И приказаний по вопросам физической подготовки
Основным способом руководства войсками (силами) является личное общение должностных лиц воинских частей. Письменные приказы и приказания разрабатываются лишь в случаях действительной необходимости, когда нет условий для личного общения, невозможно использовать технические средства связи или когда действующим законодательством предусмотрено составление письменного документа.
Приказы и приказания по физической подготовке издаются во исполнение приказов и других распоряжений старших командиров (начальников), а также в инициативном порядке при необходимости регламентации тех или иных вопросов военно-физкультурной и спортивной жизни воинской части, когда они касаются деятельности всего личного состава или значительного числа должностных лиц.
Приказ — это основной распорядительный служебный документ (правовой акт) военного управления, издаваемый на правах единоначалия командирами воинских частей. Он содержит нормы, обязательные для исполнения подчиненными.
Вопросы физической подготовки и спорта регламентируются и находят отражение в следующих документах: во-первых, в общем приказе по организации боевой подготовки, издаваемом командиром воинской части перед началом каждого периода обучения; во-вторых, в специальных приказах по физической подготовке и спорту; в-третьих, в периодических приказах по боевой подготовке и другим сферам учебно-боевой деятельности личного состава; в-четвертых, в ежедневных приказах по строевой части.
В приказе, издаваемом перед началом каждого периода обучения, обычно даются общие указания: по организации физической подготовки в воинской части, в частности, по уточнению количества часов, отведенных на изучение темы (раздела) физической подготовки с подразделениями; по изменению отдельных тем и содержания занятий; по применению тех или иных методов физического совершенствования личного состава; о внесении в распорядок дня воинской части времени и продолжительности утренней физической зарядки, ее периодичности, времени и продолжительности спортивной работы в подразделениях, а в регламенте служебного времени офицеров, прапорщиков (мичманов), военнослужащих-женщин и других военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и не состоящих в штате подразделений, — периодичности и продолжительности учебных занятий по физической подготовке, а также физкультурных пауз в течение рабочего дня; о порядке проведения физкультурно-спортивных мероприятий с гражданским персоналом воинской части и членами семей военнослужащих; о проведении тренировочных занятий по рукопашному бою с военнослужащими, заступающими в караул; о распределении объектов учебно-материальной базы по физической подготовке и спорту между подразделениями; о порядке подведения итогов по физической подготовке и спорту в воинской части. К данному приказу прилагаются образцы формы одежды для утренней физической зарядки.
В специальных приказах по физической подготовке и спорту целесообразно отражать вопросы по: организации физической подготовки офицеров, прапорщиков (мичманов) и военнослужащих-женщин и спортивной работы в воинской части; проведению проверок физической подготовки в подразделениях воинской части и их итоги; проведению соревнований на первенство воинской части, связанных с использованием оружия, боевой техники или убытием личного состава с места постоянной дислокации; проведению занятий и соревнований, связанных с плаванием личного состава; закреплению объектов учебно-материальной базы для физической подготовки и спорта за подразделениями в целях их ремонта и сбережения; присвоению военнослужащим спортивных разрядов и судейских категорий и награждению их спортивными нагрудными знаками; итогам учебно-методических сборов со спортивными организаторами подразделений, тренерами и судьями по спорту; по подведению итогов физической подготовки в воинской части за прошедший учебный год (период обучения).
В приказы по боевой подготовке и другим сферам учебно-боевой деятельности воинской части включаются те вопросы физической подготовки, которые должны решаться совместно с различными задачами боевого совершенствования военнослужащих или входить в качестве составных элементов в соответствующие виды военно-профессиональной деятельности личного состава. К ним, например, относятся: регламентация попутной физической тренировки военнослужащих, выполнение физических упражнений в процессе дежурств и при передвижении войск транспортными средствами, организация физической подготовки в ходе полевых выходов подразделений и при пребывании их в учебных центрах (лагерях); определение порядка проверки физической подготовленности военнослужащих в ходе итоговых и инспекторских проверок воинской части; подведение итогов физической подготовки личного состава за прошедший год или период обучения.
