По поводу общения с детьми


Дети должны понимать, почему вы от них чего-то требуете/просите.
Если дети знают установленное правило, достаточно сказать одно слово, не «опять срач в комнате, каждый день прошу» и т.д., а «дверь», «холл» и т.п. Так они будут учиться, им придется задуматься, что такого скрыто в слове «холл». (Бардак или много мусора, например).

Говорите о своих чувствах. «Мне очень неприятно, что в холле грязно, что вы ходите в грязной одежде, я переживаю за вас», «Мне неприятно, что ты на меня кричишь». Все мы имеем право на эмоции, это нужно помнить.

Очень действенный способ – написать записку. Поругались, хотите объясниться, но дети не станут даже выслушивать вас, могут даже послать.
Вам не нравится, что ребята валяются на кровати, когда в холле грязно, половина отряда ничего не делает, попробуйте написать записку «такая-то ситуация, я испытываю такие-то чувства», вас они могут не дослушать, но написанное прочтут до конца и смогут понять все, что вы хотели до них донести.

Ваша просьба или требование должны соответствовать возрасту ребенка. Нельзя от пятилетнего ребенка требовать идеально заправленную кровать, он не сможет. Нужно понимать их способности.


Когда вы описываете какую-то проблему, не говорите «Ты не убрал холл», избегайте «ты», «вы», это попытка надавить на вину, а они должны ее сами почувствовать. Не «вы намусорили», а «в холле грязно», то есть не вы виноваты, а есть такая проблема, которую они сами должны решить.

«Меня не интересует то, кто совершил проступок. Мне нужно, чтобы было чисто». «Мне не важно, кто это сделал, виноваты вы все. Сделайте так, чтобы у вас не было шумно и было чисто. Потом сами разбирайтесь». Такие фразы помогут избежать сваливания вины друг на друга и добиться желаемого результата.

Зачем выяснять, кто подрался? Если драки постоянные, тогда надо узнать, но ваша задача в том, чтобы такой ситуации больше никогда не было.

По поводу самостоятельности.

Предоставляйте им выбор.

-«У тебя испачкана футболка, я бы не хотел, чтобы ты в ней ходил».

А он хочет. Значит, нужно дать ему выбрать.

-«Давай ты либо наденешь другую футболку, либо наденешь сверху что-то».

Так вы дадите ему возможность выбирать самому и быть самостоятельным, показывайте, что вы уважаете его старания. Покажите, что он старался. Даже если у него сейчас не получилось. Не задавайте много вопросов. Контролируйте, но не очень сильно, иначе они не почувствуют самостоятельности. Не спешите отвечать на вопросы, дайте им самим подумать. «Очень интересный вопрос, а как ты думаешь?»

Так вы сможете понять, как они думают, а они смогут что-то представить и додуматься, почему это так.

Старайтесь не использовать слово «нет», это грубое слово, потому что тебе что-то не дали, что –то не разрешили. Лучше предоставьте информацию, почему он не может сейчас это сделать. Не «нет, нельзя», а «через 5 минут обед», чтобы ребенок сам пришел к ответу.

Опять-таки, признавайте чувства.


Опишите проблему.

-«Могу ли я отправиться на кружки?»

-«У нас еще не готов танец».


Заменяйте слово «нет» на слово «да».
-«Я могу уйти в комнату?»
-«Да, когда ты все доешь».

По поводу похвалы.

Она может привести к ухудшению ситуации.

-«Как ты красиво выглядишь!»
-«Дааа, видел бы ты меня час назад, когда я только проснулась!»,


_«ТЫ так классно пел сегодня!»
- «Я же больше не смогу так…»

Также это может восприниматься как манипуляция.
-«Ты так классно выглядишь!»
-«Что вам нужно?»

Вместо того чтобы похвалить, опишите то, что вы видите, потому что ребенок может понять сам, что рисунок его, например, не очень хорош.
-«Это дом?»
-« Да, это дом».
-«Это солнышко?»
-«Да это оно».


-«Вы так круто убрались в комнате!»
-«Ага, видели бы, как именно мы убрались!»
Лучше сказать «Я вижу, что в комнате чисто».

Пусть ребенок сам себя похвалит, он сам даст себе оценку, а нет ничего важнее, чем самооценка.

Избегайте похвалы, которая намекает на слабость или неудачи в прошлом и нельзя хвалить за то, что он не хотел делать.

Например:
-«Ты так здорово вырвал каждую клеточку из тетрадки!»
-«Ты же сам меня заставил!!!»

Если вы хвалите ребенка, будьте готовы к повторному действию. Никогда не хвалите за то, что дети громко свистят в свисток. После похвалы он будет стараться еще раз заслужить похвалу.

Приказной тон – сопротивление и отторжение. Дети, возможно, сделают то, что вы просите, но любить вас вряд ли будут.

Помните, что создание дружеской атмосферы при решении мелких проблем поможет вам в решении серьезных и сложных проблем. Помните это и выстраивайте дружескую атмосферу, тогда не нужен будет приказной тон и жесткие меры.

Когда вы хотите распределить дела и обязанности с детьми, предоставьте им выбор. Опять же не в приказе, а дать им список 10 пунктов, 5 на них, 5 на вас, пусть сами выберут.

Вместо приказов поощряйте сотрудничество.

1. Опишите проблему.

2. Опишите ваши чувства и ощущения.
(«Мы не можем сейчас работать под громкую музыку).

3. Предложите выбор, как решить эту ситуацию, способы решения.

4. Озвучьте свои ожидания («я ожидаю от вас, что вы, требуя уважения к себе, будете уважать и других).

Если они вас уважают, они не захотят вас подводить – будут оправдывать ваши ожидания.

Когда хотите решить какую-то проблему, решите ее вместе с детьми.


«Вот есть такая проблема. Как мы можем сделать так, чтобы и нам, и вам было хорошо?» Принцип мозгового штурма. Они в этом примут участие и у вас настроится контакт.

Помните, что дисциплина и наказания – очень разные вещи.
В идеале вы вообще не должны наказывать детей. Вы должны решать проблемы.
Ты не убрался в комнате – ты не идешь на дискотеку. Где логика?!

Если прибегаете к наказанию, оно должно быть логичным.

Альтернатива наказания – выразить эмоции.

«Мне неприятно от того, что ты так поступаешь».

Заявите о своих ожиданиях. Предложите возможность выбора решения проблемы и предложите возможность искупления вины.

Когда есть проблема, предоставьте ребенку возможность изложить то, как он видит ее решения, не перебивая

И реагируйте с пониманием, после чего выскажите свою точку зрения.

А теперь очень важные фразы. Я бы, работая на старших детях, написал их и повесил на стену.

· Большое значения имеют чувства людей.

· Большое значения имеют слова.

· Помните, что не все воспитаны так же, как вы. Не у всех есть такие возможности, как у вас. Все люди разные, примите это как данность.

· Каждому важно ощущать, что его ценят.

Если хотите чему-то научить, то проводите какую-то мысль через всю смену. Подбирайте мероприятия четко под нее.

Я надеюсь, что хоть немножко вам будет это полезно!

Наши рекомендации