Тема: Систематизация и обобщение изученного по теме

«Однородные члены предложения»

Задание 1. Рассмотрите примеры с ошибками при однородных членах предложения, отредактируйте текст и запишите полученный вариант:

1. Чтение фантастических романов прививало в юноше любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса.

2. Особенную помощь и личное участие в проведении Спартакиады оказали начальник депо и председатель профкома.

3. Полиция обрушила на митингующих дубинки, гранаты со слезоточивым газом, огнестрельное оружие.

4. Преподаватели научат ребят разбираться и привьют им любовь к живописи, музыке, литературе.

Задание 2.

1.Спишите. Выделите грамматическую основу предло­жений. Найдите и подчеркните однородные члены, укажите их связь. Расставьте необходимые знаки препинания.

1. Весной опять запели соловьи о верности о дружбе о любви.

2. Большую любовь и высокую дружбу мы уз­нали в огне на дорогах войны.

3. Искусство создает хороших людей формиру­ет человеческую душу.

4. Все разнообразие вся прелесть вся красота жизни слагается из тени и света.

5. Русский народ смышлен и понятлив усерден и горяч ко всему богатому и прекрасному.

2.Спишите.Расставьте необходимые знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах.

1. Все эти птицы утки всех пород и лебеди поч­ти не боятся человека.

2. Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимается от земли.

3. Лиственные деревья осина ольха береза еще голы.

4. Берега ручьи скаты горы все потонуло в зе­лени.

5. Все кругом чисто и опрятно дома улицы во­рота и особенно высокое осеннее небо.

3.Спишите. Вставьте на место пропусков однородные и неоднородные определения. Расставьте, если нужно, знаки препинания.

1. Сквозь воду видны были ____________________________________________________ камешки.

2. Широкоплечий _____________________________________________ человек открыл нам дверь.

3. Бледная___________________________________________________ луна освещала окрестность.

4. Широкий_____________________________________________ стол находился посреди комнаты.

5. Полная _________________________________________________________ сушь стояла в полях.

Задание 3. Спишите. Расставьте знаки препинания, подчеркни однородные члены предложения. Укажи, какими частями речи они выражены. Постройте схемы однородных членов предложения.

а) Он хорошо знал как математику физику так и литературу.

б) Всё закаляет человека и гимнастика и обтирание и обливание холодной водой.

Задание 4. Определите, как надо поставить знаки препинания в данном предложении.

а) Не слыхал он ни окриков полевого караула(1) ни ветра(2) свистящего мимо ушей(3) ни пуль(4) жужжавших осиным роем(5) ничего.

1. 1,2,3,4, –запятые , 5 – тире.

2. 1,2,3,4,5 – запятые.

3. 1,2,3,4, – запятые, 5 – двоеточие.

Задание 5. Составьте схемы предложений, знаки препинания не расставлены.

1. На крышах домов на деревьях на скамейках аллеи всюду лежал снег.

2. По вечерам он читал или играл в шахматы или смотрел телевизор.

3. Бывают люди нерешительные ни рыба ни мясо.

4. Выбрали в магазине новые кожаные кроссовки.

5. Пушкин собирал песни и сказки и в Одессе и в Кишиневе и в Псковской губернии.

Задание 6. Установите соответствие номеров предложений указанным схемам.

1.) либо O либо O.

2.) O, O и O.

3.)и O, и O, и O.

4.) или O, или O.

5.) O и O,и O,и O,и O, и O.

6.) O, или O, или O.

7.) да O да O.

8.) O и O, O и O и O, и O.

9.) O, и O, и O.

10.) O, O, но O ни O, ни O.

1)Колокольчик громко плачет хохочет и визжит.

2)Косая туча птиц заслонила и леса и небо и синеющую даль.

3)Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдаёт.

4)Дождь гудел широко и ровно и на дворе и в саду и в переулке и на пустыре.

5)На протяжении всего полёта из окна самолёта виднелись или песчаные равнины или далёкие горы.

6)На помощь ему придёт либо отец либо брат.

7) Метели и вьюги стужа и темнота не помешали и высадке отважных полярников и проведению ими исследования Арктики.

8)Кругом были пни да корявые стволы да мелкая поросль.

9)Через несколько времени Наташа очнулась открыла глаза но не узнала ни отца ни тётки.

10) По вечерам он читал, или играл в шахматы, или смотрел телевизор.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
  1. Назвать признаки однородных членов предложения.
  1. Спишите. Расставьте знаки препинания и объясните их графически. Подчеркните однородные члены.
1) Есть в осени первоначальной короткая но дивная пора. 2) И туман и непогоду осень поздняя несёт. 3) Ничто в мире ни деревья ни тайны ни мечты не может сравниться с человеком.
  1. Расставьте знаки препинания в предложениях.
  1. Сад степь двор всё было в холодной степи.
  2. Кузнечики сверчки скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую монотонную музыку.
  1. Какое утверждение ошибочно?
  1. Однородными называются члены предложения, не равноправные по отношению друг к другу.
  2. В предложении может быть больше одного ряда однородных членов.
  3. Однородные члены могут быть распространенными.
  4. Однородные члены предложения связываются с помощью сочинительных союзов и перечислительной интонации или только при помощи такой интонации.
  1. Перестройте предложение так, чтобы однородные члены в нем соединялись, как указано на схемах.
Заводы, фабрики, предприятия, школы готовились достойно встретить праздник.
  1. ( О, О, О и О).
  2. (О, и О, и О, и О).
  3. (и О, и О, и О, и О).
  4. (О и О, О и О).
6. Работа с текстом: (1)Двадцать пятое мая последний учебный день девятиклассников. (2) Они пришли в школу притихшие, молчаливые, сосредоточенные. (3)Войдя в класс, с грустью оглядывали хорошо знакомую комнату. (4)Парты, шкафы, доска, портреты, цветы — все это было такое простое, обычное, но такое милое и дорогое. (5)Все это уходило в прошлое и больше не вернется. (6)В перемены заходили в другие классы, где когда-то учились, останавливались возле парт, узнавали выскобленные и замазанные надписи, имена, а в памяти вставали подробности — кем и когда это сделано. (7)«Прощай, школа! (8)Сегодня последний день ученья. (9)В твоих стенах прошло наше детство, отрочество, почти вся юность... (10)И ты выпускаешь нас в жизнь. (11)Прощай, родная школа!» — думали ребята, и у каждого еще больше хмурились брови, а к горлу подкатывал клубок. (Г. Матвеев.)
  1. Среди предложений 1-5 найдите предложение с однородными определениями. Напишите номер этого предложения.
  2. Среди предложений 7-11 найдите предложение с однородными членами, связанными интонацией. Напишите номер этого предложения.
  3. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение, одно из простых в котором осложнено двумя рядами однородных членов. Напишите номер этого предложения.
  4. Из предложений 1-3 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от значения неполноты действия.
  5. Замените словосочетание «день ученья» (предложение 8), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
 

Наши рекомендации