В ежедневных приказах по строевой части отражаются вопросы о командировании спортсменов и спортивных команд воинской части на соревнования и учебно-тренировочныесборы, проводимые в других гарнизонах или далеко от места расположения части, о единичных случаях назначения (переназначения) членов спортивного комитета, спортивных организаторов подразделений и тренеров по спорту, о присвоении небольшим группам личного состава или отдельным военнослужащим спортивных разрядов, судейских категорий или о награждении их нагрудными спортивными знаками; о поощрении (наказании) различных должностных лиц за успехи (недостатки) в физической подготовке и спорте.
Приказания — более оперативная и чаще используемая форма оформления решений по вопросам физической подготовки и спорта. Они являются распорядительным служебным документом, издаваемым начальником штаба от имени командира воинской части.
Практика передовых частей показывает, что приказания по вопросам физической подготовки и спорта разрабатываются обычно в следующих случаях: при проведении не предусмотренных планами мероприятий или существенном изменении содержания и сроков проведения плановых мероприятий; при организации соревнований, связанных с обеспечением особых мер безопасности личного состава (плавание, бег на лыжах и другие виды спорта); при проведении мероприятий, требующих отрыва личного состава от занятий по боевой подготовке или длительного пребывания военнослужащих за пределами воинской части; при организации проверок личного состава по физической подготовке к спорту.
Разработка проектов приказов (приказаний) по вопросам физической подготовки, а также соответствующих разделов (пунктов) в другие приказы (приказания) осуществляется, как правило, начальником физической подготовки и спорта в соответствии с действующим Наставлением по служебной переписке и делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации.
При разработке проектов приказов и приказаний должны соблюдаться правила, обеспечивающие законность оперативность исполнения. Они должны:
соответствовать действующему законодательству, приказам, директивам и другим руководящим документам вышестоящих командиров (начальников);
основываться на фактах и содержать конкретные и реальные предложения и указания;
не дублировать требования, содержащиеся в ранее изданных документах, а при необходимости иметь ссылки на них.
Приказ и приказание должны быть написаны в служебно-деловом стиле при соблюдении всех общепринятых грамматических правил, кратко и четко. Применяемые термины должны соответствовать терминологии, принятой в Вооруженных Силах Российской Федерации, и употребляться в одном и том же значении.
Проекты приказов (приказаний) разрабатываются в следующем порядке: определяется проблема, требующая принятия мер по ее решению; обосновывается общий замысел решения возникшей проблемы; соответствующими командирами (начальниками) уточняется целесообразность издания приказа или приказания; разрабатывается проект приказа (приказания); с заинтересованными должностными лицами согласовывается проект документа; производится правильное оформление и юридическое узаконивание разработанного распорядительного документа.
При составлении приказов и приказаний рекомендуется пользоваться простыми предложениями, применять прямой порядок слов (подлежащее предшествует сказуемому, определение стоит перед определяемым словом), а вводные слова и выражения: «как правило», «в виду того», «в связи с тем» — писать в начале предложения, не применять устаревших слов и выражений, канцелярских оборотов, слов и выражений местного диалекта.
Окончательно оформленный проект приказа представляется на рассмотрение начальнику штаба и командиру воинской части, а проект приказания — начальнику штаба. Представленный на подпись проект приказа должен иметь визу начальника физической подготовки и спорта, а также визы должностных лиц, с которыми проект согласован.
В подписанный приказ (приказание) вносить какие-либо исправления и добавления без разрешения командира воинской части (начальника штаба) запрещается. После подписи командиром воинской части приказ регистрируется и отправляется секретным или несекретным делопроизводством по назначению для ознакомления исполнителей. Приказание, записанное в специальной книге, также в минимальный срок доводится до сведения должностных лиц.
Задача начальника физической подготовки и спорта — проконтролировать своевременность доведения содержания приказа (приказания) до сведения исполнителей. Очень хорошо, если начальник физической подготовки и спорта, организуя работу по выполнению приказа или приказания, каждому исполнителю разъяснит и конкретизирует его задачи. На этапе реализации приказа или приказания начальник физической подготовки и спорта должен проверять работу должностных лиц и подразделений. Проверка должна сочетаться с повседневной практической помощью в точном и своевременном выполнении поставленных задач.
