Переправа первого участника через водное вброд. Переправа осуществляется с обеспечением страховки основной верёвкой с подключением верёвки сопровождения.
Переправа осуществляется с обеспечением страховки основной верёвкой с подключением верёвки сопровождения.
Страховочная верёвка и верёвка сопровождения подключаются через "скользящие" карабины в боковую часть индивидуальной страховочной системы (ИСС).
Приложение-9
(Ответственный за проведение этапа - Елесова Людмила Олеговна)
П.13 - Страховка первого участника.
ФСУ - фрикционное спусковое устройство ("восьмёрка").
ТО - точка опоры (дерево, уступ, карабин).
ИСС - индивидуальная страховочная система.
Здесь будет схема или рисунок | Страхующий участник должен находиться на самостраховке. Страховочная верёвка должна удерживаться рукой ниже (после) ФСУ не менее чем одним страхующим участником, при этом руки страхующего не должны касаться карабина (ФСУ) на ТО. |
Здесь будет схема или рисунок | Организация страховки участника должна осуществляться через фрикционное страховочное устройство (ФСУ), закреплённое либо на точке опоры (ТО), либо в точке крепления к индивидуальной страховочной системе (ИСС) страхующего участника. В последнем случае страховочная верёвка должна проходить через карабин, закреплённый на точке опоры (ТО), затем через ФСУ, закреплённое в точке крепления к ИСС участника, осуществляющего страховку. |
Приложение-10
(Ответственный за проведение этапа - Елесова Людмила Олеговна)
П.14 - Виды опор (опорные точки).
Опорой для закрепления страховочной верёвки могут быть:
Здесь будет схема или рисунок | Дерево (ствол, вервь, сучёк) |
Здесь будет схема или рисунок | Горизонтально лежащее бревно закреплённое, например, между камнями |
Здесь будет схема или рисунок | Скальный уступ |
Здесь будет схема или рисунок | Ледовый или скальный крюк |
Здесь будет схема или рисунок | Жёстко натянутая основная верёвка или петля |
П.15 - Закрепление веревки для организации страховки.
Верёвка за опору может крепиться следующими вариантами узлов:
1. Булинь.
2. Стремя.
3. Карабинная удавка.
4. Штык.
5. Двойной булинь.
6. Грейпвайн-удавка.
Приложение-11
(Ответственный за проведение этапа - Елесова Людмила Олеговна)
П.16 - Игра (спуск-подъём по склону).
Организация страховки при прохождении спуска и подъёма (последовательность):
Надеть рукавицы | Закрепить конец верёвки карабинной удавкой к дереву |
Встегнуть карабин в узел-проводника на конце верёвки | Подсоединить к верёвке спусковое устройство |
На конце верёвки завязать узел проводника | Подготовить основную верёвку для спуска диам.10 мм |
Подсоединить устройство для подъёма (жумар) к основной верёвке | Посредством карабина подсоединить прусик к карабину на верхнем поясе индивидуальной страховочной системы в грудное перекрестие |
Встать на самостраховку усом блокировки вокруг дерева на карабинную удавку | Подсоединить устройство для подъёма (жумар) к карабину в грудном перекрестии верхнего пояса индивидуальной страховочной системы |
Отстегнуть от опоры самостраховку (су блокировки) | Выполнить приём - подготовка к спуску вниз по склону с использованием спускового устройства |
Завязать на опоре верёвку (петлю) для самостраховки | Посредством карабина подсоединить прусик к карабину на нижнем поясе индивидуальной страховочной системы |
Накрутить верёвку на стопорные рога спускового устройства | Сбросить верёвку вниз по склону |
Подсоединить устройство для подъёма (жумар) к усу блокировки | Освободить спусковое устройство от стопорных рогов спускового устройства |
Завязать прусиком схватывающий узел на основной верёвке | Встать на самостраховку на закреплённую петлю опоры |
Начать подъём вверх по склону | Начать спуск вниз по склону |
Приложение-12
(Ответственный за проведение этапа - Елесова Людмила Олеговна)
П.17 - Спуск по склону.
Последовательность спуска по склону с использованием "прусика" или фрикционного спускового устройства ("восьмёрки"):
· Встать на самостраховку.
· Подсоединить "прусик" или "восьмёрку" к основной верёвке.
· Подсоединить "прусик" (в грудное перекрестие индивидуальной страховочной системы) или "восьмёрку" (к карабину на нижнем поясе индивидуальной страховочной системы).
· Надеть рукавицы.
· Развернуться спиной вниз по склону, так чтобы схватывающий узел прусика или спусковое устройство были выше по склону, причём при спуске на прусике одна рука должна быть выше узла прусика для его проталкивания по основной верёвке, а другая рука - ниже пояса, регулирующая скорость спуска силой сжатия основной верёвки, при спуске на "восьмёрке" одна рука должна держаться за основную верёвку выше "восьмёрки" для предотвращения разворота и переворота тела, другая, так же как и при спуске на прусике - ниже пояса, регулирующая скорость спуска силой сжатия основной верёвки.
· Отсоединить любой рукой самостраховку от опоры (в случае спуска на прусике) или рукой, удерживающей основную верёвку ниже пояса, иначе спусковое устройство не будет работать и тормозить спуск, возможен срыв участника.
· Начать спуск, не зажимая узел прусика в руке или начать спуск на "восьмёрке".
Приложение-13
(Ответственный за проведение этапа - Елесова Людмила Олеговна)
П.18 - Подъём по склону.
Последовательность подъёма по склону с использованием "прусика" или устройства для подъёма ("жумар"):
· Встать на самостраховку.
· Завязать схватывающий узел прусика или подсоединить устройство для подъёма ("жумар") к основной верёвке.
· Подсоединить прусик в грудной карабин
· Отсоединить самостраховку от опоры.
· Взять в одну руку "жумар" подсоединённый к индивидуальной страховочной системе на "усе" блокировки через карабин или основную верёвку под ниже узла прусика, в другую - основную верёвку для протаскивания её через жумар или прусик.
· Развернуться лицом к склону и начать подъём на прусике или жумаре.
Приложение-14
(Автор - Елесова Людмила Олеговна)
П.19 - Взаимодействие участников на дистанции, взаимная страховка.
Возможные ситуации:
· Прохождение траверса с прохождением страховочных перил с жёсткими и скользящими опорами.
· Опасная зона и накопительные петли.
· Взаимодействие участников с работой страховочной верёвкой и верёвкой сопровождения.
· Передача команд.
· Совместное нахождение в опасной зоне.
· Не стандартные ситуации в опасной зоне (практическая помощь участнику, заклинивание устройств для подъёма и спуска, запутывание верёвок).
· Зависание участника при прохождении параллельных верёвок и навесной переправы.
· Вынужденная замена лидера.
· Ошибки при одергивании верёвок.
Приложение-15
(Ответственный за проведение этапа - Елесова Людмила Олеговна)
П.20 - Спортивное ориентирование (в том числе – парковое)
Вопросы для изучения:Виды соревнований, электронная отметка.
Информация:
Виды соревнований.
- ориентирование в заданном направлении (задача участников пройти дистанцию в определенном порядке).
- ориентирование по выбору (участникам ставится задача пройти дистанцию в произвольном порядке),
- ориентирование на маркированной трассе (участнику необходимо самостоятельно внести в карту расположенные на маршруте контрольные пункты).
Оборудование КП.
- призма
- компостер
- номер КП
Электронная отметка.
У спортсмена на соревновании имеется чип, который он прикладывает к "базе" на каждом КП. Чип записывает в свою память время отметки и код КП. После финиша спортсмен производит считывание информации с чипа. Результаты мгновенно поступают в компьютер в базу данных, а принтер делает распечатку истории прохождения дистанции (сплиты) с промежуточным результатом (местом) спортсмена. Если взяты не все КП, взяты "чужие" КП, либо свои, но в неправильной последовательности, то результат аннулируется, спортсмен снимается с соревнований.
Приложение-16
(Ответственный за проведение этапа - Сивицкий Александр Андреевич)
П.21 - Регламент (теория).
Назначение Регламента:
Согласно Правилам вила спорта «Спортивный туризм» часть 3 п.11.: в Регламенте проведения соревнований по спортивному туризму (в данном случае по спортивным дисциплинам «Дистанция-пешеходная» (номер-код 0840091811Я); «Дистанция – пешеходная – связка» (номер-код 0840241811Я), «Дистанция – пешеходная – группа» (номер-код 0840251811Я) оговариваются технические вопросы проведения соревнований.
Выдержки из документов и советы по подготовке. Виды соревнований по виду "Дистанция". Класс дистанции.
В Регламенте проведения спортивных соревнований по спортивному туризму (номер-код вида спорта 0840006411Я) по виду «дистанция» идет разделение на следующие спортивные дисциплины:
- «Дистанция-пешеходная» (номер-код 0840091811Я);
- «Дистанция – пешеходная – связка» (номер-код 0840241811Я)
- «Дистанция – пешеходная – группа» (номер-код 0840251811Я).
Что означают эти понятия?!
Согласно Правилам соревнований по спортивному туризму (номер-код вида спорта 0840005411Я) означает, что:
- «Дистанция – пешеходная – связка» - стартуют два участника команды и проходят дистанцию одновременно, взаимодействуя между собой, используя тактические и технические приемы, обеспечивающие их совместное прохождение дистанции.
- «Дистанция – пешеходная – группа» - участники одной команды стартуют и проходят дистанцию одновременно, взаимодействуя между собой, используя тактические и технические приемы, обеспечивающие совместное прохождение дистанции всеми участниками.
- в остальных случаях участники команды стартуют и проходят дистанцию индивидуально, используя технику и тактику одиночного (личного) прохождения дистанции.
Класс дистанции.
Класс дистанции определяется двумя основными параметрами: ее длиной (м) и количеством технических этапов. По длине дистанция классифицируется на короткую (от 200 до 2500 м.) и длинную (от 1000 до 15000 м.).
Класс дистанции согласно Регламенту проведения спортивных соревнований по спортивному туризму (номер-код вида спорта 0840006411Я) определяется следующими параметрами:
- Длина (м),
- Кол-во технических этапов
Дистанция может быть: короткая и длинная.
Например, для короткой дистанции 1-го класса: длина=200-400 м, количество этапов=4-5,
для короткой дистанции 2-го класса: длина=400-800 м, количество этапов=4-5,
для короткой дистанции 3-го класса: длина=800-1200 м, количество этапов=4-6,
для длинной дистанции 1-го класса: длина=1000-3000 м, количество этапов=4-5,
для длинной дистанции 2-го класса: длина=3000-5000 м, количество этапов=4-5,
для длинной дистанции 3-го класса: длина=5000-7000 м, количество этапов=4-6.
Параметры дистанции:
Класс | Короткая личная, связка, группа. | Длинная личная, связка, групп | ||
Длина (м) | Кол-во технических этапов | Длина (м) | Кол-во технических этапов | |
200-400 | 4-5 | 1000-3000 | 4-5 | |
400-800 | 4-5 | 3000-5000 | 4-5 | |
800-1200 | 4-6 | 5000-7000 | 4-6 | |
1200-1600 | 5-7 | 7000-9000 | 5-7 | |
1600-2000 | 6-8 | 9000-12000 | 6-8 | |
2000-2500 | 6-8 | 12000-15000 | 6-8 |
Приложение-17
(Ответственный за проведение этапа - Сивицкий Александр Андреевич)
П.22 - Штраф (теория). Назначение.
Согласно Правилам вила спорта «Спортивный туризм» часть 3 п.11: в Регламенте проведения соревнований по спортивному туризму (в данном случае по спортивным дисциплинам «Дистанция-пешеходная» (номер-код 0840091811Я); «Дистанция – пешеходная – связка» (номер-код 0840241811Я)
«Дистанция – пешеходная – группа» (номер-код 0840251811Я)) оговариваются технические вопросы проведения соревнований.
Система штрафов. Штрафные баллы.
Согласно Регламенту проведения спортивных соревнований по спортивному туризму (номер-код вида спорта 0840006411Я). Штраф переводится во временной период и ухудшает результат участника за следующие виды нарушений (1 балл = 30 секундам):
№ п/п | Нарушение | Штраф | Разъяснение |
Не заблокирована защёлка карабина | 1 балл | Для выполнения ТП (технического приема), связанных с передвижением, страховкой и самостраховкой участников, используются карабины с муфтой, блокирующей самопроизвольное открывание защёлки карабина. Карабин должен быть замуфтован!!! (за исключением дополнительных указаний организаторов соревнований). | |
Потеря специального снаряжения (кроме основного) | 1 балл | Специальное снаряжение – любое снаряжение, взятое группой (связкой, участником) на дистанцию для выполнения технического приёма (ТП). · Основное специальное снаряжение – основная верёвка длиной 5 и более метров или иное снаряжение, по Условиям приравненное к основному. Всё основное снаряжение группа (связка, участник) транспортирует от старта до финиша последовательно через все этапы (за исключением специально оговорённых участков дистанции). · Всё вышеперечисленное снаряжениегруппы (связки, участника) проходит техническую комиссию. По её итогам составляется акт проверки снаряжения. Использование на дистанции снаряжения, не допущенного технической комиссией, запрещается. | |
2.1. | на дистанциях, проложенных в природной среде | 1 балл | Этап считается пройденным, если до истечения контрольного времени (КВ) группа (связка, участник) и всё её снаряжение находятся в БЗ (безопасной зоне) ЦС (целевой стороне) этапа, при условии освобождения судейского оборудования. Потерянным считается снаряжение: · на этапе – снаряжение, которое по окончании КВ (контрольного времени) этапа какой-либо своей частью находится в ОЗ (опасной зоне) этапа, на ИС (исходной стороне) этапа или осталось подключенным к судейскому оборудованию; – снаряжение, оставленное в РЗ (рабочей зоне) ЦС (целевой стороны) этапа после выхода группы (связки, участника) из РЗ (рабочей зоны). Группа (связка, участник) имеет право забрать потерянное снаряжение по окончании КВ этапа, используя для этого ПОД (перила обратного движения) или (КОД) (коридор обратного движения). До окончания КВ этапа группа (связка, участник) имеет право вернуть снаряжение любым способом, не противоречащим условиям прохождения этапа и данному Регламенту. · на дистанции – основное специальное снаряжение, не пересёкшее финишную линию. Потеря основного специального снаряжения на дистанции ведёт к снятию группы (связки, участника) с дистанции. Предупреждение выносится только в отношении снаряжения, оставшегося подключённым к судейскому оборудованию этапа. |
2.2. | на дистанциях, проложенных на искусственном рельефе (в закрытых помещениях) | 1 балл | См. п.п. (Выше) Если снаряжение упало вне зоны дистанции и создаёт помехи другим участникам или зрителям, оно перемещается в зону дистанции на аналогичное расстояние от линии финиша. Если снаряжение оставлено на ПС(пункт страховки), и судья замечает это после финиша, то за каждую единицу оставленного снаряжения участник (связка, группа) получает по 1 минуте ко времени прохождения дистанции. |
3.1. | Одиночное касание рельефа в опасной зоне (ОЗ) | 1 балл | Одиночное касание рельефа, запрещённого для движения в опасной зоне (ОЗ) этапа, – касание рельефа участником, выполняющим технический приём (ТП) (преодолевающим опасную зону этапа). |
3.2. | Заступ в опасную зону (ОЗ) | 1 балл | Заступ в опасную зону (ОЗ) – касание рельефа в опасной зоне (ОЗ) этапа одной конечностью участника, не готового выполнить технический приём (ТП) согласно условиям прохождения этапа (не находящегося на страховке (самостраховке), не подключенного к перилам и т.п…). |
4. | Работа без рукавиц или перчаток | 3 балла | Участник обязан находиться в рукавицах или перчатках при выполнении следующих ТП: · спуск по перилам; · спуск по склону; · выполнение страховки; · спуск по наклонной навесной переправе; · работа с верёвкой при укладке бревна через преграду. |
5. | Неправильно завязан узел | 3 балла | Для выполнения ТП применяются следующие узлы: · для связывания верёвок – встречный, встречная восьмёрка, грейпвайн, брамшкотовый; · для крепления на опоре – карабинная удавка, штык, стремя, булинь, двойной булинь, грейпвайн-удавка; ·петлевые – проводник-восьмёрка, двойной проводник, австрийский проводник; ·схватывающие – симметричный (прусик), Бахмана, австрийский (обмоточный). |
6.1. | Неправильное выполнение технического приёма (кроме неправильной страховки) | 3 балла | Неверное выполнение технического приёма (ТП) согласно условиям конкретных соревнований либо Регламенту (раздел 7) (в нем описаны следующие этапы): ü Переправа первого участника вброд; ü Переправа первого участника через водное препятствие по бревну; ü Переправа первого участника через овраг по бревну, по дну; ü Подъём первого участника с нижней страховкой; ü Траверс склона первым участником с командной страховкой; ü Организация перил; ü Снятие перил; ü Движение по перилам вброд, по бревну, по параллельным перилам; ü Движение по навесной переправе; ü Подъём (спуск) по наклонной навесной переправе; ü Подъём (спуск) по склону с самостраховкой по перилам; ü Подъём по склону с верхней страховкой; ü Спуск по перилам; ü Траверс склона по перилам; ü Переправа маятником по бревну (горизонтальный маятник); ü Переправа методом «вертикальный маятник»; ü Транспортировка снаряжения; ü Спортивный спуск; ü Подъём по склону спортивным способом; ü Переправа с опорой на перила вброд, по бревну, по параллельным перилам; ü Переправа вброд с альпенштоком; ü Траверс склона с альпенштоком; ü Подъём по склону с альпенштоком; ü Спуск по склону с альпенштоком; ü Укладка бревна. |
6.2. | Неправильная страховка | 3 балла | - Страховочная верёвка проходит через точку опоры (ТО), но не проходит через (ФСУ (фрикционное спусковое устройство - "восьмёрка"), закреплённое в точке крепления к индивидуальной страховочной системе (ИСС) страхующего участника или точку опоры (ТО). - Не закреплён свободный конец страховочной верёвки. - Страховка выполняется одной рукой, при этом другой рукой страхующий выполняет действия, не связанные со страховкой. - Страховочная верёвка работает в одном направлении (пропущена через зажим, закреплённый на ТО, с которого осуществляется страховка). - Провис страховочной верёвки ниже ступней страхующего (страхуемого) участника. Пропуск ТО (страховочная верёвка не подключена через карабин на ТО, когда ступни страхуемого участника находятся выше ТО (ППС). |
7. | Перегрузка перил, страховки | 3 балла | На перилах может находиться не более одного участника. Возвращается участник, подключившийся к перилам или страховке вторым. |
8. | Падение каски с головы участника с немедленным надеванием | 3 балла | Участник обязан находиться в каске при передвижении по дистанции и прохождении этапов. |
9. | Потеря специального основного снаряжения | 10 баллов | Основное специальное снаряжение – основная верёвка длиной 5 и более метров или иное снаряжение, по Условиям приравненное к основному. Всё основное снаряжение группа (связка, участник) транспортирует от старта до финиша последовательно через все этапы (за исключением специально оговорённых участков дистанции). Также на соревнованиях в возрастных группах "мальчики/девочки", "юноши/девушки" допускается замена "снятия с этапа в связи с превышением КВ этапа" назначением штрафа за оставленное на этапе основное снаряжение и участников, не закончивших работу на этапе, из расчёта 10 баллов за каждого участника. |
10. | Использование опоры на рельеф, запрещённый для движения | 10 баллов | Использование для движения или восстановления равновесия опоры на рельеф в ОЗ (опасной зоне) этапа или за КЛ (контрольной линии) коридора. |
11. | Срыв с повисанием на ВСС (верхней судейской страховке) | 10 баллов | Потеря устойчивости участником, приведшая к нагружению судейской страховки. |
12.1. | Отсутствие или временное прекращение страховки/самостраховки | 10 баллов | - Страхующий участник, находящийся в БЗ (безопасной зоне), не подключен самостраховкой к ТО (точке опоре) - Участник, находящийся в ОЗ (опасной зоне) этапа, не подключен самостраховкой к перилам или ТО (точке опоры). - Страховочная верёвка не подключена к страхуемому участнику. - Страховочная верёвка не проходит через ТО этапа, через которую осуществляется страховка. - Страховочная верёвка не удерживается страхующим участником рукой ниже (после) ФСУ (фрикционное спусковое устройство). |
