Созидающая сила энтузиазма
К середине шестидесятых большинство заводов в городе было введено в эксплуатацию. Среди заводчан находились энтузиасты, которые добивались покупки яхт и создавали новые клубы.
Парусный спорт в городе уже насчитывал 200 вымпелов. Нашлись достойные ученики Шибаева - С.Н.Колобанов повторил его феномен: яхт-клуб «Дружба» стал крупнейшей базой на Волге. При создании яхт-клуба «Химик» большую роль сыграл А.Рейнер, яхт-клуба «ВЦМ» - В.П.Щукин, В.М.Степанов, О.Н.Земченко, яхт-клуба «ВАЗа» - В.М.Стернин, яхт-клуба «ТЭЗа» - Л.Н.Нуянзин. Яхт-клуб «Чайка» - Г.С.Шаламова (Юдакова), она же воспитала целое поколение судей республиканской категории.
Это было продолжение «оттепели». Сколько энтузиазма было у яхтсменов! В этот период их мечты воплощались в реальность.
Николай и Елена Бадаевы в 1976 году сконструировали и построили первую стальную крейсерскую яхту. Елена спроектировала яхту, а Николай строил её, разрабатывая технологию, чтобы при сварке не вело корпус, подобрал антикоррозийное покрытие. По его технологии было построено более 20 яхт. Но мечта о дальних морских плаваниях не оставляла Елену, и в 1996 году она на три года окунулась в проект океанской двухмачтовой яхты. Нашелся и единомышленник, Сергей Горюшкин, который решился строить яхту. Для реализации проекта пришлось продать две квартиры, две машины и первую яхту Сергея. И в 2006 году яхта «Дуэт» была спущена на воду.
Кондрат Тихонович Гуняшов создал из алюминиевых сплавов яхту класса «Тонник», способную совершать дальние морские переходы. Жаль, что ему не пришлось самому осуществить свою мечту – пройти по внешним морям, Атлантику. В 1996 году переименованная его именем яхта «Кондрат» совершила плавание вокруг Европы.
Анатолий Драгин, работник завода ВЦМ, вспоминает, как привёз в яхт-клуб полутораметровый катамаран и ползал на нём по гавани. На следующий год спустил трёхметровый, набранный из деревянных реек катамаран, через год удлинил его на полтора метра, в два раза увеличилась парусность. А ещё на следующий год смастерил небольшую рубку, в которой в сидячем положении можно было укрыться от брызг и непогоды. Все выходные он с семьей уходил в плавание по Волге и на Усу.
Виктор Кириллович Ляхов, преподаватель ТПИ, целенаправленно изучил теорию паруса, основы кораблестроения, и создал маленькую крейсерскую яхту - с обрезанным форштевнем, из тонкого алюминиевого листа на герметике, обтягивающего каркас из деревянных брусков. Мало кто верил, что эта яхта вообще сможет ходить. А он прошел на ней с семьей сотни миль по Волге! И только позже подобные обводы появились на детских судах класса «Кадет».
Евгений Сидоров со своим бессменным помощником Евгением Сивцовым построил шесть катамаронов. Последний был 12 метров длиной. Сейчас ходит на 8-метровом крейсерском швертботе из кедра. В планах - настройка 10-метровой гоночнокрейсерской яхты.
Увидев в яхт-клубе «Дружба», как несколько энтузиастов строят сварные стальные яхты, Андрей Самохлебов тоже заложил стапель. Шесть лет ушло на постройку, а за это время он обучился на рулевого, и на этой яхте ходил 13 лет. Но мечты уводили его за горизонт, в дальние моря и океаны. Он продал яхту и новую «Волгу» и заложил океанскую яхту, на постройку которой ушло тоже 6 лет. Вот уже 10 лет он уходит в дальние плавания. Первый поход был на Онежское озеро, затем на Белое море, на следующий год - в Ростов за арбузами, потом в Швецию и Финляндию, на следующий год - в Крым. А в 2016 году «Гранд Круиз» совершил плавание вокруг Скандинавского полуострова.
В 1968 году Ленинградская и Таллиннская судоверфи наладили выпуск детских яхточек «Оптимистов» и «Кадетов». С первого взгляда - «тупорылые корыта», но достаточно устойчивые и мореходные. С этого периода начал бурно развиваться детский спорт. В каждом яхт-клубе появились тренеры и детский спортивный флот.
В 1979 году ЦС ДСО «Труд» открыл в Тольятти отделение СДЮСШОР. С созданием школы появилась возможность чаще выезжать на союзные и российские соревнования. Старший тренер Виталий Васильевич Зинуков сумел привлечь спонсоров для покупки материальной части. Хорошо был организован учебно-тренировочный процесс. Все это способствовало значительному росту мастерства и числа нашей талантливой молодежи в сборных России и СССР, которые становились призерами и чемпионами российских соревнований. Но это был только очередной этап. Новейшая история детского спорта началась с приходом в СДЮСШОР заслуженного тренера СССР Юрия Ивановича Давыденко.
Лучших успехов достигали ученики тренеров В.Жбанкова, А.Троицкого, А.Никитина, В.Зинукова. По инициативе Ю.И.Давыденко в 1980 году в Тольятти открывается отделение школы высшего спортивного мастерства. Первыми его тренерами были В.Татаринов, Ю.Давыденко, Ю.Титавнин. Основной задачей ШВСМ была подготовка спортсменов высшего спортивного мастерства, выступления наших гонщиков за сборные России и СССР на международных соревнованиях, привлечение наших тренеров к работе со сборной России и СССР. Благодаря отличной базе (СДЮШОР), а так же активной помощи со стороны старшего тренера сборной России Г.Белова, ученики ШВСМ достигли высочайших вершин.