§ 3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ СОВЕЩАНИЙ
(ЗАСЕДАНИЙ, СОБРАНИЙ) ПО ВОПРОСАМ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И СПОРТА
Право единоличного принятия решений и издания необходимых приказов (приказаний) принадлежит соответствующим командирам и начальникам. Однако принцип единоначалия ни в коей мере не отменяет, а наоборот, предполагает использование коллективного обсуждения на стадии выработки и обоснования управленческих решений, а также конкретизации путей их практической реализации.
Важным подспорьем в этом служат различные служебные совещания, заседания и собрания по вопросам физической подготовки и спорта. Имея много общего, все эти мероприятия достаточно существенно отличаются друг от друга по своим задачам, привлекаемому личному составу, периодичности и порядку проведения.
Служебные совещания проводятся, как правило, командиром части и его заместителями, командирами подразделений. К ним привлекаются должностные лица, отвечающие за соответствующие участки работы по физической подготовке и спорту. Главная их задача — довести необходимую служебную информацию до сведения офицеров, прапорщиков (мичманов) или сержантов (старшин), поставить соответствующие задачи исполнителям и организовывать их взаимодействие по выполнению отданных указаний. Служебные совещания обычно проводятся в связи с предстоящими проверками воинской части (подразделений) по физической подготовке, смотрам спортивно-массовой работы и при подведении их итогов, организацией спортивных праздников и вечеров, решением других наиболее серьезных вопросов по физической подготовке и спорту.
Для выработки и обоснования наиболее целесообразных и эффективных управленческих решений в ходе служебного совещания могут заслушиваться мнения различных должностных лиц. Однако окончательное решение остается за соответствующим командиром (начальником), проводящим совещание.
К числу мероприятий, традиционно называемых заседаниями и проводимых в воинской части, относятся такие, как заседания спортивного комитета, президиума коллегии судей, судейских бригад совместно с представителями спортивных команд (командирами подразделений). Они посвящаются главным образом обсуждению тех вопросов, которые входят в компетенцию названных объединений общественного спортивного актива. К участию в заседаниях привлекается, как правило, только определенный круг лиц. Заседания проводятся с установленной руководящими документами периодичностью (например, заседания спортивного комитета воинской части должны проводиться не реже одного раза в два месяца) и по мере необходимости. Итоги заседания обычно оформляются в виде протокола. При решении спорных вопросов используется метод голосования.
Собрания по вопросам физической подготовки и спорта могут проводиться как в масштабе воинской части, так и в подразделениях. К участию в собраниях, проводимых в масштабе части, привлекаются необходимые должностные лица, а также спортивный актив. В подразделениях на собраниях, посвященных вопросам физической подготовки и спорта, присутствует, как правило, весь личный состав.Основное предназначение данных собраний — постановка задач по физической подготовке и спорту целым воинским коллективам, принятие коллективных решений и обязательств, мобилизация всех военнослужащих на своевременное и качественное их выполнение, подведение общих итогов физического и спортивного совершенствования личного состава за период обучения и учебный год. Итоги собраний по физической подготовке и спорту могут оформляться в виде решения, поддержанного большинством присутствующих. Данное решение должно учитываться в процессе управления физической подготовкой в воинской части и подразделениях.
Собрания могут также проводиться и в сборных командах воинской части по различным видам спорта. Они решают такие вопросы, как выборы капитана команды (помощника тренера), обсуждение хода и результатов подготовки к предстоящим соревнованиям, разбор поведения провинившихся спортсменов и др.
Процедура проведения служебных совещаний (заседаний, собраний), как и других мероприятий по физической подготовке и спорту, включает три этапа:
1) подготовку;
2) практическое осуществление;
3) подведение итогов.
В выполнении соответствующей работы на всех этих этапах самое непосредственное участие принимает начальник физической подготовки и спорта воинской части.
Служебные совещания по вопросам
физической подготовки и спорта
Служебные совещания, проводимые в воинской части по вопросам физической подготовки и спорта, по своему назначению, характеру, целям и задачам созываются для:
выработки и принятия соответствующих решений;
подготовки к проведению достаточно масштабных мероприятий;
уточнения особенностей реализации принятых решений;
оценки результатов его выполнения;
решения текущих служебных задач.
