Физиологические и гигиенические основы физического воспитания детей
Физиологическое и гигиеническое значение физических упражнений.Физические упражнения укрепляют здоровье, способствуют развитию строения и функций нервной системы, двигательного аппарата и внутренних органов и поэтому имеют решающее значение не только для физического, но и для умственного развития детей. В первом классе, где проводятся уроки физического воспитания, психическое и физическое развитие детей значительно лучше, и процент детей с хорошей осанкой повышается примерно в 10 раз по сравнению с первым классом, в котором такие уроки в течение года не проводятся. Успеваемость по общеобразовательным предметам, например арифметике, в результате нормального физического воспитания также повышается примерно в 1,5 раза.
Физические упражнения увеличивают скорость возникновения нервного процесса и скорость переключения от одной деятельности к другой, совершенствуют двигательные навыки, улучшают координацию движений, способствуют развитию, формированию и укреплению скелета, скелетных мышц, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, функции которых наиболее тесно связаны с деятельностью двигательного аппарата. Улучшение координации двигательных и вегетативных функций в результате физических упражнений имеет большое значение для физического и психического развития детей. Благодаря тренировке координации возбуждения и торможения в нервной системе у детей исчезают лишние движения и несоответствие двигательных и вегетативных функций. Совершенствование с возрастом координации движений и вегетативных функций позволяет хорошо производить разнообразные и сложные трудовые, бытовые и спортивные движения.
Во время физического труда и выполнения физических упражнений кровоснабжение скелетных мышц значительно возрастает, усиливается их снабжение питательными веществами и кислородом, что увеличивает их работоспособность и способствует их морфологическому развитию. Однако ввиду высокой возбудимости и преобладания возбуждения над торможением дети в результате большой подвижности быстро утомляются. Выполнение сложных или однообразных движений и большая подвижность возбуждения и торможения вызывают у них значительное утомление, неустойчивость внимания, большую эмоциональность. Поэтому для равномерного развития мышц и предупреждения утомления следует избегать чрезмерно сложных движений, чередовать
сокращения разных мышц и не производить физических упражнений, длительность и интенсивность которых не соответствует возрасту. Если занятия по труду и уроки физического воспитания проводятся интересно и разнообразно, то они не вызывают переутомления. Наоборот, усиление обмена веществ не только в работавших, но и в ранее не работавших мышцах приводит к ускоренному прекращению утомления, наступившего при умственной работе или после работы других групп мышц.
У подавляющего большинства школьников 7—14 лет уроки физического воспитания при умеренной физической нагрузке значительно повышают умственную работоспособность, уменьшают латентный период условных двигательных рефлексов, ускоряют и усиливают концентрацию возбуждения и торможения и улучшают дифференцировочное торможение. Дозированные физические упражнения на свежем воздухе перед приготовлением уроков в течение 8—10 мин значительно улучшают умственную работоспособность и высшую нервную деятельность (уменьшают латентный период условных двигательных рефлексов, снижают количество расторможенных дйфференцировок и число случаев последовательного торможения, вызывают исчезновение фазовых состояний).
Значение систематических физических упражнений для физического развития детей.Систематической, планомерное и постепенное использование физических упражнений в нормальных гигиенических -условиях для совершенствования физических свойств организма и повышения его работоспособности в физическом труде и спорте называется тренировкой. Физиологической основой тренировки является развитие и совершенствование функций нервной системы, в результате которых повышается работоспособность, увеличивается выносливость и уменьшается утомляемость. В процессе тренировки повышается способность к дальнейшему совершенствованию функций нервной системы, т. е. ее тренируемость. В результате нарастает тренированность организма, или положительный эффект тренировки.
Необходим индивидуальный подход к тренируемому и соответствие тренировки возрастным и половым особенностям детей. Решающее значение для успеха тренировки имеют целеустремленные, сознательные, волевые действия тренируемого и воздействия тренирующего на его поведение посредством слов, инструкций, команд, поощрений, внимания и т. п. При психических воздействиях у тренированных, как правило, происходят более значительные изменения функций организма, чем у нетренированных. Чем младше дети, тем дольше продолжается их тренировка. Время, затрачиваемое на тренировку 14-летних для выполнения стандартной дозированной нагрузки в 2 раза больше, чем у взрослых.
Основной физиологической особенностью физической тренировки посредством мышечных упражнений является увеличение в восстановительный период запасов веществ, используемых при
S
сокращении мышц, значительно выше их исходного уровня. У детей физические упражнения не только увеличивают таким образом запас веществ, необходимых для мышечной деятельности, но и ускоряют рост и развитие мышечной системы и всего организма в целом. Восстановительный период после физических упражнений детей продолжается значительно дольше, чем у взрослых, особенно после физической работы большой мощности.
