Перевод: Назар Черковский. Новый континент, новый стиль футбола, новая жизнь

Новый континент, новый стиль футбола, новая жизнь.

«Конечно, я плакал, но я всегда говорил своей маме, которая зачастую бывает слишком эмоциональной, что у меня всё отлично. Я был очень молод, и поскольку возня с документами заняла достаточно много времени, первые 6 месяцев в Португалии я только тренировался. После этого периода у меня появился шанс выйти на поле».

Также, первые восемь месяцев в новой стране Диего Коста провел вместе с родными, чтобы легче пережить этот период. Однако, позже 17-летний Диего остался в Португалии один и ему приходилось мириться с реалиями новой сложной жизни в новой стране почти самому. Телефон и интернет стали отличными помощниками для Диего, который часто тосковал по дому, но всегда имел возможность связаться со своими родными.

К слову, у него не было никакого языкового барьера, ведь в Бразилии разговаривают на португальском, также Диего приехал не в холодную страну с дикими температурами, национальная кухня также слабо разнилась. Бразилия и Португалия достаточно похожи, это помогало Косте немного легче переживать адаптацию. Дисциплина, которая требовалась от молодых игроков, также стала неким препятствием для Диего и, по началу, у него был большой соблазн кинуть это всё и сдаться. Однажды, он позвонил своему отцу, который находился в Лагарто и начал жаловаться, высказывать свои сомнения, но закончился разговор тем, что Диего пообещал продолжать бороться. «Он пообещал мне, что не сдастся. Думаю, он не хотел разочаровывать меня», - вспоминает отец Диего (Зеинья).

Позже, тренер «Панафиеля» Руи Бенту, который был в сборной Португалии во время ее «золотого поколения» вместе с Фигу, Руи Коштой и компанией, дал Диего Косте его первый перерыв.

«Некоторые из моих бывших партнеров сравнивали его со мной, поэтому я пошел, чтобы посмотреть на его игру» - сказал Бенту испанской газете AS. «Я увидел, что в нем уже есть что-то особенное, на тот момент он был неотшлифованным алмазом. Мне нужны были качественные игроки в «Панафиеле», поэтому я решил пригласить его к себе».

Друг Бенту, футбольный агент Нуно Паррау, объясняет: «В тот момент Мендеш всех сгребал в «Брагу», но на тот момент у «Браги» не было даже молодежной системы, не было никакой программы, поэтому молодым игрокам приходилось находить альтернативные варианты».

Коста провел первую половину сезона 2006-2007 в «Панафиеле», испытывая свои силы во втором Португальском дивизионе, который назывался Liga de Honra («Лига Чести»). Однако, спустя несколько недель с момента его прибытия, молодой талант был замечен представителями клуба, который в итоге продвинет его на самый высокий футбольный уровень в мире: «Атлетико Мадрид».

«Я слышал о Диего Косте с нескольких различных источников», вспоминает Хесус Гарсия Питарх (Сусо), на тот момент спортивный директор ‘Кольчонерос’ (это прозвище «Атлетико», которых принято называть ‘матрасниками’). «Жорже Мендеш привел к нам Гиорукаса Сейтаридиса, Манише и Костинью и как раз перед началом сезона он сказал мне о парне, который принадлежит «Браге», но играет в аренде в «Панафиеле». Конечно, это был Диего Коста. ‘Посмотри на него и скажи мне, что ты о нем думаешь’, сказал мне Мендеш.

«Позже, я был на другой встрече и технический директор сказал мне, что они тут слышали очень много позитивного о бразильском парне, который играет в «Панафиеле».

Хавьер Эрнандес, скаут «Атлетико», тоже ‘поднял тревогу’ по поводу этого молодого таланта. «Я был на матче в Браге и в перерыве того матча мы были в VIP буфете. Я краем уха услышал разговор двух людей, которые обсуждали одного парня из Бразилии, который ростом 1.9 м, а ему всего 17 лет, при этом он хорош в игре с мячом. Это был Нуно Патрау, который на тот момент представлял интересы защитника «Атлетико» Зе Кастро, он разговаривал с Риу Бенту. На самом деле, Нуно пригласил меня туда для того, чтобы я посмотрел на игру Роландо, который тогда играл в «Белененсеше», однако он продолжил говорить об одном бразильском парне. Поэтому я решил пойти и посмотреть игру того парня, ведь на следующий день его «Панафиель» встречался с «Чавесом». Именно тогда я впервые увидел Диего Косту. Это был маленький стадион, который имел всего одну трибуну, примерно на таких же стадионах играют команды 3-го Испанского дивизиона. Я хотел пойти туда ‘инкогнито’, поэтому я не просил листок с составами команд, я не просил рекомендаций. Я просто заплатил свои деньги, как и все остальные. Я помню того беднягу, которого не совсем серьезно воспринимали старшие игроки, они видели в нем ребенка. Диего страдал от этого, ведь его использовали как единственного форварда, а именно финишера, коим он не являлся. Он не типичный 9-ый номер, он скорее второй форвард, который любит принять мяч, развернуться и пробежать к воротам для того, чтобы пробить».