В 1985 году Ю.Коновалов вошел в основной состав сборной СССР по классу катамаранов «Торнадо». Государство выделяло деньги только для первых номеров, а без обкатки на международных соревнованиях невозможно выявить и подготовить классного гонщика. Поинтересовавшись у зарубежных команд, которые приезжали с отдельными делегациями, Давыденко выяснил, что финансовую помощь оказывают ассоциации (частные коммерческие организации), которые могут использовать бюджетные, спонсорские средства, да и сами могут зарабатывать. Он поручил оформить ассоциацию катамаранов «Торнадо» Всеволоду Ханчину, за собой оставив должность вице-президента.
Успешное сотрудничество ассоциации и ШВСМ дало свои результаты. В 1997 году всю сборную РФ в классе катамаранов составляли тольяттинские яхтсмены. Кроме Коновалова, Порохина и Емельянова, 5 молодых экипажей входили в резерв сборной России. Ассоциация выросла в солидную организацию, президентом стал Д.Кульбицкий.
Успехи вскружили голову Ханчину, он и иже с ним решили, что Коновалов - «отработанный материал», а Давыденко им не нужен. Юрия Ивановича приказом отлучили от парусного спорта, а Коновалов не смог предать тренера и ушел из большого спорта…
Парусный спорт – один из самых сложных технических и тактических видов. Кроме таланта, нужно огромное трудолюбие. Через два года талантливая молодежь разбежалась без тренера, а те, на кого делал ставку Ханчин, просто не потянули. Самое обидное, что дорожка, проложенная Юрием Давыденко для молодых талантов в большой спорт, была разрушена.
В последние 20 лет в городе появляются талантливые гонщики, 25 из них стали чемпионами России, а наставника, который бы вывел их в большой спорт, нет.
По-разному складывались их судьбы. Сейчас в парусном спорте есть и любители, и профессионалы.
Юрий Коновалов и Анастасия Чернова (Малетина) - тренеры сборной России. Раиса Сибгатуллина (Чекашкина) работает тренером в Нью-Йорке.
Альберт Зиатдинов – инструктор по классу «Накра-17», участвует в гонке на «Луч-радиал».
С 280-тью детьми в Тольятти занимаются 20 тренеров детских спортивных школ.
Мастерство и опыт достойно оцениваются в профессиональном спорте. Александр Кулюкин и Дмитрий Петров стали чемпионом и вице-чемпионом в классе «Финн-мастер» (профессионалы).
Дмитрий Петров, став профессионалом, делится опытом и тренирует молодого гонщика в классе «Финн» Андрея Яницкого.
Вячеслав Фалюшин после автомобильной аварии в 1991 году выпал из спорта на 20 лет. В 2012 году Александр Кулюкин познакомил его с Сергеем Московцовым, возглавляющим паралимпийскую сборную России. Приняв участие в соревнованиях на паралимпийской яхте класса «2.4», Вячеслав вернулся к активной жизни.
Вячеслав Коптюхин является одним из лучших шкотовых, участвует в профессиональных международных гонках класса «Дракон». В этом же классе выступает и Александр Янин.
Виталий Руссу входит в профессиональную команду Газпрома, мечтает участвовать в программе кубка Америки.
Сергей Мясников - капитан крейсерского катамарана, совершает туристические рейсы по Средиземноморью и Атлантике.
Александр Шишкин принял эстафету от Виталия Зинукова и открыл собственное производство яхт класса «Луч», которые пользуются большим спросом в России. На «Луче» своей мини-верфи он продолжает участвовать в гонках.
Многократный чемпион России Дмитрий Бондаренко продолжает профессиональную карьеру в классе «Лазер».
Интересна судьба Дениса Минкина, который в 2010 году заметил объявление о наборе шести человек на реалити-шоу «Школа капитанов», прошёл двойной отбор, и в результате обучения получил права яхтенного инструктора. Сейчас он - руководитель «Клуба Шкиперов» Самарской области.
Пять лет Ю.И.Давыденко был отлучен от паруса. В 2002 году старший тренер СДЮСШОР В.В.Зинуков пригласил его завучем в школу, а в 2005 году Юрий Иванович возглавил её.
В школе было более 200 воспитанников и 13 тренеров. Имея огромный опыт, талант воспитателя и наставника, Юрий Иванович принял единственно правильное решение - весь свой опыт и неуемную энергию он стал передавать тренерам. Давыденко относится к тем драгоценным людям, которым доверяют безоговорочно. От него исходит надежность и ответственность, искренность и достоинство, помноженные на любовь к неповторимому миру паруса
Начав с организации четкого тренировочного процесса, он давал тренерам конкретные задания и вселял в них уверенность в достижении цели, эта уверенность передавалась и воспитанникам. Школа стала единым, отлаженным и сплоченным организмом. Каждый знал, что ему делать, и настойчиво шел к намеченной цели. Результаты их работы проявились не сразу, но последние три года школа признается лучшей в России и получает гранты по 3-4 миллиона рублей, что позволяет обновлять материальную часть. Воспитанники школы принимают участие в российских и международных соревнованиях.
После долгого перерыва два наших экипажа стали чемпионами России в олимпийских классах, это К.Сулема и А.Омельченко, М.Семенов и А.Щетинкина. Сборная области составлена из воспитанников школы.
Увеличивается число воспитанников школы в молодежной сборной России. Вот несколько фамилий: Д.Лаздин, С.Кривобоков, А.Алексенцев, Е.Васильев, О.Жукова, М.Судачков, Е.Ермакова, Д.Федянина. Дмитрий Лаздин на чемпионате мира занял 23 место в классе «Оптимист». Галина Лаздина с самыми маленькими детьми в этом году признана лучшим тренером Самарской области.