Дозированные, соответствующие возрасту физический труд и физические упражнения необходимы для нормального физического развития детей. Приток в нервную систему центростремительных импульсов из работающего двигательного аппарата совершенствует развитие координационных механизмов мышечных' сокращений, а также координацию двигательных и вегетативных функций. Приток центростремительных импульсов из внешних органов чувств в головной .мозг в процессе труда и физических упражнений необходим для нормального развития головного мозга и совершенствования его деятельности.
Кровоснабжение работающей мышцы возрастает до 50 раз вследствие учащения и усиления деятельности сердца и увеличения функционирующих в ней капилляров более чем в 10 раз (по сравнению с неработавшей мышцей). Мышечная работа усиливает рост и развитие скелетной мускулатуры. Интенсивная деятельность скелетных мышц может повысить кровоснабжение сердечной мышцы почти в 10 раз, что вызывает усиленное ее развитие и увеличивает объем сердца.
Увеличение кровоснабжения скелетных мышц, сердца и легких во время мышечной деятельности сопровождается уменьшением объема крови в депо (печени, селезенке, подкожных капиллярах). При мышечной работе, особенно длительной и интенсивной, изменяется также состав крови за счет вновь образованных форменных элементов, поступивших из кроветворных органов; мышечная работа усиливает кроветворение. Некоторые физические упражнения особенно способствуют развитию дыхательной мускулатуры и грудной клетки (плавание, гребля). Развитие грудной клетки, увеличение ее размеров приводит к соответствующему увеличению роста легких.
При мышечной работе резко возрастает общий обмен веществ,
обеспечивающий значительное увеличение расхода энергии, что
способствует росту; развитию и совершенствованию функций всего
организма. —
Физическое развитие детей, систематически занимающихся физическими упражнениями и физическим трудом, выше, чем у их сверстников, не упражняющих скелетные мышцы. Но чрезмерно большая физическая нагрузка уменьшает уровень пластических процессов и вызывает задержку роста и развития организма детей.
Всесторонние упражнения всей мускулатуры детей.Естественные движения, игры и движения в процессе труда недостаточны
для физического развития детей, так как отдельные мышечные группы тренируются неравномерно. Занятия отдельными видами спорта также приводят к одностороннему упражнению мышц. Следует также учесть неблагоприятное влияние на рост и развитие организма ребенка и особенно на вегетативные функции гиподинамии, главным образом малоподвижного сидения во время общеобразовательных уроков. Длительный сидячий образ жизни, значительное ограничение движений резко угнетают нервную систему, ухудшают развитие мышц, нарушают вегетативные функции. При гиподинамии снижается до предельного уровня обмен веществ, задерживается развитие внутренних органов — сердечно-сосудистой и дыхательной систем, желез внутренней секреции, пищеварительного канала, органов выделения.
В целях преодоления неблагоприятного влияния гиподинамии необходимы кратковременные дозированные физические упражнения на общеобразовательных уроках, рациональные игры и физические упражнения в промежутках между уроками и система физических упражнений на утренней зарядке и уроках физического воспитания. Все это обеспечивает сокращения всех скелетных мышц, всестороннее физическое развитие организма детей, всех систем и органов. Чем выше двигательная активность ребенка, чем больше он производит движений в быту и игре, тем больше у него образуется условных двигательных рефлексов в двигательном анализаторе и между двигательным и другими анализаторами. Двигательная активность младших дошкольников меньше,'чем старших дошкольников. Двигательная активность ускоряет развитие речи.
Двигательная активность детей младшего и среднего школьного возраста и ее сложность в связи с .физическими упражнениями и уроками труда все более возрастают. Двигательная активность детей старшего школьного возраста в связи с увеличением периодов чтения, письма, занятий искусством, рукоделием, шитьем, вязанием и т. п. уменьшается. Это особенно отчетливо проявляется у девушек. Вероятно, уменьшение двигательной активности после 13—14 лет объясняет факт наибольшего развития двигательного анализатора к 13—14 годам: движения, требующие точности, скорости, хорошей ориентировки в пространстве, хорошо осваиваются подростками.
Гигиенически правильная постановка физического воспитания детей.Физическое воспитание детей производят дифференцированно в зависимости от возраста, пола, роста и физического развития. До 11—12 лет лучшим видом физических упражнений для дошкольников и детей младшего возраста являются подвижные игры, которые проводятся ежедневно на свежем воздухе во все времена года. Летом в жаркие дни рекомендуется проводить игры в тени или во вторую половину дня, а в прохладную погоду — в любое время. Нельзя проводить игру раньше, чем через полчаса после приема пищи.