Эрнандес рассказывает о своем первом впечатлении о Диего Косте, как будто это было вчера. «Перед собой я видел технически одаренного, большого игрока, которому все еще не хватало четкости координации. Могу сказать, что он не придерживался никаких диет, поскольку у него было немного лишнего веса. Ему еще предстояло очень много поработать, но парень бегал по всему полю, свирепо борясь за каждый мяч, такого напора и агрессии я никогда не видел ранее. У него отличные пасы, уверенный контроль мяча, даже когда он проходил защитника 1 в 1, отличная игра головой – именно такие мысли тогда меня посетили. ‘Я не могу поверить, что это 17-летний парень’. Против него играли все защитники, и ни одному из них Диего не проиграл борьбу. Когда я смотрел на него в тот день, я инстинктивно понимал, что этот парень особенный».

Руи Бенту был убежден, что у Косты есть потенциал, и он с самого начала взял игрока ‘под свое крыло’.

«Руи сказал мне, что этот парень настоящий феномен», - вспоминает Нуно Патрау. «Руи уже раньше работал с Криштиану Роналду и видел дебют этого игрока. Он сказал мне, что этот молодой бразилец напоминает ему Роналду. Он сказал, что Диего имеет точно такие же качества. Подобные вещи от него можно было услышать очень редко. Он так говорил далеко не о каждом игроке».

Бенту также вспомнил историю с тем, как он обратил внимание на физическую подготовку Диего Косты, которая никак не соответствовала его возрасту. Он рассказал, как однажды он повел Диего к физиотерапевту, чтобы калибрировать и проверить силу его четырехглавой мышцы. По словам Бенту, специалист, который проверял растущего молодого бразильца, был просто поражен физическими данными игрока.

Интерес «Атлетико» к персоне Косты только рос. «Жулиан Муньоз рассказал мне о том, насколько хорош Диего, несмотря на то, что он играет во втором португальском дивизионе», - говорит Нуно Патрау. «Я помню, как мы вдвоем приехали, чтобы увидеть его на тренировке, тогда лил проливной дождь. Мы решили остаться в машине и смотреть оттуда. Затем Хесус поехал, чтобы посмотреть на него в матче между Вазим и Панафиелем».

Гарсия Питарх поддерживает историю: «Жулиан Муньоз, наш технический секретарь, и Я решили поехать посмотреть на его игру одним воскресным утром. Всю ночь шел дождь, и поле было очень тяжелым, игрокам было сложно играть в таких условиях. Это был первый раз, когда я увидел Косту в деле. Кроме нас, на матче присутствовали представители «Леванте». Но я прекрасно помню, как Жулиан и Я были поражены его физической мощью, интенсивностью его игры, а также истинной твердостью его характера, и это все несмотря на то, что поле было почти не предназначено для игры в футбол на тот момент. Я сходил на игры с участием Косты еще несколько раз, а потом я связался с Жорже Мендешом и сказал ему, что хочу встретиться с этим парнем.

«Позже, все организовали и мы все вместе встретились в доме Мендеша в Опорто. Каждый из нас наслаждался ужином, который приготовила Сандра, жена Жороже Мендеша. Мы начали диалог, но я не мог сказать и слова так, чтобы этот парень не услышал. Диего сидел за столом и выглядел раздраженным, в то время я начал объяснять, что видел его игру три раза и начал рассказывать о том, что мне нравится в его игре, и куда он может двигаться дальше. Я сказал ему, что мы хотели бы видеть его в «Атлетико», но он не сказал ни слова, не издал ни звука. Он просто сидел и выглядел, как напыщенный индюк, который на кого-то обиделся. Я клянусь, мы сидели за столом где-то 2 часа, а я смог сказать где-то 3 слова лично Жорже, ну чтобы Диего не слышал. Честно, я был немного ошеломлен этим, и я подумал про себя: ‘У Диего голова очень умная, да только досталась она дураку’. Позже, после еще некоторого времени обсуждений я осознал, что не совсем правильно понял Косту. Диего был просто ребенок-переросток. Ему нужен опыт, ему нужно много игрового времени. Ему еще было куда расти, ему еще предстояло созреть, как парню. И это вполне нормально. Если бы вы только видели Куна Агуэро, когда он начинал свой футбольный путь! В любом случае, клуб заверил нас, что его поведение тогда было еще примерным, но все проблемы из-за особенностей возраста, это заставило меня успокоиться».

