Противопожарные требования.
5.1. При проектировании учебных зданий необходимо учитывать требования пожарной безопасности, изложенные в соответствующих нормативных документах - ДБН В.2.2-9-2009 «Общественные здания и сооружения» - Киев, Мінрегіонбуд України, 2009г, ДБН В.1.1-7 «Противопожарные нормы».
5.2. Размещение выходов из зданий и лестничных клеток, максимальные размеры лестничных маршей по пожарным требованиям, а также размещение и устройство аудиторий, актовых и физкультурно-спортивных залов должны соответствовать требованиям соответствующих
нормативных документов - ДБН В.2.2-9-2009 «Общественные здания и сооружения» - Киев, Мінрегіонбуд України, 2009г.
5.3. Наибольшее число мест и допустимую этажность в зависимости от степени огнестойкости зданий общеобразовательных школ и учебных корпусов школ-интернатов следует принимать по таблице 11.
Таблица 11
Число учащихся или мест в здании | Степень огнестойкости здания | Этажность |
До 270 | III а, V | |
IV | ||
До 350 | III б | |
До 1600 | III | |
Не нормируется | I, II | 4* |
* В крупных и крупнейших городах, кроме сейсмических районов. |
5.4. Из актового зала должно быть не менее двух эвакуационных выходов. При устройстве амфитеатра в актовом зале или лекционной аудитории, первый и последний ряды мест и эвакуационные выходы в которых расположены на уровнях разных этажей, расчет путей эвакуации следует производить исходя из необходимости эвакуации 2/3 зрителей в нижний этаж и 1/3 зрителей на верхний этаж.
Допускается предусматривать один выход с балкона, если его вместимость не превышает 50 мест. Эвакуация зрителей, находящихся на балконе, не должна осуществляться через зал.
5.5. Учебные секции 1 -х классов необходимо располагать не выше 2-го этажа и при наличии спальных помещений отделять от других учебных секций противопожарными перегородками 1-го типа. На 4-ом этаже зданий школ допускается размещать не более 25 % учебных помещений.
5.6. Перекрытия над подвальными помещениями зданий школ III б, IV, V степеней огнестойкости должны быть противопожарными 3-го типа.
5.7. При расчете ширины путей эвакуации наибольшее количество людей, одновременно пребывающих на этаже в зданиях общеобразовательных школ и школ-интернатов, должно определяться исходя из вместимости учебных помещений, помещений для трудового обучения, а также физкультурно-спортивного и актового залов, находящихся на данном этаже.
5.8. Ширина дверей выходов из помещений, в которых одновременно может находиться более 15 учащихся, должна быть не менее 0,9 м.
5.9. Расстояние по коридору от дверей наиболее удаленных помещений (кроме уборных, умывальных, душевых и других обслуживающих помещений) до выхода наружу или на лестничную клетку в зданиях общеобразовательных школ, профессиональных и высших учебных заведений должно быть не более указанного в таблице12.
Таблица 12
При эвакуации | Расстояние, м, при плотности людского потока при эвакуации свыше 2 до 3 чел/м2* | ||
Для зданий учебных заведений со степенью огнестойкости | |||
I - III | IIIб, IV | IIIа, IVа, V | |
Из помещений, расположенных между лестничными клетками или наружными выходами | |||
Из помещений с выходами в тупиковый коридор или холл | |||
* Отношение числа эвакуирующихся из помещений к площади пути эвакуации. Примечание. Общая вместимость помещений, выходящих в тупиковый коридор или холл зданий общеобразовательных школ, профессиональных и высших учебных заведений І-ІІІ степеней огнестойкости высотой не более четырех этажей должна быть не более 125 человек. При этом расстояние от дверей наиболее удаленных помещений до выхода в наиболее удаленную лестничную клетку должно быть не более100 м. |
5.10. Ширину коридоров на этажах, где имеются учебные помещения, а также переходов между корпусами следует принимать не менее 2,2 м. Ширина остальных коридоров должна быть не менее 1,4 м. Ширина рекреационных помещений при одностороннем расположении помещений кабинетов и лабораторий должна приниматься не менее 2,8 м, ширина рекреационных помещений, примыкающих к кабинетам и лабораториям при двустороннем расположении и к учебным помещениям 1-4-х классов школ - не менее 3,5 м.
