Ученик- скромник- работник- шутник-

Занятие № 49

Тема: «Звук и буква Ц»

Цель: 1. Закрепление правильного произношения звука и знакомство с буквой Ц.

2. Образование существительных среднего рода с уменьшительно-

ласкательным значением при помощи суффиксов –ец-, -иц-, -ц-.

3. Составление схем слов со стечением согласных типа цветы, птенцы.

4. Составление предложений с данным словом. Деление их на слова.

5. Чтение, печатание слов.

Оборудование: предметные картинки на Ци другие свистящие (цыплёнок,

Пуговица, мыльница, улица, яйца, цепь, цветы, лестница, птенцы,

Курица, кольцо, солнце, заяц, цапля, скворец, цирк, блюдце, полотенце,

Овца, птенец, мотоцикл, мельница, занавеска, гусеница, песочница,

конница, танкист), куклы Таня и Танечка, наборы для составления схем

слов, тетради, ручки, разрезные азбуки.

Ход занятия

Оргмомент.

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

3. Произнесение, характеристика звука [Ц]: согласный, глухой, свистящий, всегда

твёрдый (не имеет мягкой пары). Знакомство с буквой Ц.

4. Воспроизведение слоговых рядов:

Ац-оц-уц-ыц

Ацл-оцл-уцл-ыцл

Ца-цо-цу-цы

Цла-цло-цлу-цлы и т.д.

5. Выделение звука [Ц] на слух и в произношении:

а) из слогов: ас, ац, со, цу, ус, су, ста, цла, цта, аст, оцт…;

б) из слов: кольцо, колесо, пылесос, акция, цифры, циферблат, альпинист,

таксист, цистерна, скалолаз…;

в) из картинок на панно – игра «Найди ошибку» (задание осложнено инструкцией:

определение места звука [Ц] в слове).

6. Составление предложений по индивидуальным картинкам, деление их на слова.

7. Составление схем слов:

а) коллективно на доске (птенцы, цветы);

б) самостоятельно по индивидуальным картинкам.

8. Обогащение лексики родственными словами:

Цветы – цвет, цветок, цветник, цветик, цветочек, цвести, цветение, цветущий,

цветовод, цветочница, цветной,, разноцветный, первоцвет, цветочный,

пустоцвет, соцветие, цветоножка, семицветик.

9. Упражнения с разрезной азбукой – составление, преобразование слов.

Физкультминутка.

11. Словообразование существительных среднего рода с уменьшительно-ласкательным

значением при помощи суффиксов –ц-, -ец-, -иц-:

а) игра «Поговорим о Тане и Танечке»:

о Танео Танечке

У Тани голубое платье. У Танечки голубенькое платьице.

Душистое мыло душистое мыльце

тёплое одеяло тёплое одеяльце

Большое зеркало большое зеркальце

Красивое покрывало красивое покрывальце

Дорогое украшение дорогое украшеньице

Таня ест хлеб с маслом . Танечка ест хлебушек с маслицем.

С вареньем с вареньицем

Таня пишет письмо бабушке. Танечка пишет письмецо бабулечке.

Говорит волшебное слово говорит волшебное словцо

Открывает окно открывает оконце

Готовит угощение готовит угощеньице

б) игра «Эхо»:

тело – тельце здание- волокно-

дело- задание- объявление-

Слово- болото- объяснение-

Село- упражнение- строение-

Сало- расписание - мыло-

ружьё- воскресение- шило-

12. Итог занятия:

- припоминание картинок на Ц.

Работа воспитателя по заданию логопеда

Дата __________

Занятие № 50

Тема: «Звуки [С]-[Ц]»

Цель: 1. Правильное произношение и различение звуков [С]-[Ц].

2. Словообразование существительных женского рода, обозначающих лиц по

их занятиям и качествам, с суффиксами –иц-, -ниц-.

3. Закрепление навыков чтения и печатания слогов.

Оборудование: предметные картинки (лестница, мыльница, песочница, солнце,

Пуговица, сахарница, стрелочница, скворец, супница, цистерна,

Шестнадцать, колесница, матрац, мотоцикл, альпинист, пылесос,

подсолнух свисток, космонавт), наборы для составления схем, тетради,

ручки, разрезные азбуки.

Ход занятия

Оргмомент.

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

3. Произнесение, характеристика, сопоставление [С]-[Ц[.

4. Воспроизведение слоговых рядов:

ас-ас-ац ацл-ацл-асл

Ас-ац-ац ацл-асл-ацл

Ас-ац-ас ацл-асл-асл и т.д.

5. Преобразование слогов, слов:

Ас-ац са-ца цок-сок цвет-свет

Ос-оц со-цо цел-сел цапля-сабля

Ус-уц су-цу бац-бас цветик-светик

Ис-иц сы-цы цена-сена

6. Различение С-Ц на слух и в произношении – соревнование двух команд:

а) в слогах: ас, цо, оц, ус, ста, ацт, уст, иц, цто, сты…;

б) в словах: цифры, циркуль, станция, ступеньки, насос, акация, стадион…;

в) припоминание и проговаривание скороговорок на [С],[ Ц];

г) по картинкам на панно: проговаривание, отбор картинок на слова с двумя звуками

[С],[Ц] (хором), затем со звуком [Ц], со звуком [С].

7. Составление схем слов по отобранным картинкам.

8. Составление предложений по данным предметным картинкам, деление этих

предложений на слова.

9. Словообразование существительных женского рода, обозначающих лиц по их

действиям, качествам, а так же предметы по их назначению – игры «И я тоже», «Ты –

да, а я – нет», «Что это?»:

а) умник-умница отличник- разведчик- охотник-

ученик- скромник- работник- шутник-

Наши рекомендации