Перевод: Назар Черковский. В 2006-ом году ко мне обратились из ООН с предложением стать их послом доброй воли
В 2006-ом году ко мне обратились из ООН с предложением стать их послом доброй воли. Они уже приняли на эту должность Зинедина Зидана для Европы и Роналдо для Южной Америки, поэтому хотели, чтобы я представлял Африку. И Зидан и Роналдо [бразилец и зубастик Роналдо – прим. переводчика] были для меня настоящими футбольными иконами, поэтому стать в один ряд с ними было большой честью для меня. Я был очень рад помогать им и всему миру бороться с проблемами бедности, заболеваний и другими подобными несчастьями. Единственное, чего я очень боялся - разочаровать людей, возлагавших на меня большие ожидания.
Также я переживал о том, смогу ли выделить достаточно времени, чтобы исполнять эту роль. Ведь мои обязанности перед «Челси» вместе с игрой за сборную плюс моя благотворительная работа оставляли мне очень мало времени для путешествий в различные уголки Африки. Но вскоре я понял, что это не является проблемой. Начиная с января 2007 года, я стал частью группы спортсменов, которые привносили свои идеи в программу развития Организации Объединенных Наций и помогали достигать поставлённых целей.
Одна из обязанностей посла доброй воли - это продвижение главных 8-ми целей развития тысячелетия, выдвинутых Организацией Объединенных Наций. Среди главных задач: ликвидирование бедности и голода, обеспечение начального образования, борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и прочими заболеваниями, сокращение детской смертности и другие. Для меня, к примеру, существовало немного другое ежегодное задание, имевшее главной целью повышение осведомлённости всех людей в проблемах, с которыми стыкается Африка. Я действительно верю в то, что предлагает программа развития ООН, и я убеждён, что их работа может дать позитивный эффект. Поэтому я горжусь тем, что связан с организацией, имеющей подобные благие намерения.
Первая кампания, в которую я был вовлечён, проходила в 2008 году, когда я был в составе жюри во время вручения награды Красного Креста. Эта организация работает над проблемами больных ВИЧ/СПИДом. Это мероприятие стало действительно важным для демонстрации работы, которая проделывалась столь долгое время.
Подобным образом я, отдельно от моего сотрудничества с ООН, в ноябре 2009 года, объединившись с Боно, решил инициировать небольшую кампанию по борьбе со СПИДом. Само мероприятие состоялось как раз накануне дня борьбы с ужасной болезнью, к этому присоединилась компания Найк. Найк анонсировали начало сотрудничества с «Красным» фондом Боно и глобальным фондом борьбы против ВИЧ/СПИДа, туберкулёза и малярии. Идея заключалась в том, чтобы начать продавать специальные красные шнурки с лозунгом «Завяжи узел. Спаси жизнь». Все средства были разделены между этими двумя фондами и для меня было большой честью стать одним из основателей этой программы. Для меня это было действительно важным, поскольку ВИЧ/СПИД уничтожил жизни очень многих людей на моём континенте.
Благодаря различным благотворительным инициативам ООН, я часто был вовлечен в помощь решению различных проблем по всему миру, чем я очень горжусь. Очень часто мне приходилось путешествовать по странам и городам, которые, к примеру, потерпели какой-то природный катаклизм. Сама кампания включала в себя:
- мобилизацию людей, чтобы искоренить использование бомб или боеприпасов;
- борьбу с влиянием, которое вооруженное насилие имеет на развитие экономики, здравоохранения и образования стран Африки;
- борьбу с распространением малярии;
- помощь людям в восстановлении после того, как они перенесли эболу.
Очень часто программы и цели охватывали такие сферы человеческой жизни, которые я и так знал и чувствовал с ними особенную связь. Малярия, к примеру, была очень близкой моему дому, потому что я, наверное, дважды за свою жизнь болел этой заразой: первый раз - когда был подростком, а затем в 2010 году, когда я уже играл за «Челси». Оба раза этой болезнью я заразился из-за собственной слабости, моя иммунная система стала слишком уязвимой. Поэтому после укуса малярийного москита я был не в состоянии дать отпор.
