Д ж а с п е ри К е й Д ж е й.

МАЧО КОМАЧО ЗАКАТИЛ ВЕЧЕРИНКУ

ГДЕ ЖИРНАЯ ЛЕДИ СЪЕЛА КЕЙКА НАЧИНКУ

ЮНГИ ЕЛИ КАК КРОЛИКИ, ХОХОТАЛИ ДО КОЛИК

И МЕЧТАЛИ ОБ ОЗЕРЕ ИЗ ТИШИНЫ

(ВОДОЛАЗОВ КОРЯЧИЛО ОТ ТОРТА ЛЯГУШАЧЬЕГО,

ПАЛОЧЕК ЖАБЬИХ И КИСЛОТЫ),

А ПОТОМ ИЗ-ПОД НЕБА К НАМ ПОДНЯЛСЯ САМ СТЕРВЬ

У НЕГО БЫЛА ГРУППА, А В ЕГО МУЗЫКЕ НЕРВ

ОНИ ИГРАЛИ ХИТЫ ТОЛЬКО «БЕННИ И САМОЛЕТОВ»

И ВСЕ КТО НЕ СТАВИЛ В ТОТ ВЕЧЕР НА НИХ

ИСКЛЮЧАЯ КУРЯЩИХ И ВКЛЮЧАЯ ГЛУХИХ

БЫЛИ В ПРОЛЕТЕ.

К е й Д ж е й.

ДА! БЫЛИ В ПОЛНОМ ПРОЛЕТЕ!

Д ж а с п е ри К е й Д ж е й.

И ВЕЧЕРИНКА БЫЛА ВНЯТНОЮ, ЧЕРТ, РОВНО ДО ПОЛДЕВЯТОГО

ОТ АРКТИЧЕСКОЙ ПУСТОШИ ДО ЕГИПЕТСКОЙ ДАЛИ

ВОДОЛАЗЫ ПОВСЮДУ ИМ МОЗГ ВЗРЫВАЛИ

ОТ ПИСЦА И В ПИЗДЕЦ

В ПЫЛЬ РОНЯЮ Я ПЕПЕЛ

И В ПЫЛИ МНЕ КОНЕЦ

Я ИМ ЗАПОЛНЯЮ СВОИ ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ВАЗЫ

И НЕТ РАЗНИЦЫ В ОБЩЕМ, КУДА ВАМ ИДТИ,

ВЫ ВСЕГДА БЫ УСПЕЛИ ОДИЧАТЬ ПО ПУТИ

МОЖЕТ БЫТЬ, И МЕНЯ КТО-НИБУДЬ ВОЗЬМЕТ В ВОДОЛАЗЫ

А ОНИ МАРШИРУЮТ ТУДА И СЮДА, К БАРАБАНУ И ФЛЕЙТЕ

И ПОВСЮДУ ВОДА, ОКРУЖАЕТ НАС ВСЕХ

БУДТО МЫ

ВСЕ

ВОДОЛАЗЫ

И ВОТ ТАК ВОТ ПОВСЮДУ, ПРОСТО ВЕЗДЕ

ОТ САГАМОРА

И ДО ТЕХАСА

ДА, МЫ ВСЕ ВОДОЛАЗЫ, ВСЕ ВОДОЛАЗЫ, ВСЕ ВОДОЛАЗЫ!

Начинается фейерверк. Несмотря на то, что все это происходит вдалеке, шум мощный. КейДжей и Джаспер перестают петь. Они все сидят и слушают в тишине. Взрывы продолжаются еще минуту или где-то так, как это обычно происходит во время фейерверка, звук нарастает до определенного кульминационного момента, потом стихает, потом снова нарастает, заканчиваясь серией коротких и маниакальных взрывов.

В какой-то момент, где-то секунд через 20, КейДжей встает и начинает танцевать. Он танцует по дворику странными маленькими кругами.

Джаспер и Эван наблюдают за ним. Фейерверк продолжается.

Д ж а с п е р.У тебя в школе есть друзья, Шелмердайн?

Эван мирно качает головой.

Э в а н.Не-а.

Они наблюдают, как КейДжей танцует под фейерверк. Через некоторое время:

К е й Д ж е й.(Все еще танцуя) Пора! Дайте мне в руки бенгальский огонь!

Эван вытаскивает бенгальский огонь из коробки. Джаспер поджигает его и дает КейДжею. Они вздрагивают и пятятся от льющихся вниз искр бенгальского огня.

КейДжей танцует с бенгальским огнем.

Они наблюдают за ним.

Вскоре, тихо:

Д ж а с п е р.Не застрянь там навсегда в этом своем музыкальном лагере, Шелмердайн.

Э в а н.Ну… вообще-то это не совсем музыкальный лагерь.

Фейерверк достигает своего кульминационного момента.

К е й Д ж е й.(Про бенгальский огонь) Он гаснет, он гаснет, он гаснет!

Бенгальский огонь гаснет.

Темнота.

Конец первого акта.

ВТОРОЙ АКТ

СЦЕНА ПЕРВАЯ

Те же декорации. КейДжей сидит один с чашкой чая.

Он сидит один, размышляя.

Он сидит один достаточно долго.