5.11. Учебные помещения, входящие в состав здания вместимостью более 50 человек либо многофункционального комплекса учебных заведений совместно с детскими дошкольными и другими общественными учреждениями, жильем персонала или общежитиями, необходимо отделять
от жилья и помещений других учреждений противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа с устройством отдельного выхода наружу.
Степень огнестойкости зданий следует принимать по общему числу мест в здании, а при устройстве противопожарной стены между учебным заведением и другими общественными учреждениями - по числу мест в каждой части здания.
5.12. К зданиям школ и учебным корпусам школ-интернатов III, ІІІа, ІІІб, IV и V степеней огнестойкости спальные корпуса размещать вплотную не допускается.
5.13. В школах-интернатах спальные помещения должны быть размещены в блоках или частях здания, отделенных от других помещений противопожарными стенами.
5.14. Из мастерской по обработке древесины и комбинированной мастерской по обработке металла и древесины необходимо предусматривать дополнительный выход непосредственно наружу с утепленным тамбуром или через самостоятельный коридор, в который нет выходов из классов, учебных кабинетов и лабораторий.
5.15. Поручни и ограждения на этажах на путях эвакуации в школах и учебных корпусах школ-интернатов, где расположены помещения для 1-4-х классов, должны отвечать следующим требованиям:
- высота ограждения лестниц, используемых детьми, должна быть 1,5 м с поручнем на высоте 0,8 м;
- в ограждении лестниц вертикальные элементы должны иметь просвет не более 0,1 м (горизонтальные членения в ограждениях, кроме поручня, не допускаются);
- высота ограждения крылец, размещаемых на уровне 0.45 м и больше от земли, должна быть не менее 0,8 м и оборудована поручнем.
5.16. Наружные открытые лестницы не допускается использовать в качестве второго эвакуационного выхода со второго этажа и выше зданий школ и школ-интернатов.
5.17. Размещение в основных зданиях учебных заведений складских помещений для хранения легковоспламеняющихся и горючих материалов не допускается.
5.18. Из групп помещений, расположенных в подвальном или цокольном этажах зданий школ и спальных корпусов, необходимо предусматривать не менее двух эвакуационных выходов непосредственно наружу. Для этих групп помещений допускается устройство выходов на 1-й этаж через отдельные лестничные клетки, не связанные с внутренними открытыми лестницами и общими лестничными клетками.
6. СОСТАВ И ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ.
Каждый из разрабатываемых проектов выполняется в несколько этапов:
6.1. Написание реферата. Изучение литературы; нормативно-инструктивных документов, проектов по изучаемой тематике. Реферат должен состоять из чертежей и схем с поясняющим текстовым описанием, с обязательным анализом и оценкой, даваемой самим студентом, положительных и отрицательных качеств рассмотренных объектов.
При выполнении дипломного проекта на заданную тему реферат должен быть пополнен материалами научно-исследовательской работы студентов.
6.2. Выполнение клаузуры. На стадии подготовительного этапа выполняются три клаузуры :
1. Ситуационный план с выбором места для проектирования учебного
учреждения ( М 1:2000);
2. Схема генерального плана земельного участка учебного заведения с выделением основных функциональных зон (M 1:500 или
1:1000);
3. Эскиз-идея архитектурно-планировочного решения основного здания
(планы, фасады, разрезы - масштаб 1:200).
6.3. Эскизное проектирование, завершаемое утверждением планов, разрезов и фасадов здания преподавателем. На этой стадии выявляется основная идея и принимается функциональное, архитектурно-планировочное и объемно-композиционное решение.
6.4. Разработка проекта по утвержденным эскизам с детальной проработкой архитектурной и конструктивной части.
Графическое оформление и выполнение макета.
Состав проекта и масштаб чертежей.
1. Ситуационный план 1:5000 - 1:2000;
2. Генеральный план 1:500 - 1:1000;
3. Фасады (не менее 2-х) 1:100 - 1:200;
4. Планы этажей 1:100 - 1:200;
5. Разрезы 1:100 - 1:200;
6. Интерьеры
7. Перспектива или макет
8. Пояснительная записка.
В пояснительной записке обосновывают принятые в проекте градостроительные, архитектурно-планировочные, конструктивные и художественно-композиционные решения. При необходимости в тексте могут быть приведены схемы и рисунки, поясняющие проектное решение.
Содержание пояснительной записки:
1. Общие положения.
2. Ситуационный план. Генеральный план.
3. Архитектурно-строительная часть.
3.1. Архитектурно-планировочное решение.
