Готовим автомобиль к ралли
Для участия в соревнованиях группы N, достаточно нескольких шагов. Требуется установить:
· каркас безопасности, усиление кузова,
· 4-точечные ремни безопасности,
· систему пожаробезопасности,
· замки на капот и багажник,
· выключатель «массы».
Также необходимо приобрести экипировку для водителя и штурмана: шлемы, комбинезоны, перчатки.
Более подробно необходимые и допустимые переделки указаны в омологационной карте для модели.
Технические требования для серийных автомобилей (группа N) скачать здесь.
К сожалению, есть ряд моделей, которых в силу тех или иных технических особенностей, подготовить к ралли не представляется возможным (большое количество полезной информации можно найти на форуме).
Списки действующих омологациий FIA на спортивные автомобили см. здесь.
А пример омологационной карты для ВАЗ-21083 скачать здесь. Выглядит устрашающе, но необходимые омологационные карты есть у специалистов, которые профессионально готовят автомобили к соревнованиям.
Теперь в общих чертах опишем необходимые доработки автомобиля.
Кузов.Кузов автомобиля необходимо усилить и, по возможности, облегчить. Для усиления кузова устанавливают каркас безопасности (от $1500), стабилизаторы, усиливают места креплений передних стоек, лонжеронов, задней балки и т.д. Днищеавтомобиля также укрепляют (особенно в области коробки передач), устанавливают кевларовую (или иную) защиту.
Стоимость подобных работ - от $2000-5000.
Подвеска.Приведение автомобиля в соответствие группе N предполагает лишь легкие изменение в настройках подвески, а для группы А - подвеска переделывается полностью (в соответствии с омологационными картами).
Как минимум, устанавливают спортивные ШРУСы, амортизаторы, шаровые опоры.
Доработка подвески и тормозной системы обойдется в $1000-20 000 (а может стоить и более $25 000).
Трансмиссия. Доработка трансмиссии зависит от предполагаемой группы автомобиля: если в группе N можно (и нужно) ездить на «заводской» КПП, то для группы А применяют от укороченной главной пары, до установки спортивной трансмиссии (плюс к этому ее регулируют «под асфальт» или «под гравий»). Диск сцепления может быть увеличен.
Усиленные магистрали.Обязательно меняют топливные, тормозные магистрали на усиленные - армированные. Меняют также и топливный бак на спортивный (около $800) - он не позволяет топливу вытекать.
Двигатель.Доработка двигателя в группе N несколько ограничена (например, оригинальная система впрыска должна быть сохранена), но допустимо перепрограммировать блок управления двигателем и заменить впускные форсунки на более производительные. Если двигатель турбирован - турбина должна остаться стандартной.
Для автомобилей в группе А допускается «доводка» поршневых групп, головок блока цилиндров и многое другое.
Диски и резина.На раллийных автомобилях используют кованые диски, как самые прочные и легкие (например, ВИЛС, ВСМПО), хотя это и не обязательно.
Наборы резины должны быть: для сухого, для мокрого асфальта, для гравия и для зимы.
Техника безопасности.Требования техники безопасности регламентируются приложением J правил FIA. В соответствии с ними необходимо:
· усилить крепления сидений (а лучше - поменять сиденья на спортивные),
· установить 4-точечные ремни безопасности,
· прорезать в днище отверстия для воды,
· установить замки на капот и багажник,
· установить тумблер, отключающий аккумуляторную батарею,
· установить систему пожаробезопасности (включает в себя огнетушитель и систему пожаротушения с форсунками, направленными на коллектор, топливную рейку и под ноги пассажиров).
Это обойдется в сумму от $500 до $4000 и более.
Итог
Подготовка для участия в ралли группы N, например, серийной Ford Fiesta обойдется в $2000-5000.
Стоимость подготовки авто для группы А может «зашкаливать» далеко за $100 000.
Но, в любом случае, основную роль в соревнованиях играет не бюджет подготовки автомобиля, а мастерство пилота и штурмана.
Редакция благодарит Сергея Дышканта (команда Shock Motorsport) за помощь в подготовке материала