CXXXIII. Орфографическая минутка
- Спишите, исправив ошибки.
Город орел — родина моей Мамы. Хищная птица — Орел. У Никиты Черный карандаш. Летом я купался в черном море. По небу плывет Белое облако. В белом море много рыбы.
- Какие правила повторили?
- Какие слова пишутся с большой буквы?
- Самоопределение к деятельности
Упр. 163 (с.104).
(Самостоятельное выполнение после предварительного разбора по шагам.) Упр. 164 (с.95).
(Самостоятельное выполнение после предварительного разбора по шагам.)
- Работа по теме урока
Упр. 165 (с.96).
(Выполнение с комментированием.)
- Прочитайте слова тетушки Совы на с. 96.
- Что описывает текст-описание? (Явление или предмет.)
- Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию?
— Физкультминутка
Наклоняемся с хлопком
И с хлопком потом встаем.
Вниз и вверх, вниз и вверх,
Ну-ка, хлопни громче всех!
{Наклониться, хлопнуть в ладоши, выпрямиться,
хлопнуть в ладоши над головой.)
На одной ноге мы скачем,
Как упругий звонкий мячик.
На другой поскачем тоже,
Очень долго прыгать можем.
{Прыжки на одной ноге.)
Головой вращаем плавно,
Смотрим влево, смотрим вправо. (Повороты головы вправо и влево.) И пройдемся мы немного, (Ходьба на месте.) И вернемся вновь к уроку. (Сесть на место.)
В. Тарасов
CXXXIV. Закрепление изученного материала
Упр. 167 (с. 97).
Я живу под землей в темной норке. Шубка серая, крошечный рост. Глазки, черные бусинки, зорки, И веревочкой тоненький хвост... Я боюсь долгоносой вороны, Желтоглазой совы и хорьков, Голодаю весною студеной, Зябну в сырости талых снегов.
О. Беляевская
- О ком эта загадка? {Омышонке.)
- В каких предложениях дано описание внешнего вида мышонка?
- В каких предложениях описываются особенности жизни животного?
- Назовите главную мысль текста-описания. (Мышонок всего и всех боится.)
(Выполнение в соответствии с заданиями.)
CXXXV. Рефлексия
Упр. 169 (с. 98).
- Составьте текст-описание вашего любимого животного по плану.
План
— Внешний вид (какая голова, глаза, уши, чем покрыто туловище).
—Особенности животного (где живет, чем питается, что любит делать).
—Как ты относишься к животному (любишь, заботишься, оберегаешь).
IV. Подведение итогов урока
- Какие бывают виды текстов?
- Назовите составные части текста-описания.
- Какой текст вам понравился? Почему?
Домашнее задание
Выполнить упр. 166 (с. 96).
Урок 141. Проверка знаний
Цель: проверить знания по теме «Имя прилагательное». Планируемые результаты: учащиеся научатся находить прилагательные в тексте; ставить вопросы от существительных к прилагательным; устанавливать связь между прилагательным и существительным; подбирать к существительным" прилагательные, близкие и противоположные по смыслу; различать текст-описа- ние и текст-повествование.
Ход урока
CXXXVI. Организационный момент
CXXXVII. Актуализация знаний
Словарная работа
- Послушайте детские стихи, найдите в них словарные слова.
Поигрался ветерок В бархатной листве. Пробежался сотней ног По лесной граве. — Где ты, ветер, мой малыш, Почему еще не спишь?
Т. Прокушева Лучше нет велосипеда — Едет он быстрей мопеда! Не забудь, что тут дорога, Где всегда машин так много! Поезжай во двор скорей, Покатай своих друзей.
О. Корнеева Если вас нашли в капусте Нет причин у вас для грусти, Потому что вам тогда Обеспечена еда.
А. Ивойлова
- Какие словарные слова услышали? (Ветер, дорога, капуста.)
- Что объединяет слова? (В них три слога.)
- Запишите слова, разделяя их на слоги и для переноса.
- Самоопределение к деятельности
(На доске записаны слова.)
Повидло, чай, сахар, подушка, озеро, ручьи.
- К данным существительным подберите прилагательные.
- Запишите словосочетания по образцу: повидло (какое?) яблочное.
(Проверка — ученики по цепочке читают словосочетания, четко проговаривая окончания прилагательных.)
CXXXVIII.Назовите тему проверочной работы. (Имена прилагательные.)
- Работа по теме урока
(«Проверь себя» (с. 99). Проводится по заданиям учебника.)
- Физкультминутка
На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий. Руку левую к груди, Да смотри не упади.
- Закрепление изученного материала
CXXXIX.Выпишите из текста имена прилагательные вместе с именем существительным, от которого они зависят.
Ранней весной цветет нежная ива. Золотистую пыльцу с желтых пуховиков собирают пчелы. В ивовых кустах весною живут и поют голосистые соловьи.
- Рефлексий
Тест
- Имена прилагательные отвечают на вопросы:
а) кто? что?
б) какой? какая? какие?
в) что делать?
- Имена прилагательные:
а) изменяются по числам;
б) не изменяются по числам.
- Укажите имена прилагательные.
а) похолодало;
б)холод;
в) холодный.
- Укажите слово, от которого образовалось прилагательное водный.
а) проводка;
б) уводить;
в) вода.
(Также можно использовать КИМы (с. 43).)
- Подведение итогов урока
CXL.О какой части речи говорили на уроке?
CXLI.Какое задание вам было интересно выполнять?
CXLII.Что не получилось?
Домашнее задание
Выполнить упр. 170 (с, 98),
Урок 142. Общее понятие о предлоге
Цель: формировать представление о предлоге как части речи, его роли в предложении.
Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать предлог как часть речи; употреблять предлог только с именами существительными или местоимениями; устанавливать связь слои в предложении с помощью предлога; применять правила правописания.
Ход урока