Тема. Значение приставок за-, в-, у-, употребление слов с приставками в речи 6 страница

6.Знакомство с правилом переноса слов с приставками (с. 120)

7.Вставка нужной приставки в слова упр. 200 должна упреждаться чтением текста про себя. Дети как бы при­меряют приставки, выбирая подходящую для того или иного слова. Это упражнение лучше выполнять самосто­ятельно. Затем учащиеся прочитывают свои варианты текста и заголовка.

Физкультминутка

8.Последующие упражнения нацелены на формирова­ние умения выделять в словах приставки. (упр.201, 202) При делении слов для переноса следим за тем, чтобы учащиеся не от­рывали последнюю букву от приставки и первую букву от корня.

При работе над словарным словом прийти учитель сам называет предложения, в которых оно употребля­ется: Мама должна скоро прийти с работы. Мы успели прийти домой до дождя. Надо прийти в школу пораньше. Не рекомендуется в начальных классах выделять в этом слове приставку и корень, который в данной форме гла­гола выступает в виде буквы й (ср. с формой несовер­шенного вида приходить).

9.В конце урока школьники вспоминают все то, что узна­ли о дожде: загадку, сравнение с ниткой, которая сшивает небо с землей, слова — названия действий (дождь идет, моросит, льет как из ведра, накрапывает, хлещет, бараба­нит), подбирают однокоренные слова (дождик, дождичек, дождливый, дождевой, дождевик, дождит).

10.Домашнее задание: упр. 203.

11.Подведение итогов урока.

12.Рефлексия

Тема. Значение приставок за-, в-, у-, употребление слов с приставками в речи

Цель:Познакомить с приставками за-, у-, в-, учить употреблять слова с приставками в речи, обогащать словарный запас глагольной лексикой с приставками, воспи­тывать речевой этикет (умение здороваться, прощаться, изви­няться)

Ход урока

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3.Орфографическая разминка:

..летели журавли,

и грачи уже вдали.

Не успели ..глянуться,

Вьюги снегу ..мели.

В. Приходько

1. Вставить пропущенные приставки.

2. Какие еще слова можно образовать при помощи приставок с корнем -лет-?

Тема. Значение приставок за-, в-, у-, употребление слов с приставками в речи 6 страница - student2.ru 3.Чистописание:


улететь вылететь залететь

1. Выделить приставку и корень.

2. Подчеркнуть безударную гласную в корне.

Налетели белые метели.

Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

4.Знакомство с новой темой.

Третьеклассники знакомятся со значением пристав­ки за- (начало действия), привлекая текст домашнего упражнения. Приводятся другие примеры: засмеяться, заплакать, задремать, закричать, зазвонить и т. д. Детям будет легче подбирать слова путем замены заданных со­четаний слов: начать кружиться — закружиться, начать зеленеть— ... , начать плесневеть— ... , начать пры­гать — ... , начать болеть — .... Полезно показать, что не всегда приставка за- обладает этим значением. Напри­мер: закопать яму, зашить дырку. Здесь невозможна за­мена типа начать копать, начать шить.

К тексту упр. 203 (кстати, состоящему только из од­ного предложения) можно подобрать такие заголовки: "Ранним утром", "Начало дня". Полезно преобразовать данное предложение, изъяв из глаголов приставку за-, а затем сравнить оба предложения: "Все (за)шевелилось, проснулось, (за)пело, (за)шумело, (за)говорило". Дети убеждаются, что именно приставка за-, обозначая нача­ло действия, помогает нарисовать картину пробужде­ния, раннего утра.

5.Упр. 205. Сначала в тексте надо найти слова с при­ставками, а затем подобрать как можно больше однокоренных слов с другими приставками. Важно, чтобы учащи­еся образование слов сопровождали составлением словосочетаний — для уточнения их смысла: надуть шар, раздуть костер, сдуть пушинку и т. д.

6.Затем проводится беседа о культуре поведения, активизируются формулы речевого этикета для выражения извинения: "извини ме­ня"; "прости меня, пожалуйста", "я была не права" и др.

Физкультминутка

7.В упр. 204, 206 нужно вставить пропущенные при­ставки и орфограммы, а также выделить приставки в сло­вах. Мотивируется название растения подорожник. Акти­визируются выражения для приветствия и прощания.

8.Работа над толкованием слов — названий признаков предметов проводится в упр. 207. Это тесно связано с выяснением состава слов: настольный теннис — в кото­рый играют на столе, раздвижной шкаф — в котором раздвигаются дверцы и т. д.

Правописание словарных слов пожалуйста, кален­дарь можно отрабатывать следующим образом: дети каллиграфически прописывают выражения "извини, по­жалуйста"; "прости, пожалуйста", подчеркивая орфо­граммы. Обращается внимание на то, что звук [й] не про­износится, но пишется, а также на необходимость выде­лять это слово запятыми. К слову календарь подбира­ются однокоренные: календарик, календарный (план); составляются словосочетания с этим словом (отрывной, настольный, красивый календарь).

9.Домашнее задание: упр. 208.

10.Подведение итогов урока.

11.Рефлексия

Наши рекомендации