Методы предупреждения стресса и «перегорания» юных атлетов
Обычно под стрессом подразумевают негативную реакцию организма, выражающуюся в состоянии психического напряжения при угрожающей ситуации или неспособности достичь ожидаемого результата.
Соревнования являются фактором, способным вызвать стресс у юных атлетов. Особенно трудно приходится тем, кто соревнуется в индивидуальных видах спорта и не имеет возможности разделить тяжесть эмоционального напряжения с товарищами по команде. Независимо от уровня соревнований, в которых участвуют дети, переживаемый ими сильный стресс приводит к таким негативным последствиям, как бессонница, потеря аппетита, ощущение тошноты перед началом выступления.
Давление, исходящее с обеих сторон, как от родителей, так и от тренеров, ожидающих победного выступления, усиливает степень психического напряжения ребенка. Уровень эмоциональной нагрузки юного спортсмена еще более значителен, если любовь и благоприятное мнение родителей зависят от его успешного выступления в соревнованиях. В большинстве случаев дети (особенно младшего возраста) не могут справиться со стрессовым состоянием, возникающим в условиях мощного давления, оказываемого на них родителями, тренерами или приятелями, пришедшими на соревнования, чтобы продемонстрировать свою поддержку. Тренеры и специалисты, занимающиеся вопросами физического воспитания детей, часто говорят о негативных последствиях стресса, переживаемого юными атлетами во время соревнований, но не придают особого значения психическому напряжению и боли, которые приходится испытывать их воспитанникам в процессе подготовки к важным турнирам и состязаниям. Очень часто интенсивные тренировки, предшествующие соревнованиям, оказывают такое же негативное воздействие на детей, как и соревновательные нагрузки. Однако стресс в «умеренных дозах» может создать благоприятные условия для укрепления мотивации и повышения уровня спортивного результата.
Стрессовое состояние, связанное с соревновательной деятельностью, может проявляться у детей как перед началом соревнований или во время участия в них, так и после их завершения.
· Стресс, возникающий у детей перед началом соревнований, может проявляться в боязни неудачного выступления, страхе подвести товарищей по команде и не оправдать их надежд, в нарушении сна, в неугомонности и нетерпении или даже в диарее и частом мочеиспускании.
· Во время соревнования стресс проявляется в страхе сделать ошибку или неспособности воспользоваться благоприятной ситуацией. Из-за сильного волнения и болезненной реакции спортсмена на критические замечания тренера или товарищей по команде может произойти неудачное выступление, наступить упадок сил, бледность и нервная дрожь.
· После соревнования (в случае проигрыша в игре или после неудачного выступления) стресс проявляется в вялости, апатичности, состоянии уныния, угрюмости, раздражительности, в нежелании общаться с друзьями и близкими.
· Стресс влечет за собой потерю аппетита, нарушение сна, а также нежелания тренироваться вообще или появляться на первой тренировке после поражения.
«Перегорание» является результатом хронического стресса, возникающего вследствие тренировочных и соревновательных нагрузок высокой интенсивности. Оно может выражаться в нехватке физической силы, истощении организма, появлении бессонницы и раздражительности. У спортсмена ухудшается состояние здоровья, возникают головные боли, внезапные вспышки гнева и как результат — низкая самооценка, угнетенное состояние и снижение уровня спортивных результатов. Некоторые жертвы «перегорания» навсегда уходят из спорта.
Вы можете с довольно высокой степенью вероятности избежать состояния стресса и «перегорания», если воспользуетесь следующими методами (см. раздел «Библиография» — Rotella, Hanson, and Coop, 1991):
· Тренируйтесь и соревнуйтесь с удовольствием! Почувствуйте, как приятно тренироваться вместе с друзьями и совершенствовать свое спортивное мастерство. Ставьте перед собой цели, которые не имеют прямого отношения к результатам соревнования.
· Не следует давать себе низкую самооценку, исходя из неудачного выступления команды (особенно, если вами выполнялись специфические задачи). Неспособность команды победить в игре не зависит непосредственно от вас.
· Ставьте перед собой только реальные цели, которых вы можете достичь. Пока намеченные вами личные цели выполняются, вы можете быть довольны собой.
· Расширяйте круг интересов, не имеющих отношения к избранной вами спортивной дисциплине. Жизнь и удовлетворенность ею не должны находиться в прямой зависимости от ваших спортивных достижений. Увлекайтесь музыкой, рисуйте, общайтесь с друзьями и находите другие поводы, но которым вы сможете быть счастливы.