Это должно продолжаться по крайней мере 20 секунд.

В конце концов, он говорит:

К е й Д ж е й.Если P, тогда Q.

Затем снова тишина. Он продолжает сидеть в одиночестве. Затем через заднюю дверь выходит Эван, сияющий.

Э в а н.Привет!

К е й Д ж е й.… Привет!

Пауза.

К е й Д ж е й.С возвращением из музыкального лагеря!

Э в а н.Спасибо.

Еще одна пауза, которая слегка затягивается.

К е й Д ж е й.Круто там было?

Э в а н.Ага. Вообще-то. Было довольно таки круто. То есть прямо по-настоящему.

Дети были милые, ну и все такое. И мне как бы — вполне. Остальные вожатые тоже были ничего так.

(Пауза)

Я, в общем, встретил девушку.

К е й Д ж е й.Супер.

Э в а н.Да. Ну, в смысле, в любом случае. Это было всего-тонеделя. Но она была очень даже классная.

(Пауза)

Николь.

К е й Д ж е й.Николь.

Э в а н.Да. Она вроде как играет на альте. Альтистка словом. Ну, не знаю. Она живет в Бостоне. Поэтому если я захочу навестить ее, мне придется ехать часа три. Поэтому, я не знаю как там… дальше. Но было классно, все-таки.

(Пауза)

И если честно, мне сейчас как-то немного стремно, что это вот только сейчас случилось. Это как-то… позорно.

К е й Д ж е й.Нет. Это прекрасно, чувак.

(Пауза)

Ты ласкал ее пальцем?

Эван немного бледнеет.

К е й Д ж е й.О. Извини. Я перегнул?

Э в а н.Нет. То есть. В смысле. Да. Ласкал. Да.

К е й Д ж е й.… Крутяк!

Э в а н.В семнадцать это как-то поздновато, всё-таки, правда? В смысле, если это происходит впервые, ну… с девушкой….

К е й Д ж е й.Нет никаких правил, чувак.

Э в а н.Ага. Ну, то есть. А когда ты в первый раз … ну я не знаю…. Поцеловался? / Или….

К е й Д ж е й.Дай подумать. Я первый раз поцеловался, лет в четырнадцать?

Эван кивает.

К е й Д ж е й.Это было с одной 16-летней чиксой на концерте Олмен Бразерз. И я прямо с ума сходил от желания поцеловать ее. А потом она попыталась сделать мне минет в Порто Потто,а мой маленький, безволосый член, никак на это не реагировал, и я был по уши в позоре.

Э в а н.О, Господи….

К е й Д ж е й.А потом я встречался с одной девчонкой младше меня, когда я был в старших классах. Она была новенькой, а я старшеклассник, и как я теперь понимаю, я, ей мозг трахал по полной. Мы занимались сексом, но, сейчас мне кажется, что она, ну как бы это сказать, не была к этому готова, понимаешь? Потом я, за каким-то хреном изменил ей с одной девчонкой на чемпионате по шахматам. У нас был офигительный секс, ну и все такое, у меня и у той шахматной девочки. А потом я сделал ошибку - вернулся домой и во всем ей признался, ну и все такое. Чтобы, типа, снять этот груз со своих плеч. И прямо после того, как я рассказал ей, она как бы свернулась в такую …

(Он делает неопределенный жест и ждет, когда подберется подходящее слово)

… кучку на земле, и плакала и плакала, но все-таки осталась со мной, а потом я ее все равно бросил, прямо перед тем, как уехать в университет. Так что вот.

Э в а н.Ого.

К е й Д ж е й.Тухляк. Все это был реальный тухляк.

Э в а н.Когда у тебя появилась твоя первая, ну, серьезная девушка?

К е й Д ж е й.Ну…

КейДжей неловко пожимает плечами.

Э в а н.В университете?

К е й Д ж е й.Типа того. На втором курсе я трахал одну девчонку со своего междисциплинарного семинара, а потом меня отчислили в начале третьего курса.

Неловкая пауза.

К е й Д ж е й.Да. Я, вообще-то, не очень интересуюсь, как это сказать…. Ну… всей этой личнухой и прочей такой… ботвой.

Еще одна неловкая пауза.

Э в а н.Да. Круто. Ладно. Мне, наверное, надо идти обратно. Я работаю с 3 до 10.

К е й Д ж е й.Клево.

Э в а н.Может, увидимся завтра.

К е й Д ж е й.Хочешь послушать песню?

Эван смотрит на свои часы.

Э в а н.Э…. Конечно. Да. Мне нужно идти обратно где-то / через минуту, но —

КейДжей начинает петь.

К е й Д ж е й.