3.2. Конструктивное решение.
3.3. Интерьеры и оборудование.
4. Инженерное оборудование.
5. Технико-экономические показатели.
В пояснительной записке приводят следующие показатели:
по генеральному плану
- площадь участка , га;
- площадь застройки, м2;
- площадь озеленения, м2;
- площадь твердых покрытий, м2.
по зданию
- площадь застройки, м2;
- общая площадь,м2;
- полезная площадь, м2;
- расчетная площадь, м2;
- количество этажей;
- высота этажа;
- строительный объем, м3.
Правила подсчета общей и нормируемой площадей см. ДБН В.2.2-9-2009 /Общественные здания и сооружения/.
Количество планшетов, чертежей и их формат, а также масштабы чертежей определяются на основании эскиза экспозиции по согласованию с руководителем.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. ДБН В.2.2-3-97 /Здания и сооружения. Учебные заведения/ - Государственный комитет Украины по делам градостроительства и архитектуры, Киев, 1997.
2. ДБН В.2.2-9-2009 /Общественные здания и сооружения/ - Киев, Мінрегіонбуд України, 2009г
3. ДБН 360-92** /Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений/, Государственные строительные нормы Украины, Киев, 2002г.
4. ДБН В.1.1-7 /Противопожарные нормы/.
5. ДБН В.2.5-28 /Естественное и искусственное освещение/.
6. Свитко В.А., Капак Н.Н. /Здания сельских школ и дошкольных учреждений/, К., 1988.
7. Свитко В.А., Забаштанский А.С.Новый тип сельской школы// Стр-во и архитектура. /1986, /№8-С.17 - 19.
8. Свитко В.А., Свитко Г.А. Сельские школы с малой наполняемостью классов// Стр-во и архитектура./1985,/ С. 18 - 20.
9. Ковальська Г.Л. /Архітектурне проектування навчальних закладів./ - Основа, Київ, 2010, 152с.
Приложение 1
(обязательное)
Таблица 1.1
Расстояние между оборудованием в учебных кабинетах и лабораториях
Наименование измерения | Расстояние (не менее), см |
Между ученическими столами в ряду | |
Между аудиторными столами в ряду | |
Между рядами одноместных ученических столов | |
Между рядами двухместных ученических столов | |
Между рядами чертежных столов, а также между рядами аудиторных столов при парном расположении в ряду | |
Между рядами ученических (аудиторных) столов и наружной продольной стеной | |
Между рядами ученических (аудиторных) столов и внутренней продольной стеной, шкафами (вдоль внутренней продольной стены) | 50* |
Между ученическими столами при их парном расположении в ряду | |
Между чертежными столами при их парном расположении в ряду | 20 – 40 |
Между лабораторными столами при одном ряде работающих | |
То же при двух рядах работающих | |
От задних ученических столов до задней внутренней) стены (перегородки) | 65** |
То же до задней стены, являющейся наружной, и при размещении вдоль задней стены (перегородки) шкафов | 100** |
От последнего ряда аудиторных и чертежных столов до задней стены или встроенных шкафов, моделей и макетов | 80** |
От последнего ряда лабораторных столов до задней стены или встроенных шкафов | 80 – 100** |
От передней стены с классной доской до передних двухместных столов | |
То же до аудиторных и лабораторных столов при наличии демонстрационного стола) | |
От демонстрационного стола до классной доски | |
От первого ряда учебных столов до демонстрационного стола | |
* Увеличивается на 40 см при расположении входа в помещение в продольной стене у последних столов. ** Увеличивается до 120 см при расположении входа в задней стене или в продольной стене у последних столов. |
Таблица 1.2
Требования к условиям видимости классной доски в учебных кабинетах и лабораториях
Наименование измерения | Нормативная величина видимости |
Горизонтальный угол видимости классной доски от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передним столом: | |