До 7 лет для физического воспитания с успехом используются прогулки, экскурсии, ходьба на лыжах до 30 мин (не на скорость и не на далекое расстояние), бег на коньках, катанье на санках с гор — не более 20—30 мин за один прием. Кроме ежедневных подвижных игр и развлечений, необходимо ежедневно проводить 5-минутную утреннюю гимнастику и 1—2 раза в неделю в течение 15—30 мин занятия по разнообразным физическим упражнениям. При этом дети дошкольного возраста постепенно приучаются производить сложные, точные и быстрые движения, у них вырабатываются простейшие трудовые навыки.
Для младших школьников проводится ежедневная утренняя гимнастика в течение 15 мин. В уроках по физическому воспитанию для учащихся I—IV классов большое место должны занимать подвижные игры, гимнастика, а также ходьба, бег, лазание, прыжки в высоту с разбега и в длину с места, метание в цель, катанье на коньках, ходьба на лыжах и др., которые упражняют и совершенствуют координацию движений, способствуют развитию скелетных мышц и выработке правильной осанки. Продолжительность урока не превышает 40—45 мин, а его плотность должна быть меньше, чем у подростков. Следует избегать статических усилий, связанных с задержкой дыхания. У детей 9— 12 лет в результате совершенствования психического и нервного процессов в больших полушариях головного мозга постепенно вырабатывается способность точно управлять движениями тела, производить сокращения разных мышц в определенном ритме и с различной нагрузкой, избегать лишних движений.
Рост ног особенно ускоряется благодаря подскокам и прыжкам, поэтому рекомендуются физические упражнения, равномерно развивающие мускулатуру рук и ног и не задерживающие рост
костей в длину.
До 14—15 лет несколько отстает развитие грудной клетки в ширину и дети выглядят узкогрудыми и длинными, а вследствие недостаточного развития психики и высшей нервной деятельности они производят лишние движения; для них характерны неловкость и неуклюжесть. В этом возрасте организм еще недостаточно приспособлен к физическим упражнениям, требующим силы, выносливости и интенсивной функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Поэтому нужно всесторонне развивать скелетную мускулатуру без специализации в одном виде спорта. Неподвижное стояние в течение 15—20 мин и физические упражнения со статическими усилиями иногда с трудом переносят даже здоровые подростки. Но общеразвивающие физические упражнения, требующие силы и выносливости, применяемые с постепенным увеличением нагрузки при правильной организации режима труда и отдыха, способствуют физическому развитию, экономному обмену веществ, развивают строение и функции сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем.
В уроках по физическому воспитанию учащихся V—VII классов должны преобладать общеразвивающие упражнения, гимна-
стика и легкая атлетика, коллективные подвижные игры, хождение на лыжах и бег на коньках, совершенствующие функции нервной системы, улучшающие координацию движений, их точность и экономность. Совершенствование нервного процесса, и особенно торможения, способствует регулированию эмоций, умению сдерживать их, воспитанию дисциплины. Для психического и физического развития в этом возрасте особенное значение имеет рациональная смена умственной деятельности физическими упражнениями и закаливание организма.
В "юношеском возрасте наступает половая и физическая зрелость. Приобретается пропорциональность частей тела. Максимальное прибавление в весе происходит не раньше чем через полгода после максимального возрастания длины тела. Вес скелетной мускулатуры возрастает и доходит до 45% от веса тела. Максимальная мышечная сила достигается примерно через год после достижения максимального веса мышц; ее развитие зависит от тренировки. Однако, несмотря на значительное увеличение силы и выносливости скелетной мускулатуры, не должны производиться физические упражнения, сопровождающиеся длительными статическими усилиями, чрезмерным или длительным мышечным напряжением, как нарушающие нормальное физическое развитие.
Благодаря развитию 'и совершенствованию функций нервной системы улучшается координация движений, исчезает неповоротливость, движения уточняются, приобретаются двигательные рабочие навыки, хорошо выполняются скоростные физические упражнения. Скорость выполнения физических упражнений обусловлена развитием подвижности обеих форм нервного процесса — возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга. Хуже выполняются силовые физические упражнения, так как сердечно-сосудистая и дыхательная системы еще не достигают такого развития, которое обеспечивает осуществление длительных статических и скоростно-силовых движений.
В результате интенсивного развития мелкой мускулатуры и совершенствования координации движений в юношеском возрасте быстро и экономно выполняются руками точные мелкие трудовые движения.
