Упражнения для развития сообразительности и смекалки
* Загадки и ребусы.
* Нарисованные загадки (Кубики Неккера).
* Мимические загадки (Шарады). Команды по очереди представляют коротенькие сценки (охота, умывание...). Остальные должны отгадывать.
* Бессмысленные фразы. (Найти логическую ошибку в высказывании.)
* Ошибка в рисунке. (Найти несоответствия: дерево и дым из трубы направлены в разные стороны.)
* Кто составит больше слов из заданного слова?
* Деление по группам: Каждая команда - слово, каждый игрок - буква. У каждого игрока на бумажке написано буква, а у одного из группы - слово. Какой капитан соберет быстрее свою команду?
* Соревнование. Написать как можно слов на заданную букву за определенное время (на заданную тему). Можно проводить как индивидуальное и как групповое.
* Письмо потерпевшего кораблекрушение. Восстановить письмо с пропусками.
* Продолжение сказки. (Групповой рассказ.)
* Угадай-ка. Игра проводится сидя. Игрок показывает пальцем на товарища и приказывает ему назвать 5 фруктов или 5 рек (5 названий рыб, 5 диких или домашних животных, 5 частей света, 5 цветов...).
* Законники. Рук приносит записки с написанным законом (фразой), в каждой записке написано только одно слово. Записки перемешаны. Какая команда соберет записки по порядку быстрее?
* Спички. Кто быстрее: 1) сложит из спичек название реки? 2) кто сложит дом? 3) из 6 спичек построит 4 треугольника?
* Исторический фильм. Одна команда играет какую-нибудь пантомиму, представляющую какое-то историческое событие. Другая команда должна назвать это событие.
* “Да” и “нет”.Один игрок выходит из комнаты, а остальные задумывают какое-то существительное. Водящий возвращается в комнату и начинает задавать вопросы. На вопросы можно отвечать только “да” или “нет”.
* Знаменитые люди. Рук или игрок описывает какую-то знаменитую личность, не называя его по имени. Кто первый угадает, выбирает другого известного человека и рассказывает про него.
* Открытки с видами. 1) Возьмите много старых открыток с видами и разрежьте их пополам. Все открытки перемешайте. Возьмите из кучи столько половинок, сколько волчат участвует в игре и предложите волчатам подобрать недостающие половинки. Кто первый найдет свою половинку? 2) Берется столько открыток, сколько игроков принимают участие в игре. Рук разрезает каждую открытку на 5 частей и кладет все части перед волчонком. Кто быстрее соберет свою открытку? 3) Каждый волчонок получает по 2 открытки, разрезает каждую на 5 частей и смешивает. Кто быстрее соберет свои открытки? 4) Рук берет столько открыток, сколько волчат принимает участие в игре. Каждая открытка разрезается на 6 частей, одна часть дается волчонку, а остальные смешиваются в общую кучу. Кто быстрее соберет открытку - недостающие 5 частей?
* Измененный портрет. Один игрок выбирает себе роль (вещь, животное, знаменитость...) и рассказывает о себе остальным игрокам. Кто первым угадает, кем стал рассказчик, тот и выиграл.
* Таинственные звуки. Одна команда должна угадать по звукам, что делает другая команда.
* Разведчики. По следам, оставленным врагами на привале, получить как можно больше информации о противнике. Разведчики отгадывают по очереди.
* Актеры. Рук - директор театра, он набирает себе в труппу актеров (волчат). Директор предлагает им сыграть заданную роль: грустно, весело... Кто лучше?
* Приказ индейца. Поскольку живущие в США индейцы говорят на разных языках, они придумали интересный способ разговаривать друг с другом: они разговаривают жестами. Каждая группа - племя индейцев, рук - Великий вождь индейцев, выбранный на время Большой Охоты. Вождь отдает жестами несколько приказаний, которые немедленно должны выполняться племенами. Кто первым выполнит приказ?
* Выстрелы. С мячом: вопрос руководителя - ответ волчонка по пройденной теме. Сперва задается вопрос, а затем бросается мяч. Кто ответит плохо или неточно, тот ранен, он кладет одну руку за спину. При второй ране - он становится на одно колено, при третьей - на оба, при четвертой - ложится на спину и считается “убитым”.