При этом наибольшей подготовительной работы требуют служебные совещания, организуемые в связи с подготовкой к проведению крупных мероприятий по физической подготовке и спорту. Вся деятельность по их подготовке, практическому осуществлению и подведению итогов сводится к следующему.
Подготовка совещания.К основным действиям по подготовке совещания, проводимого в связи с выработкой и принятием решения по вопросам физического и спортивного совершенствования личного состава воинской части, откосятся: определение необходимости совещания и возможности его проведения; установление сроков и места проведения совещания, а также состава участников, должностных лиц; анализ и обобщение соответствующей служебной информации и формулирование конкретных указаний; оповещение участников; заблаговременная подготовка привлекаемых к совещанию должностных лиц; уточнение порядка проведения совещания; подготовка помещения.
Все эти мероприятия должны в конечном итоге обеспечить благоприятные условия для непосредственного осуществления совещания.
Практическое осуществление совещания.На данном этапе осуществляются следующие действия: проверка наличия участников; открытие совещания; объявление порядка работы; доведение конкретной служебной информации до сведения участников; обсуждение наиболее принципиальных вопросов, принятие решения и постановка задач исполнителям; закрытие совещания.
Проверка наличия участников совещания проводится по мере их прибытия в соответствующее помещение (как правило, не позже, чем за 10 мин до начала совещания). Для этого у начальника физической подготовки и спорта (или другого назначенного должностного лица) должен быть список участников совещания. После доклада командиру части (его заместителю) в начале совещания начальник физической подготовки и спорта должен дать ему полную информацию об отсутствующих лицах и причинах их отсутствия на совещании.
Начинать работу совещания необходимо точно в назначенное время, даже если не пришли некоторые приглашенные лица. В случае отсутствия тех военнослужащих и представителей гражданского персонала, без которых совещание проводить нецелесообразно, лучше его перенести, чтобы не отнимать время у остальных участников. При этом следует обязательно строго взыскать с виновников срыва совещания.
Открытие совещания производится командиром части (его заместителем). Руководитель открывает совещание кратким вступительным словом, в котором четко формулирует его основную цель, указывает важнейшие проблемы, стоящие перед личным составом части и требующие решения, определяет конкретные вопросы, выносимые на данное совещание.
Объявление порядка работы заключается в определении руководителем совещания последовательности обсуждения намеченных вопросов и принятия решения по ним, информировании о продолжительности основного доклада, изложении требований к выступлениям участников в ходе совещания, установлении общей продолжительности совещания и целесообразности его перерывов.
Из всего цикла вышеупомянутых действий необходимо особо выделить регламентацию служебного совещания. Продолжительность совещания зависит от количества рассматриваемых вопросов и степени их важности (рекомендуется выносить на служебное совещание не более трех вопросов, а лучше — один-два), а также от четкости организации деятельности его участников. При определении продолжительности совещания и перерывов в нем надо обязательно ориентироваться на данные специальных научных исследований, свидетельствующих о том, что зона максимальной эффективности совещаний лежит в пределах до 40 мин, когда наблюдается повышенная положительная активность участников совещания и стремление как можно продуктивнее решить все вопросы.
Доведение конкретной служебной информации до сведения участников совещания по решению руководителя совещания может осуществляться по двум основным вариантам. Первый из них предполагает личный доклад или сообщение командира воинской части (его заместителя) по существу обсуждаемой проблемы, второй — доклад начальника физической подготовки и спорта по каждому из обсуждаемых вопросов.
Обсуждение наиболее принципиальных вопросов, принятие решения и постановка задач исполнителям составляют основное содержание служебного совещания. Решение о целесообразности обсуждения тех или иных вопросов участниками совещания принимается его руководителем. Он дает определенное направление обмену мнениями по обсуждаемым вопросам, ставя с этой целью необходимые «вводные» перед всеми или предлагая конкретно высказываться тем участникам, мнение которых важно для принятия решения. Если на совещании присутствуют военнослужащие разного служебного уровня, то при обсуждении спорных вопросов целесообразно вначале предоставить слово подчиненным, а затем — их непосредственным начальникам, чтобы мнение последних не оказывало влияния на мнение подчиненных. При этом руководитель совещания обязан всячески воздерживаться от публичной критической оценки выступлений участников, если они высказаны по существу рассматриваемых вопросов и находятся в пределах установленного регламента.