· Относитесь к занятиям спортом как к развлечению. Принимайте участие в игре просто потому, что это забавно и весело!
· В перерывах для отдыха и восстановления сил проводите время в семейном кругу или с друзьями.
· Не забывайте о том, что спорт — это всего лишь игра!
· Научитесь относиться к себе с юмором, признавать собственные ошибки и поражения, а также делать из них правильные выводы и радоваться своим успехам. Спорт — это только одна из сфер вашей многообразной жизни!
Неудача в игре может быть с легкостью компенсирована успехами в других областях вашей деятельности.
Советы для тренеров, воспользовавшись которыми они смогут помочь атлетам избежать «перегорания»:
· Следите за появлением признаков перетренированности (например, отсутствие энтузиазма, раздражительность, снижение уровня спортивного результата).
· Вносите элементы развлекательности и разнообразия в тренировочный процесс.
· Помогите атлетам найти разумный компромисс между занятиями спортом и повседневной жизнедеятельностью.
· Поддержите атлетов в стремлении разнообразить круг своих интересов вне спорта.
· Соблюдайте рекомендации относительно возможностей и перспектив участия в соревнованиях (для атлетов и для себя).
· Делайте больший акцент на правильной технике выполнения отдельных элементов и двигательных навыков, чем подчеркивайте значение результата выступления в целом.
Кроме того, избежать стрессовых состояний и «перегорания» ваших воспитанников можно путем чередования узкоспециального тренинга с другими видами физической активности. При составлении детского тренировочного плана на неделю в качестве образцов вы можете использовать таблицы 8.2 и 8.3. Контроль над состоянием спортсмена и его готовностью выполнять тренировочные нагрузки
В период участия детей в соревнованиях со стороны родителей и тренеров должен осуществляться постоянный контроль над их состоянием и поведением, а также проводиться тщательные медицинские обследования.
Для грамотного контроля над динамикой роста спортивных результатов и реакцией организма ребенка на тренировочную нагрузку каждому тренеру и родителю следует применять только самые передовые и современные методы. Некоторые тренеры и спортивные клубы имеют доступ (и финансовые средства) в научно-исследовательские лаборатории, которые разрабатывают физиологические, психологические и биомеханические методы тестирования уровня спортивной техники, а также физической и психической подготовки спортсмена и эффективности его двигательных способностей.
К сожалению, не у всех есть такие возможности! Но независимо от того, какими возможностями для тестирования и контроля вы располагаете, предлагаемые мною таблицы просты, практичны и полезны для каждого спортсмена, поскольку официальное тестирование проводится всего лишь несколько раз в году. В интервалах между плановыми комплексными тестированиями спортсменов вы можете по желанию либо изредка осуществлять контроль над оперативным состоянием спортсменов, либо не заниматься этим вообще. Вот почему предложенные в этой главе методы оценки состояния спортсмена удобны и просты и способствуют повышению уровня его подготовки. С тестированием при помощи таблиц, представленных ниже, легко справятся и родители, и тренеры.
Регулярное внесение в таблицы соответствующих показателей позволит вам следить за ростом индивидуальных результатов вашего ребенка и поможет правильно установить уровень тренировочных нагрузок.
В процессе занятий по тренировочной программе тренер должен всегда иметь возможность определить оптимальный предел переносимости нагрузки юными атлетами. Индивидуальная способность переносить нагрузки может характеризоваться показателями физиологического и психологического плана, которые вы можете ежедневно вносить в соответствующие таблицы. Первая таблица, в которой указана частота сердечных сокращений, позволит родителю или тренеру контролировать интенсивность нагрузки, ориентируясь на физиологические показатели. А вторая — отражает психологические показатели и реакцию спортсмена на нагрузку.
Каждая таблица представлена в качестве образца для заполнения. Сразу под названием таблицы оставлено свободное место — для того чтобы вписать фамилию спортсмена и указать месяц заполнения. Для удобства обе таблицы составлены с указанием максимального количества дней в месяце — 31. Каждому тренирующемуся следует заполнять таблицы ежедневно. Их можно хранить дома в виде журнала учета показателей. Тогда родители смогут контролировать регулярность заполнения, а юному атлету будет удобно брать его с собой на тренировку, чтобы показать тренеру.
