Отцепка основного парашюта и ввод в действие запасного

При возникновении отказа спортсмен должен при­нять решение о введении запасного парашюта. Если позволяет высота, можно попытаться устранить отказ, но такая попытка должна быть только одна.

Обычно для определения, работает ли основной па­рашют, применяют такие понятия: наполнен, устойчив, управляем. Если хотя бы одно условие не выполнено, необходимо вводить запаску.

Спортивные купола имеют значительную горизон­тальную скорость, поэтому при одновременно раскры­тых основном и запасном парашютах велика вероятность спутывания парашютов. Возможны следующие ситуа­ции:

1) Основной парашют кружится вокруг более мед­ленного (или круглого — нейтрального) запасного ку­пола, наматывается, и парашюты душат друг друга.

2) Основной и запасной парашют работают и не вра­щаются, но относительно медленный (треугольный) или нейтральный (круглый) запасной парашют стоит позади основного и тормозит его планирование. Купо­ла становятся в подобие «колокола» и не стремятся спутаться, но управлять ими нельзя, и вертикальная скорость увеличена.

3) Самый худший вариант— одновременное напол­нение основного и запасного парашютов. При этом наиболее вероятно спутывание парашютов без возмож-ности как-то повлиять на ситуацию.

Для предотвращения таких случаев предусмотрена отцепка свободных концов основного парашюта с по­мощью замков КЗУ (кольцевое замковое устройство) — системы колец, каскадно ослабляющих нагрузку на трос, подсоединенный к подушке отцепки. При отка­зе основного парашюта спортсмен должен сперва произвести его отцепку и только потом раскрывать запасной. При наличии запаса высоты раскрывать запаску без отцепки основного можно, только если к основному парашюту не присоединено никаких стра­хующих приборов и парашют гарантированно остается полностью уложенным в своем контейнере (например,

если основной парашют имеет мягкую медузу и пара­шютист не трогал бобышку медузы).

Действия парашютиста по отцепке различны в за­висимости от высоты, на которой он в данный момент находится.

Высота 600 м — критическая высота принятия ре­шения — работает ли основной парашют или необходи­мо ввести запасной. Если основной в этот момент все еще не работоспособен, выполняются отработанные действия — отцепка основного и раскрытие запаски. Выше данной границы можно пытаться устранить от­каз. Если очевидно, что отказ неустраним, то дожидать­ся снижения до 600 м не следует, отцепляться можно и выше, это увеличивает шансы на благоприятный ис­ход (в частности, на приземление в расчетной точке).

Высота 300 м — точка принятия решения о приме­нении запаски без отцепки основного парашюта. Если основной парашют не работает, необходимо немедлен­но вводить в действие запаску. Основной в данном слу­чае не следует отцеплять, так как времени остается слишком мало. Потому что 300 м — это в среднем 6 с свободного падения. В то же время при раскрытии за­паски на данной высоте она, вероятнее всего, не успе­ет спутаться с основным парашютом до приземления, а если и спутается, то над парашютистом будут хоть какие-то «тряпки». Они уменьшат скорость снижения и позволят если и не сохранить здоровье, то, по край­ней мере, спасти жизнь.

Приведенные высоты — традиционно принятые в РОСТО. В разных аэроклубах эти значения могут от­личаться, но только в большую сторону.

Итак, действия при отказе в зависимости от высоты:

1) Контроль высоты.

2) Выше 600м: можно (но не обязательно) попытать­ся устранить отказ, если парашютист достаточно опытен, хорошо понимает, в чем проблема, и отказ устра­нимый (закрутка, несход слайдера). Если отказ устра­нить нельзя (например, порыв строп), высоты 600 м дожидаться не следует, лучше отцепиться повыше.

3) 300—600 м: отцепить основной, раскрыть запас­ной парашют.

4) 300 м и ниже: раскрыть запасной парашют без от­цепки основного (высоты слишком мало для отцепки; при этом основной и запаска, скорее всего, не успеют спутаться, а если и спутаются — это будет лучше, чем если запаска не успеет наполниться).

Последовательность действий при отцепке основно-го парашюта и вводе в действие запасного:

1) Посмотреть на подушку отцепки и взять ее двумя руками.

2) Сильно прогнуться в пояснице (чтобы предот- I вратить характерный завал на спину после отцепки).

3) Посмотреть на кольцо запасного парашюта, что­бы после отцепки не искать его.

4) Отлепить липучку подушки отцепки, вытащив ее нижнюю часть из кармана, чтобы все усилие рывка шло на выдергивание троса (взгляд остается на кольце за­паски).

5) Выдернуть подушку отцепки и додернуть трос j отцепки так, чтобы он полностью вышел из шлангов, выбросить подушку (взгляд — на кольце).

6) Взять кольцо запасного парашюта, лучше всего двумя руками.

7) Выдернуть кольцо и выбросить, чтобы его трос не помешал раскрытию запасного парашюта.

Если раскрытие запасного парашюта производит­ся без отцепки основного (например, высота меньше 300 м), то после контроля высоты выполняются толь­ко пункты 3, 6, 7.

Смотреть на подушку отцепки и кольцо обязатель­но. Во-первых, если выдергивать их вслепую, то мож­но в суете дергать за что-нибудь другое, например за лямку подвесной системы. Во-вторых, глядя на подуш­ку отцепки, парашютист пригибает голову вперед и меньше рискует получить удар по голове отходящи­ми свободными концами, которые буквально выстре­ливают вверх.