«Матрасники» решили действовать очень быстро. Имя Диего Косты на тот момент уже было на устах всех скаутов ведущих клубов Португалии. Хавьер Эрнандес вспоминает: «Жорже Мендеш держал руку на пульсе этой ситуации, и он сразу же нас предупредил, что Опорто также заинтересованы в трансфере Диего. Но Сусо был быстрее».

«Моя политика всегда одна – если тебе нравится игрок, подписывай его очень быстро», - соглашается Гарсия Питарх. «Ты вскоре, скорее всего, поймешь, что сделал правильный шаг. Ибо если откладывать это дело в длинный ящик, то есть риск что другие клубы будут поумнее тебя и сделают всё быстро. Так что мы подписали его фактически мгновенно, хотя в тот момент многие клубы проявляли к нему интерес.

«Через несколько недель, Юженио Ботас, скаут футбольного клуба «Рекреативо», позвонил мне и сказал ‘Сусо, я специально приехал в Порутгалию лично, чтобы переговорить с клубом по поводу трансфера Косты, но мне ответили, что «Атлетико» уже купил его. Но им я сразу ответил, что это невозможно. Какого хрена вы вообще подписали Диего Косту?’

«Потому что он отличный игрок».

‘Наши скауты очень долгое время наблюдают за ним, я приехал сюда, чтобы начать переговоры, ведь мы давно хотим его подписать. Возможно, мы сможем как-то договориться?’

«Я ответил ему прямо, ‘Коста – игрок «Атлетико», и это не обсуждается, это наше финальное слово’. Мы продемонстрировали свое стремление, и когда все только спохватились в попытках попробовать начать переговоры, мы уже подписали Косту.

«Сделка давала нам 50% прав на игрока, «Брага» имела остальные 50%. Мендеш тогда лично мне сказал, что португальский клуб не будет вести переговоры и оформлять сделку полностью (не отдаст все права сразу), и мы договорились с «Брагой» о такой вот сделке, 50 на 50 с последующим правом полного выкупа. Таким образом, в октябре или ноябре мы заплатили 1,5 млн евро за парня, который сыграл три игры во втором португальском дивизионе. Даже если бы кто и хотел выкупить все права на Диего Косту, «Рекреативо» или еще кто, никто не мог заплатить за трансфер больше, чем 200 тысяч евро. На тот момент та сумма, которую мы выплатили «Браге» за Косту, была немного сумасшедшей, это был некий риск с нашей стороны. Некоторые люди говорили, что мы окончательно сошли с ума, но мы были уверенны в нем. Мы действительно высоко его оценили. У него были проблемы с лишним весом или еще чем-то, но мы все были уверены, что это исправимо и на самом деле мы приобрели большого таланта».

Теперь, когда «Атлетико» имел половину прав на Диего Косту, совсем не игра во втором португальском дивизионе была для него в приоритете. К слову, во втором дивизионе он уже успел забить 5 голов на тот момент.

«Когда мы провернули сделку, мы сразу решили, что он слишком хорош для того, чтобы играть в «Панафиеле». Мы решили, что ему будет лучше, если он вернется в «Брагу» и будет играть в первом дивизионе», - объясняет Гарсия Питарх. «Поэтому «Брага» вернула его из аренды в Январе».

Тогдашний голкипер «Браги», Дани Малльо, был не очень впечатлен новобранцем своей команды. «По началу, он на самом деле не очень отличался от остальных бразильских парней, которые приезжали играть в Португалию. Он очень легко адаптировался у нас, поскольку в нашем клубе было много бразильских игроков, они и присматривали за ним. Масьель, Вандиньо и Вендер были его лучшими друзьями, они называли его Miudo, это означает «ребенок» на португальском. Он был такой весь из себя, ну такой был у него вид, таким я его помню с самой первой встречи. Частенько смотрел на все вещи из высокой горы вниз. Он был слишком уверен в себе. Он постоянно на всю громкость включал свою музыку, и мы все слушали именно то, что слушал Коста. Я помню, как он послал меня нах*й уже после четырех дней его пребывания в клубе. Я ведь старше его на 10 лет! Один из наших самых опытных игроков на тот момент был Хосе Пинто. Он пользовался уважением у всех игроков нашего клуба и многие из нас даже боялись его персоны. И вы можете в это поверить? Диего послал и его.