ТЯНИ НА СЕБЯ СИЛУ ОБЩЕСТВА

ВО ВРЕМЯ ДУХОВНОЙ АКТИВНОСТИ

ЭНГО

ЯПОНСКОЕ СЛОВО ПРОСТОЕ

ОНО ОЗНАЧАЕТ

МИРНОЕ СТОЙБИЩЕ

ИЛИ ПРОЩЕ ЖИЛИЩЕ

ВЫРАСТАЯ В МОЩИ И ЯСНОСТИ

РАСКРЫВАЙ НОВЫХ ТОВАРИЩЕЙ

СРЕДИ ОДИНОЧЕК СТУДЕНТОВ

ИЩУЩИХ КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

РЕАЛИЗАЦИЯ

РЕЛАКСАЦИЯ

ПЕРЕХОДЯЩАЯ В СТИМУЛЯЦИЮ

ПРАКТИКУЯ ДЗА-ДЗЕН[4] В НАШЕМ ДЗЕН-ДО[5]

НА АЛТАРЕ В МОЕМ ЭНГО,

КОТОРЫЙ СТАЛ НАШИМ ДОДЗЁ[6]

Я СЕНСЕЙ САМОГО СЕБЯ

Я - СЕНСЕЙ

Э в а н.(Крадучись к двери) Очень интересно.

К е й Д ж е й.Еще не все.

В НАШЕМ ГРАДЕ ГАРМОНИИ

ЭТА ВОЛШЕБНАЯ НАЦИЯ

ОКРУЖИВШАЯ НАС В ВИДЕ МИРА

ПРИХОДИТ ДОМОЙ ВМЕСТЕ С НАМИ

ДЫМ ЗАПУСТИЛ Я В СОЗНАНИЕ

ПРОДЛЕВАЯ МГНОВЕНЬЕ ИЛЛЮЗИИ

СОЦИАЛЬНОГО БАЛАНСИРА

ИНТУИЦИЯ ТОКОВ ЭНЕРГИИ

РАССЫПАЕТСЯ ЗВУКАМИ ЛИРЫ

Я - СЕНСЕЙ.

Пауза.

Э в а н.Круто.

К е й Д ж е й.Спасибо.

Э в а н.Ты что, типа, Буддист?

К е й Д ж е й.Можно и так сказать. Можно и так сказать.

Пауза.

Э в а н.Вот. Увидимся позже, КейДжей.

Эван уходит в кофейню.

КейДжей сидит в одиночестве. Он усиленно о чем-то думает, а потом, поняв что-то, улыбается. Потом снова возвращается к размышлениям.

Затемнение.

СЦЕНА ВТОРАЯ

КейДжей стоит рядом с задней дверью, прислонясь к стене. Он тихонько напевает с закрытым ртом. Он выглядит как человек, который ждет, чтобы напугать кого-то. Через некоторое время через заднюю дверь выходит Эван в белом фартуке, волоча за собой полный мусорный мешок. Он пугается, когда видит КейДжея.

Э в а н.Ой. Ничего себе!

КейДжей хихикает.

Э в а н.Ты меня напугал. Вроде как.

Они стоят так около секунды, потом Эван идет к мусорному ведру, открывает его и бросает туда мусорный мешок. Потом он пытается небрежно прислониться к мусорному ведру, но это слишком неудобно. Он встает прямо, кладет руки в карманы, и стоит так, в то время как КейДжей пристально смотрит на него, улыбаясь.

Э в а н.У меня пятиминутный перерыв.

КейДжей хлопает в ладоши.

К е й Д ж е й.Й-я-а-х-уу!

Э в а н.Где Джаспер?

К е й Д ж е й.Он заболел.

Э в а н.Жаль.

К е й Д ж е й.Да уж.

Э в а н.Он что, типа, простудился? Или типа/ -

К е й Д ж е й.Ага.

Длинная пауза. Они оба в растерянности. Эван решает посидеть на одном из пластиковых стульев. КейДжей остается у двери. Некоторое время тишина.

К е й Д ж е й.(С чрезмерным воодушевлением) Так ты собираешься поступать в университет?!

Э в а н. Да. Думаю что да. В следующем году.

К е й Д ж е й.В какой?

Э в а н. Ну я не знаю. В смысле, куда смогу поступить точно? Я не знаю. Мне вроде как нравится Бэйтс?

К е й Д ж е й.Никогда о таком не слышал.

Э в а н.Да. Он такой типа как маленький. Штат Мэн.

Пауза.

Э в а н.Ты же вроде бросил учебу, правильно?

КейДжей кивает.

Э в а н.Почему? Если не хочешь отвечать, то/

К е й Д ж е й.У меня был срыв. Но сейчас я в этом не уверен. Может это и не срыв был вовсе.

Пауза.

Э в а н.Понял. Круто.

К е й Д ж е й.Все эти институты – это, всё-таки, полная хрень.Если ты, ну типа… То есть, если ты типа …, в общем, если ты – то, что нужно, или если у тебя есть типа… ну ты понял короче! В общем, тогда идти в институт просто бессмысленно.

Эван кивает.

К е й Д ж е й.Джаспер не поступал в институт.

Э в а н.Да.

Пауза.

Э в а н.А какая у тебя была эта… специализация?

К е й Д ж е й.Двойная специализация. Математика и Философия.

Э в а н.О, здорово! Философия это клево. В смысле, я ничего о ней не знаю.

К е й Д ж е й.Когда-нибудь слышал о пропозициональном исчислении?

Э в а н.Нет. В смысле. Ну, то есть — я пойду на подготовительные курсы по мат.анализу в следующем году.

К е й Д ж е й.Пропозициональное исчисление отличается от обычного математического анализа, мой дружок. Это - логика.

Эван кивает, смутившись.

