Что характерно для лошади, повинующейся посылам
Данный вопрос мы обсуждаем только потому, что его часто задают именно в этой форме. Дело вовсе не во внешнем виде лошади. Если бы это было так, то большинство всадников пытались бы привести своих лошадей каким-нибудь путем к стереотипу. На этом пути всадника подстерегает опасный соблазн. Внешний же вид, в зависимости от достигнутой степени выездки, от скорости аллюра и сложения лошади, может быть различным. Следовательно, правильный ответ может быть только таким: "Для лошади, повинующейся посылам, характерна гармония между нею и всадником".
А на вопрос о том, как выглядит лошадь, повинующаяся посылам, ответить невозможно, поскольку в этом случае можно только описать ее внешний вид, а для того, чтобы лошадь могла повиноваться посылам, необходим по крайней мере всадник, без которого не может быть и самого посыла.
Если же говорить, как это часто бывает, о внешнем виде лошади, то не следует ограничиваться описанием только постава шеи и головы, так как нельзя забывать, что под всадником находится живая лошадь, а не деревянный макет.
Чтобы определить, повинуется ли лошадь посылам, одного взгляда недостаточно; установить это можно только наблюдая всадника и лошадь некоторое время, прежде чем можно будет высказаться. Но для этого необходимо наблюдать их во время движения по кругу, при перемене вольта, прохождении углов и остановке.
На обычной рыси лошадь может безупречно повиноваться посылам, но это отнюдь не означает, что она приучена подчиняться им и в статичном состоянии. Если же дело обстоит наоборот, то есть, стоя на месте, лошадь слушается посылов, а на ходу - нет, то, значит, всадник на ложном пути.
Каждое движение всадника должно быть спокойным и осмысленным, а посылы незаметны глазу непосвященного зрителя. Это последнее требование имеет немаловажное значение. Если посылы становятся заметны, то можно с уверенностью сказать, что лошадь не повинуется всаднику.
1. Всадник обязан:
а) устойчиво и спокойно сидеть в седле, плотно соприкасаясь с ним. Он не должен при каждом шаге лошади "падать" в седло или шлепать по нему седалищем;
б) руки держать совершенно спокойно. Он не должен кистями и предплечьями делать резких и сильных движений при каждом шаге лошади. Поводья постоянно должны быть равномерно набраны, а не провисать или натягиваться как струна. Для того чтобы поддерживать контакт с лошадью или побудить ее отжевывать трензельное железо, всадник не должен дергать поводья в ту или другую сторону;
в) шенкелями спокойно и постоянно поддерживать контакт с корпусом лошади, чтобы в любое время он мог воздействовать на лошадь, не изменяя положения; в коленях же ноги могут сгибаться больше или меньше.
2. Лошадь должна:
а) идти спокойным, равномерным, достаточно хорошим, захватывающим пространство шагом;
б) идти прямо, оба уха держать на одной высоте; при каждом проходе угла или повороте изгибаться как бы сама собой; любой взгляд лошади в противоположном от поворота направлении говорит об ошибках выездки;
в) спокойно, непрерывно отжевывать трензельное железо, но так, чтобы это не было слышно. Она не должна отделываться от трензеля или скрипеть зубами, играть языком или оттягивать его назад и перекидывать трензель. У некоторых лошадей наблюдается чрезмерное выделение пены изо рта;
г) всегда сохранять правильный постав головы и шеи. Лошадь не должна мотать головой при изменении скорости, остановках или подъеме на рысь с места, прижимать голову к груди и при этом выгибать или вытягивать шею. Шея должна образовывать красиво изогнутую линию;
д) хвост держать спокойно.
Наличие выше перечисленных признаков говорит о высоком классе выездки, если же хотя бы один из них не выполняется, то, значит, лошадь чувствует себя скованно и не может весь свой двигательный аппарат подчинить воле всадника. А это говорит о том, что она не подчиняется посылам.
Округлая шея и старательное отжевывание трензельного железа отнюдь не единственные и важнейшие, а только особенно легко заметные признаки. Есть много средств побудить лошадь отжевывать трензельное железо и округлять шею, но это еще не означает, что лошадь хороню выезжена.