Основа ориентирования-чтение карты
Самое главное, что ты должен помнить,— всегда ориентируй карту(север у карты находится сверху).
Представь себе кусочек мозаики, который может быть уложен только в одном положении. Так и карта должна «укладываться» на местность.
Это можно достичь двумя способами:
1. С помощью местных предметов.
2. С помощью красной* стрелки компаса (рис. 7).
Чтобы сориентировать карту с помощью компаса необходимо карту расположить таким образом, чтобы север карты( он всегда находится сверху) совпадал с севером местности. Проще всего это можно сделать следующим образом- совместить карту и компас, затем необходимо поворачивать карту до того момента, пока стрелка компаса не будет параллельна вертикальной линии на карте(меридиан). На спортивных картах в основном наносится магнитный меридиан.
Ориентировать карту по местным предметам - значит держать ее так, чтобы линии на карте совпадали по направлениям с линейными ориентирами на местности.
Когда находишься в незнакомом городе, гораздо проще ориентироваться, если у тебя в руках план города и если ты верно держишь его. Прямые улицы, показанные на плане, упростят твою задачу.
Карта и местность должны совпасть, прежде чем ты начнешь читать карту. Очень интересно читать ее в автоэкскурсии. Перед тобой дорога, которая помогает ориентировать карту. Поверни карту так, чтобы дорога на ней имела то же направление, что и дорога на земле. Читай с «опережением» — что появится справа и слева.
Верно сориентировав карту по местным предметам, ты сможешь также узнать, где находится север, ведь теперь север на карте и север на местности совпадают.
Всегда держи карту перед собой в направлении движения.
В этом случае карта сориентирована на местности и совпадает с ней.
Север карты совмещай с севером местности. Это важнейшее правило ориентирования.
.
Всегда следи, чтобы красная стрелка компаса и север карты «смотрели» в одном направлении. Только в этом случае ты можешь читать карту: теперь она сориентирована по местности.
Для ориентирования на местности надо уметь определять расстояние, которое необходимо преодолеть, по карте, для этого необходимо уметь определять расстояние на карте. Это можно делать несколькими способами: глазомерно или при помощи линейки. На местности необходимо знать, какое расстояние было пройдено, это можно сделать либо глазомерно, либо засекая время, либо считая шаги. Первый способ дает не всегда точные результаты( в случае больших расстояний). Для применения второго способа надо знать какое расстояние за какое время вы преодолеваете в различном темпе. Третий способ дает наиболее точные результаты, но для его применения необходимо знать длину своего шага в различном темпе по различной местности (дорога, лес, в гору под гору и др.).
Азимут
Азимут – это угол между направлением на север и на заданный объект.
Теперь рассмотрим несколько методов взятия азимута.
Метод А
После того как мы провели операцию ориентирования карты по северу, она должна показывать точное направление еще до того, как возьмут азимут.
Метод Б
Этот традиционный 1—2—3 метод состоит в том, что весь элемент заучивают одновременно (рис. 11).
1. Положите компас так, чтобы одна из вспомогательных пиний на пластине (или край пластины) соединяла точки начала и конца движения. Светящиеся пинии на пластине должны «смотреть» в сторону точки прихода.
2. Поворачивайте колбу компаса, пока линии на дне не станут параллельно линии север —юг. Внимание! Отметка N должна быть направлена в сторону севера карты.
3. Возьмите компас в руку. Поворачивайтесь всем телом, пока красная стрелка не окажется между светящимися рисками. Затем двигайтесь в направлении, указываемом светящимися пиниями на пластине компаса.
Метод В
Усовершенствованный вариант метода Б. Желающие испытать его могут воспользоваться приведенным ниже описанием. Хорошо, если найдется большой демонстрационный компас.
1. Лучше всего, если компас будет у каждого ученика или хотя бы один на двоих.
2. Вращая компас, ученики вскоре убеждаются, что красная стрелка всегда показывает в одном и том же направлении — на север (это известно им заранее).
3. Объясните назначение светящихся пиний на пластине компаса —показывать направление движения.
4. Пусть ученики покажут, куда направлены светящиеся линии на их компасе. Разумеется, ответы могут быть разными.
5. Расскажите о светящихся рисках на дне колбы компаса.
6. Пусть ученики вращают компас (который должен лежать на парте или на полу) до тех пор, пока красная стрелка не окажется между светящимися рисками. Проследите, чтобы поблизости не было металлических предметов.
7. Пусть каждый покажет, куда направлены светящиеся линии его компаса (естественно, будет много разных ответов).
8. Затем ученики должны научиться устанавливать определенное число градусов. Начинайте с величин, кратных 10. Возьмите несколько различных направлений. Проверьте.
9. Ученики получают задачу установить компас на определенное число градусов.
10. Красная стрелка должна установиться между светящимися рисками. Куда показывают светящиеся линии? .Результат должен быть одинаков у всех.
11. Ученики стоя держат компас в руках. Напомните, что держать его надо горизонтально. Светящиеся линии указывают вперед. Задайте число градусов, кратное 5. Каждый устанавливает эту величину и поворачивается в нужном направлении. Важный момент здесь: поворачивать все тело, а не только руку
Рис.11