Многоцелевое использование и трансформация клубных помещений
5.1. Каждый клуб попеременно работает в нескольких режимах функционирования, различающихся характером использования помещений и видами мероприятий.
Все мероприятия клуба условно разделяются на рабочие (кружки, репетиции, лекции, посещение библиотеки, будничные клубные программы) рекреационные (вечера отдыха, встречи, концерты и т. п.).
Использование помещений клуба может быть совместным (совместная работа зрелищной и клубной части, разных групп помещений клуба) и раздельным (независимая и параллельная работа частей и групп помещений).
Основные режимы работы клуба - будничный и праздничный. Рабочие мероприятия при раздельном использовании помещений определяют будничный режим работы клуба. Рекреационные мероприятия при совместном использовании помещений определяют праздничный режим работы клуба.
5.2. Будничный режим работы предполагает независимое и параллельное использование всех групп помещений клубов общего профиля Занятия кружков и студий вечером осуществляются одновременно с кинопоказом или концертом в зале. Гостиные используются как рабочие помещения или места бесед. В дневное время зал и фойе также могут использоваться для занятий. Разновидности будничного режима – репетиции.
Репетиции предполагают подготовку к итоговым смотрам самодеятельности, праздничным дням, фестивалям и т. п. При этом все помещения клуба используются совместно как рабочие и репетиционные.
Гастрольные мероприятия превращают клуб в место демонстрации уникальных (для этих посетителей) зрелищ (концерты, кинопремьеры, театральные постановки, отчасти лекции). Гастроли предполагают торжественность мероприятия. Здесь происходит максимальная загрузка зала (на 120% и более). Целесообразна возможность расширения зала на гастрольных программах (как минимум, открытием дверей и подстановкой стульев).
5.3. Режим массового праздника, торжественного календарного мероприятия - один из самых существенных в клубе. Здесь клуб испытывает максимальную загрузку всех помещений, и все помещения вовлекаются в сценарий праздника, в его последовательность: торжественная часть, концерт, игры и танцы, кинопоказ и т. д. Кружковые помещения используются как артистические, для президиума и гостей, для расширения буфета и т. д. При этом необходима связь всех помещений клуба, в том числе возможность использования спортивного зала для танцев, для постановки елки и т. д. Клуб в праздничном режиме фактически работает как досуговый. Разновидность праздничного режима - вечера отдыха и тематические вечера, требующие частичного объединения помещений зрелищной и клубной части.
Среднее по регионам страны количество массовых мероприятий в клубах разного градостроительного уровня при будничном и праздничном режимах приведены в прил. 1.
5.4. В досуговых клубах смена будничных и праздничных режиме как правило, не требует трансформации, открывания дверей и т. п. - так клубы предполагают одно мероприятие, одну досуговую группу посетителей и соответственно взаимосвязь всех помещений. Основное универсальное помещение досугового клуба - гостиная, зал или рекреация - может проектироваться, как правило, проходным для примыкающих к нему студий, игровых, аудиторий и т. д. Возможность изоляции и внутренней независимой связи (минуя универсальное помещение) можно предусматривать для специализированных помещений общей вместимостью более 75 посетителей.
Универсальное помещение досуговых клубов является их композиционным и функциональным ядром.
5.5. Любительские клубы также рекомендуется проектировать по схеме композиционного ядра в составе общих рекреационных помещений (гостиные, буфеты, выставочные залы и т. п.), предусматривая при этом возможность изоляции крупных специализированных групп помещений (мастерские, группы студий и т. п.).
5.6. В клубах общего профиля (в том числе профильных клубах) преимущественно режимы эксплуатации определяют характер функциональных связей и состав помещений, а также общую композицию здания. Клубы общего профиля II и III типов проектируются, как правило, с одним вестибюлем, предусматривающим, однако, возможность разделения частей клуба, клубы IV и V типов могут проектироваться с преимущественным разделением частей (разные вестибюли), но возможностью внутренней связи помещений фойе, зимнего сада, гостиных, буфета и т. п. при праздничном режиме.
5.7. Основными композиционными приемами, позволяющими использовать клубные помещения в разных режимах работы, являются:
в зрительном зале - устройство горизонтального пола на глубину до 12 м от эстрады и съемных секций кресел (скамей), трансформация оркестровой ямы, возможность прохода в зал из вестибюля (минуя фойе), устройство тамбуров при входах в зал или другие приемы звукоизоляции зрительного зала, расположение части кружковых вблизи эстрады зала для подключения их в качестве артистических при гастролях; естественное освещение зала и зашторивание окон (рис. 12, 13);
Рис. 12. Трансформация оркестровой ямы
а, б - перекрытие оркестровой ямы в уровне планшета сцены и в уровне пола зала поперечными накладными щитами; в - перекрытие оркестровой ямы в уровне планшета сцены откидными щитами; г- в уровне пола зала накладными щитами по балкам;
д, е - перекрытие оркестровой ямы в уровне планшета сцены и в уровне пола зала при помощи подъемно-опускных механизмов
Рис. 13. Трансформируемое оборудование
а - эстрада секционная складная; б - рабочая трибуна лекционная с пультом управления (передвижная, складная); в - банкетки; г - стулья секционные складные, складируемые;
д - скамьи складные, складируемые; е - секция кресел, складируемая на 3 и 4 места, жестких или полумягких
в фойе зонирование с выделением непроходной части и ее планировочной изоляцией для занятий и репетиций при проектировании фойе как зала массовых мероприятий; возможность полной изоляции фойе (входы в зал через вестибюль), непосредственная связь фойе со спортзалом, зимним садом, буфетом, гостиными, выставочным и танцевальным залами, игровыми; возможность оборудования временного гардероба непосредственно в фойе (или смежных помещениях) и расширения буфетной стойки, примыкание к фойе кладовых для мебели и инвентаря;
в вестибюле - возможность непосредственного подключения к фойе или устройство буфетной стойки, зонирование вестибюля с проходами в зрелищную и клубную часть, возможность снятия гардероба или его расширения;
в рекреационных помещениях клубной части - возможность проведения танцевальных мероприятий и праздников в зале для физкультурно-оздоровительных занятий, в помещениях студий площадью более 50 м2 и др., проектирование кружков универсального назначения, размещение группы кружково-студийных помещений вокруг общего композиционного ядра (гостиной, холла, выставки); возможность связи групп помещений клубной части и связи с фойе клуба, минуя вестибюль;
во всех помещениях клуба - возможность трансформации помещений.