В заключение обсуждения наиболее важных вопросов руководителю совещания необходимо обязательно подвести его итоги и конкретизировать результаты. Исходя из принятого решения, он ставит конкретные задачи исполнителям. В его указаниях должно быть точно и недвусмысленно определено, что делать, кому и к какому сроку.
В обсуждении наиболее важных и проблематичных вопросов, относящихся к физическому и спортивному совершенствованию военнослужащих, самое активное участие должен принимать начальник физической подготовки и спорта воинской части. Для того чтобы мнение офицера-специалиста по физической подготовке и спорту было всегда авторитетным для других должностных лиц, ему необходимо очень тщательно готовить свои выступления. В начале выступления следует четко сформулировать свое мнение, предложение или основную идею, а затем в пределах принятого регламента ее обосновать или аргументировать, причем аргументация должна быть краткой и без повторов. Обязательным для выступающего является отличное знание требований руководящих документов и истинного состояния физической подготовки и спортивной работы во всех подразделениях воинской части.
Закрытие совещания предусматривает ответы руководителя на возможные вопросы, его напутствие участникам совещания, способствующие успешному выполнению отданных указаний, объявление о сроках проведения последующего служебного совещания и др. Завершается совещание в соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Подведение итогов, совещания.Подведение итогов служебного совещания состоит из его учета (отметка о выполнении в соответствующем документе или в специальной книге учета, находящейся у начальника физической подготовки и спорта воинской части), контроля деятельности исполнителей по реализации принятых на совещании решений и отданных им указаний, а также оказания им необходимой помощи и координации их действий, в анализе своевременности, эффективности и качества выполнения исполнителями поставленных им задач.
Заседания спортивного комитета воинской части
Подготовка заседания.Она включает в себя: принятие решения о проведении заседания, установление даты и времени; формулирование повестки дня; определение состава участников; оповещение участников заседания; разработку основного доклада (выступления, сообщения) и необходимого иллюстративно-справочного материала; подготовку проекта решения; предварительный инструктаж участников заседания; подготовку помещения.
Проведение заседания.Алгоритм заседания следующий открытие, объявление повестки дня и ее утверждение, установление регламента заседания, рассмотрение вопросов повестки дня и принятие по ним решения, закрытие заседания.
Открытие заседания производится председателем спортивного комитета, который после уточнения наличия членов спортивного -комитета и приглашенных лиц объявляет о начале работы.
Объявление повестки дня и ее утверждение осуществляются следующим образом. Сначала председатель спорткомитета (или по его указанию начальник физической подготовки и спорта части) зачитывает вопросы, намеченные к обсуждению на данном совещании. Затем предложенная повестка дня принимается путем голосования за основу. Далее следует вопрос к присутствующим о возможных изменениях повестки дня (за их внесение голосуют, причем при равном числе голосов «за» и «против», мнение председателя является решающим). После этого повестка дня заседания принимается в целом.
Установление регламента заседания включает определение его примерной общей продолжительности и наличия перерывов, уточнение времени, выделяемого докладчику и выступающим в ходе обсуждения рассматриваемых вопросов, принятие решения о возможности повторных выступлений, их длительности, конкретизацию порядка принятия решений по вопросам повестки дня. Все эти моменты также принимаются путам коллективного волеизъявления.
Рассмотрение вопросов повестки дня и принятие по ним решения составляют основное содержание заседания спортивного комитета воинской части.
Эта работа обычно начинается с доклада (сообщения) по основному вопросу (если текст его не был роздан участникам заседания заранее). Затем идут вопросы к докладчику. После этого участники заседания переходят к непосредственному обсуждению первого вопроса повестки дня. Причем сначала выступают те лица, которые к этому специально готовились по предварительному согласованию, а затем — все желающие. В дальнейшем идет конкретизация проекта решения и его принятие в целом. Решение оформляется в виде постановления спортивного комитета. При наличии в повестке дня других вопросов данная процедура повторяется по каждому из них.