«Однако, несмотря на все это, присутствие на поле Диего Косты очень сильно чувствовалось. Он не был настолько физически сильным, чтобы выигрывать все единоборства, однако он боролся за каждый мяч, он очень агрессивно действовал в отборе. Вообще он был агрессивным во всем. Если ты играешь за команду противника, то Коста выбьет из тебя всё дерьмо, также он очень любил, когда ему отвечали точно такой агрессией, точно таким же поведением. Это то, что заставляло меня даже восхищаться игрой этого парня. За исключением двух игроков, которые играли в нападении «Опорто» и «Бенфики», все остальные нападающие в португальской лиге были очень мягкими. В тот момент я представлял себе, как этот парень будет бороться в «Атлетико». Его рост и сила заставляли меня видеть в нем прежде всего физически мощного футболиста, а не забивалу. Момент, который застрял в моей голове, случился когда мы играли на «Бейра Мар» и проиграли 1:0 в игре, где Коста имел выход один на один с вратарем, тогда он мог сравнять счет, однако не переиграл голкипера. Но его ничего не могло надломить, он и в том же матче еще великолепную игру показал, и в следующих также. Его ничего не могло надломить в психологическом плане.

«Жизнь в Браге достаточно медлительна. Люди здесь очень религиозны и в городе находится около 300 церквей» - продолжает Малльо. «Но пресса здесь очень критически относится к своим же игрокам. Антонио Сальвадор, президент клуба на тот момент, был одержим футболом. Он даже сидел во время наших матчей на скамейке для запасных. Такого я еще никогда и нигде не видел.

«Тренер, Рожерио Гончалвес, был очень требовательным и терпеливым мужиком. Затем к нам пришел Жорже Коста, и дела у команды значительно улучшились. Тактически, он был очень похож на Жозе Моуриньо, он следил за своими игроками и всегда защищал их от влияния СМИ и всего внешнего окружения. Его ассистентом был Алоизьо, бывший игрок «Барселоны», он был прекрасным парнем. Мы отлично провели тот сезон и закончили его на месте, которое позволяло нам пробиться в Кубок УЕФА».

Именно в этом соревновании Диего Коста и забьет свой единственный гол за «Брагу».

«Брага» играла с «Пармой» на выезде 22 февраля 2007 года в рамках 1/16 финала. Коста вышел на поле вместо Зе Карлоса на 71-ой минуте, счет был 0:0, и за последние 20 минут матча Диего успел заработать желтую карточку и забить победный гол на 90-ой. Именно его гол и вывел «Брагу» в 1/8 этого турнира.

Но как только у Диего появился шанс как следует заявить о себе в клубе, дела пошли не в лучшую сторону. Гарсия Питарх объясняет: «Диего очень не повезло, и он получил повреждение плюсневой кости после 7-ми матчей за клуб. Игрокам с такой травмой все еще разрешено выходить на поле, однако тренироваться нет. Он позвонил мне и сказал, что не тренируется на данный момент. Поэтому мы привезли его в Испанию, чтобы доктор Виллалон посмотрел на травму. Доктор сказал, что нужна операция. Из-за этого Коста вылетел из игры на полгода, а вернулся к тренировкам только в августе».

Эта травма и стала концом португальской карьеры Диего Косты, на него с нетерпением ждали в Испании.

«Моя рекомендация заключалась в том, чтобы перевести и попробовать его в игре за вторую команду «Атлетико», которая играла в Сегунде Б, там он сможет немного вырасти», - объясняет Хавьер Эрнандес. «Ему еще надо было поработать над своей мускулатурой, подкорректировать свою диету и понять нашу тактическую систему. Но Сусо более амбициозно смотрел на Косту и решил незамедлительно отправить его в аренду».

Коста прибыл в аэропорт «Барахас» фактически никем.

«Никто не мог узнать Косту, когда мы забирали его из аэропорта», - говорит Хавьер Фернандес. «Сейчас он даже не может спокойно пройти по улице! Я помню, тем утром было слегка прохладно, но Педро Пабло Матесанз, который забирал Диего из аэропорта, сказал, что перед ним стоял парень в шортах и вьетнамках! Именно так и началась жизнь Диего в Испании».

«Есть три или четыре игрока, которых подписал я, и очень горжусь этим», - говорит Гарсия Питарх. «Сиссоко, я купил его из молодежной команды «Осера» за 190 тысяч евро, Миранда, Рикардо Оливейра и, конечно же, Диего Коста. Также, должен сказать, что я не приложил никаких усилий для продвижения Косты. Он всего добивался сам, своими же силами».

На тот момент, достижения Косты ограничивались удачным выступлением во втором португальском дивизионе, несколькими выходами и одним голом за «Брагу». Не совсем внушительный список. Но люди, которые имели 50% прав на него, уж слишком верили в его талант. Таким образом Коста прибыл в Испанию.

ГЛАВА III

«Сельта Виго: хороший, плохой, злой»

«По примеру воды, которая не может сохранять постоянную форму, точно так же и на войне, где не может быть никаких постоянных условий» © Сунь-цзы «Искусство Войны»

Наши рекомендации