В уроках по физическому воспитанию учащихся старших классов должно быть меньше общеразвивающих физических упражнений, а также гимнастических и подготовительных, но больше физических упражнений на развитие прикладных двигательных навыков и качеств. В юношеском возрасте полезно совершенствование в различных видах спорта: гимнастика, легкая атлетика, плавание, лыжи, коньки, футбол, волейбол, баскетбол, хоккей и др. В этом возрасте допускается участие в спортивных соревнованиях и сдача норм юношеских спортивных разрядов. Однако необходим систематический контроль за занятиями спортом, так как в ряде случаев наблюдается вредящая здоровью переоценка физических возможностей. Особенно важен контроль за занятиями спортом у девушек, отличающихся особенностями строения и функций тела.
Основные отличия строения и функций организма девушек по сравнению с юношами: меньшие рост и вес тела, ширина плеч и длина рук и ног, более длинное туловище и тяжелый тазовый пояс, менее развитые скелетные мышцы. Сила мышц у девушек с 15—16 лет значительно меньше, чем у юношей, особенно сила кисти и становая сила. У девушек толщина подкожного жирового слоя увеличивается, а у юношей уменьшается. Эти особенности организма девушек обусловливают другой характер физических упражнений. .Ограничены силовые упражнения, скоростной бег, прыжки в высоту, подтягивание, упоры, стойка на руках, висы, лазание по канату и др., уменьшены дистанции в беге, ходьбе на лыжах и др. Девушкам запрещены упражнения на перекладине, прыжки с шестом и метание молота. Имеются и преимущества, например, низкое расположение центра тяжести облегчает выполнение физических упражнений, в которых сохраняется равновесие при опоре на ноги.
С успехом используются для физического воспитания девушек ритмические упражнения, пляски, элементы художественных движений и специальные физические упражнения, укрепляющие мускулатуру брюшного пресса и дна таза, что обеспечивает правильное развитие и функционирование органов малого таза.
Нормативы физических упражнений детей.Существуют нормативы физического труда и физических упражнений, соответствующие возрастным особенностям строения и функций организма. От возраста и пола детей зависят продолжительность и характер рекомендуемых программой физических упражнений.
По 32 видам спорта, которыми занимаются дети, разработаны нормы нагрузки и возраст, в котором они допускаются к спортивным соревнованиям. Нормируется длина дистанции, продолжительность выступления, трудность выполняемых упражнений, вес и размеры спортивного инвентаря, учитываются метеорологические условия: температура воздуха, воды, сила ветра и т. д.
Основными навыками плавания дети овладевают с 3 до 5 лет, регулярные занятия спортивным плаванием начинают с 9 лет, а по прыжкам в воду — с 10—12 лет. Так как плавание происходит при значительной потере веса тела, приближающейся к невесомости, оно хорошо формирует осанку и своды стопы. Упражнения по фигурному катанию на коньках разрешается начинать с 7 лет, по скоростному бегу на беговых коньках — с 11 лет. Продолжительность фигурного катания на коньках для детей 9—10 лет не больше двух часов, 10—12 лет — трех часов, 13—14 лет — четырех часов. Тренировку по настольному теннису и теннису дети могут начинать с 7—10 лет, по акробатике — 7—8 лет, по художественной гимнастике — 8 лет, по лыжам на дистанции 1—2 км — 9 лет, по слалому и баскетболу— 11 лет, по волейболу, футболу, хоккею и фехтованию—11 —12 лет, по легкой атлетике—10—12 лет, по академической гребле—13—14 лет. Соревнования по гладкому бегу на дистанциях в 30 и 60 м разрешаются с 11 —12 лет. Участие в соревнованиях по спортивным играм разрешается с 11 — 12 лет.
Продолжительность упражнений по спортивной гимнастике и легкой атлетике с 9 до 12 лет, не более часа, утренняя гигиеническая гимнастика в зависимости от возраста — не более 10—15 мин. Упражнения на гимнастических снарядах здоровые, физически развитые дети могут начинать только с 11 —13 лет.
Средний объем выполненной работы и ее мощность различны в зависимости от характера, интенсивности и продолжительности физических упражнений. Возрастная дифференциация допустимых физических нагрузок весьма относительна, ввиду больших расхождений между паспортным и «физиологическим» возрастами, особенно в период полового созревания. Например, подростки одного возраста за одно время при скоростно-силовых упражнениях выполнили средний объем работы со средней мощностью: при второй степени полового созревания — 580 кем и 58 кгм/сек, при нулевой степени — 340 кгм и 34 кгм/сек, а при испытании выносливости разница еще больше—1848 кгм и 41 кгм/сек и 987 кгм и 28 кгм/сек соответственно.
