Научно-методическое обеспечение
Научно-методическое обеспечение заключается в выявлении наиболее эффективных организации и методики проведения занятий с учетом требований основных руководящих документов по физической подготовке и спорту, характера и особенностей учебно-боевой деятельности воинской части, условий ее дислокации.
В научно-методическое обеспечение входят:
1. Изучение характера военно-профессиональной деятельности и физического состояния личного состава.
2. Анализ работы по физической подготовке и спорту.
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию физической подготовки и спортивной работы.
4. Обобщение и распространение передового опыта организации и проведения физической подготовки и спортивной работы.
5. Обеспечение руководителей физической подготовки необходимыми методическими пособиями.
1. Изучение характера военно-профессиональной деятельности и физического состояния личного составапозволяет начальнику физической подготовки и спорта воинской части получить представление о боевом предназначении части, об особенностях и условиях учебно-боевой и боевой подготовки, о характере и объеме физических нагрузок, испытываемых личным составом, об уровне физической подготовленности военнослужащих и динамике развития физического состояния. Полученные данные позволят уточнить требования и задачи физической подготовки в конкретной части, выработать наиболее эффективные пути совершенствования физической подготовки, определить величину и направленность физических и психических нагрузок, объем и характер двигательных навыков, от которых зависит качество военно-профессиональной деятельности военнослужащих.
Важное значение имеет и изучение периодизации боевой деятельности различных категорий военнослужащих, требований к уровню их работоспособности, степени устойчивости к неблагоприятным факторам на различных этапах службы.
Исследование характера военно-профессиональной деятельности проводится начальником физической подготовки и спорта части с помощью простейших и доступных методов: изучения литературы и документов, наблюдения, анкетирования, хронометража, опроса, экспертных оценок, профессиографии и т. д.
Для того чтобы получить объективное представление о физическом состоянии военнослужащих, начальнику физической подготовки и спорта нужно изучать данные медицинских обследований, результатов проверки физической подготовленности, опроса военнослужащих и т. д.
По динамике физического состояния можно судить и об эффективности процесса физической подготовки. Большое количество простудных заболеваний у военнослужащих свидетельствует о том, что слабо проводится работа по укреплению их здоровья и закаливанию организма. Случаи травматизма позволяют сделать вывод о плохом методическом обеспечении.
Результаты систематического опроса военнослужащих различных категорий, командиров подразделений, общественного спортивного актива способствуют изучению мнения о содержании процесса физической подготовки и спортивной работы и путях их совершенствования.
2. Анализ работы по физической подготовкеосуществляется, как правило, после проведения итоговых проверок по окончании определенных этапов (периодов) боевой подготовки.
Эта деятельность включает в себя:
изучение результатов физической подготовки и спортивной работы, а также уточнение положительных и отрицательных сторон в организации и методике проведения;
определение условий и возможностей повышения эффективности процесса физической подготовки и спорта.
Анализ результатов физической подготовки осуществляется на основе изучения данных проверок, действий военнослужащих на учениях, боевых стрельбах; степени сохранения уровня работоспособности военнослужащих при выполнении военно-профессиональных приемов, результатов спортивных соревнований и смотров спортивной работы. Сопоставление этих показателей с требованиями руководящих документов, с уровнем задач поставленных командованием, с результатами прошлых лет позволяет судить об эффективности процесса физической подготовки и спортивной работы, об уровне методической подготовленности ее руководителей. При этом необходимо оценить, как используется время, отведенное на физическую подготовку и спортивную работу, какова фактическая плотность занятий, эффективны ли другие формы физической подготовки, после чего сделать правильные выводы.
Все идеи и предложения по совершенствованию физической подготовки и спорта фиксируются начальником физической подготовки и спорта, спортивной общественностью, затем анализируются и обобщаются, а при необходимости и внедряются в практику.
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию физической подготовки и спортивной работыпроводится на основе анализа их фактического состояния. Она осуществляется в основном начальником физической подготовки и спорта части в виде обоснованных докладов и предложений командованию части или в виде документов, методических рекомендаций и разработок для руководителей физической подготовки и спорта.
