Система физического воспитания в Древней Греции.
Предмет и задачи курса истории физической культуры и спорта.
Предмет - возникновение, развитие физической культуры и спорта на разных этапах развития общества.
История физической культуры и спортаимеет большое воспитательное и образовательное значение. Она призвана решать следующие основные задачи:
-Показать с научной позиции становление, состояние и развитие физической культуры и спорта в разные периоды существования человеческого общества;
Теории происхождения физических упражнений и игр.
- теории игры в духе Шиллера;
Физическая культура произошла от игр без соревновательности и правил. Подобно животным.
- теории магии, впервые изложенной Рейнаком;
Теория предполагает, что ФК произошло от обрядов и культов древних людей.
- теории излишней энергии, сформулированной Спенсером.
Считается, что ФК произошло от излишней энергии у человека, от желания потратить ее
Основные этапы и особенности первоначального развития физической культуры в первобытном обществе.
Этапы:
1) Дородовое начало неорганизованной деятельности.
ФК отсутствует.
2) При родовом начале организованной деятельности было две формы правления: матриархат и патриархат.
При матриархате виды деятельности были собирательство и охота, воспитание было общественным, физическое воспитание – натуралистическое, а средствами физического воспитания были все естественные средства.
При патриархате виды деятельности были скотоводство, земледелие, воспитание было общественным, а средствами физического воспитания были упражнения со снарядами.
3) Период распада первобытного общества. Формы управления – вожди, шаманы; виды деятельности был морской промысел, подготовка к участию в войне; характер воспитания – семейное воспитание; физического воспитания – военная физическая подготовка; средствами физического воспитания были военные упражнения, плавание, состязания.
Особенности ФК в первобытном обществе.
- доступность для всех членов рода и всеобщая обязанность.
- отсутствие системы физического воспитания.
- зарождение физической культуры как стремления человека покорению
природы.
Особенности развития физической культуры в государствах Древнего Востока.
В Древнем Востоке власть была поделена между светскими и религиозными кругами правящей элиты. И поэтому основной задачей ФК стало воспитание такого типа человека, годного для удержания власти и завоеваний. Трудовые умения, которые сохранились, превратились в практическое приложение к военным умениям.
Исход сражений часто решала физическая сила воинов, их выносливость, ловкость, опытность. Поэтому с детства их учили атлетике, борьбе, стрельбе из лука, охоте, для поднятие боевого духа.
Практиковались физические упражнения и игры: охота на колесницах (Древний Египет), верховая езда Персия, стрельба из лука Китай.
Как особенность физической культуры в Древнем Востоке нужно отметить:
- средство обучения военной подготовки;
- носит культовый ритуальный характер;
- исполняет функции воспитательного, лечебного, формирует характер.
Система физического воспитания в Древней Греции.
Было два метода физических упражнений: гимнастика и соревнования.
В гимнастике было три части:
1) игры, для подготовки детей (различные подвижные игры);
2) бег, метание копья, борьба.
3) игры с мячом, акробатика.
В Греции для занятий спортом возводились различные сооружения – гимнасии, стадионы, и другие.
Особенности физической культуры в Греции:
1. общество признало значение физической культуры.
2. появились формы физкультурной и спортивной деятельности.
3. появилась взаимосвязь физической культуры, этики и эстетики.
4 . появляется наука о физической культуре. философы, врачи, пытались объяснить значение физической культуры для образования личности человек.