К е й Д ж е й.Я собирался писать свой диплом по этой теме. Тебе бы понравилось.

Э в а н.А как это…, то есть о чем это / было?

К е й Д ж е й.Ты знаешь о таблицах истинности?

Эван качает головой.

К е й Д ж е й.Нет? Окей. Так.

КейДжей глубокомысленно чешет бороду.

К е й Д ж е й.Это как: Если P тогда Q, то, ну, типа, верно. Или вот так: Если P, тогда не Q. Или так: P и Q. Или P или Q. Но все становится гораздо интересней, когда ты пробуешь вычислить, чем могут являться P и Q в первую очередь.

Пауза.

К е й Д ж е й.Так, ладно. Предположим, P значит: “Я - волшебник.” А Q: “Волшебник желтый.” Тогда, э-э… Тогда ты должен выяснить, есть ли вообще такая вещь как …

КейДжей пытается думать. Длинная пауза. Эван начинает чувствовать себя неловко.

Э в а н.Понятно.

К е й Д ж е й.Или: Предположим, тебе грустно, так? Тебе грустно.

Э в а н.Хорошо.

К е й Д ж е й.И ты как бы смотришь на свою собственную грусть. Как бы сверху. И именно поэтому ты можешь сказать, типа: “Мне грустно.”

Э в а н.Понял.

К е й Д ж е й.Но тут вопрос! Что ты чувствуешь, каким из твоих чувств ты чувствуешь это и как именно ты это чувствуешь?

Пауза. КейДжею кажется, что он сказал нечто, что он в сам не в состоянии осмыслить и поэтому он продолжает.

К е й Д ж е й.Или вот…. Или например…, например… Джей!Джей, так? Представь букву Джей. Как в Джаспере.

Э в а н.Ага.

К е й Д ж е й.И теперь представь другую Джей, сидящую рядом с первой.

Эван кивает.

К е й Д ж е й.И я тебе говорю: Джей - то же самое, что и Джей.

Э в а н.Понял.

К е й Д ж е й.Но как ты это докажешь?

Пауза.

Э в а н.Ну.

(Короткая пауза)

Потому что они похожи друг на друга?

К е й Д ж е й.ИМЕННО! Это я и имел в виду. В этом была суть моей дипломной работы.

Пауза.

Э в а н.Да? Мне, наверное, надо идти обратно. То есть внутрь.

Эван направляется обратно.

К е й Д ж е й.Я люблю тебя, Шелмердайн.

Эван в ужасе замирает. Должен ли он сказать то же самое в ответ? Долгая пауза, во время которой КейДжей пристально смотрит на него. Наконец:

Э в а н.Да? Я тоже тебя люблю.

К е й Д ж е й.Просто пошутил.

Еще одна пауза.

К е й Д ж е й.Я просто пошутил!

Э в а н.Ага. То есть. Я тоже.

Эван колеблется, затем возвращается в кофейню. КейДжей не двигается.

Затемнение.

СЦЕНА ТРЕТЬЯ

Вечер того же дня.

КейДжей не уходил. Он лежит на двух стульях, спит.

У его ног стоит пара маленьких бутылочек из-под ликера.

Эван выходит со своим рюкзак на спине. Он закрывает кофейню.

Э в а н.Вот ведь блин.

Эван стоит там какое-то время и смотрит на КейДжея. Он приближается к нему и пытается легонько его толкнуть. Ничего не происходит. Он пытается толкнуть его посильнее. Через несколько секунд КейДжей открывает глаза, но не двигается.

К е й Д ж е й.Я храпел?

Э в а н.Нет.

Пауза.

Э в а н. Все… ну. Все хорошо?

К е й Д ж е й.Тебе Джаспер нравится больше, чем я?

Э в а н.Что? Нет. Нет!

К е й Д ж е й.Каждый раз, когда я тебя вижу, ты хочешь узнать, здесь ли Джаспер.

Э в а н.Это потому, что Джаспер обычно / здесь.

К е й Д ж е й.Он заболел!

Э в а н.Я знаю. Извини.

Пауза.

К е й Д ж е й.Я хочу убить себя.

Э в а н.Вот ведь блин.

Эван садится рядом с КейДжеем на пластиковый стул, достает свой сотовый телефон и набирает номер.

Э в а н.Мам. Я опоздаю на ужин.

(Короткая пауза)

Тут… один парень, с которым я работаю, очень расстроен.

(Короткая пауза)

Он расстался со своей девушкой.

(Пауза)

Пожалуйста, не спрашивай меня об этом. Пожалуйста, не спрашивай меня об этом.Пожалуйста, не спрашивай меня об этом.

(Короткая пауза)

Пожалуйста, не спрашивай меня об этом. Мне все равно. Мне все равно. Хорошо.

Эван кладет трубку. КейДжей все еще лежит на стульях.

Э в а н.Я ненавижу ее.

К е й Д ж е й.Ого.

Э в а н.Она вот так все время. Она все время делает так, что, ну типа, спрашивает — хочу ли я цветную капусту или морковь на обед. И когда я, например, говорю, что морковь, она мне говорит: «твой отец не…». И, то есть, что бы я ни сказал, она мне противоречит, и я просто…. (Выдыхает) Ладно. Это все глупости.