Гигиенические требования к местам проведения физических упражнений.Занятия по физическим упражнениям и спорту должны проводиться на сухом участке с грунтом, проницаемым для воды, и низким уровнем стояния почвенных вод — не меньше чем на 1 м и не ближе 3—5 км от заболоченных мест. Верхний слой почвы чистый, не содержащий органических соединений не меньше чем на 20—25 см глубины. Закрытые спортивные сооружения обеспечиваются естественным светом не только летом, но и зимой. Их длинная ось должна быть перпендикулярна направлению господствующих ветров. До входа в спортивный зал размещают гардероб, раздевальню и душевую, помещение для массажа и кабинет врача. Пол в гимнастическом зале должен быть теплый, плотный, упругий, гладкий, не скользящий, хорошо поглощающий шум. Этим требованиям лучше всего отвечают полы палубного типа из деревянных брусков. Для стен и потолка используются достаточно воздухопроницаемые материалы. Переход стен в пото,лок, углы стен и переходы их в пол делают закругленными, чтобы избежать скопления пыли. До 1,5—2 м стены окрашиваются масляной краской, а выше нее и потолок — клеевой, светлого тона. Средняя температура в гимнастическом зале 14—15° С, относительная влажность 30—60%. Наилучшая система отопления — центральное, водяное, низкого давления с искусственной циркуляцией воды. Может быть также рекомендовано тоннельное (радиационное) отопление. Объем помещения на человека при трехкратном коэффициенте вентиляции — 30 м3, а при четырехкратном — 22,5 м3. Средний коэффициент естественной освещенности в гимнастическом зале — не меньше 1,5%, световой коэффициент — 1:4 — 1:5, искусственное освещение— 100 лк.
Закаливание и его физиологическое обоснование.Закаливание— повышение стойкости организма к резким изменениям метеорологических условий, воспитание способности быстрого приспособления к ним без нарушения функций, без вреда для здоровья.
Закаливание повышает выносливость организма, его сопротивляемость простудным заболеваниям и является важнейшим, широко распространенным оздоровительным мероприятием, предупреждающим заболевания детей и взрослых. Оно входит в систему физического воспитания и физической подготовки.
Закаливание производится систематическим воздействием на кожу значительных колебаний интенсивности естественных или искусственных раздражителей внешней среды.
Центростремительные импульсы из рецепторов кожи притекают в головной мозг и рефлекторно вызывают в нем функциональные изменения, что проявляется в совершенствовании двигательных качеств и изменениях функций внутренних органов. В связи с этим тренируются и нормализуются системы кровообращения, дыхания, пищеварения и др. При воздействии факторов закаливания на рецепторы кожи рефлекторно изменяется общий обмен веществ и особенно значительно повышается трофическая функция вегетативной нервной системы, т. е. тонкая регуляция ею обмена веществ в органах и тканях, что качественно улучшает обмен веществ во всем организме, и прежде всего в самой нервной системе. В результате повышается работоспособность всего организма, а у детей, кроме того, оказывается существенное положительное влияние
на рост и развитие.
Следовательно, закаливание обусловлено воздействием через кожу на нервную систему. Местное действие средств закаливания на кожу рефлекторно повышает сопротивление и увеличивает десенсибилизацию всей поверхности кожи — понижение ее реактивности к резким воздействиям внешней среды. Например, доказано, что закаливание кожи при действии ультрафиолетовых лучей наблюдается не только на участке, который подвергался систематическим повторным облучениям, но и на отдаленных участках
кожи.
Условия проведения закаливания. Естественные воздействия природы: солнце, вода и воздух широко используются для закаливания детей. Но при этом необходимо соблюдать общие, правила закаливания: 1) начинать соответствующие воздействия с малых доз, постепенно их увеличивая, 2) производить закаливание систематически, ежедневно, круглогодично, 3) менять интенсивность средств закаливания, 4) разнообразить средства закаливания, 5) сочетать закаливание с физическими упражнениями и спортом и 6) производить закаливание непременно после консультации врача и под его контролем.
Закаливание производят в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, состояния здоровья, условий труда и быта, климатических условий и предыдущей тренировки. Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка, в сочетании с правилами личной гигиены, привычки, обеспечивающие закаливание (гулять в любую погоду, при всякой погоде иметь незащищенными нос и рот и пр.). Прекращение систематического закаливания уже через 2—3 недели приводит к исчезновению защитных изменений
строения кожи и функций организма, обеспечивающих его повышенную сопротивляемость к резким воздействиям факторов внешней среды.
Солнечные лучи рефлекторно улучшают функции нервной и сердечно-сосудистой систем, желез внутренней секреции, увеличивают потоотделение и отделение кожного сала. Они повышают работоспособность, улучшают сон. Следует учесть, что летом, особенно на юге, в пасмурную погоду и в тени действуют рассеянные солнечные лучи. Зимой для облучения ультрафиолетовыми лучами используют ртутно-кварцевую лампу. Детям до 1 года при сильной анемии, а также сильном истощении, неврозе, сердечных заболеваниях, малярии, активной форме туберкулеза и других болезнях солнечные ванны противопоказаны.