Очень важно, если у тренера есть возможность просматривать таблицы каждого спортсмена до начала занятий и менять тренировочную программу в зависимости от его (или ее) физического состояния и уровня утомления. Например, если в первой таблице показатели частоты сердечных сокращений говорят о высоком уровне утомления, а во второй таблице — в разделе о продолжительности и качестве сна — отмечены только четыре часа
беспокойного сна, тогда программа тренировки в этот день должна быть с небольшими нагрузками. Атлет испытывает лишь легкое утомление!
Таблица «Показатели частоты сердечных сокращений»
Частота сердечных сокращений (ЧСС) — это важный показатель контроля за реакцией организма атлета на тренировочную нагрузку в программе предыдущего дня. Прежде чем воспользоваться таблицей «Показатели частоты сердечных сокращений» (стр.232), атлету необходимо определить свою базовую или ориентировочную частоту сердечных сокращений (ОЧСС). Эта величина определяется показателем ЧСС в минуту, измеряется утром, до того как атлет встанет с постели. Как правильно ее измерить? Нужно подсчитать частоту пульса за 10 секунд, а затем результат умножить на 6.
Возьмите таблицу и поставьте точку в колонке под номером 1 (в нижней трети таблицы), затем отметьте величину частоты сердечных сокращений (например, «53» как на таблице-образце). Это —точка отсчета, от которой при дальнейшем заполнении колонок уровень показателей может подниматься вверх или опускаться вниз.
Продолжайте измерять ОЧСС ежедневно и тогда, отмечая точкой соответствующую строку в следующей колонке и соединяя ее с предыдущей точкой, вы получите кривую диаграммы.
Ориентировочная частота сердечных сокращений (ОЧСС) также меняется в зависимости от реакции организма атлета на интенсивность тренировки предыдущего дня. В тех случаях, когда за один день ОЧСС увеличивается на шесть-восемь ударов в минуту по сравнению со стандартным числом, это может означать, что организм плохо переносит нагрузку, оптимальная граница которой была превышена на предыдущей тренировке. Или говорить о том, что атлетом не соблюдался обычный распорядок дня. Например, юный спортсмен может испытывать утомление по причине болезни или ощущать сильную усталость оттого, что слишком поздно лег спать и не выспался. Тренеру следует выяснить причину недомогания атлета и, какой бы она ни была, обязательно изменить запланированную программу тренировки, чтобы не увеличивать и без того высокий уровень утомления.
Тренировки по обычной программе могут быть возобновлены только после того, как кривая диаграммы снизится до нормативных уровней.
ОЧСС иллюстрирует физиологическое состояние атлета и реакцию его организма на тренировочные нагрузки. В нормальных условиях кривая диаграммы не имеет многочисленных отклонений.
Однако динамика кривой может меняться в зависимости от периода тренировки и стадии адаптации атлета к тренировочным нагрузкам. По мере адаптации организма кривая ОЧСС постепенно опускается вниз. Чем выше уровень адаптации, тем ниже падает кривая! Конечно же характер кривой зависит от выбранного вида спортивной дисциплины. Обычно у атлетов, занятых в тех видах спорта, где требуется высокий уровень выносливости, наблюдается низкий уровень ОЧСС.
Таблица «Психологические аспекты и данные об аппетите»
Также атлеты должны ежедневно заполнять все разделы таблицы, представленной на странице 234. Психологические аспекты, указанные в разделах этой таблицы, в значительной степени взаимосвязаны с физиологическими показателями предыдущей таблицы. Переутомление приводит к нарушению сна и снижению аппетита, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на оценке атлетом степени усталости и готовности принимать участие в тренировках и соревнованиях. Кривая перечисленных выше показателей снижается но мере повышения уровня утомления или из-за перетренированности атлета.
Образец таблицы, приведенный на странице 234, представляет собой иллюстрацию ситуации, взятой из реальной жизни, когда атлет занимался подготовкой к участию в Олимпийских играх. Благодаря адекватным изменениям, внесенным в программу тренировок, и улучшению рациона питания за счет пищевых добавок, атлет восстановил силы и удачно выступил на Олимпиаде. Как и ожидалось, он занял четвертое место в своей соревновательной дисциплине.
Эти простые и практичные таблицы для контролирования состояния атлета и его готовности выполнять тренировочные нагрузки будут полезны для тех, кто всерьез занимается спортом. Вы сможете предотвратить многие нежелательные ситуации, если будете ежедневно заполнять эти таблицы и предъявлять их тренеру перед началом каждой тренировки. Затратив всего лишь минуту в день на их заполнение, можно избежать перетренированности вашего организма!
