Раздел 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСТАНЦИИ
Классификация дистанций
3.1.1 Класс дистанции определяется параметрами, указанными в Таб. 3.1.
3.1.2 Параметры этапов должны соответствовать требованиям, указанным в Таб. 3.2, 3.3.
3.1.3 При расчёте длины дистанции учитывается набор высоты из расчёта: на 1 м набора высоты сверх приведенных в Таблице 3.1. добавляется 20 м длины дистанции.
Таблица 3.1 Параметры дистанции
К Л А С С | Короткая личная, связка, группа | Длинная личная, связка, группа | ||||
Длина (м) | Минимальный набор высоты (м) | Кол-во технических этапов | Длина (м) | Минимальный набор высоты (м) | Кол-во технических этапов | |
200-400 | - | 4-5 | 1000-3000 | - | 4-5 | |
400-800 | - | 4-5 | 3000-5000 | - | 4-5 | |
800-1200 | 20 | 4-6 | 5000-7000 | 20 | 4-6 | |
1200-1600 | 30 | 5-7 | 7000-9000 | 30 | 5-7 | |
1600-2000 | 50 | 6-8 | 9000-12000 | 50 | 6-8 | |
2000-2500 | 70 | 6-8 | 12000-15000 | 70 | 6-8 |
Таблица 3.2 Параметры и характеристики технических этапов
(дистанция-пешеходная-связка, дистанция-пешеходная-группа)
Название этапа | Класс дистанции | |||||
Переправа вброд | - Судейские перила, самостраховка; - с опорой на перила; - с альпенштоком L=5-12 м, h=до 0,4 м | Судейские перила, самостраховка, сопровождение L=10-15 м, h=0,3-0,6 м | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=12-25 м, h=0,4-0,8 м | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=20-30 м, h=0,5-1 м | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=25-38 м, h=0,8-1,2 м | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=30-48 м, h=0,8-1,5 м |
Переправа по бревну | Судейские перила, - самостраховка; - гимнастическая страховка L=6-10 м | Судейские перила, самостраховка, сопровождение L=6-12 м | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=8-12 м | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=10-15 м | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=12-18 м | Укладка бревна. Организация перил, самостраховка, сопровождение L= 10-15м, L бр=5-8 м |
Переправа по параллель-ным перилам | Судейские перила, - самостраховка; - гимнастическая страховка L=8-14 м | Судейские перила, самостраховка, сопровождение L=14-20 м | Перила судейские, самостраховка, сопровождение L=20-28 м | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=18-25м | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=25-32 м | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=32-40 м |
Навесная переправа | - | Судейские перила, самостраховка, сопровождение L=15-22 м | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=20-28 м | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=28-35 м | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=35-45 м | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=45-55 м |
Спуск по наклонной навесной переправе | - | - | Судейские перила, самостраховка, сопровождение L=15-22 м, α= 20-30° | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=15-22 м, α= 20-30° | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=22-30 м, α= 30-40° | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=30-37 м, α= 30-40° |
Подъём по наклонной навесной переправе | - | - | - | Судейские перила, самостраховка, сопровождение L=15-22 м, α= 20-30° | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=22-30 м, α= 30-40° | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=25-35 м, α= 40-50° |
Таблица 3.2 Окончание
Название этапа | Класс дистанции | |||||
Вертикаль-ный маятник | Перила судейские, гимнастическая страховка Н=3-5м, L= до 3 м | Перила судейские, самостраховка Н=3-5м, L =3 м | Перила судейские самостраховка, сопровождение Н=5-10 м, L=3-5м | Организация перил, самостраховка, сопровождение Н=5-10 м, L=3-5 м | Организация перил, самостраховка, сопровождение Н=5-15м, L=5-10 м | Организация перил, самостраховка, сопровождение Н=10-15 м, L=5-10 м |
Подъём, спуск | Перила судейские, - самостраховка; - спортивным способом; - с альпенштоком L=15-25 м, α – 20-30° | Перила судейские, самостраховка L=20-30 м, α – 25-35° | Организация перил, самостраховка L=25-35 м, α – 30-40°; допущены вертикальные участки до 5 м | Организация перил, самостраховка; верхняя командная страховка L= 35-45 м, α – до 35-45°; допущены вертикальные участки до 10 м | Организация перил, самостраховка; верхняя командная страховка L= 45-55 м, α - 40-50°; допущены вертикальные участки до 15 м | Организация перил, самостраховка; верхняя командная страховка L =45-55 м, α =50-60°; допущены вертикальные участки до 20 м |