КейДжей понимающе кивает.

К е й Д ж е й.Да уж. Однажды …. Однажды я никак не мог перестать повторять одно слово. Я как будто был одержим этим словом. Я ходил, нашептывая его самому себе. Я был ребенком. Мне было где-то 5. Я мог проходить так весь день:

(Он тихо шепчет),

Лестница. Лестница. Лестница.

Э в а н.Лестница? По которой подниматься?

КейДжей кивает.

К е й Д ж е й.Я не мог перестать повторять это слово. Я начал нашептывать его себе ночью, и не смог заснуть. И вот, в конце концов, однажды ночью моя мама легла в мою кровать со мной, и она, такая, говорит: ты можешь говорить это настолько долго и настолько громко, насколько захочешь, а я буду держать тебя за руку все это время. И я такой: Хорошо.

И я начал:

Лестница.

Лестница.

Лестница.

Лестница.

Лестница.

Лестница.

Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница.

Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница.

Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница.

Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница.

Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница.

Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница.

Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница.

Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница.

Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница

(с этого момента он начинает кричать)

Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница.

Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница.

Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница.

Лестница. Лестница. Лестница. Лестница. Лестница.

(пауза)

… А потом я остановился.

Пауза. Эван застыл на месте.

Э в а н.Да.

Длинная пауза.

К е й Д ж е й.Он умер.

Эван смотрит на него в недоумении. Пауза.

К е й Д ж е й.Джаспер умер.

Пауза.

Э в а н.… Нет, не умер.

К е й Д ж е й.Он умер неделю назад.

Пауза.

Э в а н.Нет.

КейДжей кивает.

Э в а н.Хватит. Не надо.

Пауза.

Э в а н.Нет, он не умер.

Молчание.

Э в а н.Зачем ты … хватит мне врать!

(Пауза)

Ты только что сказал, что он заболел!

К е й Д ж е й.Мне жаль. Мне, правда, очень, очень жаль.

Э в а н.Почему ты говоришь это?!

КейДжей пожимает плечами. Молчание.

К е й Д ж е й.Разве это не странно? Что он умер? Я просто думаю, что это так странно.

Эван подходит к мусорному баку и пытается опрокинуть его. Но это трудно сделать. Мусорный бак очень, очень тяжелый. У Эвана на это уходит много времени. На какое-то время даже кажется, что ему не удастся сделать это. Потом, наконец, он опрокидывает его. Слышен звук падающих стеклянных бутылок. Возможно, некоторые выкатываются на землю.

Эван заходит внутрь.

КейДжей остается один.

После долгого промежутка времени Эван снова выходит. Он держит овсяное печенье с изюмом.

Э в а н.От чего он умер.

К е й Д ж е й.Он умер.

Э в а н.От чего он умер?!

(Пауза)

Ты издеваешься надо мной? Ты не можешь…, ты должен мне сказать, если ты издеваешься надо мной!

К е й Д ж е й.Он умер во сне. Я так думаю. Он умер в своей комнате. Передоз. Он умер.

Э в а н.Пере… что?

К е й Д ж е й.Он не то чтобы все время ширялся. Он делал это всего пару раз прежде. Он просто … это был несчастный случай.

Э в а н.Ты был там?

КейДжей качает головой.

Э в а н.Это какой-то бред!

Пауза.

К е й Д ж е й.Это ничего, если ты не можешь плакать.

Эван начинает плакать.

Э в а н.О Господи. Мне надо домой. Мне надо домой.

К е й Д ж е й.Без проблем.

Э в а н.Мне надо домой. Извини. Я не знаю, почему у меня это печенье. Мне надо домой.

Эван кладет свое печенье на стол и уходит.

КейДжей остается один.

В конечном счете он начинает петь, мягко и медленно.

К е й Д ж е й.

ЗЭЙН

СИДИТ

У РУЧЬЯ.

У РУЧЕЙКА.

ЕГО МЫСЛИ

ПУСТЫ

ЕГО НОША

ЛЕГКА

И ОН СМОТРИТ

И СМОТРИТ

И СМОТРИТ

НА ВОДУ

НЕСУЩУЮ

КАМНИ….

КейДжей замечает упавший мусорный бак. Он перестает петь и подходит к нему. Он пытается вернуть его на место. Он тратит много времени, но ему все же удается это сделать. Он пристально смотрит на него некоторое время, потом кладет свою руку сверху.

Затемнение.

СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ

На следующий день.

Эван стоит один снаружи, на перерыве. Он одет в свой белый фартук. Он оглядывается украдкой, потом он достает пачку сигарет из своего кармана. Он пытается постучать пачкой сигарет о ладонь, не совсем понимая, какой стороной пачки стучать, чтобы вытряхнуть сигарету. Затем он вытаскивает ее пальцами с небольшим затруднением. После этого достает из кармана книжечку картонных спичек. Прикуривает сигарету.

Это - первый раз в его жизни, когда он купил пачку сигарет, и это первый раз в его жизни, когда он курит один.

В этом есть определенная горькая радость.

Пока он курит, он смотрит по сторонам в поисках КейДжея.

Вскоре Эван достает свой сотовый телефон и набирает номер. Он ждет, потом говорит:

Э в а н.Привет.