Тем не менее я был молодым, сильным и здоровым и у меня был лёгкий доступ ко всем медицинским услугам, мне повезло в этом плане. Я знал, как часто в Африке случается по-другому, как много людей не имеют возможности лечиться и умирают. Я собственными глазами видел, как малярия убивала людей и даже целые семьи в связи с тем, что они начали либо слишком поздно лечиться, либо у них вообще не было для этого возможностей. Мы стараемся предоставить больницам необходимые инструменты для предотвращения, диагностики и лечения этой страшной болезни. Ведь в странах, которые находятся за гранью бедности, смертность от малярии просто огромнейшая. Очень тревожен тот факт, что после вспышки в западноафриканских странах вируса эболы в 2014-ом, там начало расти количество случаев малярии, поскольку люди либо не обращались за лечением, либо получали отказ из-за переполненных заболевшими эболой палат.
Теперь, когда я завершил карьеру в сборной, у меня есть больше времени приезжать в места, страдающие от тех же проблем, от которых страдал я.
В 2010 году мне позвонила мой PR-менеджер, Каролина, и сообщила о том, что журнал Time в Америке хочет взять у меня интервью и провести фотосессию, поскольку я вошел в список «ТОП-100 самых влиятельных людей в мире» по их версии. Вдобавок меня поместили на обложку журнала вместе с Биллом Клинтоном и Леди Гагой. Это был момент моей гордости, поскольку я всегда хотел привлечь внимание людей со всего мира к Африке, чтобы они посмотрели на наш континент с позитивными мыслями, чтобы увидели, сколько работы мы делаем, чтобы улучшить жизнь местных жителей.
В декабре 2011-го, издание Beyond Sport вручило мне награду «Гуманитарная спортивная премия года» за мою работу в Кот-д’Ивуаре, когда я пытался принести в свою страну мир и здоровье. Война в Кот-д’Ивуаре была сокрушительной, а состояние здравоохранения только ухудшалось. Поскольку моё сообщение имело столь большое влияние на развитие дальнейших событий, мне было очень приятно получить данную премию.
В мае 2012 года я был вовлечён в работу кампании Зенани Манделлы, ориентированной на безопасность дорожного движения. Эта кампания в итоге имела большое влияние на местных детей. Целью мероприятия было увеличение безопасности на дорогах для детей, особенно в развивающихся странах. Ведь на дорогах в Африке умирает большее количество ребятишек, чем от малярии или СПИДа. Это страшная цифра. Кампания была названа в честь правнука Нельсона Манделлы, Занани, убитого в возрасте 13 лет по вине пьяного водителя. Вся его семья была подавлена, и поскольку я держал контакт с ними, то был точно в таком же состоянии. Я пытался помочь этим людям всем, чем только мог.
В октябре 2014 года мне выпала большая честь выступить на церемонии открытия Всемирного Инвестиционного форума, который проходит каждый год в рамках Конференции ООН по торговле и развитию. Я был приглашен из-за большой работы, проделанной моим фонд. Это стало знаком того, что его деятельность не прошла даром и начала признаваться всем миром, что было чрезвычайно приятным. Сам форум был огромным мероприятием, проходившем в Женеве в честь 50-летия подразделения ООН по торговле и развитию. На сцене выступил не только президент Швейцарии и президент самого подразделения, но и Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун. Я чувствовал, что не достоин находиться рядом с такими влиятельными людьми, тем более выступать перед ними, перед более, чем 400 делегатами из разных стран. Все так внимательно меня слушали, пока я читал свою 7-минутную речь. Однако мне было немного не по себе.
Свою речь я написал сам, затем послал её своему другу, который сделал несколько изменений, дополнений и поправок. В сущности, это были мои слова, я был уверен в том, что произношу, это были мои убеждения и собственное видение всей ситуации. Когда это именно так, вы хотите, чтобы как можно больше людей услышало вас и ваше мнение. Я говорил о том, как предпринимательство и инвестиции необходимы для устойчивого развития в Африке. Говоря о своей стране, я отметил, насколько важно развивать сельское хозяйство, а также сферу услуг и добывающую промышленность, поскольку у нас большое количество молодого населения (около 50% населения Кот-д’Ивуара – люди возрастом до 20 лет). Я также рассказал о планах своего фонда по поводу улучшения здравоохранения и образования, и наших попыток добиться лучшей заработной платы для сельского населения, в особенности для женщин. Мы планируем создать собственную сельскохозяйственную схему, при помощи которой женщины из сельской местности могли самостоятельно заработать себе деньги. Как и всегда, это только небольшое начало нашего развития, ведь есть ещё много различных задач. Но ведь надо с чего-то начинать.