5.8. В состав трансформации входят:
изменение габаритов помещений (плоскостная трансформация - замена мебели и оборудования, разделение помещения на секции без акустической изоляции; пространственная трансформация с помощью раздвижных и иных перегородок - увеличение и уменьшение вместимости зала и иных помещений, в том числе за счет подсоединения смежных помещений и т. д.);
изменение планировочной структуры помещения (организация помостов, изменение уклонов, применение блитчеров, изменение формы и назначение функциональных зон и т. д.);
временное объединение помещения клуба (зал, фойе, рекреация) с экстерьерным пространством в летнее время.
5.9. Средствами плоскостной трансформации являются трансформируемые оборудование и мебель:
складируемые стулья, скамьи, кресла, банкетки;
складные столы, пюпитры;
выдвижные, складные и наклонные трибуны;
разборные стенки, подъемно-опускные щиты, складируемые столы для настольного тенниса;
лекционные складные стенды, встроенные шкафы, складные щиты и экраны (рис. 13, 14).
Рис. 14. Трибуны зрительские
а – трибуны-скамьи раздвижные; б - трибуны-скамьи сборно-разборные; в - трибуна зрительская - шведская стенка
Применение этих средств обеспечивает возможность проведения различных мероприятий клуба в одном помещении.
Секционные стулья, предварительно сложенные, позволяют в два-три раза сократить площадь для их хранения.
Складируемая эстрада собирается из нескольких секций. В некоторых случаях используются лишь элементы эстрады. Ее секции могут блокироваться вдоль продольной или торцевой стороны, кроме того, каждая секция складывается, что сокращает площадь ее хранения (по сравнению со стационарной) в 8-10 раз.
При проведении спортивных мероприятий можно использовать трибуны-скамьи, сложенные секции которых трансформируются в шведские стенки. При размещении этих сложенных секций в торце зала на них можно, навешивать киноэкран. Возможно также использование их как подставки для демонстрационного оборудования.
Кольца, канаты, шесты можно перемещать по потолочным рельсам в необходимую зону; по завершении занятий они хранятся у стены.
Гимнастические снаряды, не подлежащие складированию (бревно, конь и т. п.), снабжаются роликами, с остановом.
Складируемое оборудование целесообразно устанавливать, в помещениях для хранения непосредственно на специальных тележках. Этот принцип вдвое сокращает время на расстановку мебели.
Хранение мебели и оборудования, используемых в помещениях для студийной работы, можно организовать непосредственно в этих помещениях, в емкостях ниш, встроенных шкафов и перегородок.
5.10. Перегородки по способу устройства можно, условно разделить на сборно-разборные, раздвижные, подъемно-опускные и поворотные (рис. 15).
Рис. 15. Трансформируемые перегородки
а - перегородка раздвижная створчатая телескопическая; б - перегородка раздвижная створчатая; в - перегородка прямораздвижная створчатая; г - перегородка раздвижная;
е - перегородка-сетка подъемная скручивающаяся
Сборно-разборные перегородки отличаются, капитальностью, и стабильностью, устанавливаются фиксирование, путем закрепления верхних и нижних граней в пазах или с помощью специальных крепежных элементов.
Раздвижные перегородки достаточно мобильны, что позволяет производить многократную и обратимую трансформацию помещения. Эти перегородки могут иметь верхнее и нижнее или только верхнее крепление. Среди них можно выделить: сдвижные - трансформируемые путем скольжения створок по направляющим с заходом друг за друга; занавесы - с горизонтальным или вертикальным направлением и складывающиеся.
Подъемно-опускные перегородки характерны особой фундаментальностью. Их можно подразделить на: гильотинные - двигающиеся по вертикали сверху, выдвижные - выдвигающиеся из трюма при помощи подъемников, и рулонные - наматывающиеся на вертикальные и горизонтальные барабаны.
Поворотные перегородки представляют собой поворачивающиеся на вертикальной или горизонтальной оси лопасти различной конструкции.
5.11. При проектировании клубов рекомендуется применять, как правило, простые средства трансформации, позволяющие перепланировать помещения с помощью персонала и посетителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1