Это Эван.

Как ты.

Вот.

Я курю сигарету.

(Пауза)

Я звоню, потому что хочу узнать, как прошло твое выступление и дали ли они тебе сольную партию в концерте Пахельбеля или тебе придется исполнять другую вещь.

Уверен, ты была на высоте. В любом случае.

Вот.

(Пауза)

Я также звоню, потому что мой друг умер. Вот. Я знаю, звучит как-то уж очень театрально, но.

Мой друг умер. Я не знаю. Он был, типа как гений и, типа, писал роман, и он умер от передозировки наркотиков.

Он был, типа, одним из моих лучших друзей.

Я это…

Я хотел бы приехать к тебе в Бостон.

Он - единственный человек, которого я …. Вот…

Моя бабушка и дедушка умерли, когда я был ребенком.

Ну и вот. Извини, я тут тебе наговорил…..

Эван вешает трубку.

Он тушит свою сигарету.

Он ждет КейДжея, напрасно.

Проходит минута.

Затемнение.

СЦЕНА ПЯТАЯ

На сцене никого нет.

Через несколько секунд появляется КейДжей, на спине у него чехлом для гитары Джаспера.

Видеть, как он входит, слегка поразительно, потому что до этого момента мы видели его только «прикрепленным» к столику или пластиковым стульям.

КейДжей ставит на землю чехол для гитары и садится на один из стульев. Он одет в шорты, кеды и солнечные очки. Он сидит так некоторое время на солнце, потом нагибается и расшнуровывает свой кед. Переворачивает его.

Мелкие камешки падают на землю, создавая негромкий шум.

КейДжей не надевает кед обратно.

Он достает из своей сумки книгу в мягкой обложке. Он листает ее, открывает на определенной странице и начинает читать. У задней двери появляется Эван, выглядывает наружу, видит КейДжея. Он открывает дверь и выходит.

Он одет в белый фартук. КейДжей продолжает читать. Эван не знает, что делать. Он достает свои сигареты и прикуривает одну. К этому времени он курит уже намного более уверенно.

Эван курит, в то время как КейДжей читает.

В конце концов:

Э в а н.Привет.

К е й Д ж е й.Привет.

Э в а н.Я не видел тебя несколько дней.

К е й Д ж е й.Да.

(Пауза)

Я, наверное, уеду.

Э в а н.О. Ничего себе. Правда?

К е й Д ж е й.Наверно. Я думаю над этим.

Э в а н.Куда?

К е й Д ж е й.У меня есть список мест. Я пытаюсь решить.

(Короткая пауза)

Хочешь послушать?

Э в а н.Да.

КейДжей достает из кармана и разворачивает маленький, мятый, влажный листок бумаги.

К е й Д ж е й.Это - только некоторые идеи. Та-а-ак.

(Он читает)

Остин Техас.

Э в а н.О, здорово. Там должно быть клево.

К е й Д ж е й.Он первый в списке.

Айова Сити.

Олимпия Вашингтон.

Таос. Не знаю, правильно ли я произнес.

Амхерст Массачусетс.

Ветряная электростанция Ориона.

Сиэтл.

Э в а н.Что такое ветряная электростанция Ориона?

К е й Д ж е й.Есть такой парень. Он старый дилер Джаспера. Джаспер тарился у него травкой. Он сейчас живет на ветряной электростанции в Маршфилде.

Э в а н.Что такое ветряная электростанция?

К е й Д ж е й.Это вроде как … ну типа вот этих белых мельниц у дорог. Большие такие… ну еще такие они/ крутятся —

Э в а н.Ах, да.

К е й Д ж е й.(Возвращается к списку)

Эврика Калифорния.

Э в а н.Как же он там живет?

К е й Д ж е й.(Игнорирует его)

Эврика Калифорния.

Ашвилл. Вопросительный знак.

Коммуна в Вирджинии, где они делают гамаки, узнать название.

… не могу прочитать свой собственный почерк. Резник? Реддинг?

Вот это далековато: Виннипег.

Э в а н.Где это?

К е й Д ж е й.Это находится в канадской провинции Манитоба. По-моему.

Пауза.

К е й Д ж е й.Вот и все.

Э в а н.Звучит здорово.

К е й Д ж е й.Да. Я сейчас все это обдумываю. Пока не решил куда именно двинуть. Сэнди Джэно против этой идеи. Но.

Эван тушит свою сигарету об землю.

К е й Д ж е й.… Курильщик.

Э в а н.Да. Наверно. В смысле, надеюсь, что нет.

Пауза.

Э в а н.Вот. Извини, что я тогда. Убежал. Или как там было. В среду.

КейДжей кивает.

Э в а н.Планируются похороны? Просто я бы на самом деле / как —

К е й Д ж е й.Были на прошлой неделе.

Эван кивает. Длинная пауза.

Э в а н.Он был такой. Блин. Классный.

Неловкая пауза.

Э в а н.Я вроде как чувствую себя совсем другим...

Эван со слезами на глазах качает головой и не может закончить предложение.

КейДжей смотрит на него некоторое время.

К е й Д ж е й.Подойдисюда.

Эван подходит к нему.