Образец таблицы «Психологические аспекты и данные об аппетите»
Фамилия _______________ Месяц ________________
Качество сна
Глава 9 Долгосрочное планирование учебно-тренировочных занятий (периодизация тренировки)
Составление примерной модели долгосрочного планирования тренировок необходимо каждому, кто занимается физическим воспитанием детей. Создание такой модели позволяет наметить основные направления подготовки юных атлетов. Даже если в первоначальную модель программы будут внесены определенные изменения и дополнения, все же генеральная линия тренинга останется неизменной. В итоге вы избежите бесцельных метаний из одной крайности в другую, подобно кораблю, потерявшему управление.
Чтобы из ребенка-школьника воспитать спортсмена высокой квалификации, а затем в позднем постпубертатном периоде последовательно подвести его к пику спортивной формы, вам необходим руководящий принцип — модель долгосрочного планирования тренировок, независимо от того, прост или сложен этот план.
В этой главе вы найдете модели долгосрочных тренировочных программ для 10 видов спорта. Ознакомьтесь с заинтересовавшей вас программой и пользуйтесь ей в том виде, в котором она предлагается, или внесите в нее необходимые изменения и дополнения. Скорректируйте план тренировок в соответствии с тренировочными нуждами атлета или со спецификой условий, в которых вам придется работать. Если в этой главе отсутствует тренировочная программа для интересующего вас вида спорта, то попробуйте составить собственный план долгосрочного тренинга. При этом в качестве образца используйте подходящую модель из представленных ниже.
Первый тренировочный план предназначен для подготовки бегунов на короткие дистанции. На этом примере я хочу показать принцип построения модели долгосрочной тренировочной программы, чтобы вы смогли разобраться в процессе ее создания.
В верхней части таблицы указан возраст спортсмена, начиная с шести лет и заканчивая достижением поры атлетической зрелости. Уже знакомые вам этапы атлетического развития, виды спортивной подготовки и последовательность проведения тренировок, направленных на формирование и дальнейшее развитие двигательных способностей атлета в течение многих лет, перечислены в таблице слева (сверху вниз). В левой нижней части таблицы перечислены виды соревнований вместе с указанием возраста атлета, когда следует принимать участие в состязаниях того или иного уровня.
Виды физической активности в таблице отделены друг от друга при помощи вертикальных линий. Тип тренировки обозначен либо специальным термином, либо выделен черным цветом. В последнем случае указана продолжительность периода, в течение которого следует проводить эти тренировки, — например с 10 до 17 лет.
Ряд, начинающийся с графы «Подготовка», демонстрирует последовательный рост результатов в процессе обучения техническим навыкам. В нашем примере конечной целью тренинга является достижение высшего уровня спортивного мастерства. Однако добиться этого будет достаточно сложно, если на начальном этапе подготовки в возрасте 6— 12 лет не будут сформированы основные двигательные навыки, которые нуждаются в дальнейшем развитии в следующем возрастном периоде — с 12 до 16 лет. В это время целью тренировки становится повторение отдельных элементов (или двигательного действия в целом), а также доведение их выполнения до автоматизма. Исходя из намеченных нами целей, под «автоматизмом» нужно понимать следующее: атлет настолько хорошо заучил двигательное действие, что может выполнять его стабильно, непроизвольно и на достаточно высоком уровне.
Для закрепления формирующихся двигательных навыков требуется определенное время. Юные спортсмены овладевают ими на протяжении нескольких этапов атлетического развития. На начальном этапе физической подготовки двигательные действия часто выполняются детьми с некоторой скованностью. Зачастую ребенок неловок из-за недостаточно развитой координации движений, поэтому он непроизвольно подключает к работе те мышцы, участие которых не требуется для выполнения конкретного движения. В зависимости от уровня подготовки ребенка и его природной способности координировать движения, этот этап тренинга может быть или совсем коротким, или длиться иногда до двух лет.
Обучившись в первые годы тренировок основам спортивной техники, атлет начинает повторять заученные движения уверенно и с легкостью. Это время уходит на доведение любых двигательных навыков до автоматизма и естественности выполнения, независимо от их сложности. Наконец наступает время, когда в процессе участвуют только те мышцы, которые непосредственно осуществляют движение и оно выполняется легко и плавно.
