Тема. Значение приставок за-, в-, у-, употребление слов с приставками в речи 6 страница
6.Знакомство с правилом переноса слов с приставками (с. 120)
7.Вставка нужной приставки в слова упр. 200 должна упреждаться чтением текста про себя. Дети как бы примеряют приставки, выбирая подходящую для того или иного слова. Это упражнение лучше выполнять самостоятельно. Затем учащиеся прочитывают свои варианты текста и заголовка.
Физкультминутка
8.Последующие упражнения нацелены на формирование умения выделять в словах приставки. (упр.201, 202) При делении слов для переноса следим за тем, чтобы учащиеся не отрывали последнюю букву от приставки и первую букву от корня.
При работе над словарным словом прийти учитель сам называет предложения, в которых оно употребляется: Мама должна скоро прийти с работы. Мы успели прийти домой до дождя. Надо прийти в школу пораньше. Не рекомендуется в начальных классах выделять в этом слове приставку и корень, который в данной форме глагола выступает в виде буквы й (ср. с формой несовершенного вида приходить).
9.В конце урока школьники вспоминают все то, что узнали о дожде: загадку, сравнение с ниткой, которая сшивает небо с землей, слова — названия действий (дождь идет, моросит, льет как из ведра, накрапывает, хлещет, барабанит), подбирают однокоренные слова (дождик, дождичек, дождливый, дождевой, дождевик, дождит).
10.Домашнее задание: упр. 203.
11.Подведение итогов урока.
12.Рефлексия
Тема. Значение приставок за-, в-, у-, употребление слов с приставками в речи
Цель:Познакомить с приставками за-, у-, в-, учить употреблять слова с приставками в речи, обогащать словарный запас глагольной лексикой с приставками, воспитывать речевой этикет (умение здороваться, прощаться, извиняться)
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
..летели журавли,
и грачи уже вдали.
Не успели ..глянуться,
Вьюги снегу ..мели.
В. Приходько
1. Вставить пропущенные приставки.
2. Какие еще слова можно образовать при помощи приставок с корнем -лет-?
3.Чистописание:
улететь вылететь залететь
1. Выделить приставку и корень.
2. Подчеркнуть безударную гласную в корне.
Налетели белые метели.
Подчеркнуть грамматическую основу предложения.
4.Знакомство с новой темой.
Третьеклассники знакомятся со значением приставки за- (начало действия), привлекая текст домашнего упражнения. Приводятся другие примеры: засмеяться, заплакать, задремать, закричать, зазвонить и т. д. Детям будет легче подбирать слова путем замены заданных сочетаний слов: начать кружиться — закружиться, начать зеленеть— ... , начать плесневеть— ... , начать прыгать — ... , начать болеть — .... Полезно показать, что не всегда приставка за- обладает этим значением. Например: закопать яму, зашить дырку. Здесь невозможна замена типа начать копать, начать шить.
К тексту упр. 203 (кстати, состоящему только из одного предложения) можно подобрать такие заголовки: "Ранним утром", "Начало дня". Полезно преобразовать данное предложение, изъяв из глаголов приставку за-, а затем сравнить оба предложения: "Все (за)шевелилось, проснулось, (за)пело, (за)шумело, (за)говорило". Дети убеждаются, что именно приставка за-, обозначая начало действия, помогает нарисовать картину пробуждения, раннего утра.
5.Упр. 205. Сначала в тексте надо найти слова с приставками, а затем подобрать как можно больше однокоренных слов с другими приставками. Важно, чтобы учащиеся образование слов сопровождали составлением словосочетаний — для уточнения их смысла: надуть шар, раздуть костер, сдуть пушинку и т. д.
6.Затем проводится беседа о культуре поведения, активизируются формулы речевого этикета для выражения извинения: "извини меня"; "прости меня, пожалуйста", "я была не права" и др.
Физкультминутка
7.В упр. 204, 206 нужно вставить пропущенные приставки и орфограммы, а также выделить приставки в словах. Мотивируется название растения подорожник. Активизируются выражения для приветствия и прощания.
8.Работа над толкованием слов — названий признаков предметов проводится в упр. 207. Это тесно связано с выяснением состава слов: настольный теннис — в который играют на столе, раздвижной шкаф — в котором раздвигаются дверцы и т. д.
Правописание словарных слов пожалуйста, календарь можно отрабатывать следующим образом: дети каллиграфически прописывают выражения "извини, пожалуйста"; "прости, пожалуйста", подчеркивая орфограммы. Обращается внимание на то, что звук [й] не произносится, но пишется, а также на необходимость выделять это слово запятыми. К слову календарь подбираются однокоренные: календарик, календарный (план); составляются словосочетания с этим словом (отрывной, настольный, красивый календарь).
9.Домашнее задание: упр. 208.
10.Подведение итогов урока.
11.Рефлексия