Заключительный отбор и ориентация на пятом этапе многолетней подготовки

Заключительный отбор и ориентация на пятом этапе многолетней подготовки - student2.ru Заключительный отбор является чрезвычайно важной составной частью системы подготовки, так как его основной задачей является определение целесообразности дальнейшего продолжения занятий спортом для спортсмена высокого класса, добившегося серьезных результатов в современном спорте. От того насколько точным и объективным будет заключение, во многом зависит не только дальнейшая спортивная карьера известного спортсмена, его авторитет в спорте, но и вся последующая жизнь — образование, личная жизнь, профессиональная карьера и т. д.

На этом этапе отбора не стоят вопросы оценки перспективности спортсмена по морфологическим и функциональным задаткам, его способность к эффективному спортивному совершенствованию и т. п. На первый план выдвигается задача выявления резервных возможностей организма для поддержания, а возможно, и повышения ранее достигнутого уровня адаптации. Не менее важным является и всестороннее медицинское обследование, результаты которого должны показать, способен ли спортсмен к дальнейшей напряженной работе, не скажутся ли серьезно на последующей тренировочной и соревновательной деятельности предыдущие травмы и т. п.

На пятом этапе отбора приобретает первостепенное значение всесторонний анализ социального положения спортсмена — его материальное состояние, уровень образования, перспективы для успешной деятельности после окончания спортивной

карьеры, семейное благополучие и т. п. Если на предыдущих этапах отбора для юных и молодых спортсменов, обучающихся в средней школе или высших учебных заведениях, такие проблемы особо не стояли, то по отношению к спортсменам, возраст которых часто превышает 25—30 лет, они могут приобрести характер основных.

Рассматривая спортивно-педагогическую сторону отбора, в первую очередь внимание должно быть обращено на продолжительность спортивной карьеры, объем перенесенных за многие годы подготовки тренировочных и соревновательных нагрузок. Естественно, что чем короче была продолжительность занятий спортом, меньше тренировочные и соревновательные нагрузки, тем большие перспективы, при прочих равных условиях, имеет спортсмен для сохранения высших достижений.

Важной является и оценка структуры функциональной подготовленности спортсмена, наличие резервов в совершенствовании важнейших компонентов. Например, спортсмены, отличающиеся большой мощностью важнейших функциональных систем, но имеющие резервы в повышении экономичности техники, подвижности и вариативности деятельности систем энергообеспечения, имеют достаточно хорошие резервы для сохранения высших достижений и даже для повышения спортивных результатов.

На заключительном этапе отбора имеет свою специфику и оценка психических качеств спортсмена. Если на предыдущем этапе основное внимание обращалось на способность спортсмена максимально мобилизовать свои возможности в экстремальных условиях ответственных соревнований, умение показывать наивысшие результаты в главных соревнованиях, в определении сильных соперников и др., то здесь на первый план выступает наличие достаточной мотивации для активного продолжения занятий спортом, перенесения высоких тренировочных и соревновательных нагрузок.

Рассматривая вопросы ориентации подготовки спортсмена на этапе сохранения высших достижений, на первый план необходимо выдвинуть качественные характеристики процесса подготовки. Опыт подготовки многих выдающихся спортсменов в различных странах мира убедительно свидетельствует о том, что длительное время сохранить высшие достижения удалось тем из них, которые сумели найти резервы поддержания спортивных результатов при значительном сокращении объема тренировочной и соревновательной деятельности. Такой путь прошли такие выдающиеся спортсмены, как С. Бубка, В. Санеев и К. Льюис — в легкой атлетике, В. Сальников — в плавании, А. Медведь — в борьбе, В. Иванов, Ю. Морозов — в гребле, Л. Хеслих, М. Хюбнер, В. Якимов — в велосипедном спорте и многие другие.

Спортсмены, которые пытались сохранить высшие достижения за счет предельных величин тренировочных и соревновательных нагрузок, как правило, терпели неудачу и вынуждены были покинуть большой спорт в результате травм, физических и психических перегрузок.

Литература

1. Булатова ММ. Теоретико-методические основы реализации функциональных резервов спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — К., 1996. — 50 с.

2. Булгакова Н.Ж. Проблема отбора в процессе многолетней тренировки (на материале плавания): Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — М., 1976. — 640 с.

3. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — С. 10.

4. Волков ВМ., Филин В.П. Спортивный отбор. -М.: Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.

5. Волков Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом: Автореф. дис. ...д-ра пед. наук. - М.: ГЦОЛИФК, 1989. — 38 с.

6. Железняк Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — М., 1981. — 48 с.

7. Мартиросов Э.Г., Туманян Р.C. Телосложение и спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1976. — 239 с.

8. Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка. — К.: Здоров'я, 1980. - 336 с.

10. Платонов В.И. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 288 с.

11. Платонов В.Н., Булатова ММ., Морозова А.А.Ориентация тренировочного процесса юных пловцов сучетом их предрасположенности к выступлениям надистанциях различной протяженности // Управление

процессом адаптации организма спортсменов высокой квалификации. - К.: КГИФК, 1992. - С. 5-28.

12. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. — М: Физкультура и спорт, 1973. — 216 с.

13. Ооновский К.П. Начальная спортивная подготовка //Наука в олимпийском спорте. — 1995. — № 2 (3). — С 17—23.

14. Сирис П.З., Гайдарска ПМ., Рачев К.И. Отбор и прогнозирование способностей в легкой атлетике. —М.: Физкультура и спорт, 1983. — 103 с.

15. Тимакова Т. С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация. — М.: Физкультура и спорт,1985. - 147 с.

16. Чтецов В.П. Биологические проблемы учения о конституциях человека. — Л.: Наука, 1979. — 164 с.

17. Чудинов В.И. и др. Возрастные закономерности построения многолетней подготовки юных и взрослых спортсменов: Возраст и спортивные достижения олим-пийцев-76 // Научн. тр. ВНИИФК. - М., 1976. -С. 8-49.

Наши рекомендации