Проведение физической подготовки

§ 1. ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Эффективность достижения целей и задач организации процесса физического совершенствования военнослужащих в войсках определяется, в конечном итоге, качеством проведения всех форм физической подготовки, умением командиров рационально и правильно использовать ее средства и методы для целенаправленного воздействия на военнослужащих. Проведение физической подготовки необходимо рассматривать как функцию управления, так как при этом специально направленная двигательная деятельность становится одновременно объектом и фактором управления.

Под воздействием физических упражнений происходят прогрессивные приспособительные изменения в организме, обеспечивающие совершенствование регуляторных функций нервной системы, увеличение функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной систем, гипертрофию основных мышечных групп и т. д. Это выражается также в улучшении физического (телесного) развития военнослужащих, укреплении их здоровья, повышении общего уровня работоспособности. Целенаправленный характер процесса физического совершенствования двигательных (силовых, скоростных, координационных и т. д.) способностей военнослужащих, в сущности и представляет собой процесс управления их развитием.

Для освоения техники относительно сложных военно-прикладных двигательных действий (приемов рукопашного боя, преодоления препятствий, плавания в обмундировании с оружием и т. д.) необходимы недели и месяцы упорного труда. Это объясняется трудностью управления движениями в связи с высокой подвижностью звеньев человеческого тела. Трудность управления движениями определяется, кроме того, воздействием внешних сил (силы тяжести частей тела и их инерционных сил, силы сопротивления среды или противника, реакции опоры и т. д.). Задача руково­дителей занятий научиться преодолевать и использовать их с помощью непрерывного приспособительного изменения мышечных напряжений.

Любое физическое упражнение, являясь произвольным двигательным актом, реализуется с помощью экстренно создаваемой функциональной системы, представляющей собой центрально-периферическое образование с особым механизмом сличения, называемым акцептором действия. По­лученная по каналам обратной связи информация о состоянии мышц или положении тела в пространстве анализируется, сравнивается с запрограммированной и при необходимости с помощью управляющих воздействий, передаваемых по каналам прямой связи, корректируется. Такая само-регуляция представляет собой микросистему управления движениями.

Результативность учебных занятий, спортивных мероприятий или других видов и форм физического совершенствования военнослужащих зависит от организационно-управленческих действий руководителя. Основными составляющими организаторской функции руководителя занятий по физической подготовке являются:

организация взаимодействия субъектов преподавания иучения, т. е. командиров и обучаемых;

организация деятельности занимающихся во времени и пространстве;

самоорганизация своей деятельности и поведения.

Реализация первых двух компонентов осуществляется путем подбора и применения определенных форм, методов иприемов организации процесса физического совершенствования, которые вводятся в него в виде команд, приказаний и распоряжений. В качестве главных признаков клас­сификации этих организационных средств управления процессом физического совершенствования военнослужащих должна быть принята структура взаимодействия руководителя и обучаемых, а также пространственно-временные характеристики учебной деятельности военнослужащих.

В соответствии с предложенной классификацией организационных средств управления учебным процессом для проведения подготовительной части практических занятий (учебно-тренировочных по разделам физической подготовки, комплексных, показных) характерна фронтальная форма организации, когда руководитель управляет всем подразделением одновременно, а стоящие в строю штатные или назначенные помощники руководителя занятий выполняют команды совместно со всеми обучаемыми. Отрабатывая тот или иной прием, обучающий использует метод фронталь­ных (одинаковое для всех упражнение), групповых (одинаковые для нескольких человек, но разные для всех обучаемых упражнения) и даже индивидуальных (каждому обучаемому — свое упражнение) заданий, управляя при этом подразделением без помощи командиров взводов и отде­лений.

В качестве форм организации обучаемых используются строи, определенные Строевым уставом. Для подготовительной части это, как правило, развернутые (двухшереножные) и походные (в колонну по одному, по два, по три, по четыре) строи. Любое, даже одинаковое для всех, задание может выполняться одновременно всеми обучаемыми или поочередно (шеренга за шеренгой, группа за группой, один за одним). В последнем случае руководителю легче контролировать качество усвоения заданий военнослужащими. В зависимости от подготовленности обучаемых темп очередности регулируется раздельным выполнением, когда после каждого упражнения делается остановка для отдыха, разбора действий обучаемых и отдачи предварительных распоряжений или поточным выполнением, когда упражнения выполняются одно за другим без остановки.