Траверс | Перила судейские, самостраховка; - с альпенштоком L=15-22 м, α – до 20-30° | Перила судейские, самостраховка, L= 22-30 м, α – 25-35° | Организация перил, самостраховка L=25-35 м, α – 30-40° | Организация перил, самостраховка L= 35-45 м, α – 35-45° | Организация перил, самостраховка; L=45-55 м, α – 40-50° | Организация перил, самостраховка; L=45-55 м, α – 50-60° |
Таблица 3.3 Параметры и характеристики технических этапов
(дистанция – пешеходная, индивидуальное прохождение)
Название этапа | Класс дистанции | |||||
Переправа вброд | Судейские перила. - самостраховка; - с опорой на перила; - с альпенштоком L=5-10 м, h=до 0,4 м | Судейские перила, самостраховка L=10-15 м, h=до 0,6 м | Судейские перила, самостраховка, L=15-20 м, h=до 0,8 м | Восстановление перил, самостраховка L=10-20 м, h=до 1 м | Восстановление перил, самостраховка L=20-25 м, h=до 1,2 м | Восстановление перил, самостраховка L=25-30 м, h=до 1,5 м |
Переправа по бревну | Судейские перила. - самостраховка; - с опорой на перила; - гимнастическая страховка L=6-10 м | Судейские перила, самостраховка, L=10-15 м | Организация перил, самостраховка, L=8-12 м | Организация перил, самостраховка, L=10-15 м | Организация перил, самостраховка, L=12-18 м | Организация перил, самостраховка, L =15-25 м |
Переправа по параллель-ным перилам | Судейские перила. - самостраховка; - гимнастическая страховка L=6-12 м | Судейские перила, самостраховка, L=12-18 м | Судейские перила, самостраховка, L=18-25 м | Восстановление перил, самостраховка, L=18-25 м | Организация перил, самостраховка, L=18-25 м | Организация перил, самостраховка, L=25-32 м |
Навесная переправа | - | Судейские перила, самостраховка L=14-20 м | Судейские перила, самостраховка, L=20-30 м | Восстановление перил, самостраховка L=14-20 м | Организация перил, самостраховка, L=20-28 м | Организация перил, самостраховка, L=28-35 м |
Спуск по наклонной навесной переправе | Судейские перила самостраховка (самовыпуск) L=15-22, α – 20-30° | Восстановление перил, самостраховка (самовыпуск) L=22-30 м, α= 20-30° | Организация перил, самостраховка (самовыпуск) L=22-30 м, α= 30-40° | Организация перил, самостраховка (самовыпуск) L=30-37 м, α= 30-40° | ||
Подъём по наклонной навесной переправе | Судейские перила, самостраховка L=15-22, α – 20-30° | Восстановление перил, самостраховка L=15-22, α – 20-30° | Организация перил, самостраховка L=15-22, α – 30-40° |
Таблица 3.3 Окончание
Название этапа | Класс дистанции | |||||
Вертикаль-ный маятник | Перила судейские, Н=3-5 м, L до 3 м | Перила судейские Н=5-10 м, L=3-5м | Организация перил Н=5-10 м, L=3-5 м | Организация перил Н=7-10 м, L=4-6м | Организация перил Н=10-15 м, L=5-10м | |
Подъём | Перила судейские - самостраховка; - спортивный способ; - с альпенштоком L=15-25 м, α – 20-30° | Перила судейские, самостраховка L=25-35 м, α – 25-35° | Перила судейские, самостраховка L=25-35 м, α – 35-45°; допущены вертикальные участки до 5 м | Перила судейские, самостраховка L=35-45 м, α – 35-45°; допущены вертикальные участки до 10 м | Организация перил, самостраховка L=25-35 м, α – 45-55°; допущены вертикальные участки до 15 м | Организация перил, самостраховка L=35-45 м, α – 45-55°: допущены вертикальные участки до 20 м |
Спуск | Перила судейские. - самостраховка; - спортивный способ; - с альпенштоком L=15-25 м, α – 20-30° | Перила судейские, самостраховка L=25-35 м, α – 25-35° | Организация перил, самостраховка L=15-18 м, α – 35-45° допущены вертикальные участки до 5 м | Организация перил, самостраховка L=18-28 м, α – 35-45° допущены вертикальные участки до 10 м | Организация перил, самостраховка L=28-38 м, α – 45-55° допущены вертикальные участки до 15 м | Организация перил, самостраховка L=28-38 м, α – 45-55° допущены вертикальные участки до 20 м |
Траверс | Перила судейские, самостраховка; с альпенштоком L=10-20 м, α – 20-30° | Перила судейские, самостраховка L=20-30 м, α – 25-35° | Перила судейские, самостраховка, L=20-30 м, α – 35-45° | Перила судейские, самостраховка L=30-40 м, α – 35-45° | Перила судейские, самостраховка L=30-40 м, α – 45-60° | Перила судейские, самостраховка L=40-50 м, α – 45-60° |
3.1.4 Длиной этапа (L) является: расстояние между ТО – для этапов: переправы, траверс; длина ОЗ – для этапов: вертикальный маятник, спуск, подъём.