Единицей измерения интенсивности потока солнечного излучения является кал в мин на поверхность в см2. Допустимая доза солнечной ванны для детей — от 2 до 4 ккал. При прохождении солнечных лучей через наиболее прозрачную атмосферу их поглощается не меньше 20% и больше других — ультрафиолетовые лучи, имеющие наибольшее биологическое значение. На организм действуют не только прямые солнечные лучи, но и отраженные от окружающих поверхностей. Процентное отношение энергии, отраженной от поверхности, к энергии, падающей на нее, называется альбедо: для свежевыпавшего снега оно равно 50—90, желтого кварцевого песка — 29—34, зеленой травы — 20—26, воды в зависимости от ее гладкости и высоты солнца 45°—3,5° — 35 облаков — 60—90%. Эффект действия солнечных лучей зависит от географической широты" места, прозрачности атмосферы, высоты солнца над горизонтом, угла их падения и альбедо.
Действие прямых или отраженных солнечных лучей и особенно
ультрафиолетовой части спектра при повторных, облучениях не
большой интенсивности имеет значение: 1) бактерицидное — уничтожение бактерий, 2) антирахитическое — превращение провитамина D, находящегося в коже, в активный витамин D, 3) образование пигмента в коже — загара. Пигментация кожи имеет защитное значение, так как предохраняет организм от ожогов при дальнейшем облучении. Естественные солнечные и искусственные ультрафиолетовые лучи поглощаются кожей на 97%, следовательно, их альбедо только 3%. Альбедо красных лучей достигает 46%, среднее альбедо кожи — 35%.
Дети должны принимать солнечные ванны после того, как они в течение 5—7 дней ежедневно принимали воздушные ванны в течение от 10 до 40 мин. Начинать нужно с 4 мин, через каждые 2 дня прибавляя по 2 мин. Максимальная продолжительность солнечных ванн в дошкольном возрасте — 30 мин, школьном — 40 мин с изменением положения тела через несколько, минут. Каждые 6 дней обязателен перерыв на один день. После солнечной ванны делают влажное обтирание, купаются* или плавают при температуре воды не ниже 18° С.
Нельзя принимать солнечные ванны с 10 до 12 ч дня, позже чем за 1,5—2 ч до еды, а также раньше чем через 1,5—2 ч после
нее. Не рекомендуется, особенно детям, принимать их при температуре 30—35° С. Нарушение правил приема солнечных ванн приводит к ожогам и солнечным ударам, которые в тяжелых случаях
заканчиваются смертью. Закаливание солнечными лучами должно производиться только с разрешения врача.
Для закаливания детей первого года жизни полезны сухие обтирания кожи до появления легкой красноты, которые производят куском фланели или шерстяной материи. Кожу растирают в течение 1—2 недель, а затем начинают делать влажные обтирания при температуре воды 32° С.
Закаливание к холоду водой имеет для детей особенно большое значение, так как вода почти в 28 раз быстрее проводит тепло, чем воздух. На первом году жизни нужно ежедневно умывать лицо и руки сначала теплой водой, а затем все более прохладной. Детям старше 1,5 лет, кроме лица и рук, необходимо ежедневно умывать шею и верхнюю часть груди. Дошкольникам и школьникам рекомендуется ежедневное умывание по пояс, после которого следует досуха растереть кожу полотенцем.
Для предупреждения заболевания органов дыхания ежедневно в течение всего года моют ноги сначала теплой, а затем все более
прохладной водой.
Закаливание водой заключается в обтираниях мокрым полотенцем или губкой, обливаниях и душах, купаниях. Водные процедуры делятся на горячие с температурой воды выше 40° С, теплые— от 32 до 40° С, тепловатые — от 24 до 32° С, прохладные — от 16 до 24° С и холодные — ниже 16° С. Начинают закаливание водой летом с влажного обтирания или обливания детей раннего возраста при температуре воды не ниже 32° С, дошкольного — с 28° С и школьного —с 25° С в течение 1—5 мин. С третьей недели температуру воды снижают для детей раннего возраста до 26° С, дошкольного —- до" 20° С, школьного —до 18° С. После 3— 4 недель обтираний и обливаний дети, начиная с дошкольного возраста, могут купаться.