Свои рекомендации начальник физической подготовки и спорта согласовывает с соответствующими должностными лицами, а затем представляет для включения в проекты соответствующих документов (указания по физической подготовке для включения в приказы командира; решения командира для включения в документы планирования физической подготовки и спортивной работы и т. д.).
Кроме того, разрабатываются методические рекомендации по организации и проведению отдельных форм физической подготовки, различных видов спортивной работы, которые обсуждаются на учебно-методических сборах, семинарах, заседаниях спортивного комитета, собраниях спортивного актива, а также на инструкторско-методических занятиях, показных занятиях, инструктажах и беседах.
Эти рекомендации могут распространяться уже в размноженном виде для использования всеми руководителями.
4. Обобщение и распространение передового опыта организации и проведения физической подготовки и спортивной работы— трудоемкий творческий процесс, требующий от специалиста физической подготовки и спорта глубоких теоретических знаний и необходимой научной подготовки. Передовой опыт анализируется и обобщается путем изучения публикаций в средствах массовой информации, периодической печати, специальных научных трудах, материалов о сборах специалистов физической подготовки и спорта, в научных и методических пособиях, издаваемых в Военном институте физкультуры, в зарубежной печати и т. д.
Из всех этих трудов необходимо выбирать все самое ценное и приемлемое, подлежащее реализации в своей части.
Для того чтобы обобщить передовой опыт, надо, прежде всего, установить, что нового имеется в организации и проведении физической подготовки и спортивной работы в подразделениях. Для этого нужно беседовать с командирами и спортивным активом подразделений, добивающимися высоких показателей в физической подготовке и спорте, наблюдать систематически за их работой, выяснять особенности организации и методики проведения физической подготовки. Беседы и наблюдения помогут выявить то новое, что обеспечивает успех данным подразделениям.
Кроме того, результаты обобщения и внедрения передового опыта должны публично освещаться различными способами.
Передовой опыт может распространяться путем его непосредственного внедрения при проведении различных мероприятий по физической подготовке и спорту с личным составом. Хорошим средством распространения положительного опыта является сообщение о нем в армейской печати, на стендах, по радиосети в частях и т. д. Наиболее ценный, но и наиболее сложный путь распространения передового опыта — разработка методических пособий.
5. Обеспечение руководителей физической подготовки необходимыми методическими пособиямиосуществляется начальником физической подготовки и спорта, офицерами управления части, начальниками служб, начальниками физической подготовки и спорта вышестоящих штабов и т. д.
Все рекомендации по совершенствованию процесса физической подготовки и спорта оформляются в виде информационных материалов, справок, методических разработок, размноженных в условиях части. Наиболее ценные научно обоснованные методические разработки могут быть по решению соответствующих командиров (начальников) изданы типографским способом.
Каждое методическое пособие должно быть разработано на основе принципов научности, последовательности, доступности, сознательности, активности и индивидуализации обучения.
Все разрабатываемые методические пособия независимо от уровня их использования должны соответствовать установленным правилам оформления. Это позволяет их сделать более доступными и лучше использовать в практике.
Кроме того, специалисты по физической подготовке и спорту должны тщательно следить за выходом в свет учебно-методической и научной литературы по физической культуре, физической подготовке и спорту, выписывать специальные периодические издания, закупать их в необходимых количествах для нужд части за счет выделяемых для этого средств или подавать заявки на те методические пособия, которые издаются и распространяются в Вооруженных Силах централизованно.
Важное значение имеет снабжение всех командиров подразделений части, офицеров-воспитателей, общественного спортивного актива Наставлениями по физической подготовке и спорту, Руководствами по организации и проведению смотров физической подготовки и спортивной работы, а также всеармейских заочных массовых соревнований, правилами соревнований по видам спорта и упражнениям из Военно-спортивной классификации. Кроме того, сами специалисты по физической подготовке и спорту на основе обобщения передового опыта, наблюдений, новой научной информации разрабатывают методические материалы, пособия для своей части или в доступных формах разъясняют руководителям физической подготовки и спорта, что и как нужно делать в реальных условиях своей части.