Заседания спортивного комитета проходят под руководством председателя спортивного комитета, а в его отсутствие ведутся одним из его заместителей. Роль руководителя заседания в основном сводится к непосредственному ведению заседания, обобщению высказываемых предложений и принятию по ним решения, соблюдению установленного регламента.
Руководитель заседания должен постоянно следить за ритмом заседания. Чтобы у присутствующих не погас интерес к обсуждению того или иного вопроса, следует стараться не допускать повторения одних и тех же мыслей и доводов в различных выступлениях, надо сдерживать стремление отдельных участников заседания несколько раз высказываться по одному и тому же вопросу повестки дня. Целесообразно установить порядок: никто не имеет права выступать в прениях по одному вопросу более двух раз. При этом обычно на первое выступление дается до 5 мин, а на второе — 2-3 мин. Одна из задач ведущего заседание — это обобщение и конкретизация ценных предложений, высказанных участниками.
Не менее важно правильное ведение протокола заседания спортивного комитета. Протокол является первичным официальным документом, на основании которого председатель спортивного комитета вправе требовать от членов спортивного комитета своевременного и качественного выполнения порученных им заданий. Протоколирование заседания лучше всего поручать секретарю спортивного комитета воинской части. Его обязанность — коротко и правильно фиксировать основное содержание выступлений, формулировать принятие решения. Тексты основных докладов (сообщений) прилагаются к протоколу в полном объеме. Протокол состоит из следующих пунктов: наименование документа; указание даты и места проведения заседания; повестка дня; вводная часть с указанием фамилий председателя, секретаря заседания, всех присутствующих членов спортивного комитета, а также приглашенных лиц с фиксированием их должностей; основная часть, подразделяемая на разделы, соответствующие вопросам повестки дня (каждый раздел строится по традиционной форме: слушали, выступили, постановили); подписи председателя и секретаря спорткомитета.
Закрытие заседания осуществляется после обсуждения последнего вопроса повестки дня к принятия по нему решения. Руководитель заседания подводит итоги проделанной работы, оценивает общую эффективность заседания, отмечает наиболее активных его участников, благодарит приглашенных лиц за участие в заседании Спортивного комитета, ставит задачи на предстоящий период.
Подведение итогов заседания.В ближайшее время после окончания заседания председатель спортивного комитета докладывает об его итогах командиру воинской части. Он и его заместители организуют взаимодействие соответствующих членов спорткомитета и должностных лиц воинской части и подразделений по реализации принятых решений, налаживают оперативный контроль за действиями исполнителей. Начальник физической подготовки и спорта делает отметку о проведении заседания спорткомитета в соответствующих документах планирования и учета. Секретарь спортивного комитета части оформляет протокол заседания в окончательном виде, записывая его в специальной тетради (журнале) или включая листы протокола в подшивку, находящуюся в «делах» спорткомитета. При обосновании повестки дня очередного заседания спорткомитета воинской части надо предусмотреть в нем и сообщение (отчет) о состоянии работы по (выполнению ранее принятых решений, в том числе (если позволяют сроки) и на состоявшемся заседании.
Собрание спортивного актива воинской части
Одной из форм руководства спортивно-массовой работой в воинской части является периодическое проведение собраний спортивного актива. Такие собрания позволяют повысить заинтересованность и инициативу личного состава в усилении работы по спорту в своих подразделениях, а также в индивидуальном спортивном и физическом совершенствовании.
Подготовка собрания.Подготовка собрания спортивного актива воинской части включает: принятие решения о дате его проведения и формулировке повестки дня; подготовку доклада и проекта решения; определение состава участников собрания и их оповещение; подготовку необходимой документации и иллюстративно-справочного материала; подготовку помещения; проведение мероприятий по подготовке неофициальной части собрания.
Практическое проведение собрания.В содержание работы по практическому проведению собрания спортивного актива воинской части входят: открытие собрания; избрание президиума и других рабочих органов собрания; объявление повестки дня и ее утверждение; установление регламента; прослушивание доклада, его обсуждение и принятие решения: проведение официальных торжественных церемоний; закрытие собрания; демонстрация неофициальной программы собрания спортивного актива.