12.2. | Отсутствие или временное прекращение ВСС (верхней судейской страховки) | Снятие с этапа | ВСС не подключена к точке крепления к ИСС (индивидуальной страховочной системе) участника, находящегося в ОЗ (опасной зоне) этапа, если обеспечение ВСС предусмотрено Условиями. |
13. | Потеря каски | Снятие с этапа | При невозможности подбора и немедленного надевания каски. |
14. | Невыполнение условий прохождения этапа | Снятие с этапа | Прохождение этапа с использованием ТП, отличающихся от заданных в Условиях прохождения дистанции. |
15. | Невыполнение требований судьи | Снятие с этапа | При совершении нарушения, участник обязан: · исправить нарушение, достигнуть ЦС (целевой стороны) этапа; · вернуться на ИС (исходную сторону) этапа в соответствии с условиями обратного движения; · повторить прохождение этапа. |
16. | Невыполнение условий прохождения дистанции | Снятие с этапа | Снятие с дистанции– штрафная санкция, применяемая на основании Правил. Решение о снятии с дистанции принимается Главным судьёй соревнований или заместителем Главного судьи по судейству. При объявлении решения о снятии с дистанции группа (связка, участник) обязана прекратить движение по дистанции и следовать на финиш. |
ü Результат группы (связки, участника) на дистанции определяется суммой времени прохождения дистанции и временного эквивалента штрафных баллов за вычетом отсечек.
ü При подсчёте результатов группы (связки, участника) на дистанции штрафные баллы переводят во время. Временной эквивалент одного штрафного балла устанавливается: 30 секунд для длинной дистанции, 15 секунд для короткой дистанции.
ü Группы (связки, участники), имеющие снятие с одного и более этапов, в протоколе результатов занимают места после групп (связок, участников), прошедших дистанцию полностью.
ü На соревнованиях в возрастных группах "мальчики/девочки", "юноши/девушки" допускается замена "снятия с этапа в связи с превышением КВ этапа" назначением штрафа за оставленное на этапе основное снаряжение и участников, не закончивших работу на этапе, из расчёта 10 баллов за каждого участника.
Приложение-18
(Ответственный за проведение этапа - Сивицкий Александр Андреевич)
П.23 - Спортивная карта (теория). Условные знаки спортивных карт.
Каждому участнику соревнований по спортивному ориентированию очень важно знать условные знаки и легенды спортивных карт.
С основной информацией вы можете ознакомиться по ссылке (Сайт Федерации спортивного ориентирования Карелии).
Приложение-19
(Ответственный за проведение этапа - Сивицкий Александр Андреевич)
П.24 - Масштаб (теория). Определение расстояния по карте.
Чтобы определить расстояние между двумя точками, вначале измеряют это расстояние на карте, а затем, пользуясь численным или линейным масштабом карты, узнают действительное значение этого расстояния на местности.
Масштаб – число, которое показывает степень уменьшения длины линии на плане, карте или глобусе по сравнению с действительным расстоянием на местности. Масштабы бывают численными, именованными и линейными.
Численный масштаб выражается дробью, где в числителе единица, а в знаменателе число, показывающее, во сколько раз расстояние на карте меньше истинного расстояния на местности, т. е. степень уменьшения. Числитель и знаменатель даются в одинаковых измерениях (сантиметрах).
Для непосредственного определения по картам и планам расстояний служит линейный масштаб. График, помещаемый внизу карты в виде линейки, разделённой на сантиметры, так называемой масштабной линейки: справа от нуля у каждого деления линейки подписано истинное расстояние на местности, равное одному, двум, или нескольким величинам масштаба. Слева от нуля 1 см линейки разбивают на меньшие деления, например, на миллиметры, для получения более точных результатов. Измеряют расстояние по карте линейкой или циркулем, переносят это расстояние на масштабную линейку и без дополнительных расчетов получают искомое расстояние.
Приложение-20
(Ответственный за проведение этапа - Сивицкий Александр Андреевич)
П.25 - Компас (теория). Назначение. Азимут (на предмет, по направлению и по карте).