К е й Д ж е й.Становись на колени.

Эван нерешительно встает на колени.

К е й Д ж е й.Я благословлю тебя. Я очищу тебя от токсинов.

КейДжей соединяет пальцы и касается щеки Эвана.

К е й Д ж е й.

(Тихо)

Клюв.

(Пауза)

Вот и все. Ты можешь снова встать.

Эван встает.

Э в а н.Это. КейДжей…. Я должен / сказать тебе —

К е й Д ж е й.Я отсылаю его роман. Он был почти закончен. Так что, я подумал, что они могут издать это, как обычно в таких случаях делается - незаконченный роман.

Э в а н.Здорово.

К е й Д ж е й.Ага. Я спецом просмотрел все обложки книг моей мамы, и я такой: ага. Фаррар Струз и Гируш. Юнион-Сквер. Я пошлю его вам.

Э в а н.Разве тебе не нужно, что-то вроде агента или как там это называется?

КейДжей пожимает плечами и поднимает книгу на своих коленях.

Это – «ПОСЛЕДНЯЯ НОЧЬ ЗЕМЛИ» Буковски.

К е й Д ж е й.У Буковски был агент?

Э в а н. Я как бы, ну, не в курсе.

(Короткая пауза)

Я читаю некоторые из его… я взял этот… я читаю «Хлеб с Ветчиной»? И вот этот:

Любовь Это Адская Сука.

К е й Д ж е й.Тебе нравится?

Э в а н.Да. Да! Он ну. Это здорово. Он так часто использует слово «манда».

К е й Д ж е й.Точно!

Э в а н.Вот.

Пауза.

Э в а н.Вот, собственно….

(Короткая пауза)

КейДжей?

К е й Д ж е й.Да.

Э в а н.Вчера Раана вернулась. Я так понял, что у нее был отпуск.

К е й Д ж е й.Ага.

Э в а н.И она сказала, никакие посторонние… она короче сказала, что вы не можете тут

находиться. И она как-то сразу распсиховалась. И я стал объяснять ей ну… о том, что, как бы, произошло, пока меня не было —

КейДжей начинает медленно надевать обратно свой кед.

Э в а н.- Но она как-то очень серьезно разозлилась на меня и еще больше распсиховалась, и всё рассказала менеджеру. Это было глупо конечно, но она ему всё рассказала. Вот. И он сказал что, в общем, что вы, мужики…. То есть, ты. Что ты не можешь здесь больше находиться.

В смысле, что никто не должен здесь быть, кроме персонала. Вот.

КейДжей кивает.

Э в а н.… И я тоже очень разозлился, и стал спорить с ним, и я сказал «он не делает ничего такого». Но, я так понял, что они нашли ну те бутылки из-под ликера, и, наверно, Джаспер как-то тут как бы мочился или что-то в этом роде. И, в общем, они ну…

Он постепенно стихает. КейДжей кивает.

Э в а н.Он возвращается завтра, и он собирается про/верять все….

К е й Д ж е й.Отлично.

Э в а н.Ты можешь зайти внутрь, если хочешь. Всегда. Я могу делать тебе бесплатный чай.

К е й Д ж е й.Да. Я понял. Но они же постоянно там ставят эту нудную Ани ДиФранко.

Э в а н.Да.

К е й Д ж е й.М-да….

Э в а н.Но сегодня ты можешь оставаться здесь сколько хочешь! В смысле, что никто не придет проверять.

(Пауза)

Мне, наверно, надо идти обратно через минуту.

К е й Д ж е й.Да.

Пауза.

К е й Д ж е й.У меня для тебя подарок.

КейДжей показывает на чехол для гитары.

К е й Д ж е й.Я не умею играть, так что вот. Это его гитара.

Э в а н.Я не могу ее взять.

К е й Д ж е й.Это тебе. Его соседи по комнате не захотели ее взять.

Э в а н.…я не знаю.

К е й Д ж е й.У тебя уже есть гитара?

Э в а н.Ну… нет. В смысле, у моей мамы есть одна паршивая, и я иногда играю на ней.

К е й Д ж е й.Возьми ее. Она очень даже ничего. Он стырил ее у одного засранца-«яппи»[7] в Берлингтоне.

Эван смотрит на нее. Он наклоняется и расстегивает чехол. Он вынимает гитару. Он смотрит на нее. Он держит ее.

К е й Д ж е й.Попробуй.

Э в а н.Я не очень хорошо играю.

Эван играет несколько сбивающихся аккордов.

К е й Д ж е й.Да!! Да.

Эван немного улыбается.

Э в а н.Мне как-то странно ее брать.

Пауза.

Э в а н.Ладно. В смысле. Спасибо.

К е й Д ж е й.Скажи спасибо «Джози-Йози». Скажи спасибо «Вялым Рукопожатим».

Э в а н.Понял. Хорошо. Спасибо.

К е й Д ж е й.Скажи спасибо «Чужакам».

Э в а н.Я понял. Да.

К е й Д ж е й.Сыграй что-нибудь!

Э в а н.Я должен идти обратно.

К е й Д ж е й.Сначала сыграй что-нибудь!

Э в а н.Ну.

Эван думает.

К е й Д ж е й.Не думай!