Для основной части учебно-тренировочных и показных занятий характерны как фронтальная, так и групповая форма (руководитель — помощники руководителя — обучаемые) организации учебного процесса. В первом случае структура деятельности субъектов преподавания и учения выражена следующей зависимостью: руководитель занятия — рота (взвод, учебная группа).

Наиболее сильные стороны такого взаимодействия состоят в том, что командир обеспечивает одновременное руководство действиями всех обучаемых; активно управляет учебной информацией, поступающей к ним по каналам прямой связи в виде единого информационного потока; указывает на типичные ошибки; дает общие указания, рекомендации и т. п. Вместе с тем фронтальная форма организации учебного процесса имеет и свои существенные недостатки. Ее организационная структура не позволяет эффективно решать проблему текущего контроля и осуществления со­ответствующих корректирующих воздействий в полном соответствии с индивидуальными отклонениями в деятельности каждого военнослужащего. Это вынуждает руководителя довольствоваться проверкой конечных результатов познавательной деятельности обучаемых, что значительно за­трудняет выбор необходимых корректив, ибо механизм взаимодействия командира и военнослужащих не ясен, и отклонения в действиях военнослужащих, их функциональном состоянии, а также причины этих рассогласований нам не известны. Кроме этого, весьма сложен учет особенностей учебно-познавательной деятельности наиболее подготовленных в физическом отношении и слабоуспевающих обучаемых, выбор соответствующих индивидуальным особенностям организма тренировочных нагрузок, дозировка их объема, интенсивности, характер отдыха, количество повторений и т. п.

При организации групповой работы командир делит роту или батарею на отдельные группы (взводы, отделения, шеренги, пары, тройки, четверки и т. д.), назначает старших, которым передает часть своих обучающих функций икомандирских полномочий. Таким образом, возникают до­полнительные уровни управления, со своими субъектами и объектами деятельности. В качестве помощников руководителя могут быть как офицеры, так и младшие командиры (сержанты, спортивный актив, курсанты учебных частей и т. д.). Количество помощников, их функциональные обязанности обусловлены содержанием учебных задач, материально-технической базой, практической и методической подготовленностью обучаемых и другими факторами, определяющими характер учебно-воспитательного процесса. Довольно часто создаются несколько дополнительных уровней управления, что придает структуре групповой формы обучения иерархический вид. Так, например, в основной части практического занятия по гимнастике при разучивании командиром отделения учебных заданий в «тройках» возможна структурная зависимость: руководитель — командир отделения — командир «тройки» (страхующий) — обучаемый, которая предполагает четыре явно выраженных уровня педагогического управления.

Такой динамический, иерархический тип организационных структур групповой работы позволяет обеспечить достаточную дифференциацию функций руководителя занятий и его помощников и изначально повысить эффективность функционирования каналов прямой и обратной связей.

В зависимости от целевого назначения формируемых групп, возможно, их комплектование по различным критериям. Штатная структура воинских подразделений, ее специфика являются тем основным признаком, по которому создаются постоянные группы для учебных занятий. При такой структурной организации каждый командир отделения (взвода) подотчетен командиру роты (батареи) и обладает полномочиями по всему комплексу обучающих функций, что накладывает на него особую ответственность за собственную методическую и практическую подготовленность. Однако в целях повышения эффективности обучения возможно комплектование групп и по другим критериям: по уровню физической подготовленности (например, создание отделений слабоуспевающих и наиболее подготовленных военнослужащих), по общности интересов, характеру внеучебных общений, возможностям взаимно оказывать помощь в учении и т. д.

Количественный состав создаваемых подразделений (взводов, учебных отделений), в свою очередь, вытекает из целевых, временных и критериальных характеристик комплектования и обусловлен рядом дополнительных факторов: оснащенностью мест занятий, наличием спортивного общественного актива и пр. Это позволяет определить некоторые сильные и слабые стороны групповой формы организации учебного процесса.

При групповой форме работы значительно улучшаются возможности дифференцированного подхода к обучаемым, повышается действенность контроля и коррекции, а значит, и эффективность управления учебным процессом. Групповая форма целесообразна при изучении довольно сложных в техническом исполнении физических упражнений, особенно на этапах их разучивания и тренировки, а также при организации игр, эстафет, комплексной и круговой тренировки.

