Раздел 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСТАНЦИИ

Классификация дистанций

3.1.1 Класс дистанции определяется параметрами, указанными в Таб. 3.1.

3.1.2 Параметры этапов должны соответствовать требованиям, указанным в Таб. 3.2, 3.3.

3.1.3 При расчёте длины дистанции учитывается набор высоты из расчёта: на 1 м набора высоты сверх приведенных в Таблице 3.1. добавляется 20 м длины дистанции.

Таблица 3.1 Параметры дистанции

К Л А С С Короткая личная, связка, группа Длинная личная, связка, группа
Длина (м) Минимальный набор высоты (м) Кол-во технических этапов Длина (м) Минимальный набор высоты (м) Кол-во технических этапов
200-400 - 4-5 1000-3000 - 4-5
400-800 - 4-5 3000-5000 - 4-5
800-1200 20 4-6 5000-7000 20 4-6
1200-1600 30 5-7 7000-9000 30 5-7
1600-2000 50 6-8 9000-12000 50 6-8
2000-2500 70 6-8 12000-15000 70 6-8

Таблица 3.2 Параметры и характеристики технических этапов

(дистанция-пешеходная-связка, дистанция-пешеходная-группа)

Название этапа Класс дистанции
Переправа вброд - Судейские перила, самостраховка; - с опорой на перила; - с альпенштоком L=5-12 м, h=до 0,4 м Судейские перила, самостраховка, сопровождение   L=10-15 м, h=0,3-0,6 м Организация перил, самостраховка, сопровождение   L=12-25 м, h=0,4-0,8 м Организация перил, самостраховка, сопровождение   L=20-30 м, h=0,5-1 м Организация перил, самостраховка, сопровождение   L=25-38 м, h=0,8-1,2 м Организация перил, самостраховка, сопровождение   L=30-48 м, h=0,8-1,5 м
Переправа по бревну Судейские перила, - самостраховка; - гимнастическая страховка   L=6-10 м Судейские перила, самостраховка, сопровождение     L=6-12 м Организация перил, самостраховка, сопровождение     L=8-12 м Организация перил, самостраховка, сопровождение     L=10-15 м Организация перил, самостраховка, сопровождение     L=12-18 м Укладка бревна. Организация перил, самостраховка, сопровождение L= 10-15м, L бр=5-8 м
Переправа по параллель-ным перилам Судейские перила, - самостраховка; - гимнастическая страховка L=8-14 м Судейские перила, самостраховка, сопровождение   L=14-20 м Перила судейские, самостраховка, сопровождение   L=20-28 м Организация перил, самостраховка, сопровождение   L=18-25м Организация перил, самостраховка, сопровождение   L=25-32 м Организация перил, самостраховка, сопровождение   L=32-40 м
Навесная переправа - Судейские перила, самостраховка, сопровождение L=15-22 м Организация перил, самостраховка, сопровождение L=20-28 м Организация перил, самостраховка, сопровождение L=28-35 м Организация перил, самостраховка, сопровождение L=35-45 м Организация перил, самостраховка, сопровождение L=45-55 м
Спуск по наклонной навесной переправе - - Судейские перила, самостраховка, сопровождение L=15-22 м, α= 20-30° Организация перил, самостраховка, сопровождение L=15-22 м, α= 20-30° Организация перил, самостраховка, сопровождение L=22-30 м, α= 30-40° Организация перил, самостраховка, сопровождение L=30-37 м, α= 30-40°
Подъём по наклонной навесной переправе - - - Судейские перила, самостраховка, сопровождение L=15-22 м, α= 20-30° Организация перил, самостраховка, сопровождение L=22-30 м, α= 30-40° Организация перил, самостраховка, сопровождение L=25-35 м, α= 40-50°