Я очень нервничал во время своего выступления, но думаю, что моё сообщение было правильно подано и многие его поняли. Я надеюсь, что смогу продолжить такой вид информационно-пропагандистских выступлений и в дальнейшем. Мне нравится это, и если быть честным, то я даже привык выступать подобным образом, ещё начиная со времен, когда был капитаном своей сборной. В Африке очень уважают людей, которые могут правильно высказать свое мнение. Очень часто во время обедов или мероприятий с нашим премьер-министром или президентов футбольной федерации, меня просили встать и двинуть речь. Раньше я всегда приходил в ужас и волнение, когда меня заставляли говорить на публику, но теперь я привык и мне намного легче выступать перед другими.
Совсем недавно я был удостоен премии Barclays Spirit of the Game Award (Дух игры) за свою благотворительную деятельность в Африке. Она направлена на признание и поощрение людей, сильных духом, поэтому я был действительно тронут получением такой награды. Но моя работа в Африке касалась исключительно помощи людям, в особенности детям, чтобы дать им шанс мечтать, ведь куда легче мечтать, когда ты находишься в добром здравии. Именно в этом направлении работает мой фонд, а также ООН и другие благотворительные организации, которым я помогал.
Как и всегда, эти переживания научили меня, что мои слова могут быть использованы в качестве движущей силы перемен, и что я могу послужить положительным примером для других. Я воспринимаю свою роль посла доброй воли крайне серьёзно, при этом совершенно комфортно себя в ней чувствую. Я очень надеюсь, что в будущем получу еще больше возможностей решать публичные вопросы, связанные с моей страной и континентом. Ведь они навсегда в моём сердце.
ГЛАВА 23. КУДА ТЕПЕРЬ?
Я до сих пор удивлён тем, как сложилась моя жизнь. Да, я всегда хотел быть футболистом, но я никогда не мог представить, что моя популярность достигнет уровня, когда я буду идти по любой улице мира, и меня будут узнавать десятки или даже сотни людей. Я обычный парень и не думаю, что я изменился как человек, я просто научился приспосабливаться к различным жизненным ситуациям. Некоторые люди говорят, что я сильно изменился, но иногда случается, что на самом деле это мир вокруг тебя изменился, а ты остаёшься таким же. Просто некоторые люди хотят рассказать тебе, как себя нужно вести в той или иной ситуации, но я не собираюсь всё время случать других.
В Кот-д’Ивуаре, мой статус достиг такого уровня, что многим людям даже сложно осознать, пока они не увидят это собственными глазами. Для примера: помню, как одна женщина подошла ко мне и сказала: «У меня есть сын, и я назвала его Дрогба». Не Дидье, а именно Дрогба. Это безумство, но теперь я понимаю, насколько большое влияние оказываю на свою страну благодаря тому, что просто забиваю голы.
Иногда я останавливаюсь и думаю: «Почему я? Почему всё это произошло именно со мной?» Но я верю в человеческую судьбу и твёрдо верю в Бога. Я думаю, что когда он позволил мне родиться на этой земле, то сказал: «Ты должен отдавать и ты должен способствовать чему-то». Футбол очень много мне дал, и я уверен, что благодаря ему я ставлю перед собой только наивысшие цели. Он вдохновлял меня на достижение ещё более сложных задач, как например, начать помогать другим. Эта нить проходила через всю мою жизнь, и спорт стал для меня способом улучшать жизнь других людей. В будущем я продолжу использовать его с данной целью.
Хоть я больше и не играю в «Челси», я верю, что в один прекрасный день я вернусь туда в другой роли. За несколько дней до окончания сезона 2014-15 у меня состоялась встреча с менеджером и другими представителями клуба, они сказали: «Ты должен оставаться на связи со своим клубом, ты не можешь просто уйти и исчезнуть. Ты являешься частью истории нашего клуба. Мы уважаем твое желание продолжать играть, наслаждаться футболом, но как только ты решишь закончить карьеру игрока, возвращайся к нам». Для меня было бы идеально, если бы я и Фрэнк в будущем стали представителями «Челси». Это было бы логичным шагом продолжения нашего сотрудничества.