- в классах школ: | Не менее 400 |
- в кабинетах и лабораториях школ: | Не менее 350 |
- в кабинетах и лабораториях профтехучилищ и высших учебных заведений | 30 - 350 |
Высота нижнего края классной доски над полом: | |
- для -1-х классов школ | 60 -70 см |
- для 2-х -"- -"- | 75 – 80 см |
- для 5-11-х -"- -"- | 80 – 90 см |
- для профтехучилищ и высших учебных заведений | 90 см |
Наибольшая удаленность от классной доски крайнего места в последнем ряду (для школ и профтехучилищ) не более | 860 см |
Таблица 1.3
Требования к расстановке оборудования и условиям видимости в аудиториях на 50 мест и более
Наименование требований | Единица измерения | Нормативная величина |
Расстояние от экрана до спинки первого ряда | см | Не менее 30 |
Вертикальный угол между лучом зрения сидящего на первом ряду к верхней кромке экрана и вертикалью | град | |
Угол отклонения оптической оси кинопроектора от нормали к поверхности экрана в его центре: | ||
- в горизонтальной плоскости | -"- | |
- в вертикальной плоскости: вверх вниз | -"- -"- | Не более 3 Не более 10 |
Горизонтальный угол между лучом зрения, направленным на удаленную вертикальную кромку классной доски и горизонтальной линией по плоскости доски на уровне глаз студента | -"- | Не более 3 |
Минимальное превышение луча зрения сзади сидящего над лучом зрения впереди сидящего, направленное: | ||
- на ближнюю кромку поверхности демонстрационного стола (в аудиториях на 100 мест и более) | см | |
- на нижнюю кромку доски (в аудиториях без демонстрации опыта) | -"- | |
Расчетная высота сидящего от пола до уровня глаз | -"- | |
Высота до пола верхнего ряда амфитеатра до низа выступающих конструкций вышележащего перекрытия | -"- | Не менее 250 |
Ширина классной доски для аудитории: | ||
- до 100 мест | см | Не менее 400 |
- свыше 100 мест | -"- | Не менее 500 |
Расстояние между демонстрационным столом и классной доской | -"- | |
Расстояние между демонстрационным столом столами или пюпитрами первого ряда в аудиториях: | ||
- до 100 мест включительно: | -"- | |
- свыше 100 мест | -"- | |
Расстояние между спинками сидений в ряду | -"- | |
Расстояние от классной доски до последнего ряда мест | -"- | Не более200 |
Расстояние от нижней кромки классной доски до пола аудитории | -"- | |
Расстояние от верхней кромки поверхности доски в рабочем положении до пола аудитории | -"- | Не более 230 |
Приложение 2
(рекомендуемое)
Площади подсобных помещений при школьных мастерских
Помещения | Площади помещений, м2, при количестве параллелей классов | |||
1. Инвентарная при мастерской для трудового обучения начальных классов | ||||
2. Инструментальная | ||||
3. Комната мастеров | ||||
4. Кладовые для сырья и готовых изделий: | ||||
- по обработке металла; | 12+10 | 18+10 | 21+12 | 24+12 |
- по обработке древесины; | 21+10 | 27+10 | 30+12 | 36+12 |
- по обработке тканей; | ||||
- по кулинарии | ||||
5. Кладовая инвентаря для работы на участке | ||||
6. Гардеробные для домашней одежды учащихся |
Приложение 3
(рекомендуемое)
Помещения для физкультурно-спортивных занятий
в общеобразовательных школах
Наименование помещений с габаритами в плане, м, и площадью, м2 (в скобках) | Основные школы | Средние школы | |||
Число помещений при количестве параллелей классов | |||||
1. Физкультурно-спортивные залы: | |||||
- универсальные | |||||
27 х 15 (405) | |||||
30 х 18 (540) | |||||
36 х 18 (648) | |||||
- общефизической подготовки | |||||
15 х 12 (180) или 18 х 9 (162)* | |||||
24 х 12 (288) или 18 х 12 (216)* | |||||
- универсальные залы для младших школьников | |||||
15х12(180) или 18х12(216), 18х9 (162)*, 12 х 12 (144)* | |||||
2. Снарядные | |||||
(18) | |||||