Таблица 3.2 Окончание

Название этапа Класс дистанции
Вертикаль-ный маятник Перила судейские, гимнастическая страховка Н=3-5м, L= до 3 м Перила судейские, самостраховка   Н=3-5м, L =3 м Перила судейские самостраховка, сопровождение Н=5-10 м, L=3-5м Организация перил, самостраховка, сопровождение Н=5-10 м, L=3-5 м Организация перил, самостраховка, сопровождение Н=5-15м, L=5-10 м Организация перил, самостраховка, сопровождение Н=10-15 м, L=5-10 м
Подъём, спуск Перила судейские, - самостраховка; - спортивным способом; - с альпенштоком L=15-25 м, α – 20-30° Перила судейские, самостраховка   L=20-30 м, α – 25-35° Организация перил, самостраховка   L=25-35 м, α – 30-40°; допущены вертикальные участки до 5 м Организация перил, самостраховка; верхняя командная страховка   L= 35-45 м, α – до 35-45°; допущены вертикальные участки до 10 м Организация перил, самостраховка; верхняя командная страховка   L= 45-55 м, α - 40-50°; допущены вертикальные участки до 15 м Организация перил, самостраховка; верхняя командная страховка   L =45-55 м, α =50-60°; допущены вертикальные участки до 20 м
Траверс Перила судейские, самостраховка; - с альпенштоком L=15-22 м, α – до 20-30° Перила судейские, самостраховка,   L= 22-30 м, α – 25-35° Организация перил, самостраховка   L=25-35 м, α – 30-40° Организация перил, самостраховка   L= 35-45 м, α – 35-45° Организация перил, самостраховка;   L=45-55 м, α – 40-50° Организация перил, самостраховка;   L=45-55 м, α – 50-60°

Таблица 3.3 Параметры и характеристики технических этапов

(дистанция – пешеходная, индивидуальное прохождение)

Название этапа Класс дистанции
Переправа вброд Судейские перила. - самостраховка; - с опорой на перила; - с альпенштоком L=5-10 м, h=до 0,4 м Судейские перила, самостраховка     L=10-15 м, h=до 0,6 м Судейские перила, самостраховка,     L=15-20 м, h=до 0,8 м Восстановление перил, самостраховка   L=10-20 м, h=до 1 м Восстановление перил, самостраховка   L=20-25 м, h=до 1,2 м Восстановление перил, самостраховка   L=25-30 м, h=до 1,5 м
Переправа по бревну Судейские перила. - самостраховка; - с опорой на перила; - гимнастическая страховка L=6-10 м Судейские перила, самостраховка,   L=10-15 м Организация перил, самостраховка,   L=8-12 м Организация перил, самостраховка,   L=10-15 м Организация перил, самостраховка,   L=12-18 м Организация перил, самостраховка,   L =15-25 м
Переправа по параллель-ным перилам Судейские перила. - самостраховка; - гимнастическая страховка L=6-12 м Судейские перила, самостраховка,     L=12-18 м Судейские перила, самостраховка,     L=18-25 м Восстановление перил, самостраховка,   L=18-25 м Организация перил, самостраховка,     L=18-25 м Организация перил, самостраховка,     L=25-32 м
Навесная переправа - Судейские перила, самостраховка   L=14-20 м Судейские перила, самостраховка,   L=20-30 м Восстановление перил, самостраховка L=14-20 м Организация перил, самостраховка,   L=20-28 м Организация перил, самостраховка,   L=28-35 м
Спуск по наклонной навесной переправе     Судейские перила самостраховка (самовыпуск)   L=15-22, α – 20-30° Восстановление перил, самостраховка (самовыпуск) L=22-30 м, α= 20-30° Организация перил, самостраховка (самовыпуск)   L=22-30 м, α= 30-40° Организация перил, самостраховка (самовыпуск)   L=30-37 м, α= 30-40°
Подъём по наклонной навесной переправе       Судейские перила, самостраховка   L=15-22, α – 20-30° Восстановление перил, самостраховка L=15-22, α – 20-30° Организация перил, самостраховка   L=15-22, α – 30-40°

Таблица 3.3 Окончание

Название этапа Класс дистанции
Вертикаль-ный маятник   Перила судейские, Н=3-5 м, L до 3 м Перила судейские Н=5-10 м, L=3-5м Организация перил Н=5-10 м, L=3-5 м Организация перил Н=7-10 м, L=4-6м Организация перил Н=10-15 м, L=5-10м
Подъём Перила судейские - самостраховка; - спортивный способ; - с альпенштоком L=15-25 м, α – 20-30° Перила судейские, самостраховка     L=25-35 м, α – 25-35° Перила судейские, самостраховка     L=25-35 м, α – 35-45°; допущены вертикальные участки до 5 м Перила судейские, самостраховка     L=35-45 м, α – 35-45°; допущены вертикальные участки до 10 м Организация перил, самостраховка     L=25-35 м, α – 45-55°; допущены вертикальные участки до 15 м Организация перил, самостраховка     L=35-45 м, α – 45-55°: допущены вертикальные участки до 20 м
Спуск Перила судейские. - самостраховка; - спортивный способ; - с альпенштоком L=15-25 м, α – 20-30° Перила судейские, самостраховка     L=25-35 м, α – 25-35° Организация перил, самостраховка     L=15-18 м, α – 35-45° допущены вертикальные участки до 5 м Организация перил, самостраховка     L=18-28 м, α – 35-45° допущены вертикальные участки до 10 м Организация перил, самостраховка     L=28-38 м, α – 45-55° допущены вертикальные участки до 15 м Организация перил, самостраховка     L=28-38 м, α – 45-55° допущены вертикальные участки до 20 м
Траверс Перила судейские, самостраховка; с альпенштоком L=10-20 м, α – 20-30° Перила судейские, самостраховка   L=20-30 м, α – 25-35° Перила судейские, самостраховка,   L=20-30 м, α – 35-45° Перила судейские, самостраховка   L=30-40 м, α – 35-45° Перила судейские, самостраховка   L=30-40 м, α – 45-60° Перила судейские, самостраховка   L=40-50 м, α – 45-60°

