Сибирский государственный университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Сибирский государственный университет
физической культуры и спорта»
Кафедра теории и методики физической культуры
Лекция обсуждена на заседании «УТВЕРЖДАЮ»
кафедры ТМиИФКС Заведующий кафедрой,
протокол № ___ от 29 августа 2013г. д.п.н., профессор
_______________ Г.Д.Бабушкин
Лекция 7 на тему: «Проблематика разработки методологии и технологии прогнозирования и моделирования в спорте»
(2 час.)
ДИСЦИПЛИНА «Современные проблемы наук о физической культуре и спорте»
Лекция разработана:
доцентом кафедры теории, методики и истории
физической культуры и спорта Рекутиной Н.В.
Омск – 2013
Прогнозирование — разработка прогнозов в спорте — является формой конкретизации предвидения перспектив развития того или иного процесса или явления, характерного для спортивной деятельности. Задача прогнозирования сводится к выявлению вероятного развития того конкретного явления, которое в наибольшей степени соответствует научному знанию, отражает передовые тенденции и, в конечном счете, определяет процесс и достижение заданного эффекта. Прогнозирование тесно связано с управлением, так как обеспечивает достаточно обоснованные предпосылки для принятия управленческих решений как в сфере организации спорта, так и в сфере спортивной подготовки, соревновательной деятельности.
Прогнозированию в спорте подвергаются самые различные процессы и явления. Это и тенденции развития спорта в самом широком смысле слова, и перспективы развития отдельных видов спорта, системы спортивной подготовки и соревнований, техники и тактики отдельных видов спорта. В системе подготовки и участия в соревнованиях большая роль отводится прогнозу роста спортивных рекордов, соотношения сил на международной и национальной спортивных аренах, технико-тактических и функциональных возможностей отдельных спортсменов и команд, развития спортивной борьбы в отдельных соревнованиях, схватках, поединках, стартах и многого другого (Плахтиенко, Мельник, 1980; Семенов, 1983).
Прогнозирование основывается на использовании метода экстраполяции, предполагающего распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью какого-либо явления, на другие его части (Косолапое, 1981; Баландин и др., 1986). В условиях спорта экстраполяция позволяет осуществить прогнозы роста мировых рекордов на основе изучения соответствующих закономерностей в предшествующие годы. Аналогичным образом можно осуществлять прогнозы роста спортивного мастерства отдельных спортсменов, команд и т. д. В процессе экстраполяции необходимо рассчитывать диапазоны возможных колебаний прогнозируемых показателей, характеризовать общую тенденцию их изменений.
Экстраполяцию целесообразно использовать в комплексе с методом моделирования и экспертных оценок. При этом необходимо учитывать тенденции развития современного спорта, обусловленные использованием достижений научно-технического прогресса, внедрением новых, оригинальных методов тренировки и т. д., принимая во внимание, что точность прогнозов тем выше, чем короче период, на который они составляются, и чем объемнее и достовернее информация, которая для этого используется (Косолапов, 1981).
Прогнозирование обычно подразделяют на краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное, сверхдолгосрочное. Применительно к различным сферам деятельности эти виды прогнозирования связывают с различными сроками. Например, в общественных науках краткосрочное прогнозирование охватывает промежуток 1—2 года, среднесрочное — 5—10 лет, долгосрочное — 15—20, сверхдолгосрочное — 50—100 лет (Бестужев-Лада, 1982). В спорте, с учетом его специфики и характера решаемых задач, краткосрочное прогнозирование связано с небольшими временными промежутками, которые обычно исчисляются минутами и часами, днями: среднесрочное — неделями и месяцами; долгосрочное прогнозирование может охватывать периоды от 1—2 до 3—4 лет, сверхдолгосрочное — от 6—10 до 15—20 и более лет (Запорожанов, Платонов, 1987).
Эффективное прогнозирование предусматривает едиство теоретической и экспериментальной деятельности. Проявляется это в том, что прогнозирование всегда должно опираться на результаты наблюдений и экспериментов, а результаты прогнозов определяют направления экспериментальной деятельности. Эффективное прогнозирование отвергает как формальный эмпиризм, так и преувеличенное умозрение, в котором отсутствует научная постановка вопросов, опирающаяся на обобщение результатов наблюдений и экспериментов.