Открытие собрания производит командир воинской части, а в его отсутствие — председатель спортивного комитета части. Он объявляет о начале работы и предлагает избрать президиум и другие рабочие органы собрания (комиссию по выработке проекта решения, секретариат).
Объявление повестки дня и ее утверждение также составляют неотъемлемый элемент процедуры непосредственного проведения собрания спортивного актива.
Объявление повестки дня осуществляется председателем собрания. Вначале предложенная повестка дня может быть принята голосованием всех присутствующих за основу. Если из зала поступят какие-либо предложения по изменению повестки дня, то они должны приниматься или отклоняться путем голосования. После этого повестка дня принимается в целом.
Установление регламента включает определение продолжительности основного доклада, порядка задавания вопросов докладчику (в устной форме или в письменном виде), уточнение времени на выступления (обычно до 10 мин), фиксирование возможности повторного выступления, согласование необходимости перерывов и их продолжительности, порядок подачи предложений по уточнению проекта решения собрания.
Эти вопросы также принимаются путем голосования.
Прослушивание доклада, его обсуждение и принятие решения осуществляются в основном так же, как и в ходе расширенного заседания спортивного комитета воинской части.
Секретариат фиксирует наиболее ценные критические замечания и предложения участников собрания. Вместе с тем желательно, чтобы военнослужащие сдавали имеющиеся у них тексты выступлений в секретариат. Комиссия, избранная для выработки проекта решения, должна внимательно следить за выступлениями, учитывая все предложения по уточнению проекта решения собрания.
По завершении обсуждения доклада один из членов данной комиссии зачитывает проект решения собрания, аргументируя при этом причины отклонения того или иного предложения по его изменению или уточнению. Решение собрания спортивного актива принимается путем голосования всех его участников.
Проведение официальных торжественных церемоний состоит из зачитки соответствующих приказов, награждения победителей и лучших спортсменов грамотами и призами, вручения нагрудных спортивных знаков и удостоверений к ним, выступлений с поздравлениями и напутствиями, фотографирования. Желательно, чтобы все это проводилось под игру оркестра или другое музыкальное сопровождение.
Закрытие собрания включает объявление председателя собрания о том, что намеченная повестка дня исчерпана, все вопросы обсуждены, по ним приняты решения, планируемые официальные торжественные церемонии проведены. Далее ведущий собрание задает вопрос присутствующим о наличии у них справок и замечаний по ведению собрания. После этого с кратким напутственным словом к участникам собрания может выступить командир части (председатель спортивного комитета). В завершение председатель собрания объявляет о его закрытии и дает информацию по порядку проведения неофициальной программы.
Демонстрация неофициальной программы собрания спортивного актива осуществляется в полном соответствии с ранее утвержденным сценарием. Она, как правило, включает: парад (представление) участников показательных выступлений; последовательное чередование спортивных и спортивно-художественных номеров, реальные кратковременные состязания военнослужащих из различных подразделений в единоборствах или в силовых видах спорта и упражнениях, просмотр спортивных кино- и видеофильмов, закрытие неофициальной части собрания спортивного актива.
Подведение итогов собрания.Подведение итогов собрания спортивного актива воинской части заключается в документальном фиксировании факта проведения собрания и его рекомендаций в соответствующих документах планирования и учета; в тщательном анализе качества его подготовки и практического осуществления, а также принятых решений; в докладе вышестоящему командованию председателем спортивного комитета (начальником физической подготовки и спорта) об успешном проведении собрания спортивного актива и его результатах; в информировании всего личного состава воинской части об итогах и решениях собрания спортивного актива; в практической реализации принятых на собрании решений в процессе физической подготовки и спорта.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ
1. Чем руководство отличается от управления?
2. Перечислите последовательность действий при разработке проектов приказов и приказаний по вопросам физической подготовки и спорта.
3. Раскройте порядок проведения служебных совещаний по вопросам физической подготовки и спорта.
4. Уточните роль начальника физической подготовки и спорта воинской части в организации и проведении заседаний спортивного комитета.
ГЛАВА XI
ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАНИРОВАНИЯ