Значени общественного центра в социальном и культурноо-бытовом обслуживании населения

Общественные здания, их архитектура, расположение и связь с общей застройкой играют большую роль в композиции города. Наиболее значительные общественные здания — административные, культурно-просветительные, торговые — обычно располагают в общегородском центре, на центральных площадях и магистралях. В этих условиях они становятся доминирующими, во многом определяют силуэт, масштабы и всю архитектурную панораму района и даже города. Градостроительное значение крупных общественных зданий усиливается при объединении их в комплексы. В ансамбле, в окружении организованной, подчиненной единому замыслу застройки, значительно возрастают требования к архитектуре общественных зданий. В качестве блестящих примеров градостроительного значения общественных зданий можно привести классические ансамбли Ленинграда — Дворцовую площадь, стрелку Васильевского острова, площадь Декабристов, комплекс Адмиралтейства, площадь Искусств. В этих ансамблях общественные здания занимают главенствующее положение на площадях и тем самым определяют архитектурное лицо центральных районов города.

Важными в градостроительном отношении являются также общественные здания районного и микрорайонного значения. Для более удобного обслуживания определенного контингента населения эти здания целесообразно располагать концентрированно в виде так называемых общественных центров. С утилитарной точки зрения при такой организации обслуживания жители города смогут удовлетворять свои бытовые и культурные потребности в одном месте и поэтому будут затрачивать меньше времени и энергии. При проектировании микрорайона применяют разнообразные приемы построения архитектурных ансамблей зданий общественного центра. Их объёмно-пространственные композиции могут представлять собой комплекс свободных отдельностоящих павильонов или блок из нескольких корпусов. Композиции общественного центра зачастую проектируют и по компактной схеме в виде единого объема с внутренним двором. Примером использования указанных приемов может служить проект зданий общественного центра микрорайона на 6—7 тыс. жителей.

Центр современного жилого района проектируют из комплекса зданий общественных и торговых предприятий, необходимых по местным условиям. На рисунке показан пример проектного предложения комплекса общественно-торгового центра небольшого жилого района на 25 тыс. человек. Комплекс зданий этого центра включает здание кинотеатра, спортивный павильон и блок зданий торгового центра. Значительное место среди зданий этого комплекса занимает блок торгового центра. Композиция торгового центра запроектирована по компактной схеме с внутренним двором.

Объемно-пространственные композиции торгового центра жилого района проектируют в виде комплекса отдельно стоящих павильонов, блока зданий центра с фронтальной или развернутой конфигурацией плана, в виде компактной блокировки зданий вокруг хозяйственного двора с квадратным контуром плана, а также с параллельно поставленными зданиями, обращенными один к другому фасадами.

Ансамбли, создаваемые группировкой подобных общественных зданий, обычно формируют на одной или нескольких взаимосвязанных площадях. Необходимо, чтобы формирование ансамблей или отдельных общественных зданий происходило не изолированно, вне связи с окружающей средой, а было бы тесно увязано в одно целое. Эта органическая связь объемно-пространственной композиции общественного ансамбля или отдельного общественного здания достигается путем учета характера окружающей застройки и природного ландшафта.

Для того чтобы выделить общественные здания среди общей застройки и подчеркнуть их ведущее положение, необходимо стремиться, чтобы объемно-пространственные композиции этих зданий по своей художественно-эмоциональной выразительности были бы наиболее впечатляющими. На городских площадях (центральных, районных, театральных, вокзальных и др.) общественные здания должны по возможности занимать главенствующее положение, определяя архитектурное лицо площади. На рисунке приведен пример расположения зданий на привокзальной площади в Одессе. В ансамбле этой площади доминирующая роль принадлежит вокзалу, как центрально расположенному общественному зданию. Важное значение также имеет создание объемно-высотных композиций, подчеркивающих своим вертикальным развитием их расположение на рельефе местности. Расположение общественных зданий или их ансамблей на возвышенных пунктах городской территории, с восходящим по рельефу архитектурно-обработанным подходом к ним зрителя, содействует усилению эффективности градостроительной роли этих зданий.

В целях обеспечения акцентирующей роли общественных зданий важно соблюдать такое композиционное построение, которое было бы гармонично увязано с контрастирующими объемами окружающих зданий. Это особенно следует учитывать в случаях возведения общественных зданий, незначительных по объемам или высоте сравнительно с окружающей современной городской застройкой жилыми зданиями повышенной этажности и протяженными но длине. В современной архитектурной практике проектирования крупных общественных зданий широко распространен прием расчленения здания на отдельные различные по высоте и конфигурации геометрические объемы. По этому принципу, например, запроектирован Московский городской аэровокзал, представляющий собой отдельно стоящие корпуса, объединенные общим композиционным замыслом.

Другим приемом, характерным для современной практики проектирования, является композиция из отдельных имеющих различное функциональное назначение объемов, связанных между собою в единое сооружение. Примером такой композиции может служить здание дворца пионеров и школьников в Киеве, запроектированное как пространственно развитый и в то же время единый архитектурный организм. Большое распространение в современной практике проектирования крупных общественных зданий получил прием компоновки двух объемов в виде многоэтажного здания и связанного с ним одноэтажного. Таковы, например, здания Совета Экономической Взаимопомощи, Главного вы числительного центра Госплана СССР, Гидропроекта, Виалегпрома, сооружаемые в Москве.

Здание Совета Экономической Взаимопомощи состоит из двух основных частей: административного 30-этажного корпуса, предназначенного для представительств стран — членов СЭВ, секретариата, института стандартизации, и стилобата с расположенными в нем залами заседаний исполкомов, конференц-залом и рестораном. К зданию примыкает 13-этажный корпус гостиницы. Общий объем всего комплекса составляет 300 тыс.м3.

Все указанные новые творческие композиционные приемы проектирования крупных общественных зданий создают широкие возможности для достижения органической связи объёмно-пространственного замысла с градостроительной ситуацией и разнообразят силуэт застройки, придавая ей большую архитектурную выразительность.

Наши рекомендации