Слабым звеном этой организационной формы является недостаточный учет индивидуальных особенностей военнослужащих, пассивность некоторых занимающихся в процессе обучения из-за недостаточного уровня подготовленности помощников руководителя занятий.

Индивидуальная форма организации учебного процесса в структурном отношении представлена взаимодействием в звене «руководитель — обучаемый». В основе индивидуального обучения лежит принцип постоянно действующей обратной связи, предусматривающий внесение немедленных корректив в учебную деятельность при появлении ошибок в процессе выполнения заданий, при возникновении малейших рассогласований между запланированным и полученным результатами.

Однако на учебных занятиях по физической подготовке (в условиях работы с довольно значительными по количеству группами военнослужащих) использование индивидуальной формы попросту нецелесообразно, хотя и возможно (например, сержант — отстающий солдат). Такое взаимодействие характерно при организации спортивной рабо­ты, в процессе учебно-тренировочных занятий со спортсменами, а также в ходе учебно-методических и инструкторско-методических занятий, где возможны варианты, когда одна половина военнослужащих может действовать в роли руководителей, а вторая — в роли обучаемых.

Нельзя путать индивидуальную форму организации учебного процесса с методом индивидуальных заданий, использование которых возможно даже при фронтальном обучении, например: рота получает задание от командира, предусматривающее выполнение подтягивания в количестве 3/4 от максимального результата, показанного военнослужащим, при тестировании.

Суть индивидуальной формы — не в подборе содержания заданий, а в постоянном контроле за познавательной деятельностью занимающегося и последующих корректирующих воздействиях, которые не могут в достаточной мере обеспечить ни одна из существующих организационных форм.

Утренняя физическая зарядка проводится с использованием тех же форм организации учебного процесса и методов информационного обеспечения, что и практические занятия по физической подготовке. В теплое время года зарядка по первому варианту проводится в составе воинской части (фронтальная форма организации) под музыку.

Офицеры кроме обязательных занятий по физической подготовке должны во внеслужебное время заниматься самостоятельной физической тренировкой.

Все занятия по физической подготовке должны проводиться с высокими нагрузками и плотностью.

Под плотностью понимается отношение времени, затраченного на выполнение физических упражнений, ко всему времени занятий. Плотность измеряется в процентах.

Кроме того, выделяют общую (педагогическую) плотность занятий, которая дополнительно включает педагогически оправданные действия руководителя, связанные с показом и объяснением техники выполнения упражнений или действий обучаемых. Педагогическая плотность всегда выше моторной, она характерна для учебно-методических и инструкторско-методических занятий.

Военнослужащие с различным уровнем физической подготовленности и функционального состояния при выполнении физической работы получают различную по величине нагрузку. Она характеризует главное свойство физических упражнений — оказывать определенное физиологическое воздействие на организм занимающихся и является основным фактором, обусловливающим возможность их применения с целью управления физическим состоянием военнослужащих.

Таким образом, под физической нагрузкой понимается суммарная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся. В практике физической подготовки принято выделять внешнюю (объем и интенсивность) и внутреннюю (сдвиги в вегетативных, координационных и психических функциях) стороны нагрузки.

Объем нагрузки — это сумма всех упражнений, которые выполняют военнослужащие за одно учебное занятие (учебный день, неделю, месяц).

Интенсивность нагрузки — это отношение числа упражнений, выполняемых с повышенной нагрузкой, к общему числу упражнений (т. е. к объему нагрузки). Она определяет напряженность, и степень конкретизации тренировочной работы во времени и зависит от характера упражнений, скорости их выполнения, величины применяемых отягощений и т. п.

Внутренняя сторона нагрузки характеризуется целым комплексом вегетативных изменений, приводящих к увеличению частоты сердечных сокращений, повышению артериального давления, повышению ударного и минутного объема крови, частоты дыхания, перераспределению кровотока между сердцем, почками, скелетной мускулатурой, брюшными органами и т. д. Функцию регуляции обмена веществ всех частей организма применительно к непрерывно изменяющимся условиям среды и показателям физической работы осуществляет вегетативная нервная система.