Купание в реке или море рекомендуется детям начинать при температуре воды 24—22° С, а затем постепенно и ниже. Купание в открытом водоеме разрешается не больше 1 раза в день. Предельная продолжительность -купания дошкольников 8—10 мин, школьников— 15 мин. После водных процедур необходимо хорошо
обтереть кожу.
Водные процедуры назначаются врачом. Они противопоказаны при истощении, малокровии, неврозах, болезнях сердца, органов дыхания, ревматизме и др. Закаливание водой рекомендуется в утренние часы и после воздушных и солнечных ванн. 455
При многократном или длительном действии низкой температуры внешней среды устойчивость к холоду увеличивается главным образом за счет совершенствования теплопроизводства. У закаленного человека теплопроизводство увеличивается, значительно больше, чем у незакаленного. Одновременно у закаленного становится значительно выше кровоснабжение кожи, что увеличивает теплоотдачу, но так как теплопроизводство у закаленного превышает теплоотдачу, то температура тела не снижается, а большое кровоснабжение кожи и, следовательно, ее высокая температура предупреждают отморожение. У закаленных также несколько снижается чувствительность к холоду. Кроме того, многократное или длительное охлаждение кожи вызывает ее утолщение, что увеличивает ее теплоизолирующие свойства. Совершенствование рефлекторного кровоснабжения кожи и слизистых оболочек предупреждает у закаленных при местном действии холода •на кожу расширение сосудов слизистой оболочки носа и ее воспаление — катар верхних дыхательных путей, который в этих условиях у незакаленных появляется.
При многократном или длительном действии высокой температуры внешней среды устойчивость организма к действию тепла возрастает преимущественно благодаря совершенствованию теплоотдачи за счет увеличения количества испаряющегося пота. Потовые железы у закаленных непрерывно отделяют такое количество пота, которое успевает испариться. У них всегда кожа слегка увлажнена. Общее количество пота у закаленных больше, чем у незакаленных, но он не стекает и, следовательно, не бесполезен для испарения, как у незакаленных. Поэтому у закаленных теплоотдача больше. При закаливании к теплу в результате повышения отделения кожного сала увеличивается также содержание в поте жировых веществ. Это уменьшает поверхностное натяжение пота, он более равномерно распределяется по поверхности кожи, что увеличивает его испарение. Уменьшение содержания хлоридов в поте у закаленных обеспечивает меньшую потерю солей и, следовательно, большую устойчивость, солевого баланса.
При закаливании к холоду или теплу необходимо подвергать действию низкой или высокой температуры возможно большую поверхность кожи, так как рефлекторные реакции закаливания наступают при действии холода или тепла только в тех участках кожи, которые подвергались закаливанию. У закаленных к холоду и теплу поддерживаются постоянство температуры тела и работоспособность.
Закаливание детей к холоду и теплу повышает у них иммунитет, предупреждает заболевания органов дыхания и заразные болезни. Закаливание детей к холоду нужно начинать с первых дней жизни, систематически приучая их к колебаниям температуры и влажности воздуха, атмосферного давления. Местное и общее охлаждение организма вызывает заболевания органов дыхания только у незакаленных детей.
При закаливании воздухом посредством обнажения тела, учитывают не только его температуру, но также относительную влажность и скорость движения.
Закаливание воздухом должно производиться со второго месяца первого года в течение всей жизни в раннем возрасте при температуре 20—18° С, дошкольном 18—16° С, школьном— 16—15° С. Продолжительность воздушной ванны в раннем возрасте с 2—3 до 15—20 мин за один прием, в дошкольном — до 1 ч, а в школьном—1,5—2 ч и более при непрерывных движениях.
В сырую и ветреную погоду продолжительность воздушных ванн сокращают и сочетают их с движениями, а у детей раннего возраста они не проводятся.
При температуре воздуха ниже 10° С и в ветреную погоду прием воздушных ванн может производиться школьниками старшего возраста только после предварительного закаливания и обязательно под контролем врача.
Зимой воздушные ванны проводятся не больше 8—10 мин и обязательно сочетаются с физическими упражнениями. Для закаливания воздухом полезны прогулки, продолжительность которых постепенно увеличивают с 15 мин до 2 ч. Дети раннего возраста должны зимой находиться на воздухе ежедневно не меньше 4 ч при температуре воздуха не ниже 10—12° С, а летом в течение всего дня. Полезен сон на воздухе.
Для . центральных областей РСФСР сон дошкольников на открытом воздухе рекомендуется при отсутствии ветра и предельной температуре 22° С ниже нуля, а при сильном ветре—15° С ниже нуля.