Ситуация, когда хотя бы один свободный конец ос­новного парашюта не отошел, равносильна вводу за­паски без отцепки основного парашюта. Возможно спутывание. Если свободный конец не отсоединился после выдергивания подушки отцепки, необходимо помочь ему: потянув за свободный конец, ослабить натяжение на замке КЗУ, побить по замку второй ру­кой. Если замок все равно не отцепился, можно стро-порезом обрезать стропы или свободные концы. Все это время необходимо контролировать высоту и на 300 м в любом случае открыть запасной парашют. Визуально контролировать отход свободных концов рекомендуется при использовании старых отечественных парашютных систем, замки КЗУ которых допускали заклинивания из-за того, что одно из колец вставало враспор в другом кольце либо недостаточно жесткий стальной трос отцепки проваливался в люверс и не по­зволял выдернуть подушку. Современным системам такое несвойственно, поэтому достаточно полностью выдернуть трос отцепки. Делать это надо для того, что­бы во-первых, убедиться в выходе троса из замков, во-вторых — освободиться от троса с подушкой, который теоретически может помешать правильному раскры­тию запаски.

Не следует браться одновременно одной рукой за подушку отцепки, а другой — за кольцо запаски. В спеш­ке можно выдернуть все одновременно или еще хуже — кольцо запаски раньше отцепки. В этих случаях также вероятно спутывание.

То, какой рукой и каким образом выдергивать по­душку отцепки и кольцо запаски, — зависит от пара­шютной системы. Например, отечественные системы производства Ивановского завода «Полет» («крылья» серии ПО и круглые) имеют подушку отцепки с кар­машком для захвата левой рукой. Иностранные систе­мы и отечественные фирм «Параавис», «ПараЗона» имеют жесткую подушку отцепки для правой руки, подушки отцепки фирмы НПП «Звезда» — жесткие с кармашком — для выдергивания любой рукой. Конк­ретные действия парашютист должен отрабатывать для той системы, с которой он собирается прыгать. Лучше всего привыкать к выдергиванию подушки двумя руками — у начинающих при этом не будет соблазна схватиться свободной рукой за кольцо, а пилотам ско­ростных куполов это может пригодиться при сильных закрутках, когда для выдергивания подушки требуют­ся большие усилия из-за центробежной силы. При сильной закрутке высокозагруженного купола свобод­ные концы иногда скручиваются друг с другом почти до самых замков КЗУ и концы троса отцепки зажима-' ются в жгуте, поэтому усилия для отцепки понадобят­ся очень большие. Чтобы не допустить защемления тросов, в кармашки для концов троса отцепки вставля­ют отрезки жесткого шланга — такое приспособление называется antitwist.

Во время тренажа отцепки спортсмен должен мно­гократно и, главное, правильно выполнять последова­тельность своих действий при отказе, чтобы выработать мышечную память и при возникновении реального от­каза не задумываться (времени на это не будет), а про­сто выполнить заученные действия.

Транзит

На современных парашютных ранцах может быть установлена система транзит (RSL), раскрывающая запаску автоматически при отцепке свободных кон­цов (шпилька запаски подсоединяется к свободному концу основного или — на некоторых системах — к подушке отцепки). У такой системы есть свои плюсы и минусы.

Достоинства:

• после отцепки основного парашюта запаска раскрывается немедленно, независимо от скорости действий человека. Это уменьшает высоту, теряемую с момента отцепки до момента раскрытия запаски, — фактор, особо значимый при отцепке на малых высо­тах, а также при прыжках малоопытных, медленно со­ображающих студентов;

• уменьшается вероятность ошибочных действий парашютиста: в случае отказа требуется только выдер­нуть подушку отцепки.

Недостатки:

• если происходит вращение под отказавшим па­рашютом, то раскрытие запаски тоже происходит с вращением тела парашютиста, что может вызвать от­каз запаски;

• если парашютист после приземления в сильный ветер отцепляет основной купол, чтобы тот не тащил его по земле, транзит расчекует ранец запасного пара­шюта.

С помощью специального замка транзит может быть легко отсоединен прямо в воздухе, что позволяет изба­виться от его недостатков. С другой стороны — это опять же потеря драгоценных секунд. Кроме того, уже на тренаже отцепки надо будет отрабатывать различные дей­ствия при разных отказах, так как при возникновении «дуги» или «прогрессирующей закрутки» необходимо отсоединить транзит перед отцепкой.

Целесообразность применения системы спорна. Чаще всего транзит устанавливают на студенческих системах, а продвинутые парашютисты предпочита­ют полагаться на свой опыт и делать все вручную.

Тем, кто использует транзит, не следует забывать, что он не является аналогом или заменой страхующего прибора. Кольцо запасного парашюта после отцепки выдергивать обязательно.

ПРИЗЕМЛЕНИЯ ВНЕЗАДАННОЙ ПЛОЩАДКИ

Возможны ситуации, когда парашютист вынужден приземляться не на специально предназначенную для этого площадку, а в некотором удалении от нее. Такие ситуации возникают из-за ошибки выброски, непра­вильной работы парашютиста под куполом, резко изменившихся погодных условий, при аварийном по­кидании летательного аппарата, отказе основного и вводе в действие запасного парашюта, прыжках при низкой облачности, а также при выполнении различ­ных поисково-спасательных операций.

При удачном стечении обстоятельств у парашюти­ста есть возможность выбрать какую-нибудь поляну, подходящую для приземления, но бывает, что весь рай­он, куда он может приземлиться, заполнен дачными участками, лесом, водоемами и линиями электропе­редач. В таких случаях необходимо как можно раньше начать работу на приземление. Даже для нейтрального купола можно путем скольжения сместить точку при­земления и уйти от препятствий, вопрос только в том, хватит ли высоты. Чем больше запас высоты, тем боль-

ше возможности выбрать место посадки. Поэтому очень важно как можно раньше определить вероятность того, что во время снижения под куполом парашютиста сне­сет на препятствия.

Наши рекомендации