В процессе физического совершенствования военнослужащих, при выполнении относительно технически сложных упражнений кроме физиологического воздействия необходимо учитывать координационную сложность и психическую напряженность нагрузки. Эти аспекты тренировочной работы тесно взаимосвязаны между собой. Выполнение ко­ординационно сложных физических упражнений зачастую приводит к психической напряженности. Эта зависимость может проявляться и при выполнении простых упражнений, но в необычных условиях. Внешне это проявляется в излишней скованности движений, в искажении техники упражнений, в грубых тактических просчетах. Причиной психической напряженности является сильное эмоциональное возбуждение, недостаточная освоенность приемов и действий, боязнь получения травмы. Повышен­ная психическая напряженность способствует усилению физиологических, биохимических реакций в организме.

Однако при выполнении физических упражнений основным фактором управляющего воздействия на обучаемых являются различные варианты физической нагрузки, которую необходимо воспринимать как следствие физической работы, характеризуемое длительностью и напряженностью мышечной деятельности.

На занятиях по физической подготовке нагрузка определяется по частоте сердечных сокращений (пульсу) в минуту. Нагрузка может быть:

низкой — до 130 уд./мин;

средней — 131—150 уд./мин;

большой—151—180 уд./мин;

максимальной—свыше 180 уд./мин.

В практике физического воспитания воздействие мало-интенсивных упражнений (ускоренная ходьба, медленный бег, передвижение на лыжах в прогулочном темпе), которое вызывает у занимающихся ЧСС не более 130 уд./мин, относят к нагрузкам «компенсаторной» или «восстановительной зоны». Физическая работа в этом случае продолжается 4—б ч и требует лишь 20—30% потребляемого кислорода от максимума (МПК).

Тренировочные нагрузки, вызывающие повышение величины ЧСС до 131—150 уд./мин, относят к «аэробной зоне». Продолжительность такой работы может составлять 1,5—3 ч. Потребление кислорода у слабо подготовленных в физическом отношении лиц составляет 35—45% МПК, у хорошо подготовленных — 50—60 % от максимума, что соответствует порогу анаэробного обмена (ПАНО).

Физические нагрузки, при перенесении которых частота пульса у занимающихся составляет 151—180 уд./мин, относятся к третьей зоне интенсивности — «смешанной». Продолжительность работы в этих условиях—в пределах 40—50 мин, величина потребления кислорода достигает максимума, т. е. 80—100%. Сущность тренировочного воздействия такой нагрузки — в развитии как аэробных, так и анаэробных возможностей организма.

Физические нагрузки, приводящие к повышению величины ЧСС свыше 180 уд./мин, составляют «анаэробную зону интенсивности». Продолжительность работы в этой зоне — 20—60 с. Кроме того, она характеризуется большой частотой (60—85 циклов/мин) и глубиной (35—45% ЖЕЛ) дыхания, максимальным потреблением кислорода. При очень высокой интенсивности (ЧСС=196—200 уд./мин) биохимические параметры достигают предельного уровня, в крови накапливается молочная кислота, энергетическое обеспечение мышечной деятельности достигается за счет анаэробных реакций. В процессе занятий физическими упражнениями используются все варианты интенсивности физических нагрузок.

Физическая нагрузка и плотность должны соответствовать задачам и этапу обучения, уровню подготовленности и возрасту военнослужащих. Это достигается:

сокращением времени на перестроения;

краткостью и ясностью объяснений;

увеличением количества повторений, быстроты выполнения, массы отягощений;

регулированием продолжительности отдыха;

выполнением упражнений всеми занимающимися одновременно или потоком;

применением круговой тренировки и состязательного метода;

целесообразным использованием тренажеров, оборудования и инвентаря.

§ 2. ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ

Эффективность воздействия учебно-тренировочных занятий на состояние физической готовности военнослужащих повышается за счет того, что они организуются и проводятся даже в условиях воздействия неблагоприятных климатогеографических факторов на организм военнослужащих, т. е. в особых условиях.

Содержанием занятий, проводимых в темное время суток, являются военно-прикладные приемы и действия, связанные с преодолением разнообразных препятствий полевого и городского типа, передвижением на местности, подниманием и перенесением тяжестей.