Гигиеническая оценка физкультурно-спортивного оборудования.Физкультурно-спортивное оборудование должно соответствовать возрасту, например, длина лыж для средней группы дошкольников 110—112 см, а для старшей группы дошкольников—120—124 см. Вес лыж для обоих групп дошкольников не больше 750—850 г, для юношей 15—16 лет—1,5 кг, 17—18 лет — 2 кг, а для девушек— 1 кг. Диаметр перекладины должен обеспечивать прочный захват. Без матов упражнения на перекладине недопустимы; размер матов не меньше 120X180 см. По ширине маты располагают на длину перекладины, т. е. 2 ж 30 см, а по длине — на 4,5 м с каждой ее стороны, т. е. на 9 м. Расстояние между жердями брусьев делают не меньше 38 еж, их колебания и метания недопустимы. Кольца прикрепляют ремнями длиной не менее 80 см к веревкам или тросам. Толщина этих пеньковых или джутовых веревок от 1,5 до 2 см. Кольца должны висеть на одинаковом уровне; ширина матов 2 м, а длина их с каждой стороны колец — 8 м.
Меры предосторожности против спортивного травматизма.Эти меры различны в зависимости от вида спорта. Для детей комбинации упражнений на спортивных снарядах должны быть короткими, с полным обеспечением страховки занимающихся. Допуск
детей к спортивным снарядам без преподавателя исключается. На беговой дорожке не допускаются даже небольшие ямки и инородные предметы (стекла, камни). Линия дорожки превышает дистанцию не меньше чем на 15 м. В помещении бег производят по нескользящему полу, желательно покрытому рубчатой резиновой дорожкой. При беге с препятствиями эти препятствия не должны иметь острых выступов, торчащих гвоздей, крючков и т. д., а при массовых кроссах недопустимы проволочные и другие опасные заграждения. Яма для приземления во время прыжков исключает травмы: она заполняется смесью опилок (30%) с песком (70%). без инородных предметов, глубина взрыхленного слоя не меньше 50 см. Размеры ямы: 1) для прыжков в длину — ширина 3 м, длина 6 м, расстояние от планки до заднего конца ямы 9 м,2) для прыжков в высоту — бХЗ м, 3) для прыжков с шестом—-5X5 м. Борта ящика, составляющего яму, находятся на одном уровне с землей и покрываются резиной или брезентом с.мягкой прокладкой. Инвентарь для взрыхления ямы должен быть на расстоянии не меньше метра от ее бортов. В помещении прыжки разрешаются только по рубчатой резиновой дорожке, крепко прикрепленной к полу, особенно в месте толчка, а место приземления покрывают матами. В залах устраивают также специальные ямы для прыжков. Чтобы предупредить травмы при метании, нельзя допускать встречного метания и с правой стороны от метателя не должно быть зрителей. При метании молота устраивается специальная предохранительная сетка высотой 2,13 м и диаметром по окружности 8,6 м. Хоккеисты защищены от травм специальными головными уборами, рукавицами, на ногах — щитками и наколенниками. Девушкам во время менструаций не разрешают сложные упражнения на снарядах, прыжки, бег, плавание в воде низкой температуры.
Личная гигиена школьников-спортсменов.Спортивная одежда должна соответствовать сезону и виду спорта. В летнее время спортивная одежда школьников состоит из майки и трусов, обеспечивающих свободный доступ к телу свежего воздуха, или легкого свободного тренировочного костюма. Спортивную одежду возможно чаще стирают, желательно после каждого занятия, голову обязательно покрывают светлой легкой повязкой или летним светлым головным убором, не оказывающими давления на голову. Зимой целесообразно надевать поверх белья из хлопчатобумажной ткани одежду свободного покроя из шерстяных тканей, например, легкий лыжный костюм из ветрозащитного материала. На голову надевают наушники, шерстяную кепку или шапочку. После занятий принимают душ или ванну и заменяют одежду, прилегающую к телу, другой — сухой и чистой. Обувь должна быть хорошо пригнанной, не стесняющей движений, но во избежание потертостей — не слишком свободной. Лучшей обувью считается кожаная, обладающая эластичностью, пористостью и гигроскопичностью.
У бегунов в подошве имеются шипы, марафонцам в туфли вкладывают войлочную или фетровую, а прыгунам — резиновую прокладку баскетболистам, волейболистам и теннисистам рекомендуются туфли без каблуков на резиновой подошве. Бутсы футболистов изготовляют из плотной кожи с жесткой подошвой. При занятиях в помещении надеваются туфли с нескользкой подошвой можно резиновой, но с парусиновым, или кожаным верхом. Высокие каблуки недопустимы. Зимнюю спортивную обувь носят на иодин номер больше обычной. Валенки непригодны. Носки, или портянки делают из мягкого материала, без узлов и швов. Их нужно возможно чаще стирать и менять, поддерживать сухими