На протяжении многих лет я всё лучше узнавал мистера Абрамовича, он всегда удивлял меня. Он по-прежнему тихий застенчивый парень, который любит и знает свой футбол. Я обедал с ним много раз, он всегда хотел знать, что чувствуют игроки в его команде, какой настрой у каждого из нас. Он является очень тихой и скрытной персоной, поэтому я не могу очень много о нём рассказывать, это было бы неправильно. Но для меня он является человеком чести и я очень рад, что с ним знаком и мы находимся в таких хороших отношениях.
Кроме того, как я уже говорил, между мной и Моуриньо всегда были особенные взаимоотношения. Он привёл меня в клуб первый раз, затем он вернул меня туда во второй, при этом уточнив, что приглашает меня не по старой дружбе, а поскольку считает, что я всё ещё могу помочь команде. Он всегда сохранял во мне веру в себя. Большинство тренеров, приходя в новый клуб, говорят: «Мы попытаемся что-то выиграть, но это будет трудно». Жозе говорит: «Я здесь, чтобы победить». Такой настрой влияет на всех игроков и воспитывает в них менталитет победителя. Это то, что произошло со мной, и за что я всегда буду благодарен ему. Он очень много дал мне как игроку.
Я уверен, что принял правильное решение, когда поехал в ещё одно путешествие перед тем, как повесить бутсы на гвоздь. Я хотел просто получить удовольствие от футбола, до этого у меня это тяжело получалось. Но я всегда наслаждался тем местом, в котором играл, будь то Англия, Франция, Африка, Китай, Турция, и вот сейчас Монреаль. Я по-настоящему ценю весь этот опыт. Я рад своему новому вызову в МЛС, ведь я все ещё очень амбициозный футболист. Куда бы я не поехал, всегда узнаю что-то новое для себя, мне очень приятно это чувство.
Поэтому я хочу вернуться в «Челси», как только повешу бутсы на гвоздь, а сейчас я просто наслаждаюсь своими последними мгновениями в футболе. Я был очень рад присоединиться к клубу «Монреаль Импект» и начать новый сезон в МЛС, а ещё больше я радовался сделанному хет-трику во время своего первого матча со стартовых минут. После десяти матчей я забил девять голов, и такой уровень будет очень сложно поддерживать, ведь я реалист и здраво смотрю на вещи. Я понимаю, что уже далеко не тот игрок, которым был лет 5 назад, но я читаю игру лучше, чем любой 21-летний игрок.
В идеале своё будущее я вижу в «Челси», в Англии. Но вместе с тем я желаю продолжить развивать свой благотворительный фонд. Конечно, я бы хотел, чтобы люди не имели потребности в подобных фондах, и чтобы в итоге моя благотворительность всё уменьшалась в масштабах из-за того, что люди ни в чём не нуждаются. Это был бы идеальный мир. Но я реалист и живу в реальном мире, понимая, что я должен продолжать помогать людям.
Я не идеален, и прекрасно это понимаю, но я пытаюсь оставлять свои ноги на земле и не летать высоко, при этом помня, откуда я родом. Я начал свою жизнь с минусом ничего, а теперь всё что у меня есть – это большой плюс. Я знаю, насколько хрупкой бывает жизнь, как резко всё может измениться, поэтому какой бы статус я не имел в глазах других людей, сколько бы денег на благотворительность не выделил, самое важное для меня – оставаться человеком, который всё делает правильно и пытается оставить небольшой след на этой земле.
Я думаю, что оставил свой след в футболе, это то, что уже никому у меня не отнять. Тем не менее я надеюсь, что люди в будущем будут говорить: «Он был хорошим футболистом, но при этом был большим мозгом. Он умел пользоваться своей головой и вне футбольного поля». Как правило, я не очень люблю говорить о том, что я делаю, но сейчас я нахожусь на таком этапе в своей жизни, когда чувствую, что должен рассказывать об этом. Я чувствую, что это может что-то изменить.
Моя жена и я воспитываем наших детей так, чтобы они захотели продолжить мою благотворительную деятельность в будущем, чтобы они тоже желали помогать другим. Это наша надежда. Им очень повезло, ведь у них есть всё, чего они только захотят, но они должны нести ответственность за всё, что они имеют или делают. Для меня это как создать большое наследие, которое было бы лучшим наследием в мире.
Однажды я покину этот мир. И если на тот момент моя семья будет продолжать начатую мной работу, то я думаю, что умру счастливым человеком.
Над переводом работали:
Назар Черковский
Наташа Джога
Дмитрий Салов
Юлия Сидоренко
Редактор:
Тамила Заброда