Организация тренировки предусматривает постепенное усложнение условий с тем, чтобы физические упражнения выполнялись вначале при слабой видимости, на открытой слабопересеченной местности, а затем—в темное время на местности со сложным рельефом.

Опыт боевой подготовки показывает, что в условиях жаркого климата в летнем периоде обучения, под действием высокой температуры воздуха и повышенной солнечной радиации на фоне возрастания физических нагрузок в организме военнослужащих происходят нарушения теплообмена, приводящие к тепловым ударам.

С личным составом, прибывшим для прохождения службы в местности с жарким климатом, в первые 1-1,5 мес занятия проводятся при температуре до 35° С. При этом физическая нагрузка должна быть умеренной интенсивности, т. е. не превышать по частоте сердечных сокращений 130-140 уд./мин. В последующем физическая нагрузка повышается и достигает интенсивности по пульсу - 140-160 уд./мин, (табл. 7).

Таблица 7

Характеристика физической нагрузки на занятиях

по физической подготовке в условиях жаркого климата

Параметры физических нагрузок и отдыха в зависимости от температуры среды Этап начальной подготовки Этап подготовки молодого солдата Этап подготовки в составе
Раздельное обучение взвода роты батальона
Температура Среды (Со) До 31 До 33 До 35 Выше 35 Выше 35
Интенсивность физической нагрузки – ЧСС, (уд./мин) 130-140 140-150 150-160 Больше 169 Больше 169
Объем непрерывной физической нагрузки (мин) 5-7 5-7 7-10 10-17 15-20
Перерывы для отдыха в ходе физической подготовки (мин) 2-3 2-3 3-4 3-4 До 5
             

Методика проведения занятий предусматривает 2—3-минутные перерывы для отдыха вначале через каждые 5—7 мин непрерывной работы, а затем по мере адаптации — после 15—20 мин непрерывной физической тренировки.

За 1—1,5 мес до выхода подразделений в горную местность содержание занятий по физической подготовке с ними приобретает специфическую направленность, обеспечивающую повышение устойчивости организма к кислородному голоданию и формирование у личного состава навыков в преодолении естественных и искусственных препятствий.

Это достигается за счет включения в содержание основной части занятий марш-бросков, бега на средние и длинные дистанции в противогазах, упражнений на единой, специальной и горной полосах препятствий, а также спортивных и подвижных игр по упрощенным правилам.

Непосредственно в горной местности занятия носят в основном комплексный характер. Упражнения на выносливость в первые 10—12 дней применяются ограниченно, при этом продолжительность подготовительной части увеличивается до 15 мин. Интенсивность физической нагрузки по пульсу — средняя, т. е. — не более 130—150 уд./мин. В последующем плотность и нагрузка повышаются за счет включения в содержание занятий упражнений в беге, преодолении горных препятствий, марш-бросков, приемов рукопашного боя, элементов подвижных и спортивных игр.

В условиях низких температур допускается проведение занятий на улице при температуре не ниже минус 30°С, а в районах Крайнего Севера и Заполярья — не ниже минус 25°С. При более низкой температуре разрешается проводить подготовительную часть на улице, а основную и заключительную — в помещении.

При этом предусматривается увеличение времени на подготовительную часть занятий, а также широкое использование общеразвивающих упражнений в основной части занятия, с тем, чтобы предотвратить переохлаждение организма в перерывах между подходами к снарядам (местам выполнения упражнений). Широкое распространение получили упражнения на многокомплектных и малогабаритных казарменных тренажерах. Таким образом, только систематическая целенаправленная физическая тренировка, организуемая при проведении всех форм физической подготовки, обеспечивает оптимальный уровень физической готовности военнослужащих к успешным действиям в современном бою.

Решающая роль в качественной реализации этой функции управления процессом физического совершенствования военнослужащих отводится командирам всех степеней совместно с начальником физической подготовки и спорта воинской части, от которых зависит уровень руководства, организации, обеспечения и проведения физической подготовки.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ

1. В чем смысл проведения занятий как функции управления физическим состоянием военнослужащих?

2. Охарактеризуйте фронтальную форму организации занятий.

3. Что такое моторная и педагогическая плотность занятий?

4. Раскройте сущность понятия «интенсивность нагрузки».

5. Охарактеризуйте особенности проведения занятий в различных условиях.

Наши рекомендации