(32) | |||||
* При расчетной наполняемости классной группы менее 25 учащихся. |
Приложение 4
(рекомендуемое)
Помещения для студийно-кружковых занятий
в общеобразовательных школах
Помещения | Кол-во учащихся | Площадь на 1 учащегося (не менее), м2 |
Игровая для групп продленного дня (с игротекой) | 2,4 | |
Класс-студия музыки и пения | 25 - 30 | 2,4 |
Студии танцевальные (с раздевальными) | 15 – 20 | 4 - 5 |
Студия драматическая и художественного слова | 15 - 20 | 4 – 4,5 |
Студия хоровая | 25 - 30 | 1,8 |
Студия оркестров | 15 – 30 | 3,8 |
Студия музыкальных ансамблей, вокально-инструментальных ансамблей | 10 – 15 | 2,4 |
Студия изобразительных и декоративно- оформительских искусств | 10 - 15 | 3,6 |
Мастерские народных ремесел, прикладных искусств | 10 - 15 | 4,5 - 5 |
Подсобные помещения для обжига керамических изделий (на каждую мастерскую) | - | |
Мастерские технического моделирования | 10 – 15 | 4 – 5 |
Лаборатории (или клубы) юннатов | 10 – 15 | 3,6 – 4 |
Фотокиностудия | 10 - 15 | 3,6 – 4 |
Универсальные кружковые, клубы (для объединений туристов, краеведов, шахматистов и др.) | 15 – 20 | |
Кладовая туристского снаряжения (на каждое помещение) | - | |
Кладовые, инвентарные (на каждое помещение) при помещениях кружковых, студий, клубов | - | 12 – 18 на каждое кружковое помещение |
Приложение 5
(рекомендуемое)
Состав и площади помещений столовой на сырье для общеобразовательных учебных заведений
Название помещения | Площадь помещения (не менее), м2, в заведениях вместимостью | |||||||
4 класса 100 - 120 учащихся1) | 8 классов 200 - 240 учащихся2) | 9 классов 225 - 360 учащихся2) | 12 классов 300 - 360 учащихся2) | 18 классов 450 - 540 учащихся2) | 24 класса 600 - 720 учащихся2) | 27 классов 675 - 810 учащихся2) | 36 классов 900 - 1080 учащихся2) | |
1 Обеденный зал (с зоной для первоклассников) и раздаточная | 35 -40+12 | 75+16 - 90+16 | 75+16 - 90+16 | 100+18 - 120+18 | 150+18 - 180+18 | 200+24 - 240+24 | 225+24 - 270+24 | 300+24 - 360+24 |
- умывальная перед обеденным залом | 8 -10 | 8 - 10 | 10 - 12 | 16 - 18 | 20 - 24 | 24 - 28 | 30 - 36 | |
- буфетная стойка и кладовая | 24 (16+8) | 24 (16+8) | 24 (16+8) | 24 (16+8) | 26 (16+10) | 26 (16+10) | 26 (16+10) | 26 (16+10) |
2. Кухня, в том числе | ||||||||
-горячий цех - холодный цех и резка хлеба - мясной и рыбный цеха - овощной цех | 8+4 5+5 | 9+4 6+6 | 9+4 6+6 | 9+4 8+8 | 10+4 10+10 | 10+4 10+10 | 10+4 10+10 | 10+4 10+10 |
3. Моечная столовой, буфетной и кухонной посуды | - / 15 (9+6) | 18 (12+6) | 18 (12+6) | 18 (12+6) | 23 (16+7) | 32 (25+7) | 32 (25+7) | 32 (25+7) |
4 Охлаждаемая камера: - мясных продуктов - рыбных продуктов - молочных продуктов, жиров и гастрономии - овощей - пищевых отходов (в т.ч. неохлаждаемое помещение) | - - | - | - | - | - 4+4 | - 4+4 | - 4+4 | - 4+4 |
5 Кладовая сухих продуктов, овощей, напитков, соков | 14 (8+6) | 14 (8+6) | 14 (8+6) | 20 (6+6+8) | 26 (8+8+10) | 32 (10+10+12) | 32 (10+10+12) | 32 (10+10+12) |
6 Загрузочная и тарная | 10 (6+4) | 12 (8+4) | 12 (8+4) | 12 (8+4) | 14 (10+4) | 18 (12+6) | 18 (12+6) | 18 (12+6) |
7 . Моечная для яиц | - | |||||||
8. Инвентарная, бельевая | ||||||||
9 Гардеробная для персонала с душевой и уборной | 10 (6+4) | 10 (6+4) | 10 (6+4) | 10 (6+4) | 12 (8+4) | 15 (9+6) | 15 (9+6) | 15 (9+6) |
Итого: | 63 - 189 | 268 - 285 | 269 - 286 | 311 - 333 | 409 - 441 | 491 - 535 | 527 - 576 | 608 - 674 |
1)Для общеобразовательных учебных заведений на 4 класса приведено два варианта: буфет на 35 пос.мест или столовая на 40 посадочных мест (п.м.) 2) Приведено два варианта столовой: для учреждений с наполняемостью классов 25 и 30 учащихся. |
Приложение 6
(обязательное)