешного выступления спортсменов вуза в соревнованиях различного ранга.
Эта цель достигается решением основных задач.
Во-первых, реализацией федеральных целевых программ, федеральных и региональных законов, направленных на создание условий для развития спортивно-массовой работы и спорта
Во-вторых, улучшением качества учебного процесса в рамках преподавания дисциплины физическая культура.
В-третьих, формированием у студентов устойчивых мотивов и интересов, потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни, поддержания высокого уровня работоспособности и восстановления.
В-четвёртых, созданием эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса, сохранением и обеспечением спортивных традиций вуза, популяризацией спортивно-массовой работы и спортивных достижений спортсменов.
Кроме того, важно решить задачи по укреплению материально-технической базы, по внедрению современных требований к спортивным сооружениям, на базе которых осуществляется спортивно-массовая работа и подготовка спортсменов высокой квалификации.
21. Цели, задачи и содержание оздоровительной работы.
Спортивно – оздоровительная работа направлена на решение следующих задач:
· укрепление здоровья;
· закаливание организма;
· укрепление защитных сил организма;
· повышение уровня умственной и двигательной работоспособности;
· воспитание у детей убеждённости в необходимости регулярно заниматься физкультурой и спортом;
· организация активного отдыха и досуга;
· привитие детям правил здорового образа жизни;
· сплочение коллектива;
· обучение коллективному взаимодействию детей и взрослых.