3.1.4 Длиной этапа (L) является: расстояние между ТО – для этапов: переправы, траверс; длина ОЗ – для этапов: вертикальный маятник, спуск, подъём.

3.1.5 Крутизной склона (a) является: средний уклон склона в ОЗ этапа; угол наклона перил.

3.1.6 Высотой вертикального маятника (H) является минимальное расстояние между точкой крепления маятниковой верёвки и КЛ ОЗ..

Постановка дистанций

3.2.1 Требования к дистанциям:

· Дистанция должна быть спланирована так, чтобы:

- было соблюдено равенство условий борьбы для всех участников;

- участники не пересекали опасные места (железнодорожные пути, дороги с интенсивным движением транспорта, плохо замерзшие реки, непроходимые болота и т.п.), не передвигались по запретным для бега территориям (посевы, лесопосадки и т.п.), через неблагоприятные в экологическом отношении участки (свалки, отстойники очистных сооружений и т.п.);

- участники не передвигались большую часть дистанции через сплошные заросли крапивы и других растений, оказывающих раздра­жающее действие на организм спортсменов.

· Длина коротких дистанций измеряется по коридору движения. На дистанциях (отдельных её участках) с ориентированием по карте, расстояние замеряется по прямой линии между двумя точками и умножается на коэффициент 1,2.

· КВ одного технического этапа не должно превышать 50% от общей суммы КВ всех технических этапов дистанции.

· Трасса маркированной дистанции не должна иметь пересечений и участков со встречным движением. На входах и выходах с этапов так же не должно быть встречного движения.

· Длина самого большого расстояния между предыдущим и последующем техническими этапами (стартом, финишем) не должна быть больше половины длины всей дистанции.

· На дистанции класса N могут быть поставлены не больше двух этапов более низкого класса (N-1). При определении класса дистанции такие этапы учитываются как 0,5 этапа класса N.

· На дистанции класса N могут быть поставлены не больше двух этапов более высокого класса (N+1). При определении класса дистанции такие этапы учитываются как 1,5 этапа класса N.

· Если на дистанции ставится блок этапов (комбинация двух или трёх технических этапов), то параметры этапов, входящих в блок, могут не соответствовать параметрам, указанным в Таб. 3.2, 3.3. При этом параметры хотя бы одного из этапов, входящих в блок, должны соответствовать параметрам заявленного класса. При определении класса дистанции блок этапов засчитывается как 1,5 этапа. Количество блоков на дистанции не должно превышать 3.

· На дистанции 4 класса должно быть поставлено не менее 1-го блока этапов, 5-6 класса – 2-х блоков этапов.

· При постановке на дистанции этапа ориентирования используются спортивные карты следующих масштабов: 1:5000, 1:7500, 1:10000, 1:15000.

· Этап ориентирования не должен быть определяющим при постановке дистанции.

3.2.2 Требования к маркировке:

· На короткой дистанции маркировка должна быть сплошной или обустроена таким образом, чтобы в каждой точке трассы участник, находясь у одного участка маркировки, видел не менее двух расположенных впереди. Прерывистая маркировка должна быть проложена по одну сторону движения участников.

· оговоренные участки трассы дистанции (дорога, дамба, просека и т.п.) могут не содержать маркировки, если нет развилок или они закрыты сплошной маркировкой, сход с такого участка должен быть отмечен сплошной маркировкой.

· маркировка должна идти как минимум по одну сторону трассы дистанции; там, где трасса делает поворот, место поворота дополнительно должно быть обозначено сплошной маркировкой с внешней стороны поворота.

· вход и выход с этапа должны быть равноценны для всех ниток этапа и не должны пересекать рабочую зону группы (связки, участника).

Наши рекомендации