Кокоро: ментальное отношение 8 страница
Это все может очень легко деградировать в простое прикосновение, как это часто имеет место в современном кэндо. Если выполнять эту технику правильно, то можно нанести довольно глубокий порез. Здесь требуется доскональное понимание Пути Длинного Меча, и в особенности теории рубящих и режущих ударов и роли сори (изгиба лезвия) в этом действии. Человек, который наносит режущий удар только руками, никогда не сможет нанести при помощи сэкксР-сильный удар.
Стратегия ити но хёси может быть использована в любой момент, сэкка же обычно используется как Ответная реакция на атаку. Стоя спокойно, вы ожидаете, когда противник откроется. Затем, не мешкая ни секунды, вы делаете прыжок вперед и наносите удар. Это похоже на то, как будто он сталь, вы кремень, а ваша техника искра.
Основной элемент этой стратегии заключается в том, что она всегда должна подкрепляться силой вашего центра. Это в равной степени относится как к отдельному человеку, так и к целой армии. В индивидуальном сражении, если вы будете наносить удар только руками, ваш клинок можно будет легко отбросить в сторону. Это откроет вас для контрудара, такого как котэгири, быстрого режущего удара по запястью. Поэтому если вы будете наносить удар только руками, то можете остаться без них. То же самое распространяется и на войска. Если группа, которая первой вступает в контакт с врагом, не поддерживается основными силами, то она будет потеряна.
Военная сила, которая хочет использовать эту стратегию, должна научиться атаковать по прямой линии из любой позиции. Нельзя тратить время на консолидацию или организацию; войска просто наступают вперед на врага. Ключевое требование для успеха — правильная тренировка младших офицеров. Каждый из них должен жить согласно морской поговорке: «Капитан не слишком ошибется, если поставит свой корабль вдоль борта вражеского корабля». Офицеры и солдаты должны быть натренированы реагировать моментально и агрессивно на любое действие неприятеля. Заметьте: войска, натренированные подобным образом, будут нуждаться в командовании, которое будет их сдерживать.
Самое ценное в этой хэйхо то, что она застает вашего противника в самый разгар его собственной атаки. Он весь поглощен своей атакой и поэтому не сможет парировать вашу.
Иногда это можно использовать в споре. Если вы определили, к чему ведут все аргументы вашего оппонента, нанесите контратаку до того, как он высказал это. Другими словами, если он говорит: «А меньше Б, Б меньше В, В меньше Д, поэтому Д больше А», то вы с легкостью можете контратаковать при помощи сэкка. Как только он скажет, что Б меньше В, выступите с заявлением о том, насколько на самом деле мало Д в абсолютном смысле. Поскольку он даже не упомянул Д, это должно разрушить всю его цепь умозаключений. Факт, что Д на самом деле больше А, не будет иметь большого значения. Его смятение даст вам достаточно времени для того, чтобы взять на себя ведущую роль в споре.
Все варианты сэкка но хэйхо основаны на простой аксиоме: прямая линия — это кратчайшее расстояние между двумя точками. Для более глубокого изучения этой стратегии вы должны внимательно рассмотреть тот факт, что все это справедливо только для плоской поверхности. На сфере кратчайшим расстоянием будет дуга большого круга; на других поверхностях понадобятся более сложные линии. Например, представьте, какой будет линия вашей атаки, если вас и вашего противника разделяет несколько ярдов и оба вы стоите на склоне маленького холма. Если вы будете экспериментировать с этим на пересеченной местности, тщательно высчитывая различные траектории, то результат может оказаться весьма неожиданным.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. См. главу 2.
2. Когда вы рубите японским мечом, руки играют второстепенную роль, большая часть
работы выполняется бедрами. Вы ведете меч вперед, позволяя клинку ударить цель под
углом сорок пять градусов к его оси. Благодаря сори он вгрызается в цель.
Глава 14
Кавари: изменение
Все обладает инерцией. Обладают ею и мысли. Если вы поймете эту инерцию, то сможете изменять свою стратегию до того, как противник успеет изменить направление. Очень легко использовать физическую инерцию противника против него же самого. Чтобы это сделать, вы должны увеличить границы досягаемости и силу его атаки. Если вы заставите его быстро пройти значительное расстояние, то он разовьет большую инерцию. Вы можете принудить его к подобного рода атаке, приняв очень агрессивное положение. Он инстинктивно атакует с открытого маай, и поскольку будет осознавать, что слабая атака против вас не сработает, то атакует с максимальной силой.
Чтобы создать ментальную инерцию, позвольте своему противнику успешно провести какую-то стратегию. Чем дольше будет срабатывать его стратегия, тем больше он будет склонен ее использовать. Перемена в вашей стратегии в момент, когда противник находится в ловушке собственного успеха, будет гораздо более эффективна, чем попытка изменить ее после того, как несколько атак противника провалилось.
САНКАЙКАВАРИ НО ХЭЙХО
Иногда, фехтуя, вы можете атаковать несколько раз, но вам так и не удастся пробить сильную защиту противника. В таком случае необходимо использовать санкайкавари, «изменение гора-море».
В стратегии существуют маленькие изменения и большие. В этой хэйхо ваше изменение должно быть очень, очень большим. Разница между вашей старой стратегией и новой должна быть такой же большой, как разница между горой и морем.
Например, вы можете перейти от нападения к защите. Защита вашего противника слишком сильна, так оставьте ее в покое. Внезапно перейдите в
защитную стойку и отступите на несколько шагов назад. Это может заманить вашего противника в атаку. И когда он вместо того, чтобы полностью сконцентрироваться на своей защите, будет занят погоней за вами, нападите снова. Теперь ваша атака встретит гораздо более слабую защиту.
Еще один способ применения санкайкавари — это радикально изменить цель и стиль атаки. Сделав серию длинных ударов, направленных в голову противника, неожиданно опуститесь на нижний уровень и атакуйте коротким колющим ударом в тело.
Предыдущие два примера иллюстрируют различие между ментальной и физической инерцией. В первом случае движение вашего противника вперед было использовано для того, чтобы уменьшить его способность к защите. Во второй ситуации он успешно оборонялся на верхнем уровне. Однажды установив определенный ритм, ему будет сложно ментально перейти в защитную позицию нижнего уровня.
Какое бы изменение вы ни выбрали, оно должно быть произведено очень быстро; постепенный переход позволит вашему противнику адаптироваться. Вы должны изменять стратегии так же быстро, как вы нажимаете на выключатель, моментально переходя от света к тьме.
Превосходные примеры этой стратегии можно увидеть в футболе*. Нападающая команда делает серию длинных передач, чтобы рассеять защиту противника. Затем они переходят к атаке с короткими перепасовками и добиваются успеха. Обратный переход работает так же хорошо. Начав серией коротких пасов, атакующие сжимают защиту обороняющейся команды, и после этого переходят к длинным пасам. Ценность больших изменений четко видна в этих двух примерах. Переход от коротких перепасовок к длинным передачам сработает очень хорошо. Однако комбинация пасов через все поле и индивидуальных проходов не будет так эффективна — между этими стилями игры нет достаточно большого различия, и поэтому инерция соперника будет незначительной.
Чтобы быть готовым использовать эту стратегию, разделите все техники, которые вы знаете, по группам (деление производите на основе их сходства). Затем отработайте каждую из этих групп. Например, ученик каратэ может собрать вместе несколько техник ударов ногами из высокого положения. Затем он может взять несколько мощных пробивающих ударов руками, наносимых из очень низкой, крепкой стойки. А третья группа может состоять из быстрых и хлестких техник, выполняемых из подвижных стоек.
Обычно на соревновании по каратэ ваш противник первые свои движения посвящает изучению вашего стиля. Затем, после того как он увидит, как вы среагировали на несколько обманных движений, он полностью перейдет в атаку. Однако, используя множество различных стилей, вы можете сбить его с толку. Начните поединок в одном стиле — не используйте техники из какой-нибудь другой группы, каким бы сильным ни было искушение. Затем, когда почувствуете, что ваш противник определил для себя ваш стиль — он начнет вести себя более агрессивно, — сделайте радикальное изменение. Теперь у него должно создаться впечатление, что он сражается с совершенно другим человеком. Даже ваша личность должна стать другой.
В результате таких изменений он будет вынужден обуздать свою агрессивность и начать все с начала, двигаясь осторожно и делая ложные выпады, чтобы посмотреть, как вы будете реагировать теперь. Если вы будете продолжать в том же духе, то ему всегда придется оставаться в защите, в то время как вы будете постоянно атаковать. Если определенный стиль окажется эффективным, продолжайте его использовать. Но как только ваш противник начнет успешно защищаться от ваших атак, переключитесь на что-нибудь новое.
Эта стратегия работает лучше всего, когда искусство располагает широким разнообразием техник, из которого можно выбирать. Очевидно, что для каратэ эта стратегия естественна. Но даже в таком ограниченном в количестве техник искусстве, как бокс, ее можно использовать вполне эффективно. Например, вы можете использовать левосторонний стиль, который характеризуется длинными джэбами и подвижностью. Чтобы дополнить эту группу техник, научитесь работать в правостороннем стиле, который полагается на мощные хуки в корпус. Начинайте раунд в одном стиле, а затем внезапно переходите к другому. В момент смятения, когда ваш противник пытается адаптироваться к вашим переменам, вы непременно добьетесь успеха.
Санкайкавари также очень эффективна в рекламе. Как производитель, вы можете основной упор делать на экономичность вашего продукта и конкурировать на равных с другими компаниями, предлагающими то же самое. Если вы внезапно в своей рекламе переключитесь на эксплуатационные качества вашего продукта, то у вас не будет конкуренции до тех пор, пока другая компания не разработает новую рекламную кампанию. Если вашему конкуренту также придется в своих рекламных объявлениях делать упор на эксплуатационные качества продукта, то вы можете переключиться снова. Теперь вы можете рекламировать качество своего продукта. Во время каждой из ваших перемен конкурирующая компания будет попадать в ловушку собственной инертности — ей понадобится время, чтобы проанализировать ваши рекламные объявления, а затем ответить на них.
Лучшая контрмера против санкайкавари — это ответная санкайкавари', вы отвечаете на большие перемены в стратегии противника такими же большими переменами в своей стратегии. Старайтесь избегать такого рода ситуаций, потому что, используя определенную стратегию, противник демонстрирует свое знакомство с ней. Лучше всего, конечно, выбрать ту стратегию, с которой ваш противник не знаком. Но в данном случае клин вышибают клином. Когда ваш противник использует санкайкавари, не пытайтесь приспособиться к его новому стилю. Выберите другой путь. Рассмотрим в качестве примера предыдущую ситуацию: когда ваш конкурент переключает внимание в своей рекламе с экономичности продукта на его эксплуатационные качества, вы должны переключиться, к примеру, на рекламу стиля своего продукта.
С армией используйте эту хэйхо, изменяя стиль ведения боя. Соберите воедино бронетехнику и пехоту и методично продвигайтесь от одного укрепленного пункта противника к другому, завязывая местные бои по мере продвижения. Через какое-то время враг начнет концентрировать свои силы вдоль линии вашего продвижения и его сопротивление значительно возрастет. Когда это произойдет, позвольте своей бронетехнике действовать как самостоятельной боевой единице, глубоко проникая на территорию врага и обходя его укрепленные пункты. Пока вражеские командиры будут пытаться адаптироваться к изменению вашей стратегии, атакуйте силами пехоты.
Ключ к использованию санкайкавари но хэйхо в том, чтобы сделать изменение стратегии как можно большим — чем больше изменение, тем больше смятение вашего противника. Переходить к другой стратегии нужно быстро и без предупреждения. Если вы моментально воспользуетесь преимуществами своего положения, то вам придется делать это только один раз. Если вам приходится прибегать к изменению стратегии несколько раз в течение одного сражения, то проблема, как правило, в том, что вы изменяете ее слишком медленно, давая своему противнику время адаптироваться к новой стратегии.
РЮТЁ НО ХЭЙХО
Рютё, «течь или отскакивать», —это вариант санкайкавари. К этой стратегии подходят те же правила, что и к «изменению гора-море».
В бою существует два основных метода объединения различных техник в одну комбинацию: одна техника может перетекать в другую, или вы можете отскакивать от одной техники к другой. Комбинации из искусства каратэ прекрасно иллюстрируют эту идею. Если вы выполняете мавасигэри, горизонтальный, круговой удар ногой, и он Проходит мимо цели, ваше кимэ остановит ногу. (После завершения любой техники вы на долю секунды напрягаете все свои мышцы, чтобы обеспечить максимальную передачу силы.) Секрет рютё заключается в силе кимэ.
Если в конце удара ногой вы очень сильно напряжете мышцы, то ваша стопа вернется в первоначальное положение. В этом случае будет естественным последовать за обратным движением стопы всем телом. Тогда очень легко после мавасигэри нанести джэб противоположной рукой — вы наносите удар правой ногой, и когда эта нога возвращается назад, наносите удар левой рукой. Это отскакивающий метод создания комбинаций. Возвратное движение первой техники дает начальное движение для второй.
Текучий метод |
Отскакивающий метод Для того чтобы создать текучую комбинацию, которая называется нагаси вадза, не используйте сильное кимэ. В предыдущем примере, если вы уменьшите кимэ в конце удара ногой, то ваша стопа замедлит движение, но не остановится. И пока она будет продолжать двигаться по своей первоначальной траектории, позвольте своему телу развернуться вместе с ней. Затем, после поворота, вы легко сможете продолжить свой первый удар ударом маваси усирогэри, удар ногой с разворотом назад. Заметьте, как естественно первая техника перетекает во вторую.
Эта процедура может использоваться для создания комбинаций техник во многих видах искусств. После того как вы отработаете их, применяйте их как санкайкавари.
Начав с текучих техник, вы определенным образом настраиваете своего противника. После того как он увидит несколько ваших комбинаций, он поймет ваш стиль и сможет предугадывать, откуда будет направлена следующая техника. Когда вы почувствуете, что он готовится к контрдействиям, переходите к отскакивающему методу. Ваша вторая техника должна достичь цели, поскольку она будет направлена с неожиданной стороны. Опять же, как в предыдущем примере, ваш противник ожидал, что за вашим ударом мавасигэри
Ваш противник уклоняется от вашего удара ногой и сокращает дистанцию:
ТОЛЬКО для того, чтобы получить ваш удар рукой.
II.iii продолжи 11' разворот и поменяйте ноги, |