3.1.5 Крутизной склона (a) является: средний уклон склона в ОЗ этапа; угол наклона перил.
3.1.6 Высотой вертикального маятника (H) является минимальное расстояние между точкой крепления маятниковой верёвки и КЛ ОЗ..
Постановка дистанций
3.2.1 Требования к дистанциям:
· Дистанция должна быть спланирована так, чтобы:
- было соблюдено равенство условий борьбы для всех участников;
- участники не пересекали опасные места (железнодорожные пути, дороги с интенсивным движением транспорта, плохо замерзшие реки, непроходимые болота и т.п.), не передвигались по запретным для бега территориям (посевы, лесопосадки и т.п.), через неблагоприятные в экологическом отношении участки (свалки, отстойники очистных сооружений и т.п.);
- участники не передвигались большую часть дистанции через сплошные заросли крапивы и других растений, оказывающих раздражающее действие на организм спортсменов.
· Длина коротких дистанций измеряется по коридору движения. На дистанциях (отдельных её участках) с ориентированием по карте, расстояние замеряется по прямой линии между двумя точками и умножается на коэффициент 1,2.
· КВ одного технического этапа не должно превышать 50% от общей суммы КВ всех технических этапов дистанции.
· Трасса маркированной дистанции не должна иметь пересечений и участков со встречным движением. На входах и выходах с этапов так же не должно быть встречного движения.
· Длина самого большого расстояния между предыдущим и последующем техническими этапами (стартом, финишем) не должна быть больше половины длины всей дистанции.
· На дистанции класса N могут быть поставлены не больше двух этапов более низкого класса (N-1). При определении класса дистанции такие этапы учитываются как 0,5 этапа класса N.
· На дистанции класса N могут быть поставлены не больше двух этапов более высокого класса (N+1). При определении класса дистанции такие этапы учитываются как 1,5 этапа класса N.
· Если на дистанции ставится блок этапов (комбинация двух или трёх технических этапов), то параметры этапов, входящих в блок, могут не соответствовать параметрам, указанным в Таб. 3.2, 3.3. При этом параметры хотя бы одного из этапов, входящих в блок, должны соответствовать параметрам заявленного класса. При определении класса дистанции блок этапов засчитывается как 1,5 этапа. Количество блоков на дистанции не должно превышать 3.
· На дистанции 4 класса должно быть поставлено не менее 1-го блока этапов, 5-6 класса – 2-х блоков этапов.
· При постановке на дистанции этапа ориентирования используются спортивные карты следующих масштабов: 1:5000, 1:7500, 1:10000, 1:15000.
· Этап ориентирования не должен быть определяющим при постановке дистанции.
3.2.2 Требования к маркировке:
· На короткой дистанции маркировка должна быть сплошной или обустроена таким образом, чтобы в каждой точке трассы участник, находясь у одного участка маркировки, видел не менее двух расположенных впереди. Прерывистая маркировка должна быть проложена по одну сторону движения участников.
· оговоренные участки трассы дистанции (дорога, дамба, просека и т.п.) могут не содержать маркировки, если нет развилок или они закрыты сплошной маркировкой, сход с такого участка должен быть отмечен сплошной маркировкой.
· маркировка должна идти как минимум по одну сторону трассы дистанции; там, где трасса делает поворот, место поворота дополнительно должно быть обозначено сплошной маркировкой с внешней стороны поворота.
· вход и выход с этапа должны быть равноценны для всех ниток этапа и не должны пересекать рабочую зону группы (связки, участника).