Тема. Значение приставок за-, в-, у-, употребление слов с приставками в речи
Цель:Познакомить с приставками за-, у-, в-, учить употреблять слова с приставками в речи, обогащать словарный запас глагольной лексикой с приставками, воспитывать речевой этикет (умение здороваться, прощаться, извиняться)
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
..летели журавли,
и грачи уже вдали.
Не успели ..глянуться,
Вьюги снегу ..мели.
В. Приходько
3. Вставить пропущенные приставки.
4. Какие еще слова можно образовать при помощи приставок с корнем -лет-?
3.Чистописание:
улететь вылететь залететь
3. Выделить приставку и корень.
4. Подчеркнуть безударную гласную в корне.
Налетели белые метели.
Подчеркнуть грамматическую основу предложения.
4.Знакомство с новой темой.
Третьеклассники знакомятся со значением приставки за- (начало действия), привлекая текст домашнего упражнения. Приводятся другие примеры: засмеяться, заплакать, задремать, закричать, зазвонить и т. д. Детям будет легче подбирать слова путем замены заданных сочетаний слов: начать кружиться — закружиться, начать зеленеть— ... , начать плесневеть— ... , начать прыгать — ... , начать болеть — .... Полезно показать, что не всегда приставка за- обладает этим значением. Например: закопать яму, зашить дырку. Здесь невозможна замена типа начать копать, начать шить.
К тексту упр. 203 (кстати, состоящему только из одного предложения) можно подобрать такие заголовки: "Ранним утром", "Начало дня". Полезно преобразовать данное предложение, изъяв из глаголов приставку за-, а затем сравнить оба предложения: "Все (за)шевелилось, проснулось, (за)пело, (за)шумело, (за)говорило". Дети убеждаются, что именно приставка за-, обозначая начало действия, помогает нарисовать картину пробуждения, раннего утра.
5.Упр. 205. Сначала в тексте надо найти слова с приставками, а затем подобрать как можно больше однокоренных слов с другими приставками. Важно, чтобы учащиеся образование слов сопровождали составлением словосочетаний — для уточнения их смысла: надуть шар, раздуть костер, сдуть пушинку и т. д.
6.Затем проводится беседа о культуре поведения, активизируются формулы речевого этикета для выражения извинения: "извини меня"; "прости меня, пожалуйста", "я была не права" и др.
Физкультминутка
7.В упр. 204, 206 нужно вставить пропущенные приставки и орфограммы, а также выделить приставки в словах. Мотивируется название растения подорожник. Активизируются выражения для приветствия и прощания.
8.Работа над толкованием слов — названий признаков предметов проводится в упр. 207. Это тесно связано с выяснением состава слов: настольный теннис — в который играют на столе, раздвижной шкаф — в котором раздвигаются дверцы и т. д.
Правописание словарных слов пожалуйста, календарь можно отрабатывать следующим образом: дети каллиграфически прописывают выражения "извини, пожалуйста"; "прости, пожалуйста", подчеркивая орфограммы. Обращается внимание на то, что звук [й] не произносится, но пишется, а также на необходимость выделять это слово запятыми. К слову календарь подбираются однокоренные: календарик, календарный (план); составляются словосочетания с этим словом (отрывной, настольный, красивый календарь).
9.Домашнее задание: упр. 208.
10.Подведение итогов урока.
11.Рефлексия