Начиная с этапа доведения до автоматизма заученных движений, тренер приступает к тренировкам, направленным на совершенствование владения техникой. Безупречность владения спортивной техникой или (как ее часто называют!) вершина мастерства наступает тогда, когда технические элементы повышенной сложности выполняются на высокой скорости, с превосходным качеством и максимальной эффективностью.
Приобретение тактических навыков спортсменами (особенно специализирующимися в командных видах спорта) также требует продолжительною времени, поскольку тактическая подготовка должна проводиться в определенной последовательности. Как только спортсмен овладеет основными техническими навыками, его постепенно начинают обучать простым индивидуальным тактическим приемам. Как правило, это совокупность приемов и средств, имеющих отношение к действиям игрока и зависящих от функций, выполняемых им в команде.
Подразумевается, что ребенок должен обучаться тактическим приемам и применять их в конкретной ситуации, в зависимости от избранного вида командной спортивной игры.
Следующий этап подготовки юных атлетов наступает тогда, когда каждый ребенок освоит и сможет уверенно применять тактические навыки, которые требуются для игры на его позиции. Теперь тренер обучает игроков взаимодействию друг с другом, что основано на индивидуальных тактических умениях и навыках каждого члена команды. Поскольку тактика команды меняется в зависимости от стратегии, применяемой противниками, игрокам необходимо проявлять гибкость при реализации тактических планов. На данном этапе подготовки от юных атлетов требуется адаптация индивидуальных навыков к специфике игры, с учетом возможного влияния на ее результат условий, в которых она проводится. Например, погода, направления ветра, температура и т.д.
Также мне хотелось бы посоветовать всем тренерам в течение первых лет подготовки обучать юных спортсменов приемам игры на различных позициях. Чем лучше каждый член команды овладеет навыками игры на других позициях, тем легче будет изменить его специализацию, если впоследствии возникнет такое желание.
В раннем возрасте, при подготовке спортсменов-игроков, трудно с полной уверенностью сказать, где тот или иной юный атлет проявит себя с лучшей стороны — в нападении или в защите.
Вот почему юному спортсмену следует пробовать себя в разных игровых амплуа. Только в старшем подростковом возрасте, на этапе специализации, за каждым игроком следует «закрепить» ту позицию, на которой он демонстрирует самую высокую результативность игры.
Значительная часть таблицы посвящена тренировке физических способностей, требующих преимущественного развития для выступления в данной соревновательной дисциплине. Процесс подготовки юных атлетов начинается с развития координационных двигательных способностей. Это осуществляется посредством постепенного перехода от обучения простым умениям в раннем детстве, к выполнению упражнений, направленных на овладение более сложными навыками в среднем подростковом возрасте. Конечным результатом процесса обучения является достижение максимально возможного уровня совершенства координации движений.
Далее в таблице указана последовательность развития гибкости у юных атлетов. Тренировки детей в возрасте 6—14 лет должны быть направлены на развитие общей гибкости для достижения максимально возможного уровня подвижности всех суставов тела. Затем следует обратить особое внимание на приобретение юными спортсменами с 14 и до 18 лет специальной гибкости, а также продолжить поддержание наработанного уровня общей гибкости.
Если развитие гибкости у детей осуществляется по данной методике, то в возрасте старше 18 лет они будут посвящать время на тренировках поддержанию ранее достигнутого ими уровня гибкости. Сохранить определенный уровень всегда легче, чем тренироваться, добиваясь его!
Следует сосредоточить внимание на развитии ловкости во время пубертатного и постпубертатного периодов, а в последующие годы поддерживать достигнутый атлетами уровень координационных способностей. Как уже говорилось ранее, дети могут не только развивать ловкость благодаря выполнению специальных упражнений, но и непосредственно влиять на процесс овладения этим качеством, повторяя специфические упражнения для избранного вида спорта. Еще одним способом положительного воздействия на развитие ловкости являются многоразовые повторы различных видов силовых и скоростно-силовых упражнений.