Э в а н.Да? Тогда «Если бы у меня был молоток»?

К е й Д ж е й. Чего?

Эван колеблется, а потом грязно начинает играть первые аккорды «Если Бы У Меня Был Молоток».

Э в а н.(тихо поет)

IF I HAD A HAMMER, I’D HAMMER /IN—

К е й Д ж е й.Никакие каверов[8]!

Эван прекращает играть.

Э в а н.Да? Извини. Я не знаю никаких…, ну у меня же нет никаких, этих, оригиналов. Я не сочиняю музыку.

К е й Д ж е й.Почему нет?

Э в а н.Я не знаю. Я не думаю, что смогу. Правда. Я же не какой-нибудь там музыкальный гений или что-то типа того.

К е й Д ж е й.Откуда ты знаешь?

Эван пожимает плечами.

К е й Д ж е й.Я - гений. Джаспер был гением.

Э в а н.Да.

К е й Д ж е й.Может, ты - тоже гений!

Пауза.

Э в а н.Да.

Пауза.

Э в а н.Вот. Мне, наверно, нужно идти обратно.

К е й Д ж е й.Играй песню про Молоток.

Пауза.

К е й Д ж е й.Играй песню про Молоток!

Э в а н.Серьезно?

К е й Д ж е й.Играй.

Эван с тревогой смотрит на заднюю дверь, а затем начинает играть «Если Бы У Меня Был Молоток». Пару раз он «запарывает» аккорды, но по мере того, как он продолжает играть, у него начинает получаться все лучше и лучше. У него тонкий, слегка фальшивящий голос.

Э в а н.

IF I HAD A HAMMER, I’D HAMMER IN THE MORNING

I’D HAMMER IN THE EVENING, ALL OVER THIS LAND

I’D HAMMER OUT DANGER, I’D HAMMER OUT WARNING

I’D HAMMER OUT LOVE BETWEEN MY BROTHERS AND MY SISTERS

ALL OVER THIS LAND.

Эван делает долгий, неровный вдох.

Э в а н.

IF I HAD A BELL, I’D RING IT IN THE MORNING

I’D RING IT IN THE EVENING, ALL OVER THIS LAND

I’D RING OUT DANGER, I’D RING OUT WARNING

I’D RING OUT LOVE BETWEEN MY BROTHERS AND MY SISTERS

ALL OVER THIS LAND.

IF I HAD A SONG, I’D SING IT IN THE MORNING

I’D SING IT IN THE EVENING, ALL OVER THIS LAND

I’D SING OUT DANGER, I’D SING OUT WARNING

I’D SING OUT LOVE BETWEEN MY BROTHERS AND MY SISTERS

ALL OVER THIS LAND[i].

Пауза. Эван опускает гитару, лицо у него малинового цвета.

Э в а н.Вот. Да. Это глуповатая песня. Я даже не очень понимаю про что она.

К е й Д ж е й.Это было великолепно.

Э в а н.Я вроде как все испортил.

К е й Д ж е й.Ты далеко пойдешь, чувак.

Э в а н.Да ладно.

К е й Д ж е й.Я не шучу. Ты далеко пойдешь.

Э в а н.… Да?

К е й Д ж е й.Да.

Эван пытается не улыбнуться. Но все равно улыбается.

Они стоят так.

Затемнение.

Конец пьесы.

[1] «L.L.Bean» - компания розничной торговли, основанная в 1912 г. в г. Фрипорт, штат Мэн, США, специализирующаяся на предметах одежды (в частности, на рюкзаках) и снаряжении для отдыха на природе. Названа компания в честь своего основателя Леона Леонвуда Бина (Leon Leonwood Bean).

[2] «Psylocybin tea» - чай с псилоцибином, психоделиком, содержащимся в грибах родов Psilocybe и многих других, однако последние также обычно содержат и другие ядовитые вещества.

Эффекты псилоцибина сравнимы с непродолжительным ЛСД-трипом с незначительными отличиями (в любительских кругах в действии псилоцибина субъективно отмечается повышенная по сравнению с ЛСД эмоциональность и бо́льшая «естественность» ощущений, а также, иногда, «сакральность» полученных переживаний). Действие псилоцибина продолжается приблизительно 4—7 часов.

[3] Нью Эйдж – современные эзотерические учения.

[4] «Zazen» - «Зазен, медитация, созерцание собственного пупа».

[5] «Zendo» - «Зендо, молитвенный дом дзен-буддистов».

[6] «Dojo» - «Додзё, зал для занятий единоборствами, школа самбо», слово, заимствованное из японского языка.

[7] «Yuppi» - так называют молодых состоятельных городских жителей с высшим образованием, молодых перспективных специалистов.

[8] «Cover» - кавер-версия, то есть, песня одного исполнителя, перепетая другим.

[i] Эта песня 1949-го года, написанная Питом Сигером и Ли Хайс в поддержку прогрессивного движения американских рабочих. Это одновременно и «пионерская» и очень искренняя песня, как если бы Эван спел «Легко на сердце от песни веселой». И выбор именно этой песни подчеркивает не только юную и искреннюю натуру Эвана, но и эти же качества всех остальных персонажей пьесы. М.Д.

Наши рекомендации