Скоростная тренировка спринтера включает в себя отработку двух элементов: стартового ускорения (прямолинейной скорости) и техники выполнения старта. Скорость бега в стартовом разбеге начинает возрастать с момента старта и постепенно достигает максимальной величины примерно на 40— 60 метре/ярде дистанции. С 80 метров /ярдов и далее способность поддерживать высокую скорость бега по дистанции зависит от скоростной выносливости бегуна (за информацией о развитии скоростных способностей, пожалуйста, обратитесь к главе 5). Хороший старт — это навык, которому надо учиться. Он зависит от быстроты двигательной реакции индивидуума. Эффективность выполнения старта повышается в результате обучения и практической отработки этого навыка. Также развитие силовых способностей у детей младшего возраста начинается, как и предлагалось, с неформальных повторений простых упражнений, на смену которым через год приходят регулярные силовые тренировки с четким соблюдением последовательных периодов целевой ориентации. Такие тренировки начинаются с физиологической адаптации организма к растущим нагрузкам (в данном случае это период с 10 до 18 лет) и последующим повышением силовой выносливости, а также увеличению «взрывной» силы мышц. Заканчиваются они тренингом, направленным на развитие максимальной силы. Вполне понятно, что смена видов силового тренинга сопровождается последовательным переходом от выполнения упражнений с низкими весами к большим отягощениям, и достигают самых высоких показателей в период развития максимальной силы, где-то с 18 лет и старше. К тому времени, когда юный атлет начнет тренироваться с использованием тяжелых весов (период развития максимальной силы), он (или она) будут иметь за плечами восьмилетний опыт тренировок с низкими весами. Такое построение тренировочного процесса способствует надлежащей и продолжительной адаптации, в результате позволяющей избежать травматизма атлетов.
Развитие компонента выносливости в подготовке юных атлетов также представляет собой долгосрочный процесс с переходом от развития общей выносливости к аэробной и (наконец) анаэробной. Анаэробный — это самый сложный тип тренинга для любого атлета и особенно для юного!
И еще, каждый, кто занимается тренировкой юных атлетов, должен осознавать, что существует определенное расписание, согласно которому дети участвуют в соревнованиях. Для того чтобы ребенок мог получать удовольствие от спорта, ему (или ей) вовсе необязательно часто выступать в напряженных состязаниях.
Пожалуйста, помните всегда о том, что победы десятилетнего ребенка в соревнованиях еще не являются гарантией его победных выступлений в зрелом возрасте. Чаще наблюдается прямо противоположный результат.
Участие детей раннего возраста в соревнованиях должно сводиться к достижению только двух целей — удовольствия и веселья! По мере того как ребенок взрослеет и постепенно повышает уровень спортивного мастерства и физической подготовки, он может последовательно начинать участвовать в местных, региональных и в общенациональных соревнованиях. Конечно же некоторые атлеты, прошедшие подготовку по долгосрочной программе, будут побеждать в избранном виде спорта, выступая на международных любительских соревнованиях или в профессиональном спорте.
ПОЯСНЕНИЯ: Участки, выделенные в таблицах (стр. 243-253) черным цветом, показывают возрастные границы тренировки данного физического качества. Авто = Отработка двигательных навыков до автоматизма.
ПОЯСНЕНИЕ: Авто = Отработка двигательных навыков до автоматизма. Долгосрочное планирование учебно-тренировочных занятий.
ПОЯСНЕНИЕ: Авто = Отработка двигательных навыков до автоматизма.
ПОЯСНЕНИЯ:В.Ш. = Высшая школа. Спец. Специализация в данном виде соревновательной дисциплины.
ПОЯСНЕНИЯ:Спец. = Специализация в данном виде соревновательной дисциплины. Форм. двиг. нав. = формирование двигательных навыков. Авто = Отработка двигательных навыков до автоматизма. Плечи/бедра = Плечевой пояс и тазобедренные суставы.
ПОЯСНЕНИЯ:Форм.атл. нав. = Формирование атлетических спортивных навыков. Спец. = Специализация в данном виде соревновательной дисциплины. Авто = Отработка двигательных навыков до автоматизма.
ПОЯСНЕНИЕ:Авто = Отработка двигательных навыков до автоматизма.
ПОЯСНЕНИЯ:Спец. = Специализация в данном виде соревновательной дисциплины. Авто = Отработка двигательных навыков до автоматизма.
ПОЯСНЕНИЯ: Спец. = Специализация в данном виде соревновательной дисциплины. Авто = Отработка двигательных навыков до автоматизма.
ПОЯСНЕНИЯ:Спец. = Специализация в данном виде соревновательной дисциплины. Осн. нав. = Основные навыки. Прост, такт. = Простые тактические действия. Форм. нав. ком. игры = Формирование навыков командной игры. Авто = Отработка двигательных навыков до автоматизма.